Путешествие в мире звуков
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Рагулева Марина Владимировна

Продолжение обучать детей выделять звук в начале слова, учить различать твёрдые и мягкие звуки, составлять слова по первому звуку, обучать звуковому анализу, закреплять умение детей определять количество слогов в слове, в придумывании предложений и составлении схем, учить подбирать родственные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_zvukov.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 119»

«Путешествие в мире звуков»

Рагулева М.В.

Воронеж 2015

Цель:

Продолжение обучать детей выделять звук в начале слова, учить различать твёрдые и мягкие звуки, составлять слова по первому звуку, обучать звуковому анализу, закреплять умение детей определять количество слогов в слове, в придумывании предложений и составлении схем, учить подбирать родственные слова.

Задачи:- развивать навык чтения односложных слов,

               - мышление, внимание, память;

               -отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Оборудование:

1. Макет корабля

2 .Глобус

3. Лодка из бумаги. Тим и Том, спасательный круг, картинка с надписью SOS

4. Таблицы «Пристани»

4. Картинки – кит  и акула, коробочки для звукового анализа.

6. Острова, и слова для деления на слоги

7. Колодец с ведром,

8. Кораблик –штриховка

                Ход занятия

- Ребята посмотрите сколько у нас сегодня гостей! Давайте с ними поздороваемся.

- Здравствуйте.

Оргмомент:

Я предлагаю вам отправиться в путешествие  на другой материк. Ребята, а на каком материке живем мы с вами?

Ответы детей: Евразия.

Воспитатель: А какие еще вам известны материки? Покажите их на глобусе.

Ответы детей.

Воспитатель:- На чём можно путешествовать по воде?

Ответы детей: на пароходе, корабле, теплоходе, катере, лодке.

Я предлагаю совершить путешествие на корабле.

1.Итак! Все на своих местах. Готовы к путешествию? На нашем пути будет много трудностей. Но я уверена, что вы с ними справитесь.

Давайте я прочитаю вам куда мы с вами отправимся. Что такое! Все таблички с названием сорвал сильный ветер, и их унес  в море. Но мы не будем отчаиваться. Отправимся в путешествие, найдём все таблички и  узнаем куда лежит наш путь.

2. Выход в море.

Посмотрите --лодка.. А кто в ней? (Дети отвечают Тим и Том.) Тим и Том посылают нам сигнал SOS. Что это значит? (дети отвечают) Да, они терпят бедствие. Нужно им помочь! Поможем? Если вы справитесь с заданием, то спасёте Тима и Тома.

Задание: Я буду называть звук твёрдо, а вы называйте мягко. Отвечать будет тот, кому я брошу спасательный круг!

Р з н т в д к г л с. Молодцы! Вы спасли Тима и Тома, а они говорят вам слова благодарности и дарят первую букву (а, к)

3. Пристани.

Определить первые звуки и прочитать слово .

— Наш корабль проплывает мимо пристани, давайте прочитаем, как называются пристани: Еще раз посмотрите на эти картинки, определите первый звук и по и первым звукам сложите слово. Что общего в названиях? А вот здесь у пристани – наша буква (р, и)

Гимнастика на ориентацию в пространстве.

Садимся за столы.

4. Отгадайте загадку и вы узнаете кто плывёт нам навстречу.

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Фонтаны пускает.

Кто его узнает? Кит.

Звуковой анализ слова:

Дети выполняют задание: характеризуют каждый звук слова и ставят к звуку звуковой символ.

-- Сколько звуков в слове?

--Назовите 1-й звук, 2-й, 3-й. характеристика звуков.

-- Сколько согласных?

-- Сколько гласных звуков в этом слове?

Загадка:

Серебристых рыбок стая промелькнула.

А за ними мчится хищная

(акула)

Звуковой анализ слова (самостоятельно)

--Сколько всего звуков?

-- Назовите 1-й звук, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й. характеристика звуков.

-- Сколько согласных? Какой согласный звонкий?

-- Гласных?

