Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет
рабочая программа по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Жукова Елена Валерьевна

Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

            Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

            В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.

            При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

            Обучение проходит в увлекательной игровой форме.

            Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.

            Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon varentsova_obuchenie_doshkolnikov_gramote.pdf1.72 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет

Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет     Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных ...

Наталья Сергеевна Варенцова Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет

Настоящее пособие предназначено для развития у дошкольников звуковой стороныречи и ознакомления с основами грамоты. В книге содержатся программа, методическиерекомендации и планы занятий для младшей, ...

Наталья Сергеевна Варенцова Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет

Настоящее пособие предназначено для развития у дошкольников звуковой стороныречи и ознакомления с основами грамоты. В книге содержатся программа, методическиерекомендации и планы занятий для младшей, ...

Дидактическое пособие - игровой макет по обучению дошкольников правилам дорожного движения «Школа маленьких пешеходов» с детьми (4-7 лет).

Дидактическое пособие - игровой макет по обучению дошкольников правилам дорожного движения  «Школа маленьких пешеходов» с детьми (4-7 лет)....

Дидактическое пособие - игровой макет по обучению дошкольников правилам дорожного движения «Школа маленьких пешеходов» с детьми (4-7 лет)

Пособие представляет из себя макет части улицы с расположенными на ней: остановками, домами, магазином,  школой - детским садом, пожарной частью, больницей, заправочной станцией, парком отдыха, н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 121 ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ по пособию «Обучение дошкольников грамоте. Подготовительная к школе группа» автор: Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова , Л.Н.Невская

Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с:  Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред...