Программа кружка "АБВГДейка" по методическим пособиям Е. Куцина, Н. Сазонова
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Программа составлена на основе двух методических пособий: Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать» (для детей 5-7 лет) и
Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 132.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края
Программа работы кружка в подготовительной группе «Рябинка»
Воспитатель: Ковалева Нина Николаевна
2018 – 2019 уч. год
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………...3
- Актуальность…………………………………………………………..….4
- Цель……………………………………………………………………..…4
- Задачи…………………………………………………………………..….4
- Режим организации занятий…………………………………………..….4
- Принципы и подходы…………………………………………………..…4
- Возрастная характеристика развития детей 6-7 лет………………….…6
- Возрастная характеристика детей 6-7 лет (речевое развитие) ………...6
- Планируемые результаты………………………………………….…..…7
- Календарно - тематическое планирование работы кружка «АБВГДейка» с детьми подготовительной группы……………………………………………….8
- Методика выявления уровня речевого развития……………….…......14
- Список использованной литературы…………………………….….....25
Прекрасна речь, когда она как ручеек
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е. Щуки
По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
В.В. Мамаева
Пояснительная записка.
Целью работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. Важным критерием развития ребенка старшего дошкольного возраста является богатое речевое общение. К 6-7 годам ребенок достаточно владеет речью и может выражать свои мысли и чувства, рассказывать об увиденных событиях, пересказывать услышанное литературное произведение. Однако есть дошкольники, имеющие трудности в усвоении родного языка.
Данный кружок направлен на развитие связной речи. Программа составлена на основе двух методических пособий: Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать» (для детей 5-7 лет) и
Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет).
К концу года дети научатся последовательно строить свои высказывания, отвечать на вопросы по тексту, понимать и пересказывать прочитанное. Дошкольники смогут более полно понять содержание текста и научатся правильно согласовывать слова в предложении, понимать отношения между этими словами. Пересказы дают возможность овладевать грамматическим строем речи, запоминать устойчивые словосочетания, обогащать собственную речь красочными и точными прилагательными. Большое внимание в данной работе уделяется развитию грамматического строя речи – детям предлагаются задания на словоизменение, словообразование, использование в речи предлогов, согласование частей речи друг с другом. По окончании курса занятий дети научатся сравнивать, анализировать, обобщать, запоминать, выделять слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове, подбирать слова к звуковой и слоговой схемам.
Разработано календарно - тематическое планирование кружковой деятельности, которое представлено в виде таблицы, где можно четко проследить последовательность и системность работы.
Актуальность выбора кружка «АБВГДейка» определена тем, что у детей подготовительной группы слабо развита связная речь. Программа также предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, текстами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель: создать условия для формирования у детей готовности к обучению грамоте в школе.
Задачи:
- развитие речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;
-формирование навыков звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков, обучение анализу и синтезу предложений разной конструкции;
-развитие речевого дыхания, ритмико-интонационной стороны речи, фонематического слуха;
-активизация устной речи детей, сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка;
– формирование умения работы в коллективе;
- формирование связной речи.
Режим организации занятий
Программа рассчитана на детей 6-7 лет.
Продолжительность обучения (общий объём) – 34 занятия.
Группа состоит из 27 детей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
Содержание кружковой деятельности основано на следующих принципах:
а) Личностно ориентированные принципы:
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача – это развитие будущего школьника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно ориентированные принципы:
Принцип целостности содержания образования. Представление ребёнка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка - это не абстрактное, холодное знание о нем.
Это ни знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня : это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача образования - помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно-ориентированные принципы:
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности - конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Возрастная характеристика развития детей 6-7 лет
Программа строится с учётом возрастных особенностей всех когнитивных процессов детей дошкольного возраста и на основе дифференцированного, личностно-ориентированного подхода. Необходимо учитывать, что поступающие в первый класс дети 6 – 7 лет, имея одинаковый возраст, существенно различаются по уровню общего развития.
В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности, повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам. К 6-летнему возрасту развивается чёткая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
В старшем дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это повышение, с возрастом изменяются. Дети в этом возрасте начинают сознательно управлять своим вниманием и удерживать его на определенных предметах.
Шестилетний ребёнок может многое, но не следует переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления, хотя и доступна, но еще нетипична, не характерна для этого возраста. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.
