Игры по обучению грамоте и чтению.
материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ЧТЕНИЮ.
ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ.
Последний слог в слове – за тобой.
Описание игры: Педагог называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.
Например6 ко…( - ни, -тик. –сы, -ра и т.д.).
Побеждает тот, кто последним называет слог.
Цепочка слогов
Описание игры: Педагог называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога.
Например6 аст – ра, ма – ши – на и т.д.
Закончи предложение.
Описание игры: Педагог читает предложение, не договаривая последний слог последнего слова.
Например: Мама пошла в мага…(зин).
Таня учит уро…(ки).
Птицы вьют гнёз…(да).
Ребёнок произносит предложение целиком и называет слог, который не договорил педагог.
Передай по телеграфу.
Описание игры. Педагог произносит слово, дети хором произносят его по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши.
Телеграф.
Педагог перед началом игры указывает тему для телеграмм: «Овощи. Фрукты, Животные» и т.д. Стучит молоточком по столу один, два или три раза и просит угадать, какое слово он передал по телеграфу. Дети называют одно –двух - трёхсложные слова.
Может быть другой вариант игры: дети называют слова, а телеграфист отстукивает молоточком их слоговой состав – отправляют телеграммы.
Слоговые часы.
Оборудование: часы, на котором вместо цифр картинки.Описание игры: Педагог вызывает «часовщика», называет слог с , которого начинается слово и часовщик стрелку устанавливает напротив соответствующей картинки.
Почтальон.
Оборудование: конверты с вложенными в них предметными картинками, фуражка и сумка почтальона.
Описание игры: Почтальон разносит конверты с предметными картинками. Ребёнок достаёт картинку, проговаривает по слогам название предмета, изображённого на ней, и указывает количество слогов.
Не ошибись.
Оборудование: предметные картинки, схемы слов разной слоговой структуры.
Описание игры. Детям предлагают соединить предметные картинки со слоговой схемой.
Магазин.
Оборудование: карточки с цифрами. Предметные картинки.
Описание игры Педагог сообщает игровую ситуацию: «Мама послала вас в магазин за продуктами. Купить то , что нужно. Вы сможете тогда, когда правильно проговорите слово – название продукта по слогам и покажите их количество цифрой на карточке. Этой карточкой вы заплатите за покупку».
Может быть и такой вариант игры: цифрой на карточке показывается порядковый номер слога в названии продукта.
Рассели животных
Оборудование: трёхэтажный дом /изображение на доске мелом/. картинки на магнитах.
Описание игры. Педагог сообщает игровую ситуацию : « Животные заселяют новый дом. На первом этаже поселятся те из них,
названия, которых состоят из одного слога, на втором – из двух, на третьем – из трёх слогов». Дети подходят к столу и берут картинки. Проговаривают названия животных по слогам и в соответствии со слоговой структурой слова помещают картинки на том или ином этаже дома.
Что лишнее?
Оборудование: предметные картинки на магнитах.
Описание игры: Педагог выставляет на доске предметные картинки на магнитах. На трёх из них предметы, названия которых состоят из двух слогов, на четвёртой – предмет. Названием которого является трёхсложное слово. Задача заключается в том, чтобы найти лишний предмет, тот, название которого отличается от названий других предметов слоговой структурой. Вызванный ребёнок объясняет свой выбор, проговарнивая слово название по слогам.
Сколько слогов?
Оборудование: карточки с цифрами или слоговые схемы.
Описание игры: Педагог называет слова, дети показывают количество слогов с помощью карточек с цифрами или схемы слоговых структур. Вызванный ребёнок проговаривает слово по слогам и уточняет сколько слогов в слове.
Найди свой домик.
Оборудование: три картонных домика с цифрами обозначающими слоговые схемы.
Описание игры: Домики размещаются на разных столиках. Детям раздают предметные и они определяют количество слогов в названии предмета и подходят к домику с соответствующей схемой.
Говорящий кубик.
Оборудование: кубики с картинками
Описание игры. Педагог крутит кубик. Показывает картинку. Дети произносят по слогам название предмета, изображённого на верхней грани кубика, и определяют количество слогов. Дети могут произносить слово с выделением ударного слога.
Выставка игрушек.
Оборудование: игрушки
Описание игры. Педагог сообщает игровую ситуацию: сегодня мы откроем выставку наших игрушек. Экспонаты выставки разместим на трёх полках. Детям предлагается, выиграть игрушку. Проговорить её название по слогам и поставить на полку, руководствуясь следующим правилом: на первой полке выставляются игрушки, названия которых состоит из одного слога, на второй полке из двух, на третьей полке – из трёх слогов. Дети произносят названия игрушек, выделяя ударный слог.
Эхо.
Описание игры. Игровая ситуация: «Поиграем в «Эхо». Педагог произносит слово, а дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.
Кто больше?
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры: Педагог ставит перед детьми дидактическую задачу: изменить название предмета таким образом, чтобы в нём стало больше слогов. Дети показывают картинки предметов, названия которых состоят из одного слова. Дети называют свои варианты изменённых слов и количество слогов в них: лес – лесок – лесочек и т. д.
ВЫДЕЛЕНИЕ И РАСПОЗНАНИЕ ЗВУКОВ
Длиннее и короче.
Описание игры: педагог называет пары слов, дети мысленно сравнивают их по количеству звуков и называют, какое из слов длиннее, какое – короче.
Хлоп – Хлоп.
Описание игры: педагог называет слова. Дети внимательно слушают, определяют. С какого звука они начинаются. Если слово, которое начинается со звука (…), хлопают в ладоши один раз, если со звука (…) – хлопают два раза. Какие звуки и как отхлопывать, педагог сообщает в начале игры.)
