План-конспект занятия "Звуковой анализ слова".
план-конспект урока по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Тихонова Раиса Григорьевна

Данный план-конспект занятия "Звуковой анализ слова" предназначен для педагогов дополнительного образования по программе "АБВГДЕйка"(обучение грамоте) для дошкольников 6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР  ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

План-конспект  занятия

на тему:

«Звуковой анализ слова»

Подготовила  и провела

педагог дополнительного образования

объединения « Радуга»

 Р.Г. Тихонова

Тимашевск

2015

Тема занятия: Звуковой анализ слова.

 Цель занятия:

закрепить знания, умения и навыки по разделу «Звуковой анализ слова».

Задачи:                                                                                                                Образовательные:                                                                                                                     - повторить с детьми материал по  звуковому анализу и синтезу слов;               - закрепить умения детей делить слова на слоги; выполнять  модели слов;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       - обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать связную речь, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление;

-  совершенствовать графический навык письма;

- закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитательные:  

-формирование  культуры общения, сотрудничества и взаимопонимания.                                                                                                    

Оборудование:  мультимедийная  презентация;   буквы, слоги,  карточки для моделей слов, таблички с картинками, тетрадь «Гласные и согласные», цветные карандаши, смайлики.  

Предварительная работа:

«Звуковой  анализ слов» - это VIII раздел дополнительной общеобразовательной  программы.  Обучающиеся уже выучили все буквы, умеют читать и знают стихи про каждую гласную букву. С помощью карточек научились составлять звуковые модели слов.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг, и я твой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

II.  Сообщение темы и цели занятия:

- Сегодня мы закрепим полученные знания по теме: «Звуковой анализ слова».

III. Актуализация опорных знаний.

1Артикуляционная гимнастика:                                                                         А О У С Ш Б П Ы И Д Т                                                                                                        2. Подготовка  к анализу слов.

-На какие две группы можно разделить все буквы?

Дети:  гласные и согласные  .

-Назовите все гласные буквы.

Дети: а я о ё у ю ы и э е.

3.Игра  « Узнай  меня». Дети по выбору читают стихи про гласные буквы.

(Приложение  №1.)

4.Физминутка: «Буква  А».

IV. Упражнения с переносом знаний в новые условия.

1.Игра « Слово  рассыпалось».          и   л   с    а  

-назвать звуки, которые обозначают эти буквы;

- собери слоги ( ил, ли, са, си, ас,ла)  Печатание на доске.

-собери слова (сила, лиса)

- составь предложения

Дети: Лиса живёт в норе. Лиса питается мышками.

2.Работа в тетради:

-составь  модели  слов: кит, лист. (Работа в парах).

3. Слайды №3-5. Игра «Назови первый звук и собери слово».

 ( Картинки: ключ, облако, шарик, кофта, арбуз  -  кошка)

Дети: первые звуки К ,О, Ш, К, А; получилось слово «кошка».

-Дайте характеристику согласным  звукам.

 Дети: Звуки бывают: твёрдые - мягкие; звонкие  – глухие; парные – непарные.

4. Релаксация.

Всё назвали по порядку,

Приглашаю на зарядку!

Мелкие  шажки: раз-два – три,

Лёгкие прыжки: раз – два – три,

Мягкая посадка: раз - два – три.

5.Игра « Угадай слово».  (На  доске  серия картинок: гном,  дом,  ваза, машина,  цапля, зонт, аист, сорока,  арбуз).

-Это слово начинается со звонкого непарного согласного.

Дети: Машина.

-Это слово начинается с глухого парного согласного.

 Дети: Сорока.

6. Слайды №6 - 9. Сообщение детей о сороке.  (Приложение №2).

7. Развитие речи. Слайды №10-13.

1.Отгадай загадки. ( Приложение №3)

2.Собери  слова  из слогов  (со-ро-ка, во-ро-на, со-ва, си-ни-ца).

3.Расскажи, как можно помочь птицам зимой?

Дети: Повесить в саду кормушки и насыпать туда корм.

V.Результативность работы.

-Итак, ребята, наше занятие заканчивается. Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Отвечали чётко,  правильно, уверенно. Показали, что вы умеете делать анализ слов, работать в парах, помогать друг другу. Мне понравилось, как вы читали стихи и рассказывали о сороке.

VI.Рефлексия.

А какова ваша оценка своих умений и навыков?

Прикрепите на тетрадь смайлик:

Красный - который соответствует: « Всё отлично! Я доволен!»

Синий  - « У меня всё хорошо»

Жёлтый – « Что-то не получилось!»

Всем спасибо за работу!

Литература:

1.Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М.,2008.

2.Занятия по развитию речи в детском саду. Под ред. О. С. Ушаковой. М.,2011.