Столь подробное принятие во внимание возрастных особенностей детей
6 – 7 лет, осуществляемое в программе, позволяет учитывать интересы, желания, вкусы, предпочтения и даже настроения детей, что способствует установлению доверительных отношений между детьми и педагогом. Оказание каждому ребёнку эмоциональной поддержки обеспечивает ситуацию успеха, способствующую формированию устойчивой мотивации к обучению и общению в коллективе.
Возрастная характеристика речевого развития детей 6-7 лет
• способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов;
• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
• грамматически правильно строят предложения;
• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать;
• свободно общаются с взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль;
• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Планируемые результаты освоения детьми программы кружка к концу года.
Обучающие должны уметь:
▫ достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
▫ соблюдать орфоэпические нормы произношения;
▫ владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
▫ свободно читать слоги и трѐхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
▫ правильно согласовывать слова в предложении;
▫ составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;
▫ ориентироваться на странице книги;
▫ составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;
▫ правильно использовать предлоги;
▫ правильно произносить звуки.
Календарно - тематическое планирование работы кружка «АБВГДейка» с детьми подготовительной группы.
(1-2 неделя сентября, 3-4 неделя мая - выявление уровня речевого развития)
№ Занятия | Дата | Тема занятия | Задачи занятия | Источник |
1 | 11.09. | По грибы | - Учить составлять описательный рассказ по картинке; - Обучать составлению предложения из предложенных слов; - Тренировать в умении составлять словосочетания с заданным словом; - Совершенствовать навык образовывать уменьшительно-ласкательные слова; - Тренировать в умении правильно употреблять предлоги в предложении; - Учить подбирать предметы к картинке-действию. | - Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 70 |
2 | 18.09. | Кот на прогулке | - Тренировать в умении подбирать предметы к признакам; - Совершенствовать умение подбирать обобщающее слово к ряду предложенных слов; - Развивать умение определять лишнее слово из ряда предложенных, обосновывать свой выбор; - Тренировать в умении согласовывать местоимение с существительным. | - Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 74 |
3 | 25.09. | Осенняя одежда | - Расширять словарь детей по теме «осень»; - Совершенствовать навык образовывать уменьшительно-ласкательные слова; - Тренировать в умении подбирать антонимы к предложенным словам; - Обучать пересказу по картинке. | - Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 78 |
4 | 2.10. | Пластилиновая мышка. | - Закрепление представлений о звуке [а] и букве А; - Учить составлять описательный рассказ по плану; - Развитие способности систематизировать слова по звуковому признаку; - Развитие грамматического строя речи; - Тренировать в умении образовывать прилагательные от существительных. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 2. |
5 | 9.10. | Ослик | - Закрепление представлений о звуке [о] и букве О; - Учить составлять описательный рассказ по плану; - Тренировать в умении определять место заданного звука в слове; - Учить составлять ритмический рисунок слов и определять количество слогов в данном слове; - Закрепление умений производить сложные виды звукового и слогового анализа. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 6. |
6 | 16.10. | Утро. | - Закрепление представлений о звуке [у] и букве У; - Развитие способности производить звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы; - Совершенствовать умение называть антонимы к предложенным словам; - Совершенствовать умение пересказывать услышанный рассказ. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 9. |
7 | 23.10. | В гости к гному. | - Закрепление представлений о звуках [м] и [м'], букве М. -Учить придумывать продолжение рассказа самостоятельно; - Совершенствовать умение делить слова на слоги; Развитие грамматического строя речи; - Обучение пересказу по плану; - Тренировать в умении образовывать прилагательные от существительных. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 13. |
8 | 30.10. | Что увидел кот. | - Закрепление представлений о звуках [к] и [к'], букве К; -Совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов; - Обогащение словарного запаса, развитие диалогической речи; - Совершенствовать умение выделять заданный звук в речевом потоке на звуковом, слоговом и словесном уровне; - Учить называть обобщающее слово к перечисленным словам; - Обучение пересказу. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 17. |
9 | 6.11. | Осенняя прогулка | - Учить согласовывать существительное с глаголом; - Тренировать в умении придумывать окончание предложения; - Совершенствовать умение детей называть подходящие по смыслу слова-действия к словосочетаниям; - Развивать умение правильно употреблять местоимения. | - Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 62 |
10 | 13.11. | В саду. | - Закрепление представлений о звуках [с]-[с'] и букве С; - Активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов; - Учить составлять 2-3 предложения по картинкам; - Тренировать в умении определять лишнее слово из перечисленных; - Развитие способности производить звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы; - Совершенствование умения пересказывать услышанный рассказ. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 21. |
