Учебный материал для обучения грамоте детей 5-6 лет Буква «А»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Елькина Наталья Анатольевна

Учебный материал для обучения грамоте  детей 5-6 лет

 

Буква «А»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный материал для обучения грамоте  детей 5-6 лет

Буква «А»

- на что похожа буква?-

Вот два столбика наискосок,                                  

А между ними – поясок.                                        

Ты эту букву знаешь, а?                                          

Перед тобою буква  «А».                                        

 (С.Маршак)                                                      

«А» - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставить широко.

(А.Шибаев)

- игры с буквой «А» -1. «Красный – белый».

Цель: нахождение звука в словах, восприятие на слух.

Материал: по 2 кружка на каждого ребёнка (красный и белый).

Ход игры: педагог предлагает послушать слова и определить, в каком слове есть

                  звук «А». Если есть звук – поднимают красный кружок, а если нет – белый.

2. «Где звук?».

Цель: нахождение места звука в слове.

Оборудование: полоска из цветного картона, разделённая на три части яркими ли-

                         линиями, фишка.

Ход игры: педагог называет слово, дети определяют место звука в слове. В зави-

                  симости от того, где слышится звук, фишка ставится (середина, начало,

                 конец полоски).

                                                                                                                                   

3. «Кто больше?».

Цель: нахождение звука в названии картинок и предметов.

Оборудование:  сюжетная картинка, на которой изображены предметы на звук  А

                         (если дети легко справляются с этим заданием, то можно услож-

                         нить нахождением предметов в групповой комнате).

Ход игры: педагог показывает детям картинку, после её рассматривания пред-

                  лагается назвать все предметы в названии которых есть звук «А». За

                  каждое правильное слово детям даётся фишка. В конце определяется

                  победитель.

4. «Кто больше слов придумает».

Цель: активизация словаря, автоматизация звука «А».

Оборудование: мяч, фишки.

Ход игры: педагог называет звук «А» и просит детей придумать слова, в которых

                   встречается этот звук. Затем детям предлагается стать в кружок и педа-

                   гог бросает мяч, а ребёнок называет слово. Выигрывает тот, кто назо-

                   вёт больше слов.

5. «Нарисуй букву».

Цель: закрепить знание детей как выглядит буква «А».

Оборудование: счётные палочки, строительный материал, верёвочки и т.д.

Ход игры: детям предлагается «изобразить» букву «А» из заинтересовавшего

                  их материала.

6. «Исправь букву».

Цель: закрепить у детей знание значка буквы «А».

Оборудование: заранее приготовленные карточки или напечатанные непол-

                          ностью буквы «А» (частично).

Ход игры: детям предлагается дорисовать букву «А».

7. «Буква потерялась».

- кула (акула)                  

б-р-б-н                              

-кв-риум                      

ст-к-н                          

-ист

ст-рт

8. «Слово рассыпалось».

АРСТА (астра)              

АЗБУР (арбуз)                                      

ААРМ(рама)                            

ААММ(мама)

9. «Волшебная цепочка».

  • Первое слово должно начаться с буквы «А», а последнее ею заканчиваться: астра – амбар – рак – куст – трава.
  • Каждое последующее слово должно начинаться с последнего слога предыдущего:

Арба – барабан – ананас – астра – рама – машина – наряд – ядро – роза – забава – великан – киска – камыш.

10. «Два колодца».

       На доске изображены два колодца и вёдра с буквами. Надо выбрать такое ведро, что буква написанная на нём, подошла к тем, что есть на срубе колодца.

----------------                                          ------------------

Б              К                                            Б               К

---            ---                                           ---              ---

М             К                                           Л               К

---            ---   У                               А    ---              ---

Р              К                                            С               К

---            ---                                            ---             ---

Л              К                                            Ж              К

------------------                                         ------------------

11. Игра «Любопытный» 

       На любой вопрос педагога отвечать словами, которые начинаются на звук  «А».

       - Как тебя зовут? (Аля)

       - А фамилия? (Алферова)

       - Откуда ты приехала? (Из Астрахани)

       - Что там растёт? (арбузы)

       - А что ещё? (абрикосы)

       - Какие птицы там живут? (аисты)

       - Н чём поедешь домой? (на автобусе) и т.д.

12. Прибавь слог  «ва».  

Сла… (Слава)      тра…(трава)       коро…(корова)

13. Ребусы.

(для детей подготовительной группы)

1. анна       (ананас)                                    2.       А           (Анатолий)    

                                                                       толий

3. Асия      (Анастасия)                              4. А фа         (Афанасий)

       ста                                                                сий  

14. Кто больше. 

  • Придумать слова, в которых звук «А» был в начале, середине, конце слова.
  • Назвать имена людей, клички животных, в которых есть звук «А» в начале,
  • середине, конце.
  • Вспомнить слова, о каком либо времени года со звуком «А», без звука «А».

15. «Доскажи словечко»:

Яростно река ревёт                                      

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл... (апрель).

Буквы – значки

Как бойцы на параде

В строгом порядке

Построены в ряд.

Каждый в условленном

Месте стоит,

И называются все … (алфавит).

Он большой, как мяч футбольный,                               Он верен морю как матрос,

Если спелый – все довольны.                                        Предвестник бури … (альбатрос).

Так приятен он на вкус.

И зовут его … (арбуз).

- загадки –

В таком порту бывал мой друг,                            

Где вовсе нет воды вокруг.                                    

Но в этот порт всё время шли                                

С людьми и грузом корабли.                                  

                                (аэропорт)                                                          

Листья клёна пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц подскажи.

                          (август)

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей.

                       (алфавит)

Посмотрите, дом стоит,                                      

До краёв водой налит,                                        

Без окошек, но не мрачный,                                

С четырёх сторон прозрачный.                        

В этом домике жильцы –                                                              

Все умелые пловцы.

                                (аквариум)

     

- сочиняем сказку –

Зайка

На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук «А». Кто это был? (зайка). У него был огород, на котором он выращивал овощи, в названии которых был звук «А». Что это за овощи? Осенью он собрал урожай и позвал на обед соседей. Каждый принёс зайке игрушку для зайчат. Что это были за игрушки? (кукла, пирамида …). Зайчата были рады.

- помогите поставить слова на своё место –

Шторм

       Разыгралась буря. Волны обрушились на палубу корабля. Всё перепуталось, книги рассыпались. Из одного стихотворения исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.

----- выпал жаркий, жаркий.

Ах, как душно в зоопарке!

----- пропал у пони.

----- вянут на газоне.

А мартышка не страдает –

-----уплетает.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Для детей 5-7 лет Срок реализации 2 года Возраст обучающихся от 5 до 7 лет

Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха призносительной стороны речи, что служит основой овла...

Учебный материал для обучения детей 5 лет английскому языку. Тема "Цвета".

Учебный материал и ссылки  для урока по теме "Цвета" ....