Конспект ООД по обучению грамоте «Все профессии важны»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Миронова Надежда Александровна

Форма ООД: игра-путешествие.

Цель: совершенствование навыков звукового анализа слов, совершенствование умения анализировать предложение и составлять его графическую запись.

Методика: Н.С. Варенцова "Обучение дошкольников грамоте"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности

Автор-составитель:

Миронова Надежда Александровна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 80» комбинированного вида

города Дзержинска Нижегородской области

Тема: «Все профессии важны»

Форма: игра-путешествие.

Цель: совершенствование навыков звукового анализа слов, совершенствование умения анализировать предложение и составлять его графическую запись.

        Задачи:

  1. закреплять умение различать гласные и согласные звуки (твердые и мягкие);
  2. совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком; составлять звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей, подбирать соответствующие слова к четырехзвуковой модели;
  3. развивать представления о смыслоразличительной функции звука;
  4. совершенствование умения анализировать предложение и составлять его графическую запись;
  5. развивать мелкую моторику рук, способность принимать и удерживать учебную задачу в процессе работы с печатными упражнениями;
  6. воспитывать любознательность, вызывать желание задавать вопросы и искать ответы.

        Содержание: Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его графическую запись. Обучение умению проводить графические линии.

        Способы активизации детской деятельности: форма игры-путешествия, наглядность, атрибуты, наборы звуковых квадратов, создание ситуаций успеха, нацеленность на общий результат.

             Материалы: наборы звуковых квадратов  (индивидуальные и для работ у мольберта), сюжетная картинка (пожарный тушит огонь), куклы би-ба-бо по профессиям (повар, пожарный, музыкант, врач), ксерокопии заданий из тетрадей на печатной основе, карандаши простые на каждого ребенка, «билеты» (карточки с предметными картинками) в путешествие, смайлики на магнитной основе для рефлексии.


Часть ООД

Задачи

Содержание

Деятельность детей

Примечания

Хронометраж

Вводно-мотивационная

Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем их?

Доброе утро.

Дети стоят рядом с воспитателем полукругом

3 мин.

Ребята, а вы уже знаете, кем станете, когда вырастите? А чтобы правильно выбрать дело своей жизни – ведь хорошо, когда профессия – это навсегда? Тогда, чтобы узнать поподробнее о некоторых профессиях, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но прежде, чем отправиться в увлекательный мир профессий, нам нужно получить конверты с фишками, которые помогут нам справиться с любыми трудностями в нашем путешествии. Вы готовы?

2-3 ответа по профессиям

Организационная

Закреплять умение различать гласные и согласные звуки (твердые и мягкие);

Игра «Тому конверт, кто даст ответ»

Я буду говорить звук, а вы называть мне противоположный звук.

Я вам твердый – вы мне?...И наоборот

Звуки: Т, Д, М, Б, В, Г, З;   О, Рь, Ль, Кь, Нь, Пь, Дь, Ть, А

Дети называют противоположные по твердости-мягкости звуки.

Вспоминают, что гласные звуки не бывают твердыми или мягкими.

За каждый ответ ребенок получает конверт с набором звуковых квадратов

Все дети сели за столы

Основная

Составлять звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей

Итак, ребята вам, интересно, кто же встретится нам в нашем путешествии первым? Тогда отгадайте загадку:

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

(повар)

Повар: Здравствуйте, ребята, я рад видеть вас. И испек вам вот такой торт. Я старался, был внимателен и точно следовал рецепту. А вы внимательные?

Воспитатель: ребята, а давайте тоже расскажем свой рецепт повару, и это будет состав слова ТОРТ?

Анализ слова ТОРТ, составление схемы

: 1). Сколько звуков в слове торт?. У себя на столах выложитек пожалуйста столько белых квадратов, сколько звуков в этом слове. А Арсений выполнит это на доске.

2). Сколько гласных звуков? Назовите его. Где в слове торт находится звук О? В середине, он второй. Обозначим его нужным квадратом. Каким? Почему?

3). А какой звук в начале слова? Обозначим. (обсудить) Обозначьте цветным квадратом.

4) А какой звук в конце слова? (обсудили) Обозначьте цветным квадратом.

5) А теперь замените последний белый квадрат. У кого какой? Почему?

6) Ребята, а сколько слогов в этом слове?

5). Назовите слог.

6). Произнесите его.

Молодцы.

А повар принес нам еще один конверт, давайте посмотрим, есть ли  в нем слова, подходящие к этой схеме..

Ребята, а кто сможет составить схему к этим словам? Что здесь изменилось? (твердый звук на мягкий звук)

Повар: ой, ребята, молодцы, как правильно вы и быстро вы разобрали слово на звуки и даже подобрали к получившейся схеме нужные слова-картинки.

Можете продолжить путешествие.

Повар

Выполняют анализ слова, все на столах, один на доске.

8

Физкульминутка

Снятие мышечного и напряжения, смена умственной деятельности на физическую

Ну а теперь давайте немного отдохнем.