11 | 20.11. | Друзья. | - Закрепление представлений о звуках [л]-[л'], букве Л; - Совершенствовать умение пересказывать рассказ с опорой на картинку; - Расширение навыка различения звуков; - Тренировать в умении делить слова на слоги; - знакомить с понятием «многозначное слово»; - Совершенствовать умение называть слова на заданный звук. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 24. |
12 | 27.11. | Осень в лесу | - Обучать детей составлению описательного рассказа по картинке; - Тренировать в умении определять логические связи; - Совершенствовать навык составления словосочетаний; - Развивать умение составлять предложение из предложенных слов. | - Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 66 |
13 | 4.12. | Праздник. | - Совершенствовать умение определять место заданного звука в слове; - Закрепление знаний о звуках [п]-[п'], букве П; - Обучение рассказу по сюжетной картинке по образцу; - Учить составлять предложения к схемам; - Развитие связной речи, грамматического строя речи, умения выстраивать предложение по опорным словам. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 28. |
14 | 11.12. | Как дети играли в индейцев. | - Закрепление представлений о звуке [и] и букве И; - Совершенствовать умение делить слова на слоги; - Учить сопоставлять местоимения с картинкой; -Совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов; - Тренировать в умении образовывать противоположные данным слова по значению. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 31. |
15 | 18.12. | В зимнем лесу. | - Учить составлять описательный рассказ по картинке; - Обучать составлению предложения из предложенных слов; - Тренировать в умении подбирать обобщающее слово к предложенным картинкам; - Учить подбирать родственные слова к предложенному слову; - Совершенствовать навык называть слова –синонимы к данному слову. | - Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 14 |
16 | 25.12. | Шарик. | - Закрепление представлений о звуке [ш] и букве Ш; - Учить подбирать сочетания слов противоположных по смыслу; - Развитие способности производить звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы; - Тренировать в умении делить слова на слоги; - Учить подбирать признаки к предмету; - Учить подбирать подходящее по смыслу окончание предложения; - Совершенствовать умение составлять рассказ опорным словам. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 35. |
17 | 15.01. | Муха. | - Закрепление представлений о звуках [х]-[х'] и букве Х; - Тренировать в умении подбирать слова к слоговым схемам; - Совершенствовать умение применять мыслительные операции к звуковому и слоговому составу слов; - Учить подбирать подходящее по смыслу окончание предложения; - Развитие грамматического строя, связной речи; - Учить составлять предложение из заданных слов; - Учить подбирать слова, близкие по значению предложенному слову; - Совершенствование умения составления описательного рассказа. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 39. |
18 | 22.01. | Снежные поделки | - Учить составлять описательный рассказ по картинке; - Совершенствовать навык образовывать уменьшительно-ласкательные слова; - Тренировать в умении правильно расставлять картинки по временному признаку; - Учить подбирать предметы к картинке-действию; - Развивать умение называть слова-антонимы к предложенному слову; - Совершенствовать умение образовывать логические пары. | - Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 2 |
19 | 29.01. | Что за зверь. | - Закрепление представлений о звуках [з]-[з'] и букве З; - Совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов; - Тренировать в словообразовании по образцу; - Развитие грамматического строя, связной речи; - Учить согласовывать числительное с существительным; - Совершенствование умения пересказывать рассказ. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 43. |
20 | 5.02. | Ботинки. | - Закрепление представлений о звуках [б]-[б'] и букве Б; - Тренировать в умении определять ударный звук в слове; - Обучение пересказу по плану; - Учить подбирать подходящее по смыслу окончание предложения; - Совершенствовать навык называть обобщающее слово к перечисленным словам; - Знакомить с предлогами ЗА, ПОД, ОКОЛО, В; - Знакомить с фразеологизмами. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 47. |
21 | 12.02. | Зимняя одежда. | - Учить составлять описательный рассказ по картинке; - Совершенствовать навык словообразования; - Совершенствовать умение подбирать обобщающее слово к ряду предложенных слов; - Тренировать в умении образовывать словосочетания по образцу воспитателя; - Развивать навык употребления уменьшительно-ласкательных слов. | - Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 18 |
22 | 19.02. | Жираф и ёж. | - Закрепление представлений о звуке [ж] и букве Ж; - Совершенствовать умение определять место заданного звука в слове; - Обучение рассказу по сюжетной картинке по образцу; - Учить составлять предложения к схемам; - Развивать диалоговую речь; - Совершенствование умения образовывать качественные прилагательные; - Учить образовывать сравнительной степени прилагательные; -Совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 51. |
23 | 26.02. | Помощник | - Обучение пересказу текста; - Расширять словарный запас детей по теме «зима»; - Тренировать умение определять лишнее слово из предложенных, обосновывая свой выбор. | - Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 22 |
