Конспект НОД по обучению грамоте для старшей группы Тема: «Построим дом для поросят»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Конспект НОД по обучению грамоте для старшей группы
Тема: «Построим дом для поросят»
Цель: Способствовать развитию фонематического слуха у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_gramote_.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте для старшей группы
Тема: «Построим дом для поросят»
Цель: Способствовать развитию фонематического слуха у детей.
Задачи:
Образовательные: Продолжать учить детей различать гласные и согласные звуки. Закреплять навык деления слов на слоги. Совершенствовать умение составлять предложения по заданным словам. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в использовании родительного падежа существительных; в умении отгадывать загадки. Расширять и закреплять словарный запас детей;
Развивающие: Развивать логическое мышление, память; артикуляционную и мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать стремление овладеть правильной речью, активность в обучении.
Предварительная работа: чтение сказки «Три поросенка»; разучивание физминутки.
Оборудование: и материалы: демонстрационный: ноутбук, аудиозапись песни из мультфильма «Три поросенка», презентация к занятию – постройка дома по частям; мяч; солома, ветки, камень.
Раздаточный: предметные картинки, мяч; карточки для звукового анализа слова «дым»; смайлики – весёлые, грустные, задумчивые.
Ход занятия.
(Звучит аудиозапись песенки из мультфильма «Три поросенка»)
«Нам не страшен Серый волк, Серый волк,
Где ты бродишь, Серый волк, злой и страшный волк?»
Воспитатель: Вы помните из какой сказки эта песня?
Дети: «Три поросенка»
Воспитатель: Три хорошеньких зверушки
Себе построили избушки,
И от волка убегали…
Отгадайте, как их звали?
Дети: Ниф –Ниф, Нуф – Нуф, Наф – Наф.
Воспитатель: Вы помните чем закончилась эта сказка? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, поросята стали жить вместе, в домике брата Наф-Нафа. Но вскоре поросята подросли, окрепли, им стало тесно жить в маленьком домике, и решили они построить новый, большой, крепкий, надежный дом. Самим им не справиться, вот они и просят помощи у нас. Вы хотите им помочь?
Дети: Да!
Воспитатель: Кто строит дома?
Дети: Строители
Воспитатель: Вот мы и превратимся сегодня в строителей. Как вы думаете, из каких частей состоит дом?
Дети: Стены, крыша, окна, дверь, крыльцо, труба.
Воспитатель: Еще есть фундамент – это основа, на которой строится дом. Из чего был сделан дом у Ниф-Нифа?
Дети: Из соломы.
Воспитатель: Какой он?
Дети: Легкий, желтый, соломенный.
Воспитатель: Из чего был сделан дом у Нуф-Нуфа?
Дети: Из веток.
Воспитатель: Какой он?
Дети: Непрочный, холодный, дырявый.
Воспитатель: Чей домик волку удалось разрушить быстрее всего? Почему? Давай те проверим.
Дети дуют на солому, затем на ветки, камень.
Воспитатель: Чей домик волк так и не смог разрушить?
Дети: Домик Наф-Нафа. Оказывается, чем прочнее дом, тем труднее его сломать. Домик НАФ - НАФА какой, опишите его.
Дети: Прочный, крепкий дом!
Воспитатель: Дома бывают из разных материалов. Поиграем в игру с мячом. Я буду называть материал, а тот кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет:
1. – из соломы? – соломенный;
2. – из камня? – каменный
3. – из дерева? – деревянный
4. – из стекла? – стеклянный
5. – из железа? – железный
6. – из резины? – резиновый
7. – из пластмассы? – пластмассовый
8. – из кирпича? - кирпичный
Воспитатель: Как вы думаете, стеклянный дом будет крепким?
Дети: Нет, он может разбиться, холодный, просвечивается, его нельзя обогревать и т. д.
Воспитатель: А резиновый?
Дети: Он может лопнуть, разорваться, его нельзя обогревать, он холодный.
Воспитатель: Итак, самый хороший, крепкий, теплый, надежный дом – кирпичный дом. А теперь мы приступим к работе, за каждое правильное выполненное задание будет появляться часть дома. Определите первый звук в именах поросят.
Дети: Н.
Воспитатель: Правильно, теперь вам необходимо определить место звука Н в названии предмета, изображенного на картинке.
Детям предлагается взять картинки.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и у нашего дома появилась стена. Теперь следующее задание, мы с вами отгадаем загадки и назовем, сколько слогов в словах – отгадках.
1. Друг на дружке ровно в ряд
Эти кубики стоят,
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живет (Дом – 1 слог; домик – 2слога)
2. Он по лесу всё время рыщет,
И в кустах кого-то ищет.
Слышно, он зубами щёлк,
Угадай, кто это … (Волк – 1 слог)
3. Будто облако резвилось
И на травку опустилось.
