Памятка "Научите видеть в букве образ"
консультация по обучению грамоте на тему

Кузьмина Надежда Игоревна

Советы на каждый день

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchite_videt_v_bukve_obraz.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

        Научите видеть в букве образ

        К сожалению, буква – абстрактный знак, и в силу этого не может быть просто так интересна детям.

        Чтобы буквы стали узнаваемы, мы предлагаем играть с малышами, определяя «характер» букв. Пусть буква станет живой, пусть она имеет свой «характер», свое «лицо».

        Для этого рассматривайте с ребенком отдельные буквы и выясняйте, какими они ему видятся: высокими или низкими, тонкими или толстыми, добрыми или злыми? Что ребенку напоминает та или иная буква? Какой цвет ей больше всего бы подошел? И т.д. Например:

        «О» – круглая как обруч, как бублик, как солнышко, она добрая, щедрая.

        «Ф» – надутая и фиолетовая.

        «Ж» – эта буква широка,

        И похожа на жука.

        И, при этом, словно жук

        Издает жужжащий звук.

        Планирование жизни ребенка

        Если вашему ребенку исполнилось шесть лет, начинайте приучать его планировать свои действия.

        Попробуйте вначале вместе с ним наметить, что нужно сделать сегодня, завтра, на этой неделе. Оформить этот план можно, скажем, в виде ромашки.

        Старайтесь каждый день вечером выделять для ребенка 5-10 минут на подведение итогов дня «что было сегодня?» (задание выполнено – отрывайте лепесток). Тут же продумайте план на завтра.

        Когда ребенок привыкнет, расскажите ему о планировании на более длительный срок. Отмечайте дела, желания детей с перспективой примерно на полгода. В этих случаях будут видны исполнения, удачи, неудачи, забывчивость и т.д.

        Составьте такой план по схеме:

        Сегодня _______________________

        Завтра ________________________

        Через месяц ___________________

        Через полгода _________________

        Обучение без принуждения

        Обучайте детей грамоте ненавязчиво, в непринужденной, доброжелательной обстановке. Вот вам в этой связи несколько советов.

         Подготовьте и развесьте в детской комнате карточки, на которых печатными буквами (согласные – черным, гласные – красным) написаны наиболее часто встречаемые слова, предметы. Это могут быть: имя малыша, части тела, названия любимых игрушек, наименование мебели, одежды по сезону и т.д. Прикрепите их скотчем над кроваткой, к шкафчику, стульчику, игрушке и пусть ребенок читает написанное. Меняйте карточки 1-2 раза в месяц.

         Играйте с детьми в игру «Следопыт». Для этого предлагайте им записочки, короткие и необычные по содержанию, к примеру: «Загляни под кровать», «Погляди в мой правый карман», «Посмотри на вешалку…». Естественно, что в этих местах вами заранее будут предусмотрены сюрпризы: книжки, игрушки, лакомства. Чаще делайте так, чтобы прочитав и выполнив задание, ваш ребенок по цепочке находил другую записочку. Заканчивать такую игру мы советуем без материальных наград, а поцелуями и словами-комплиментами типа «Ты – мое настоящее чудо!».

        Обучение без принуждения

        Для обучения грамоте без принуждения, используйте проявленный ребенком интерес к каким-либо домашним делам.

        Например, девочка с удовольствием помогает на кухне.

        Прикрепите лист разлинованной бумаги к холодильнику и сверху напишите «Кулинарный словарь». Пусть она записывает в нем названия блюд, а также навыки, которыми постепенно овладевает. Так появятся первые слова: «щи, суп, каша, ножик, чистить, ложка, помешать» и пр. По мере того, как вы используете разные способы приготовления пищи, время от времени объясняйте девочке значение отдельных слов, а она при этом пусть помогает вам готовить. После того как блюдо будет готово, запишите в словарь новые слова. В результате словарь пополнится такими словами как: «размораживать, резать кубиками, суфле, взбивать белки, тушить, глазурь».

        А когда ваша девочка повзрослеет и постигнет не только слова, но и само кулинарное искусство, она скорее всего заведет свою книгу «Маминых рецептов вкусненького» и, возможно, вам придется уступить ей место на кухне.

        Родительская стратегия

         Убедите ребенка, что он в состоянии справиться с любыми задачами, которые может поставить жизнь. Иногда достаточно внушить эту мысль ребенку, чтобы она стала правдой.

         Убедитесь, что ребенок понимает: знания, которые он усвоил, менее важны, чем его способность их использовать.

         Научите ребенка не только правильно отвечать на вопросы, но и грамотно формулировать их.

         Постарайтесь понять, что ребенку действительно нравится, чем он занимается с удовольствием. Развитие способностей, которые приносят радость, позволит ребенку больше узнать о себе и мире, укрепит веру в себя.

         Научите ребенка не бояться делать ошибки. Наблюдать, как пробуют свои силы и рискуют другие, не так полезно, как пробовать самому.

         Помогите ребенку развить чувство ответственности, определив круг его обязанностей и поощряя их регулярное и хорошее выполнение.

         Используйте каждый случай, чтобы показать, что упорный труд эффективен.

         Помогайте ребенку развивать практические, а не только учебные навыки. Чем лучше он умеет понимать других людей, тем легче ему будет правильно ставить и решать задачи в жизни.