24 | 5.03. | Четвероногий друг. | - Закрепление представлений о звуках [н]-[н'] и букве Н; - Тренировать в умении определять количество звуков в заданном слове; - Учить из слогов составлять слово и составлять предложения с данными словами; - Тренировать в умении подбирать обобщающее слово к предложенному ряду слов; - Совершенствовать умение называть слова на заданный звук и находить место звука в слове; - Развитие способности производить звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 54. |
25 | 12.03. | Умная ворона. | - Закрепление представлений о звуках [в] и [в'], букве В; - Тренировать в умении делить слова на слоги; - Совершенствовать умение называть слова на заданный звук и находить место звука в слове; - Совершенствовать навык придумывать окончание предложения; - Развитие способности производить звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы; - Совершенствовать умение пересказывать рассказ. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 57. |
26 | 19.03. | Гоша – озорник. | - Закрепление представлений о звуках [г]-[г'] и букве Г; - Тренировать в умении подбирать слово к слоговой схеме; - Совершенствовать умение применять мыслительные операции к звуковому и слоговому составу слов; - Совершенствовать навык словообразования; - Развитие грамматического строя, связной речи; - Учить составлять предложение противоположное по смыслу данному; - Учить подбирать обобщающее слово к ряду картинок; - Совершенствование умения составления описательного рассказа. |
- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 61. |
27 | 26.03. | Как дуб свинью проучил. | - Закрепление представлений о звуках [г] и [г'], букве Г; -Совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов; - Обогащение словарного запаса, развитие диалогической речи; - Совершенствовать умение выделять заданный звук в речевом потоке на звуковом, слоговом и словесном уровне; - Учить подбирать слова к слоговым схемам; - Обучение пересказу. - Совершенствовать умение согласовывать существительное с числительным; - Тренировать в умении определять лишний предмет; - Развитие связной речи, грамматического строя речи; - Развитие памяти, мышления. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 65. |
28 | 2.04. | Друзья птиц. | - Закрепление представлений о звуках [р]-[р'], букве Р; - Учить образовывать слова из букв предложенного слова; - Тренировать в умении делить слова на слоги; - Учить составлять слова из предложенных наборов букв; - Тренировать в умении подбирать качественные прилагательные к словам; - Развитие связной речи, грамматического строя речи, памяти, внимания, мышления. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 69. |
29 | 9.04. | Фантазер. | - Расширение навыка различения звуков [ф]-[ф'], Ф; - Тренировать в умении подбирать слова к слоговым схемам; - Предупреждение дисграфии на письме; - Совершенствовать умение применять мыслительные операции к звуковому и слоговому составу слов; - Учить подбирать подходящие по смыслу слова; - Развитие грамматического строя, связной речи; - Учить составлять предложение к схемам; - Совершенствование умения составления описательного рассказа. - Активизация памяти, мышления, воображения, внимания; - Развитие диалогической речи. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 73. |
30 | 16.04. | Заяц в огороде. | - Закрепление представлений о звуках [ц]-[ц'] и букве Ц; - Совершенствовать навык определения места звука в слове; - Развитие способности производить звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы; - Совершенствовать умение согласовывать числительное с существительным; - Учить последовательно расставлять предложения в тексте; - Закрепление умения подбирать обобщающее слово к заданным словам; - Развитие связной речи, грамматического строя речи. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 76. |
31 | 23.04. | Талая вода. | - Совершенствовать умение составлять описательный рассказ по картинке; - Обучать составлению предложения из предложенных слов; - Тренировать в умении подбирать слова-признаки; - Совершенствовать навык называть обобщающее понятие к предложенным словам; - Совершенствовать навык словообразования; - Тренировать в умении правильного употребления глаголов с словосочетаниями; - Развивать умение правильно употреблять местоимения в предложении. | - Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 26 |
32 | 30.04. | Свинья дома. | - Закрепление представлений о звуке [щ'] и букве Щ. - Совершенствовать умение составлять слово из слогов и придумывать с ним предложение; - Совершенствовать умение применять мыслительные операции к звуковому и слоговому составу слов; - Учить подбирать подходящие по смыслу слова; - Развитие грамматического строя, связной речи; - Учить составлять предложение к схемам; - Совершенствование умения составления описательного рассказа. | - Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 79. |
33 | 7.05. | Строители гнезд | - Закреплять умение составлять описательный рассказ по картинке; - Совершенствовать навык называть обобщающее понятие к предложенным словам; - Обучать составлению предложения из предложенных слов; - Совершенствовать навык словообразования; - Тренировать в умении составлять слово из предложенных букв; - Развивать умение выявлять закономерности и подбирать подходящие по смыслу слова; - Развивать умение придумывать логическое продолжение предложения. | - Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 30 |
34 | 14.05. | Апрель | - Закреплять умение составлять описательный рассказ по картинке; - Совершенствовать навык составления предложений с предложенным словом или выражением; - Развивать умение придумывать логическое продолжение предложения; - Тренировать в умении правильно расставлять картинки по временному признаку; - Закреплять навык словоизменения; - Развивать память, мышление, воображение. | - Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет), стр. 36 |