Придумай слово.
Оборудование: картинки с буквами.
Вызванный ребёнок берёт картинку, называет первый звук слова – названия и придумывает своё слово, которое начинается с того же звука.
Звуковое лото.
Оборудование: предметные картинки, фишки.
Описание игры: дети получают карточки с картинками.
Педагог называет звуки, дети закрывают фишками те предметные картинки, слова названия, которых начинаются с названных звуков. Победителем явится тот, кто раньше других закроет фишками свои картинки.
Назови следующий звук в слове.
Оборудование: предметные картинки
Описание игры: Педагог показывает предметную картинку, а ребёнок последовательно называет звуки, из которых состоит слово – название предмета, изображённого на картинке.
Фанты.
Описание игры: Педагог называет разные слова, дети хлопают в ладоши. Если в слове есть заранее названный педагогом звук.
Где звук?
Оборудование: схемы слов.
Описание игры: Педагог предлагает детям определить место названного им звука в слове ( в начале, в середине, в конце ).
Ребёнок выходит к доске и пишет букву на схеме слова.
Собери слово.
Описание игры: Педагог последовательно произносит все звуки слова: (а) (с) (Т) (Р) (а). Дети узнают слово и называют его целиком.
Может быть такой вариант игры: дети по вызову педагога сами произносят по звукам задуманные ими слова, а остальные называют отгаданное слово.
Соберём слова в корзинку.
Оборудование: две корзинки, фишки.
Описание игры: Педагог предлагает детям придумать слова, которые начинаются с определённого звука. Дети называют слова и бросают фишки в корзинку. Количество собранных слов определяется по количеству фишек.
Игра может проводится в виде соревнования между рядами. Учащиеся называют слова и бросают фишки в корзину своего ряда.
Побеждает ряд . который соберёт большее количество слов.
Подберём слова.
Описание игры: Педагог называет звук, а дети придумывают слова с названным звуком. Дети первой подгруппы - слова с названным звуком в начале слова, второй подгруппы – в середине, третьей подгруппы – в конце слова.
Звук или слог.
Описание игры. Педагог в разбивку называет разные звуки и прямые открытые слоги. Дети поднимают одну руку, когда слышат отдельный звук, и обе руки , когда слышат слог.
Твёрдый – мягкий.
Оборудование : карточки синие и зелёные.
Описание игры: Педагог произносит в разбивку твёрдые и мягкие согласные звуки или слова, которые начинаются с твёрдого либо мягкого согласного. Дети показывают соответствующую карточку.
Назови пару.
Оборудование : мяч
Описание игры: Педагог бросает мяч и называет согласный звук , а дети ловят и называют парный согласный звук.
«Наоборотки»
Педагог произносит двухбуквенный открытый или закрытый слог и предлагает детям произнести слог, поменяв местами звуки, которые его состовляют: ам –ма,су – ус.
ЗАПОМИНАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ОБЛИКА БУКВ.
СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКОВ С БУКВАМИ.
Что изменилось.
Оборудование: карточки с буквами.
Описание игры: Педагог выставляет буквы, просит прочитать их. Дети читают, запоминают порядок букв и по сигналу педагога закрывают глаза. В это время расположение букв меняется. Открыв глаза, дети должны заметить изменения и охарактеризовать их.
Названия каких предметов начинаются с этих букв?
Оборудование: предметные картинки, буквы.
Описание игры: ребёнок берёт любую предметную картинку, определяет первый звук слова – названия предмета, на ней изображённого, устанавливает её под соответствующей буквой.
Найди по описанию.
Оборудование: карточки букв.
Описание игры: Педагог выставляет буквы. Затем представляет описание буквы. А дети по этому описанию должны угадать, о какой букве идёт речь. Например: буква состоит из трёх палочек, две стоят, а третья лежит на них сверху. Какая это буква? Дети называют букву: эта буква П.
Не потеряйся
Оборудование: буквы
Сколько детей , столько и букв. Педагог называет букву и ребёнок у которого такая буква встаёт.
Перевёртыши.
Оборудование: карточки с буквами
Описание игры: На столе лежат перевёрнутые карточки с буквами. Дети подходят к столу , переворачивают карточку и называют правильно букву.
Помоги Незнайки.
Оборудование: карточки с буквами.
Описание игры: На доске выложены карточки букв в разных положениях. Педагог сообщает игровую ситуацию. «Незнайка торопился в школу, упал и рассыпал буквы. Нужно ему помочь правильно их собрать.» Дети выходят к доске. Ставят карточки правильно и называют букву на ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и их роль в процессе обучения грамоте и чтению
В данной статье раскрыта роль игры в процессе обучения грамоте и чтению и представлены дидактические игры, которые можно использовать на занятиях и в свободное время....
«Почему важно начинать подготовку к обучению грамоте и чтению в дошкольном возрасте».
При обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукрвого анализ...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте и чтению на тему "Кто, кто в теремочке живет?"
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте и чтению в подготовительной к школе группе на тему "Кто, кто в теремочке живет?" Подобраны развивающие игры из пособий Волиной В,В. "Русский язык. Учимся ...
Обучение грамоте и чтению детей старшего дошкольного возраста
Обучение грамоте и чтению детей старшего дошкольного возраста...
Игры по обучению грамоте и чтению
В разработке представлены игры на определение слогов в словах, место ударения и другие...
Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку" методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку"методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)Цель игры: развитие восприятия прочитанного, совершен...
Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста". Картотека игр по обучению грамоте.
Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 79 Выборгского района г. Санкт-Петербург ...