Конспект занятия по обучения грамоте в подготовительной группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Никишина Анжелика Александровна
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звук ж. Буква Ж»
 
Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж.
образовательные задачи:
1) закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;
2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова);
3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
4) закрепить в речи детей понятие «слог»;
5) упражнять детей в делении слов на слоги;
6) учить детей преобразовывать слова;
7) совершенствовать звуковой анализ;
8) совершенствовать навык чтения слогов, слов;
развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание.
воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.
Оборудование:
предметные картинки (банан, утка, катер, велосипед); конверт с письмом; сюжетная картинка; солнышко; листы для индивидуальной работы; предметная картинка (жук); пособие для звукового анализа; игрушка «Жук», карточки с изображением букв (Ж, К, У, О, А, И, картинка «Солнышко».
 
Дети встали в круг.
Восп: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Будем передавать друг другу солнышко и, улыбаясь, называть ласково по имени. Доброе утро, Димочка (дети передают «солнышко» друг другу).
Восп: Тихо проходите и садитесь.
 
I. Организационный момент:
Восп: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.
Ваша новая буква»
Восп Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?
Дети: Да.
Показываю детям картинку с изображением банана.
Восп: Ребята, что изображено на этой картинке?
Дети: На этой картинке изображен банан.
Восп: Какой первый звук в слове банан?
Дети: В слове банан первый звук б.
Восп: Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).
Аналогичная работа с картинками: утка, катер, велосипед, буква Ы.
Восп: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?
Дети: Буквы.
Восп: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.
Отгадайте загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Дети: Жук.
Восп: С какого звука начинается слово жук?
Дети: Слово жук начинается со звука [ж].
Восп: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ж.
Для того, чтобы правильно произносить звук, надо сделать гимнастику язычка и самомассаж.
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.
Мы почистим зубки, чтобы улыбаться,
Сядем на качели, чтобы покачаться.
Давайте дадим характеристику звуку [ж]. Произнесите звук [ж].
Дети: Ж-ж-ж.
Восп: Звук [ж] можно пропеть?
Дети: Звук [ж] нельзя пропеть. Он согласный.
Восп: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж]. Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко работает.
Восп: Если горлышко работает, значит звук [ж] какой?
Дети: Звук [ж] звонкий.
Восп: Молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый.
Вика, дай полную характеристику звука [ж].
Вика: Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.
Восп: Кому сейчас жук сядет на плечо, тот пожужжит соседу на ушко.
2. Восп : Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж], слог со звуком [ж], слово со звуком [ж].
Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж
ЖА, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ
ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ
Восп: Молодцы, все были очень внимательными.
3 Восп: Ребята, посмотрите на картинку
Будь внимательным, смотри:
Слова со звуком [ж] назови
И место звука в слове укажи.
Дети: На этой картинке изображен желудь. В слове желудь звук [ж] находится в начале слова.
(аналогично со словами: жираф, жаба, ежи, лыжи).
Восп: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.
Восп: У меня для вас есть еще одна игра. Называется «Новое слово». Я назову вам слово, а вы замените в слове первый звук на звук [ж].
(лук, баба, мир, мало, пакет, билет, пучок, Веня).
Восп: Молодцы, ребята. Встаньте в круг, отдохнем:
В домик к нам жук влетел,
Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».
Вот он вправо полетел –
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел –
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос нам хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук нас приземлился,
Жужжа, закружился:
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем вместе:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Восп: Ребята, мы с вами играли в игры со звуком [ж], а сейчас познакомимся с буквой Ж.
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук.
Восп: Ребята, что это: буква или звук?
Дети: Это буква.
Восп: Правильно. А чем буква отличается от звука?
Дети: Буквы мы видим, читаем и пишем. Звуки мы произносим и слышим.
 
Наш звук [ж] согласный и петь песенки не может. Стало ему грустно. Давайте поможем ему и познакомим с гласными звуками.
(выходят дети. Вешаю на шею таблички с буквами Ж, О, У, А, И. Дети читают слоги)
Слушает ЖУК внимательно,
Как вы слоги читаете старательно.
Дети: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, АЖ, ОЖ, УЖ, ИЖ
Восп: Хорошо, молодцы.
А сейчас посмотрите на буквы. Надо поменять их местами так, чтобы получилось слово (буквы У, Ж, К)
Дети: Жук.
Восп: Правильно. Возьмите «цветные фишки». Выкладывает схему слова ЖУК.
(дети выполняют задание)
Восп: Саша, выйди к доске и составь схему слова ЖУК. А вы, ребята, проверяйте.
Ребенок выкладывает схему слова на доске.
Восп: Саша, почему ты поставил первым синий кружок?
Саша: Звук [ж] твердый согласный звук, поэтому обозначаем его синим кружком.
Аналогичная работа со звуками: [у], [к].
Восп: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием.
Скороговорку повторите,
На звук [ж] сильней нажмите:
Жутко жуку жить на суку.
Восп: Давайте напишем букву Ж в воздухе пальцем. напишите букву Ж на листочках.
(дети выполняют задание)
Восп: Ребята, жуку очень понравилось у вас в гостях и он хочет узнать, что вам понравилось сегодня на занятии?
(ответы детей)
Давайте еще раз вспомним характеристику звука [ж]. Какой звук [ж]?
Дети: Звук [ж] – согласный, глухой и всегда твердый.
восп: Правильно, ребята, молодцы!
Жук не зря у нас гостил,
Букву Ж он изучил.
И за знания в ответ
Нам оставил свой портрет.
За то, что вы сегодня были такие внимательные, так хорошо занимались, жук на память хочет подарить вам свой портрет.
Можете отдохнуть.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буква ж подготовительная группа19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звук жБуква Ж»

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж.