Методика выявления уровня речевого развития
Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 - 20 минут). Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания могут предлагаться и без наглядных средств (на знакомых словах), но лучше использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки).
Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже - низкий уровень)
При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.
Задачи речевого обследования детей подготовительной к школе группы
Словарь
Выявляются умения:
1) активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова кречевой ситуации;
2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
3) понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
4) дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
Грамматика
1) Образовывать название детенышей животных {лиса — лисенок, корова — теленок);
подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;
2) образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! Потанцуй / искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);
3) строить сложные предложения разных типов.
Фонетика
1) Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ9 л-р> различать свистящие, шипящие и
сонорные звуки, твердые и мягкие;
2) изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
3) подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь
1) В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
2) составлять описание, повествование или рассуждение;
3) развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ
I серия заданий (словарь и грамматика).
1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
1) Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);
2) называет отдельные признаки, действия;
3) называет 1—2 слова.
2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;
3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3. Что называют словом ручка?
1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
2) называет два значения этого слова;
3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
4. Придумай предложение со словом ручка.
1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов;
2) называет два слова (словосочетания);
3) называет только одно слово (ручка).
5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно...(писать, открывать дверь).
1) Правильно заканчивает разные типы предложений;
2) называет два слова;
3) подбирает только одно слово.
6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у неговеселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».
1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
2) называет 2—3 слова;
3) подбирает только одно слово.
Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный,
обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)»,
1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
2) называет 2—3 слова;
3) подбирает только одно слово.
7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)
1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет только одно слово.
8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет одно слово.
9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).
Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»
1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
2) называет правильно только одну форму;
3) не выполняет задание.
10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок — жеребята —много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).
1) Ребенок называет все слова правильно;
2) называет два-три слова;
3) говорит одно слово.
11. Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.)
1) Называет более двух слов;
2) называет два слова;
3) повторяет заданное слово.
12. Что называют, словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?
1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;
2) называет только одно значение этого слова;
3) повторяет слово за взрослым.
13. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?
1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);
2) правильно подбирает два слова;
3) называет одно слово.
14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);
2) называет два действия (накалывать грибы, шить);
3) называет одно действие (шить).
15. Составь предложение со словом игла.
1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);
3) называет одно слово.
16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);
2) правильно исправляет два предложения;
3) повторяет предложения без изменения.
Показатели:
Высокий уровень – (48 - 40 б.)
Средний уровень – (39 - 24 б.)
Низкий уровень – (23 - 16 и менее б.)
II серия заданий (звуковая культура речи).
1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
2. В названии, каких животных слышится звук рь (Тигр, корова, баран, жираф, черепаха, курица.)
3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)
1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
2) называет более двух слов;
3) называет одно слово.
4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко —шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
2) недостаточно четко произносит;
3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
1) Ребенок передает заданные интонации;
2) передает только вопросительную интонацию;
3) повторяет повествовательную интонацию.
6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».
1) Ребенок ритмично заканчивает фразу;
2) отвечает, нарушая ритм;
3) говорит одно слово.
Показатели:
Высокий уровень – (18 – 15 б.)
Средний уровень – (14 - 10 б.)
