Игры по обучению грамоте и чтению.
материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ЧТЕНИЮ.
ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ.
Последний слог в слове – за тобой.
Описание игры: Педагог называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.
Например6 ко…( - ни, -тик. –сы, -ра и т.д.).
Побеждает тот, кто последним называет слог.
Цепочка слогов
Описание игры: Педагог называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога.
Например6 аст – ра, ма – ши – на и т.д.
Закончи предложение.
Описание игры: Педагог читает предложение, не договаривая последний слог последнего слова.
Например: Мама пошла в мага…(зин).
Таня учит уро…(ки).
Птицы вьют гнёз…(да).
Ребёнок произносит предложение целиком и называет слог, который не договорил педагог.
Передай по телеграфу.
Описание игры. Педагог произносит слово, дети хором произносят его по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши.
Телеграф.
Педагог перед началом игры указывает тему для телеграмм: «Овощи. Фрукты, Животные» и т.д. Стучит молоточком по столу один, два или три раза и просит угадать, какое слово он передал по телеграфу. Дети называют одно –двух - трёхсложные слова.
Может быть другой вариант игры: дети называют слова, а телеграфист отстукивает молоточком их слоговой состав – отправляют телеграммы.
Слоговые часы.
Оборудование: часы, на котором вместо цифр картинки.Описание игры: Педагог вызывает «часовщика», называет слог с , которого начинается слово и часовщик стрелку устанавливает напротив соответствующей картинки.
Почтальон.
Оборудование: конверты с вложенными в них предметными картинками, фуражка и сумка почтальона.
Описание игры: Почтальон разносит конверты с предметными картинками. Ребёнок достаёт картинку, проговаривает по слогам название предмета, изображённого на ней, и указывает количество слогов.
Не ошибись.
Оборудование: предметные картинки, схемы слов разной слоговой структуры.
Описание игры. Детям предлагают соединить предметные картинки со слоговой схемой.
Магазин.
Оборудование: карточки с цифрами. Предметные картинки.
Описание игры Педагог сообщает игровую ситуацию: «Мама послала вас в магазин за продуктами. Купить то , что нужно. Вы сможете тогда, когда правильно проговорите слово – название продукта по слогам и покажите их количество цифрой на карточке. Этой карточкой вы заплатите за покупку».
Может быть и такой вариант игры: цифрой на карточке показывается порядковый номер слога в названии продукта.
Рассели животных
Оборудование: трёхэтажный дом /изображение на доске мелом/. картинки на магнитах.
Описание игры. Педагог сообщает игровую ситуацию : « Животные заселяют новый дом. На первом этаже поселятся те из них,
названия, которых состоят из одного слога, на втором – из двух, на третьем – из трёх слогов». Дети подходят к столу и берут картинки. Проговаривают названия животных по слогам и в соответствии со слоговой структурой слова помещают картинки на том или ином этаже дома.
Что лишнее?
Оборудование: предметные картинки на магнитах.
Описание игры: Педагог выставляет на доске предметные картинки на магнитах. На трёх из них предметы, названия которых состоят из двух слогов, на четвёртой – предмет. Названием которого является трёхсложное слово. Задача заключается в том, чтобы найти лишний предмет, тот, название которого отличается от названий других предметов слоговой структурой. Вызванный ребёнок объясняет свой выбор, проговарнивая слово название по слогам.
Сколько слогов?
Оборудование: карточки с цифрами или слоговые схемы.
Описание игры: Педагог называет слова, дети показывают количество слогов с помощью карточек с цифрами или схемы слоговых структур. Вызванный ребёнок проговаривает слово по слогам и уточняет сколько слогов в слове.
Найди свой домик.
Оборудование: три картонных домика с цифрами обозначающими слоговые схемы.
Описание игры: Домики размещаются на разных столиках. Детям раздают предметные и они определяют количество слогов в названии предмета и подходят к домику с соответствующей схемой.
Говорящий кубик.
Оборудование: кубики с картинками
Описание игры. Педагог крутит кубик. Показывает картинку. Дети произносят по слогам название предмета, изображённого на верхней грани кубика, и определяют количество слогов. Дети могут произносить слово с выделением ударного слога.
Выставка игрушек.
Оборудование: игрушки
Описание игры. Педагог сообщает игровую ситуацию: сегодня мы откроем выставку наших игрушек. Экспонаты выставки разместим на трёх полках. Детям предлагается, выиграть игрушку. Проговорить её название по слогам и поставить на полку, руководствуясь следующим правилом: на первой полке выставляются игрушки, названия которых состоит из одного слога, на второй полке из двух, на третьей полке – из трёх слогов. Дети произносят названия игрушек, выделяя ударный слог.
Эхо.
Описание игры. Игровая ситуация: «Поиграем в «Эхо». Педагог произносит слово, а дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.
Кто больше?
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры: Педагог ставит перед детьми дидактическую задачу: изменить название предмета таким образом, чтобы в нём стало больше слогов. Дети показывают картинки предметов, названия которых состоят из одного слова. Дети называют свои варианты изменённых слов и количество слогов в них: лес – лесок – лесочек и т. д.
ВЫДЕЛЕНИЕ И РАСПОЗНАНИЕ ЗВУКОВ
Длиннее и короче.
Описание игры: педагог называет пары слов, дети мысленно сравнивают их по количеству звуков и называют, какое из слов длиннее, какое – короче.
Хлоп – Хлоп.
Описание игры: педагог называет слова. Дети внимательно слушают, определяют. С какого звука они начинаются. Если слово, которое начинается со звука (…), хлопают в ладоши один раз, если со звука (…) – хлопают два раза. Какие звуки и как отхлопывать, педагог сообщает в начале игры.)