        Создавайте детскую библиотеку

        С самых ранних лет создавайте детскую библиотеку. С этой целью выделите уголок: это может быть 1-2 полки, условно обозначенные наклейками или любимыми иллюстрациями. Следует учесть, что книги ребенок может просто рассматривать, ему их могут читать взрослые, и, наконец, по мере овладения грамотой, дошкольник сам будет читать свои книги. Мы рекомендуем систематизировать все книги и отделить их картонными перегородками, как в настоящей библиотеке. Условно детская библиотека может включать в себя такие разделы:

         книжки-рисунки,

         серию «Мои первые книжки»,

         книги отдельных писателей и поэтов (К. Чуковского, С. Маршака, Л. Толстого, Д. Хармса и т.д.),

         сказки,

         формы малого фольклора (потешки, загадки, считалки…),

         «Обо всем на свете» информационная литература (энциклопедии, справочники).

        Хорошо, когда детская литература подвижная: ваш ребенок делится книгой с друзьями и на время в свою очередь берет книжки у них, но не забывайте при этом вовремя возвращать взятое и приучать к этому тех, кто пользуется вашей библиотекой.

        100 тысяч «почему!»

        Чтобы не сойти с ума под градом вопросов своего любимого чада, попробуйте выработать последовательную тактику поведения. Вот несколько соображений, которые помогут вам сделать это.

 Вам совершенно не нужно излагать научные трактаты, отвечая на вопрос маленького ребенка. Чем короче будет ваш ответ, тем лучше.

         Всегда отвечайте на вопросы малыша так прямо и откровенно, как это только возможно, и с наибольшей степенью объективности, доступной в его возрасте.

         Иногда дети используют вопросы не «по назначению», а лишь как хороший способ завладеть вниманием родителей. Если вы заметите, что это так, возьмите ситуацию под контроль, чтобы вам не пришлось целый день говорить об одном и том же.

         Часто дети не могут правильно сформулировать вопрос, чем вводят в заблуждение и себя, и родителей. Внимательно слушайте детские вопросы, старайтесь понять, какие мысли их вызвали, иначе вы можете оказаться в положении человека, который битый час растолковывает другому то, о чем он не спрашивал.

         Иногда встречный вопрос бывает лучше самого хорошего ответа. Например, в ответ на вопрос: «Что едят кролики?» не перечисляйте виды пищи, а спросите сами: «Как ты думаешь, что бы они себе могли найти?»

         Помните, что когда ребенок задает вам вопрос, например, о том, чем мальчики отличаются от девочек, им движет чистое любопытство и совершенно невинное желание узнать как можно больше. Для ребенка нет неприличных тем, неприличными их делает только отношение взрослых. Поэтому на самые «щекотливые» вопросы малыша отвечайте спокойным тоном, не допускающим мысли, что здесь кроется что-то особенное. Если ребенок спрашивает: «Откуда берутся дети?» – ответьте самым естественным голосом: «Из маминого животика». Вы ведь не делаете секрета из того, что цыпленок появляется из яйца. Говорите в этом случае о детях так же просто, как говорили бы о цыплятах. Малыш примет это объяснение как само собой разумеющееся, и не будет напряженно раздумывать на эту тему.

         Ну, а если малыш уже успел довести вас своими вопросами «до белого каления»? Что же, у вас всегда есть в запасе возможность предпринять ответную вылазку и задать вопрос ему самому: «А как ты думаешь? Ну-ка, скажи мне». И тогда он может дать удивительно разумный ответ, а может и позабавить вас наивностью своих рассуждений.

        Говорите, как я

        Поразительно, какого эффекта можно достигнуть, произнося одно и то же в разной манере. Ребенок, изменяя свой голос, легче усваивает различие звуков. Попробуйте сделать так. Повторите алфавит или прочитайте детские стихи обычным голосом. Затем измените манеру речи: говорите очень быстро или очень медленно, высоким тонким голосом или глухим басом, постоянно останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове и т.д. Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит. Большинству детей нравится играть в слова, изменяя голос. Так они познают мир слов и язык. Например, простым изменением интонации можно детский стишок «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь» читать как лирическое стихотворение, или как страшную историю, или как политическое воззвание. Попробуйте декламировать с французским прононсом, или отрывочными слогами подобно китайцам, или же, меняя «е» на «э», как южане.

        Когда ошибки помогают

        Если вашему ребенку уже исполнилось 5 лет, делайте явные ошибки в речи и действиях, стараясь обратить на это детское внимание, к примеру: «Этот человек очень скупой, ведь он отдал нищему все деньги», или, «Пошла я однажды за хлебом в аптеку», «Пойдем в театр за капустой» и пр. Ребенок счастлив, подмечая такое явное противоречие. Подобные упражнения способствуют обогащению словарного запаса, развитию логики, иронии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквой или этапы формирования образа буквы

В статье говорится об этапах изучения буквы с точки зрения аналитико-синтетического метода....

Тема: «Мастерская букв» Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв

Уважаемые родители!Формирование навыка чтения необходимо  для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что...

Консультация для родителей. Игры для знакомства с буквами и закрепления зрительного образа букв.

Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); бук...

Механизм интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах художественной деятельности.

В литературе - слово, в театральной деятельности - движения, изобразительной деятельности - рисунок, в музыке - мелодия....

Игры с буквами. Закрепление графического образа буквы

В подборке представлены игры для дошкольников для запоминания графического образа букв. В игровой форме детям предлагается узнать, запомнить ту или иную букву. Материал содержит игры и упражнен...

Программа дополнительного образования на основе интеграции различных видов детской деятельности «Образ числа» Тема: «Учимся считать»

Цель: формирование математических понятий и представлений о количественном и порядковом числе, развитие кругозора ребёнка, его интеллекта, личностных качеств.Задачи:- Познакомить  с натуральным ч...

Продуктивные виды деятельности, как средство закрепления зрительных образов букв

КОНСУЛЬТАЦИЯ«Продуктивные виды деятельности, как средство закрепления зрительных образов букв»...