Спинка вся в густых колечках
Бродит по траве …. (овечка – 3 слога)
4. Просто так в дом не войти,
Есть преграда на пути.
А в преграде той глазок,
Ручка и большой замок.
Не войдет ни враг, ни зверь
В прочную входную … (дверь – 1слог).
5. Носик – круглым пятачком
Хвостик - маленьким крючком.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи. (Поросята – 4 слога)
Воспитатель: Молодцы ребята, мы справились с заданием, и у нас появились стены и дверь. Давайте теперь отдохнем.
Физкультминутка:
Динь-дон, динь-дон.
(наклоны из стороны в сторону, руки на поясе).
Братцы строят новый дом.
(стучим кулаком об кулак).
Красят стены, крышу, пол
(руками «красим» сбоку, вверху, внизу).
Прибираются кругом.
(«метем» метлой).
Мы к ним в гости все прийдем.
(шаги на месте).
И подарки принесем.
(руки вперед, ладонями вверх).
Воспитатель: Продолжим строить дом. Предлагаю Вам вспомнить сказку. Всё лето три поросенка, НИФ - НИФ, НУФ - НУФ и НАФ – НАФ веселились, бегали и играли. Давайте представим себе веселое лето, где они радуются солнцу, бабочкам, цветам!
Но все заканчивается, и на смену лету пришла осень, поросятам стало холодно. Давайте покажем, как им было холодно! Замечательно. Чтобы согреться они стали резвиться. Что значит слово резвиться?
Дети: Бегать, прыгать, скакать…
Воспитатель: Кого разбудили поросята?
Дети: Волка.
Воспитатель: Конечно, волка! А волк, какой?
Дети: Злой, страшный, голодный.
Воспитатель: Давайте покажем злого, страшного, голодного, опасного волка! Он громко рычит, клацает зубами, хмурит брови. А теперь давайте покажем, как испугались поросята. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят. Давайте подразним волка!
Чистоговорка:
Ри-ри-ри - уходи ты от двери!
Ра-ра-ра - целый день кричим ура!
Ру-ру-ру - мы придумали игру!
Ра-ра-ра - уходить тебе пора!
Рё-рё-рё - побежали мы вперёд!
Ро-ро-ро - дует свежий ветерок!
Ру-ру-ру - будем бегать по двору!
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и с этим заданием справились и у нас появилась часть крыши. Следующее задание: в предложениях перепутались слова. Помогите составить предложения правильно, что бы было понятно.
Игра «Составь предложение».
- Три, жили-были, братца-поросенка. (Жили-были три братца-поросёнка)
- Строить, настоящий, начали, дом. (Начали строить настоящий дом)
- Кирпичный, волк, дом, увидел. (Волк увидел кирпичный дом)
-Волка, поросята, проучили, коварного. (Поросята проучили коварного волка).
- Дом, очень, получился, крепкий. (Дом получился очень крепкий)
Воспитатель: Давайте сядем за столы и выполним следующее задание: Я предлагаю вам выложить схему предложения на столе: «Дом получился очень крепкий».
- Из чего состоит предложение? (из слов)
- А как слова обозначаются? (слова обозначаются полосками)
-Что обозначает уголок? (первое слово в предложении)
-Сколько слов в этом предложении? (четыре)
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились и у нас появилась ещё часть крыши.. Последнее задание: провести звуковой анализ слова «дым».
Дети проводят звуковой анализ слова «дым»
Воспитатель: Посмотрите, какой домик появился у трёх поросят! Теперь братья живут дружно, под одной крышей. Ребята, какую сказку мы сегодня с вами вспомнили?
Дети: «Три поросёнка»
Воспитатель: Чем вам нравится сказка «Три поросенка»? Что запомнилось вам сегодня на занятии? (ответы детей)
Воспитатель: Вы были очень хорошими помощниками, молодцы. Ребята, вот здесь лежат смайлики, но они разные. Посмотрите, чем они отличаются?
Дети: Настроением: грусть, радость, задумчивость.
Воспитатель: Если вам сегодня было легко и вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого, а если совсем трудно – грустного.
Звучит песня из мультфильма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»
- в игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки; - закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».
Цели:-Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.-Упражнять в определении гласных и согласных звуков.-Учить детей подбирать определения к существительным.-Продолжать у...
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.Тема: Звук [А]. Буква А.
Дети в игровой форме знакомятся с буквой и звуком А....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».
конспект предназначен для воспитателей старших групп детского сада....
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе тема «Поможем Буратино»
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группетема «Поможем Буратино»...
Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»
Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство с гласным звуком [у] буквой У
Цель: Познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У»;Задачи: Учить детей определять место звука в словах «утка», «арбуз»...