Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
«Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие №5
Тема: «Алфавит»
Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.
Задачи:
Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита. Активизировать знания детей о гласных и согласных буквах. Дать представление об особенных гласных буквах «Я», «Е», «Ё», «Ю» и о буквах «Ъ» и «Ь». Обогащение словарного запаса детей.
Развивающая задача: Развивать внимание, память, мышление, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», буквы разного цвета, фонограмма песни «Алфавит», музыкальный центр, лента букв, карточки с буквами и словами, алфавит, карточки со звуками, простые карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня нас с вами ждет новое путешествие в волшебную страну «Пиши-Читай». Мы снова встретимся с жителями города Алфавит. А как же их зовут? (буквы). Конечно, это буквы. Сегодня мы узнаем, что буквы, так же как и звуки, бывают гласные и согласные. Что среди букв есть особые буквы. И почему они особые мы тоже узнаем. Ну что, в путь? (Да). Давайте встанем и споем песенку про Алфавит.
Разминка.
(Звучит песня «Алфавит», дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения под музыку.)
На одной живут странице, а повсюду славятся.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, (прыжки)
З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, (приседания)
П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, (подскоки)
Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья! (показ руками)
Воспитатель: Под нашу веселую песенку мы с вами вновь оказались в волшебной стране, в городе под названием «Алфавит». А кто из вас помнит, что это за город такой? И кто в нем живет? (ответы детей). Сколько жителей-букв в городе «Алфавит»? (33 буквы).
До города «Алфавит» мы с вами побывали в другом городе этой волшебной страны. Кто помнит, как он называется? (ответы детей). «Звукоград». А кто там живет? (там живут звуки).
Ребята, как вы думаете, чем буква отличается от звука. Вспомните, звуки мы (ответы детей – слышим и произносим), а буквы? (дети высказывают свои предположения). Буквы мы видим, читаем, пишем.
Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.
Буквы уже нас встречают. Они сегодня нарядились. Посмотрите, одни красные одели сарафаны, другие синие и зеленые, а есть буквы и в черных костюмах. (буквы размещены на доске).
Может кто-то из вас уже догадался, почему буквы так нарядились? (дети высказывают свои предположения).
Буквы, так же как и звуки бывают гласные, а бывают согласные. Те буквы, которые одеты в красные костюмы – это гласные. Посчитайте, сколько их? (10 гласных букв). А гласных звуков сколько, кто помнит? (6 гласных звуков). Я думаю, вы обратили внимание на разницу в количестве гласных букв и звуков. Надо разобраться.
Давайте назовем гласные буквы, – это «А», «О», «У», «Э», «И», «Ы» . (воспитатель помещает буквы в ленту букв, дети называют буквы хором). Сколько букв мы назвали? (мы назвали 6 букв). Сколько еще не хватает, чтобы их стало 10? (не хватает еще 4 буквы). Есть еще четыре ОСОБЕННЫЕ гласные буквы. Давайте их назовем – это «Я», «Е», «Ё», «Ю». Эти гласные могут обозначать два звука. Давайте понаблюдаем за этими буквами. (данные буквы тоже помещаются в ленту букв.)
На доске таблички со словами:
ЯБЛОКО – [й’] [а]
ЁЖИК –
ЕЛЬ –
ЮЛА -
Воспитатель: Первое слово «Яблоко». Какая буква стоит первой в этом слове? (буква «Я») А теперь закройте ушки и послушайте, какие звуки будут слышны в начале слова. (дети закрывают уши и произносят слово) – [й’] и [а] прикрепляется табличка рядом с словом.
Точно также ведется работа и с другими словами.
Воспитатель: Назовите еще раз особенные гласные буквы. («Я», «Е», «Ё», «Ю»). Почему они особенные? (эти гласные могут обозначать два звука). Эти гласные называются йотированными.
Физкультминутка.
Игра на внимание
Называются слова, если слово начинается с йотированной гласной, то прыгаем, как зайчики, если с обычного гласного, то шагают, как солдаты, если слово начинается с согласной буквы, то тогда стоим, как часовые.
