Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Занятие №7 Тема: «Гласные и согласные звуки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
07_zanyatie_7_glasnye_i_soglasnye_zvuki.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
«Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие №7
Тема: «Гласные и согласные звуки»
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.
Задачи:
Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий.
Развивающая задача: Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей.
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», презентация, мяч, коричневый картон вырезанный в виде камней, фонограмма песни «Алфавит», музыкальный центр.
Ход занятия
Воспитатель: Мы продолжаем с вами путешествовать по стране «Пиши-Читай». И сегодня нам с вами предстоит переправиться через бурную, очень сердитую и глубокую реку. Она течет с высоких и непреступных гор. (воспитатель обращает внимание детей на карту). Именно в этих горах живет зловредная Опечатка, которая так и смотрит из своего непреступного замка, где бы еще напакостить, кого бы ей обидеть. Поэтому и река, которую мы будем сегодня переходить очень опасная. Перейти ее могут только те, кто все знает про буквы и звуки. Надеюсь, у нас с вами все получится, так как мы многое уже успели свами узнать. Вы готовы, ребята? Тогда отправляемся в путь.
Воспитатель: Посмотрите, на экране появилось слово звуки. (Слайд 2)
- Какие бывают звуки? (звуки природы, предметов, музыки, звуки речи)
- Что со звуками можно делать? (слышать и произносить)
Давайте проверим, правильно мы ответили или нет, можно нам отправляться дальше? (проверка – анимация на слайде)
Молодцы, мы сделали с вами первый шаг. (воспитатель прикрепляет камень к реке и так каждый раз после выполнения заданий). Отправляемся дальше. (Слайд 3)
Воспитатель: А на экране появилось слово буквы.
- Сколько букв в алфавите? (в алфавите 33 буквы)
- Что можно делать с буквами? (буквы видят, пишут, читают)
Проверим (анимация на слайде). Молодцы, и мы отправляемся дальше.
Воспитатель:
- Чем отличается гласный звук от согласного звука? (гласные можно петь)(Слайд 4)
- Назовите гласные звуки (Слайд 5 )
Физкультминутка
Игра: «Гласные звуки»
Дети повторяют движения и текст вслед за воспитателем:
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
[А] – на Астре расцветает,
[И] – на Иволге летает,
[О] – на Ослике сидит,
[У] – на Улицу глядит,
[Э] – на Эхо отозвался,
Игра «Кто больше»
Проводится на ковре. Дети встают в круг, воспитатель в центре круга. Бросает мяч по очереди каждому ребенку, называя гласный звук, ребенок, возвращая мяч, говорит слово, которое начинается с этого звука.
Воспитатель:
- А как же произносятся согласные звуки? Что нам помогает их произносить? (произносим при помощи губ, языка, зубов и неба)(Слайд 6)
- На какие группы делятся согласные звуки? (согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие)
- Давайте вспомнить звонкие согласные. (Слайд 7)
- А теперь назовем глухие согласные звуки (Слайд 8)
- Послушайте внимательно, все ли правильно я скажу: «Все согласные бывают и твердые и мягкие» (нет, есть согласные, которые не имеют либо мягкой пары, либо твердой пары) (Слайд 9)
- Назовите согласные, которые не имеют мягкой пары ([ж],[ш],[ц])
- Назовите согласные, которые не имеют твердой пары ([й‘],[ч‘],[щ‘])
Игра «Узнай звук»
Воспитатель называет слова, дети хлопают в ладоши, если услышат звонкий звук.
Зима, игра, санки, коньки, лыжи, дерево, ком, лопата, сугроб, лед, веселье, праздник.
Скороговорки
Скороговорки произносятся сначала медленно, постепенно ускоряя темп.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Четыре черненьких чумазеньких чертенка,
Чертили черными чернилами чертят.
Игра «Подружки-веселушки»
Воспитатель сообщает детям, что веселые подружки-веселушки гласные звуки хотят спеть веселую песенку и просят нас спеть с ними вместе. Воспитатель вместе с детьми показывает буквы, называя звуки на распев, чтобы получилась песенка.
А-У-О-И; И-О-У-А
У-А-И-О; О-У-А-И
Дальше воспитатель говорит: «А вот пришел Павлуша и принес букву. Какую?» (Букву «П»). Какой звук она обозначает?
Сам Павлуша петь не умеет, но очень хочет попеть с подружками- веселушками и с нами. Давайте споем все вместе. (буква «П» подставляется к гласным, чтобы получились слоги – перед гласными и после гласных. Дети и воспитатель поют получившиеся слоги. Игра может продолжится с другой согласной. Напимер, «А вот пришел Митрошка и принес букву…)
Воспитатель: Ребята, мы почти переправились с вами через эту бурную реку, осталось совсем немного.
- Какие особенные гласные буквы вы знаете? (Я, Е, Ё, Ю) (Слайд 10)
- Почему они особенные? (иногда они обозначают два звука)
Два звука они обозначают в начале слова (примеры приводят дети), после гласного (примеры приводит воспитатель) и после разделительного ъ и ь знаков (примеры приводит воспитатель).
- Какие два звука они обозначаю?
Воспитатель: В русском языке есть еще две особые буквы.
- Какие это буквы?
- И в чем их особенность? (это буквы ъ и ь знаки, они не обозначают звуков).
- А для чего они тогда нужны? (чтобы смягчать другие звуки или разделять звуки в словах)
Воспитатель: Ребята, мы с вами перебрались через реку. Что нам помогло переправиться через нее? (ответы детей)
В следующий раз мы продолжим путешествие по стране «Пиши-Читай». А закончить наше путешествие я предлагаю веселой песенкой про алфавит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие № 1 Тема: «Звуки»...
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»...
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие № 3 Тема: «Согласные звуки»...
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие № 4 Тема: «Алфавит»...
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие № 5 Тема: «Алфавит»...
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие №6 Тема: «Гласные и согласные звуки»...