Придумай слово.
Оборудование: картинки с буквами.
Вызванный ребёнок берёт картинку, называет первый звук слова – названия и придумывает своё слово, которое начинается с того же звука.
Звуковое лото.
Оборудование: предметные картинки, фишки.
Описание игры: дети получают карточки с картинками.
Педагог называет звуки, дети закрывают фишками те предметные картинки, слова названия, которых начинаются с названных звуков. Победителем явится тот, кто раньше других закроет фишками свои картинки.
Назови следующий звук в слове.
Оборудование: предметные картинки
Описание игры: Педагог показывает предметную картинку, а ребёнок последовательно называет звуки, из которых состоит слово – название предмета, изображённого на картинке.
Фанты.
Описание игры: Педагог называет разные слова, дети хлопают в ладоши. Если в слове есть заранее названный педагогом звук.
Где звук?
Оборудование: схемы слов.
Описание игры: Педагог предлагает детям определить место названного им звука в слове ( в начале, в середине, в конце ).
Ребёнок выходит к доске и пишет букву на схеме слова.
Собери слово.
Описание игры: Педагог последовательно произносит все звуки слова: (а) (с) (Т) (Р) (а). Дети узнают слово и называют его целиком.
Может быть такой вариант игры: дети по вызову педагога сами произносят по звукам задуманные ими слова, а остальные называют отгаданное слово.
Соберём слова в корзинку.
Оборудование: две корзинки, фишки.
Описание игры: Педагог предлагает детям придумать слова, которые начинаются с определённого звука. Дети называют слова и бросают фишки в корзинку. Количество собранных слов определяется по количеству фишек.
Игра может проводится в виде соревнования между рядами. Учащиеся называют слова и бросают фишки в корзину своего ряда.
Побеждает ряд . который соберёт большее количество слов.
Подберём слова.
Описание игры: Педагог называет звук, а дети придумывают слова с названным звуком. Дети первой подгруппы - слова с названным звуком в начале слова, второй подгруппы – в середине, третьей подгруппы – в конце слова.
Звук или слог.
Описание игры. Педагог в разбивку называет разные звуки и прямые открытые слоги. Дети поднимают одну руку, когда слышат отдельный звук, и обе руки , когда слышат слог.
Твёрдый – мягкий.
Оборудование : карточки синие и зелёные.
Описание игры: Педагог произносит в разбивку твёрдые и мягкие согласные звуки или слова, которые начинаются с твёрдого либо мягкого согласного. Дети показывают соответствующую карточку.
Назови пару.
Оборудование : мяч
Описание игры: Педагог бросает мяч и называет согласный звук , а дети ловят и называют парный согласный звук.
«Наоборотки»
Педагог произносит двухбуквенный открытый или закрытый слог и предлагает детям произнести слог, поменяв местами звуки, которые его состовляют: ам –ма,су – ус.
ЗАПОМИНАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ОБЛИКА БУКВ.
СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКОВ С БУКВАМИ.
Что изменилось.
Оборудование: карточки с буквами.
Описание игры: Педагог выставляет буквы, просит прочитать их. Дети читают, запоминают порядок букв и по сигналу педагога закрывают глаза. В это время расположение букв меняется. Открыв глаза, дети должны заметить изменения и охарактеризовать их.
Названия каких предметов начинаются с этих букв?
Оборудование: предметные картинки, буквы.
Описание игры: ребёнок берёт любую предметную картинку, определяет первый звук слова – названия предмета, на ней изображённого, устанавливает её под соответствующей буквой.
Найди по описанию.
Оборудование: карточки букв.
Описание игры: Педагог выставляет буквы. Затем представляет описание буквы. А дети по этому описанию должны угадать, о какой букве идёт речь. Например: буква состоит из трёх палочек, две стоят, а третья лежит на них сверху. Какая это буква? Дети называют букву: эта буква П.
Не потеряйся
Оборудование: буквы
Сколько детей , столько и букв. Педагог называет букву и ребёнок у которого такая буква встаёт.
Перевёртыши.
Оборудование: карточки с буквами
Описание игры: На столе лежат перевёрнутые карточки с буквами. Дети подходят к столу , переворачивают карточку и называют правильно букву.
Помоги Незнайки.
Оборудование: карточки с буквами.
Описание игры: На доске выложены карточки букв в разных положениях. Педагог сообщает игровую ситуацию. «Незнайка торопился в школу, упал и рассыпал буквы. Нужно ему помочь правильно их собрать.» Дети выходят к доске. Ставят карточки правильно и называют букву на ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и их роль в процессе обучения грамоте и чтению
В данной статье раскрыта роль игры в процессе обучения грамоте и чтению и представлены дидактические игры, которые можно использовать на занятиях и в свободное время....
«Почему важно начинать подготовку к обучению грамоте и чтению в дошкольном возрасте».
При обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукрвого анализ...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте и чтению на тему "Кто, кто в теремочке живет?"
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте и чтению в подготовительной к школе группе на тему "Кто, кто в теремочке живет?" Подобраны развивающие игры из пособий Волиной В,В. "Русский язык. Учимся ...
Обучение грамоте и чтению детей старшего дошкольного возраста
Обучение грамоте и чтению детей старшего дошкольного возраста...
Авторская программа дополнительного образования по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте и чтению "Читалочка"
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования по...
Игры по обучению грамоте и чтению
В разработке представлены игры на определение слогов в словах, место ударения и другие...
Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку" методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку"методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)Цель игры: развитие восприятия прочитанного, совершен...