Яблоко, апельсин, слон, яхта, ослик, утка, ёж, ель, машина, игрушка, якорь, юла, барабан.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, как называются синие и зеленые буквы? (ответы детей – согласные буквы). Это согласные буквы. Ребята, а как вы думаете, почему одни буквы надели сине-зеленые сарафаны, а другие буквы или синие, или зеленые? (предположения детей – одни согласные звуки имеют и твердую и мягкую пару, а другие согласные имеют или только твердую или только мягкую пару.)
Давайте назовем согласные буквы, которые имеют только твердую пару (воспитатель помещает буквы в ленту, дети хором их называют). Это буквы – «Жэ», «Ша», «Цэ».
А теперь назовем согласные, которые имеют только мягкую пару – «Чэ», «Ща», «И краткая» (буквы помещаются в ленту). Остальные согласные буквы имеют и твердую, и мягкую пары. Давайте их тоже назовем. (буквы называются хором и убирают в ленту на свои места). Кто сможет посчитать, сколько же всего согласных букв? (дети считают и говорят свои ответы). Согласных букв в русском алфавите 21.
Физкультминутка.
Игра на внимание
Игра проводится на ковре. Называются слова. Если слово начинается с согласной буквы, которая имеет только твердую пару прыгаем, как зайчики. Если слово начинается с согласной, которая имеет только мягкую пару, то шагаем, как солдаты. А если слово начинается с согласного, который имеет и твердую, и мягкую пару, то стоим на месте, как часовые.
Часы, шарик, щетка, самолет, вертолет, цапля, жук, йод, медведь.
Воспитатель: Посмотрите, у нас с вами остались еще две буквы. Эти буквы одели на себя черные костюмы. Это особые буквы, буквы, которые не относятся ни к гласным, ни к согласным. Это буквы «Ъ» и «Ь». Эти буквы звуков не обозначают, но они очень важные. Вот послушайте:
Твёрдый знак и мягкий знак –
Буквы нам нужны.
Не читаются никак,
Но в словах важны.
Мы без них совсем не можем,
Песни петь, стихи читать.
И в газету очень сложно
Объявление подать.
Запомнили? Молодцы.
Игра «Найди лишнюю букву»
На карточках записаны буквы, среди которых нужно найти лишнюю букву.
Воспитатель: Ребята, буквы хотят с вами поиграть и проверить, как хорошо вы запомнили все то, что про них сегодня узнали. Но для этой игры вам нужно разбиться на четыре группы.
1-я группа:
А, О, Ё, И | Е, Ё, А, Я | И, Ю, Ъ, У | Ж, Ш, В, Ц |
2-я группа:
Ю, У, Ы, Э | Ю, О, Я, Е | П, Ж, Ч, Ь | Ч, Й, Щ, Л |
3-я группа:
И, Е, У, Э | Ы, Ё, Ю, Я | У, Е, Ь, Ы | Х, Н, Г, Ц |
4-я группа:
О, Ы, А, Я | Я, Е, Ё, У | Д, Ш, Щ, Ъ | Й, С, М, Т |
Дети находят лишние буквы и обводят их в кружок. Проверка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием и буквы с нами прощаются, но чтобы покинуть город Алфавит и волшебную страну, нужно пройти пароль.
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько гласных букв? (10)
- Назовите особенные гласные буквы? (Я, Ё, Е, Ю)
- Почему они особенные? (могут обозначать два звука)
- Сколько согласных букв? (21)
- Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным? (Ь и Ъ)
- Назовите согласные буквы, которые имеют только твердую пару? (Ж, Ш, Ц)
- Назовите согласные буквы, которые имеют только мягкую пару? (Ч, Щ, Й)
- Чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем, читаем и видим)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие № 1 Тема: «Звуки»...
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»...
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие № 3 Тема: «Согласные звуки»...
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие № 4 Тема: «Алфавит»...
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие №6 Тема: «Гласные и согласные звуки»...
Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране букв и звуков»
Учебно-методическое пособиепо обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране букв и звуков»...