Низкий уровень – (9 - 6 и менее б.)
III серия заданий (связная речь).
1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;
2) рассказывает, опуская начало (или конец);
3) перечисляет отдельные качества.
2. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный
рассказ;
2) рассказывает с помощью взрослого;
3) перечисляет нарисованное на картинках.
3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
2) составляет рассказ с помощью взрослого;
3) не справляется с заданием.
Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему).
Показатели:
1. Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет
заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.
2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца),
выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двухструктурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логикиизложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.
3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений,
Правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.
4. Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи ( через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.
5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.
6. Звуковое оформление высказывания ( плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.
Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.
Данные диагностики вносятся в протокол для каждого ребенка, а затем в сводную таблицу.
Протокол обследования речевого развития ребенка подготовительной к школе группы «Рябинка»
_____________________________________________________________
- Словарь и грамматика
№ | Задания | Ответы ребёнка | баллы |
1. | Ты знаешь уже много слов. Что означает слово автобус ,тарелка, обувь?
| ||
2. | Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым? | ||
3. | Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь? | ||
4. | Какая игла у ежа? (острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые? | ||
5. | Составь предложение со словом игла | ||
6. | Подбери слова, близкие по смыслу: «бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный ….» «Он не просто шел, а…» | ||
7. | Подбери слова, противоположные по смыслу:«Другой бельчонок, которого обидели вернулся домой……» Обиженный бельчонок не прыгал, не бежал, а….» | ||
8. | Что сделал бы Богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча? | ||
9. | Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать | ||
10. | Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…? | ||
11. | Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы | ||
12. | Где живут звери? (в лесу) Какие слова можно образовать со словом лес? | ||
13. | Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно? | ||
Итог: Уровень: |
2.звуковая культура речи
№ | задания | Ответ ребёнка | баллы |
1. | В названии каких животных слышится звук «р», звук «р »? | ||
2. | Назови слова, в которых есть звуки «ж» и «з» | ||
3. | Скажи скороговорку: «тридцать три вагона в ряд тарахтят» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом | ||
4. | Произнеси фразу «я иду в школу» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь | ||
5. | Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был? | ||
Итог: Уровень: |
3.связная речь
№ | Задания | Ответы ребёнка | Специальные критерии | баллы | |||||
содержательность | структура | грамматика | Способы связей м/у П | Лексические ср-ва | просодика | ||||
1. | Опиши по картинке | ||||||||
Разложи картинки по порядку и составь рассказ | |||||||||
Придумай рассказ или сказку | |||||||||
Итог: Уровень: |
Сводная таблица результатов обследования речевого развития
детей подготовительной к школе группы
№ | Список детей группы | Словарь и грамма тика | зкр | Связная речь | Уровень | Примечания |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
10. | ||||||
11. | ||||||
12. | ||||||
13. | ||||||
14. | ||||||
15. | ||||||
16. | ||||||
17. | ||||||
18. | ||||||
19. | ||||||
20. | ||||||
21. | ||||||
22. | ||||||
23. | ||||||
24. | ||||||
25. | ||||||
26. | ||||||
27. |
Список использованной литературы
- Ушакова О.С, Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»:Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать» (для детей 5-7 лет). – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2014. – 80 с.
- Е. Куцина, Н. Сазонова «Учимся рассказывать о временах года» (для детей 5-7 лет). – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2014. – 80 с.
- Интернет источник: http://ru.i-docx.ru/30pedagogika/106955-1-prekrasna-rech-kogda-ona-kak-rucheek-bezhit-sredi-kamney-chista-netoropliva-gotov-vnimat-potok-voskli.php.
- Интернет источник: http://dou24.ru/1/images/stories/psiholog/kuzina/roditelam/1.pdf
- Интернет источник: https://zdamsam.ru/b42006.html
- Интернет источник: https://infourok.ru/parcialnaya-programma-abvgdeyka-podgotovka-k-shkole-1321206.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Парциальные программы и методические пособия, используемые в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе "
В данной презентации представлены парциальные программы и методические пособия, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР в подготовительной к школе группе. Мате...

Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для старшей группы
Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для старшей группы...
Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для старшей группы
Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для старшей группы...

Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для детей младшего дошкольного возраста
Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возрастас ОНР...

Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возрастас ОНР...

Презентация "Парциальные программы и методические пособия"
Презентация "Парциальные программы и методические пособия"...