образовательные задачи:

1) закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуковслогов, слов;

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

5) упражнять детей в делении слов на слоги;

6) учить детей преобразовывать слова;

7) совершенствовать звуковой анализ;

8) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание.

воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Оборудование:

предметные картинки (банан, утка, катер, велосипед); конверт с письмом; сюжетная картинка; солнышко; листы для индивидуальной работы; предметная картинка (жук); пособие для звукового анализа; игрушка «Жук», карточки с изображением букв (Ж, К, У, О, А, И, картинка «Солнышко».

Дети встали в круг.

Восп: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Будем передавать друг другу солнышко и, улыбаясь, называть ласково по имени. Доброе утро, Димочка (дети передают «солнышко» друг другу).

Восп: Тихо проходите и садитесь.

I. Организационный момент:

Восп: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

Ваша новая буква»

Восп Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?

Дети: Да.

Показываю детям картинку с изображением банана.

Восп: Ребята, что изображено на этой картинке?

Дети: На этой картинке изображен банан.

Восп: Какой первый звук в слове банан?

Дети: В слове банан первый звук б.

Восп: Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).

Аналогичная работа с картинками: утка, катер, велосипед, буква Ы.

Восп: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

ДетиБуквы.

Восп: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.

Отгадайте загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Дети: Жук.

Восп: С какого звука начинается слово жук?

Дети: Слово жук начинается со звука [ж].

Восп: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ж.

Для того, чтобы правильно произносить звук, надо сделать гимнастику язычка и самомассаж.

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

Мы почистим зубки, чтобы улыбаться,

Сядем на качели, чтобы покачаться.

Давайте дадим характеристику звуку [ж]. Произнесите звук [ж].

Дети: Ж-ж-ж.

ВоспЗвук [ж] можно пропеть?

ДетиЗвук [ж] нельзя пропеть. Он согласный.

Восп: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж]. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко работает.

Восп: Если горлышко работает, значит звук [ж] какой?

ДетиЗвук [ж] звонкий.

Восп: Молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый.

Вика, дай полную характеристику звука [ж].

ВикаЗвук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.

Восп: Кому сейчас жук сядет на плечо, тот пожужжит соседу на ушко.

2. Восп : Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж], слог со звуком [ж], слово со звуком [ж].

Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж

ЖА, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ

ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ

Восп: Молодцы, все были очень внимательными.

3 Восп: Ребята, посмотрите на картинку

Будь внимательным, смотри:

Слова со звуком [ж] назови

И место звука в слове укажи.

Дети: На этой картинке изображен желудь. В слове желудь звук [ж] находится в начале слова.

(аналогично со словами: жираф, жаба, ежи, лыжи).

Восп: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.

Восп: У меня для вас есть еще одна игра. Называется «Новое слово». Я назову вам слово, а вы замените в слове первый звук на звук [ж].

(лук, баба, мир, мало, пакет, билет, пучок, Веня).

Восп: Молодцы, ребята. Встаньте в круг, отдохнем:

В домик к нам жук влетел,

Зажужжал он и запел«ж-ж-ж».

Вот он вправо полетел –

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел –

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос нам хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук нас приземлился,

Жужжа, закружился:

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем вместе:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Восп: Ребята, мы с вами играли в игры со звуком [ж], а сейчас познакомимся с буквой Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук.

Восп: Ребята, что этобуква или звук?

Дети: Это буква.

Восп: Правильно. А чем буква отличается от звука?

ДетиБуквы мы видим, читаем и пишем. Звуки мы произносим и слышим.

Наш звук [ж] согласный и петь песенки не может. Стало ему грустно. Давайте поможем ему и познакомим с гласными звуками.

(выходят дети. Вешаю на шею таблички с буквами Ж, О, У, А, И. Дети читают слоги)

Слушает ЖУК внимательно,

Как вы слоги читаете старательно.

Дети: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, АЖ, ОЖ, УЖ, ИЖ

Восп: Хорошо, молодцы.

А сейчас посмотрите на буквы. Надо поменять их местами так, чтобы получилось слово (буквы У, Ж, К)

Дети: Жук.

Восп: Правильно. Возьмите «цветные фишки». Выкладывает схему слова ЖУК.

(дети выполняют задание)

Восп: Саша, выйди к доске и составь схему слова ЖУК. А вы, ребята, проверяйте.

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

Восп: Саша, почему ты поставил первым синий кружок?

СашаЗвук [ж] твердый согласный звук, поэтому обозначаем его синим кружком.

Аналогичная работа со звуками: [у], [к].

Восп: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием.

Скороговорку повторите,

На звук [ж] сильней нажмите:

Жутко жуку жить на суку.

Восп: Давайте напишем букву Ж в воздухе пальцем. напишите букву Ж на листочках.

(дети выполняют задание)

Восп: Ребята, жуку очень понравилось у вас в гостях и он хочет узнать, что вам понравилось сегодня на занятии?

(ответы детей)

Давайте еще раз вспомним характеристику звука [ж]. Какой звук [ж]?

ДетиЗвук [ж] – согласный, глухой и всегда твердый.

восп: Правильно, ребята, молодцы!

Жук не зря у нас гостил,

Букву Ж он изучил.

И за знания в ответ

Нам оставил свой портрет.

За то, что вы сегодня были такие внимательные, так хорошо занимались, жук на память хочет подарить вам свой портрет.

Можете отдохнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Занятие №2. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

     Занятие №2.  Конспект занятия по обучению           грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ сл...

Занятие. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

     Занятие №2.  Конспект занятия по обучению           грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ сл...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...