Здравствуй, лес, прекрасный лес  (Широко развести руки в стороны  

Полный сказок и чудес!  (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками  

Ты о чем шумишь листвою  (Руки подняты вверх)

Ночью темной, грозовою. ( Выполнять покачивания направо-налево)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?  (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)

Все открой, не утаи.  (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)  

Ты же видишь – Мы свои  (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)  

Стоя рядом со стульями

2 мин.

Основная

Развивать представления о смыслоразличительной функции звука.

Ребята, чтобы продолжить путешествие, нужно снова отгадать загадку.

Есть инструмент, чуткий слух и талант

Плюс вдохновенье равно ...(музыкант)

Музыкант: Здравствуйте, ребята, в моей профессии главное – точность правильно слышать ноты - музыкальные звуки. Поэтому у меня хороший музыкальный слух. И легко услышу неправильную ноту в любой мелодии.

Воспитатель: а мы с ребятами тоже очень внимательные и услышим неправильные звуки в любых словах, верно?

Ребята,  послушайте стихи и исправьте ошибки.

    На болоте нет дорог,

    Я по кошкам (кочкам)  – скок да скок!

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!»

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку.

Рад музыкант, что познакомился с вами, такими внимательными, умеющими слушать и слышать звуки и слова. Мы можем продолжить наше путешествие.

Дети отвечают, называют искомый звук и называют правильный

Кукла музыканта

Обратить внимание, что всего один звук способен изменить смысл слова и предложения.

5 мин.

Совершенствовать умение анализировать предложение и составлять его графическую запись.

Ребята, загадка!

Смел огонь, они смелее,

Он силен, они сильнее,

Их огнём не испугать,

Им к огню не привыкать. Правильно, пожарные.

Пожарный: здравствуйте, ребята, мы пожарные, постоянно боремся с огнем. А вы огня не боитесь? Тогда вот вам картинка.

Ребята, а мы с вами по этой картинке давайте составим предложение и состоять оно должно из 3 слов. Думаем. Спрошу у пожарного, какое предложение ему больше понравилось:

Пожарный тушит огонь.

А теперь, Семен на доске, а вы на листочках, выполните, пожалуйста, графическую схему этого предложения. Что такое предложение? Сколько слов в нашем предложении? Как пишется предложение?

Молодцы, отправляемся дальше.

Составляю предложение из 3 слов и выполняют графическую схему.

5

Развивать мелкую моторику рук, способность принимать и удерживать учебную задачу в процессе работы с печатными упражнениями.

Слушайте внимательно:

Кто на свете всех полезней,

лечит от любых болезней?

Кто всегда в халате белом

занят самым нужным делом?

Доктор: Здравствуйте, ребята. Как ваше здоровье? Проверим? Втсали, потянулись, сели, руки вверх и повертелись, а теперь опять все сели, на меня все посмотрели.

Какие вы молодцы, а как правильно за столом сидеть знаете? Чтобы спинка была прямая и осканка правильная, чтобы зрение не испортилось?

Сейчас проверим.

Вот у вас узоры на листочках, первую и вторую строчку, выполните, пожалуйста, а я понаблюдаю.

Выполняйте, пожалуйста.

Спину прямо – раз, ножки вместе – два, носик выше – три, карандашик правильно держи.

Молодцы. И с заданием справились, и про посадку не забыли.

До свидания.

Пауза

Выполняют задания простыми карандашами.

Кукла врача

5 мин.

Итоговая. Рефлексия

Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Понравились вам оно?

А чье задание понравилось, какое задание?

Чье задание вам показалось наиболее сложным, какое задание?/ простым?

А чему еще нужно поучиться?

Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, знакомиться с профессиями и справляться с трудностями.

Я прошу вас отметить смайликами ваше настроение от путешествия:

Если вам понравилось наше путешествие. Вы о всем справились, прикрепите, пожалуйста на доску веселый смайлик.

Если получилось почти все, но было немного трудно – смайлик с улыбкой.

А если вам было скучно и задания были слишком трудными, то смайлик с обычным настроением.

А теперь вы можете взять эту коробку, в ней куклы разных профессий, они поселятся у нас в театральном уголке и вы сможете с ними поиграть.

Отвечают на вопросы.

Встают и крепят смайлики на доску.

Забирают коробку с куклами, уходят в группу.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте - один из важных этапов перехода к разумному чтению.

Опыт работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Конспект занятия по обучению грамоте в группе комбинированной направленности 6 -7 лет "Профессии людей"

Конспект занятия по обучению грамотев группе комбинированной направленности 6 -7 лет"Профессии людей" Цель: расширять и конкретизировать представления о профессиях людей; закреплять в речи сущест...

Конспект Родительское собрание мастер-класс «Все профессии важны, все профессии нужны»

Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения игры участники мастер-класса смогут познакомиться с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых, обменяться опытом...

Конспект занятия в старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны»

Конспект занятия в старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны»Цель: систематизировать знания о профессиях, расширять представления о труде взрослых, его необходимости и общес...

Конспект занятия в старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны»

Конспект занятия в старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны»...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...