--Какой звук ударный?

Получаем буквы ф, а.

Гимнастика для глаз.

Встал на мостик капитан,

Смотрит здесь, смотрит там.

То в бинокль, то в трубу —

Влево, вправо, за корму.

Сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры» бинокля, и поднесите «бинокль» к глазам, Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним. Теперь один кулачок приставьте к другому так, чтобы получилась труба. Посмотрите в подзорную трубу. Второй глаз должен быть закрыт! Что вы видите? А я вижу косяк рыбы! Предлагаю поймать по красивой рыбке!

Проходим на ковер.

Воспитатель: Вот мы и собрали все буквы. Теперь нам предстоит узнать куда же мы приплыли?

Ответы детей: Мы в Африке.

Воспитатель: Правильно, давайте посмотрим на глобус. Скажите ,глядя на глобус что вы можете сказать об этом континенте.

Ответы детей: Здесь мало растительности, зато много песка. Пустынь.

Воспитатель :Да ,ребята вы правы. Здесь находится пустыня сахара. Как вы думаете ,а чего не хватает в Африке?

Ответы детей: Воды.

Воспитатель: Вот мы сейчас и поможем  жителям этого материка с водой. Я знаю здесь есть колодец, только он весь засыпан песком нам нужно его почистить. Дети опускают ведро в колодец и по мере продвижения ведра вниз, читают односложные слова, которые получились. Чтение односложных слов.

Кот, ком, мох, ток, сок. Молодцы, ребята время уже позднее нам пора возвращаться домой.

Дыхательная гимнастика.

Итак, отправляемся в путь! Наш корабль не может двигаться вперёд--нет ветра. Давайте подуем на паруса.

6. Таинственные острова. Деление слов на слоги. Посмотрите впереди острова, но что то здесь не так.

На первом острове живут слова, состоящие из одного слога, на втором - состоящие из двух слогов, на третьем - состоящие из трёх слогов. Жители этих островов тоже любят путешествовать. А когда возвращаются из путешествия, не могут разобраться, где их родной остров. Давай те поможем им разобраться. Мы прочитаем слова. Определим количество слогов: море, катер, вода, пароход, водопад, лодка, ледокол, парус, теплоход, мель, маяк, шторм, порт.

Спросить смысл некоторых слов; первый слог, второй, ударный слог. За то, что вы помогли жителям островов они дарят вам букву (а)

8. Шторм.

На море поднялся ветер. Сейчас начнётся шторм. Если мы справимся со следующим заданием, то шторм нам не страшен. Составление предложений и схем предложений.

Вспомним: -- Из чего состоит предложение?

--Как пишутся слова в предложении?

--С какой буквы начинается предложение?

--Что ставится в конце предложения?

Посмотрите на картинку и придумайте предложение.

9. Страна родственных слов.

Какое слово лишнее.

---рана. ранил, раненый, рано

--гора, горный, пригорок, горе

--поле, полевой, полюшко, полочка

--вода, водичка, водить, водяной

--гусь, гусята, гусеница, гусыня

--час, часок, часть, часовщик

-- нос, носильщик, носатый, носик

--печь, печурка, печать, печной.

Воспитатель: Вот мы с вами и дома. Ребята так где мы сегодня с вами побывали?

Ответы детей: В Африке.

Воспитатель: Ну, а для того  что бы ваше путешествие  вам запомнилось я прошу вас пройти за столы. И попробовать соединить все точки на нашем листочке, что бы у вас получился кораблик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В мире звуков". Речевые звуки

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...

Квест-игра «Путешествие по миру гласных звуков» в старшей группе.

Квест-игра  «Путешествие по миру гласных звуков» в старшей группе....

Формирование представления о звуках. Тема: "В мире звуков"

Формировать представление о звуках которые нас окружают и какие звуки издают животные и птицы. Имитация их произношения. Развивать слуховое внимание. Знакомство с термином "Речевой звук". За...

Конспект фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности «В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»

Конспект  фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности«В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»...