3.Максакова А. И., Тумакова  Г.А. Учите играя. М., 2008.

4.Волина В. В. Праздник Букваря. М., 1995.

5.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 2008.

Методические материалы к  занятию по теме: « Звуковой анализ слова »

Приложение №1.

Стихи.

1.Буквой «А» поставим ноги,

Словно в танце руки в бок.

«Влево-вправо, влево - вправо».

Получается на славу.

«Молодец! Садись дружок!»            (А)

2.Ослик был сегодня зол,

Он узнал, что он осёл.                        (О)

3.Улитка спокойно ползла  по дорожке,

Увидела муху и спрятала рожки.       (У)

4.А бедняжка буква «Ы»

Ходит с палочкой. Увы!                     (Ы)

5.Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

«Сколько здесь дощечек?» - «Три!»

«А какая буква?» -                             (И)

Приложение №2.

      Много прозвищ дали сороке люди - сорока-воровка, сорока - белобока. Действительно, все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. В середине лета сорока меняет оперение. В это время она прячется в лесу.

     Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громкими голосами комментируют случившиеся. У этих птиц характерный голос – резкое стрекотание, похоже на “Ча – ча – ча”.  

     А вот “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь. Добычу сороки несут в гнездо. Там часто можно найти кусочки проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки, даже чайные ложки и очки.

      Гнездо сорока устраивает высоко на дереве. Оно похоже на огромный шар: сухие ветки скреплены глиной и землей, а изнутри выстелено листьями растений, шерстью, пухом.

      В апреле – мае сорока – мама откладывает в гнездо 5–8 яиц и насиживает их. Примерно через 2 недели появляются на свет сорочата. Через месяц птенцы покидают гнездо, но еще не улетают далеко от родителей.

     Зимой сорока переселяется поближе к человеку: рядом с ним легче прокормиться, не так трудно пережить долгую холодную зиму.          

     Сорока приносит пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых, червей, слизней. Любит сорока полакомиться семенами растений, ягодами и фруктами.

Приложение №3.

Загадки.

1.Непоседа птица эта,
Одного с берёзой цвета.
Верещунья, белобока,
А зовут её …                   (Сорока)

2.Окраской -  сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья  хрипловатая.
Известная персона.
А кто она? …                  (Ворона)

3.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка,
И полоска шарфика.      (Синица)

4.Днём  спит,

А ночью летает,

Прохожих в лесу пугает.    (Сова)

Самоанализ  занятия по обучению грамоте.

Тема  занятия по обучению грамоте: «Звуковой анализ слова».

 Цель занятия: закрепить знания, умения и навыки по разделу «Звуковой анализ слова».

 Задачи:                                                                                                                      Образовательные:                                                                                                                            -повторить с детьми материал по  звуковому анализу и синтезу слов;                                        - закрепить умения детей делить слова на слоги; выполнять  модели слов;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       - обогащать словарный запас детей.

 Развивающие:

- развивать связную речь, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление;

-  совершенствовать графический навык письма;

-закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитательные:

-формирование  культуры общения, сотрудничества и взаимопонимания.                                                                                                                                  

Тип  занятия -  закрепление, оно включает в себя следующие этапы:

1.Актуализация опорных знаний.

2.Упражнения с переносом знаний в новые условия.

3.Результативность.

4.Рефлексия.

Форма проведения: интегрированное занятие.

     Данная форма позволила обобщить большой объём знаний по обучению грамоте и реализовать цель занятия.

     При проведении занятия я ориентировалась на следующие принципы обучения:

-принцип наглядности;

-принцип доступности и посильности.

     В ходе занятия были организованы  виды работ:

-фронтальная;

-индивидуальная;

-коллективная.

    Занятие проходило в системно – деятельностном  ключе, который является приоритетным в Стандартах второго поколения.

     Материал для непосредственно – образовательной деятельности был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач.  Занятие  было организованно с опорой на предыдущие знания детей, на их жизненный опыт. Занятие сопровождалось мультимедийной презентацией, которая была помощницей на определённых этапах занятия.

     Занятие вызвало интерес, так как каждый из воспитанников смог проявить себя в разных видах деятельности, а смена этапов постоянно поддерживала интерес и активность  к предлагаемой деятельности.

     Психологическая атмосфера на занятии по обучению грамоте была доброжелательной, все обучающиеся  проявили заинтересованность. Темп занятия высокий.

Контроль над деятельностью детей организовывался на каждом этапе. Итог работы подведён. Цель занятия достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

«Звук и буква. Звуковой анализ слов. Подбор слов к схемам. Деление слов на слоги». «Птицы».

Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому)...

План-конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: «Звуковой анализ слова»

Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки;Задачи:1.Образовательные: продолжать учить детей называть с...

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове....

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»...