ОД в подготовительной к школе группе. Тема: «Занимательное путешествие».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Шлюгина Надежда Владимировна

Цель: Формирование звуковой аналитико – синтетической активности в рамках речевого развития в контексте реализации ФГОС.

Задачи:

  1. Закреплять умение выделять из слова и дифференцировать гласные, твердые согласные и мягкие согласные звуки, давать звукам характеристику, обозначать их определенным цветом;

Закреплять умение определять место заданного звука в словах;

Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа  и синтеза  слов;

Закреплять навык обозначения звука буквой;

Совершенствовать навыки чтения и  графического изображения букв.

  1. Развивать логическое мышление, память, произвольное внимание.
  2. Воспитывать самостоятельность, инициативу, творческий дух, интерес к познанию нового, дружеские отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnoe_puteshestvie.docx22.65 КБ
Файл zanimatelnoe_puteshestvie.pptx2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9» города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан

ОД

 в подготовительной к школе группе.

Тема: «Занимательное путешествие».

Учитель- логопед

высшей квалификационной категории

Шлюгина  Надежда Владимировна

2016 год

Цель: Формирование звуковой аналитико – синтетической активности в рамках речевого развития в контексте реализации ФГОС.

Задачи:

  1. Закреплять умение выделять из слова и дифференцировать гласные, твердые согласные и мягкие согласные звуки, давать звукам характеристику, обозначать их определенным цветом;

Закреплять умение определять место заданного звука в словах;

Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа  и синтеза  слов;

Закреплять навык обозначения звука буквой;

Совершенствовать навыки чтения и  графического изображения букв.

  1. Развивать логическое мышление, память, произвольное внимание.
  2. Воспитывать самостоятельность, инициативу, творческий дух, интерес к познанию нового, дружеские отношения.

Оборудование: проектор, экран, видеопрезентация, макет аэростата, наборное полотно, звуковые гномики, комплекты предметных картинок для дифференцировки звуков(на гласные, твердые согласные и мягкие согласные звуки), для определения места звука в слове, звуковые фишки, схемы для определения места звука в слове, буквы для составления слова «звуки», ракушки, пуговицы, пластилин, манная крупа, тесьма, аудиозапись музыки полета, спокойной музыки, бинокль, видеокамера, смайлики.

Словарная работа: аэростат, ребус

                Ход ОД:

  1. Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть! Я посылаю вам хорошее настроение! Ловите! (Педагог направляет воздушный привет в сторону детей, дети импровизированно принимают привет). Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте и с ними поздороваемся и поделимся своимхорошим настроением.(Дети здороваются и посылают воздушный привет гостям).

Л: Ребята, совсем скоро у вас будет выпускной бал и начнется школьная жизнь. И как мне хочется, чтобы вы не забывали наши игры, наши увлекательные задания. Вот я думаю, как бы сделать так, чтобы сохранить в памяти хоть кусочек из того времени, что мы вместе с вами проводили?!Как вы считаете, ребята, было бы здорово устроить путешествие по страничкам наших знаний?

Д: Да!

Л:А сохранить на память наше путешествие поможет…. (Логопед показывает видеокамеру)

 Д: Видеокамера!

Л:  А вот и оператор. (Занятие снимает на камеру педагог в образе оператора или родитель одного из детей) Ну что отправляемся?

Д: Да!

Л: А вы вообще любите путешествовать?

Д: Да!

Л: И я очень люблю.

(Логопед подходит к экрану, на котором появляются изображения поезда, автобуса, самолета, корабля и аэростата)

Л: Путешествовать можно, используя разные виды транспорта. На….

Д: На поезде, автобусе, самолете, корабле, на воздушном шаре.

Л: Ой, какой интересный вид транспорта. А вы знаете, что на научном языке этот воздушный шар с корзиной называется аэростатом. Аэростат – это летательный аппарат, оболочка, которого наполняется газом легче воздуха.

Ну, и на чем же мы отправимся в путешествие?

Д:  На воздушном шаре. На аэростате.

Л:  А вот и воздушный шар! (Логопед выносит макет аэростата)

Готовы?

Д: Да!

  1. Л:  За руки возьмемся дружно

Отправляемся в полет!

Нас огромный шар воздушный

Путешествовать зовет! (Дети с логопедом ходят по кругу)

(Звучит музыка полета, затем логопед смотрит в бинокль.)

Л:  Внимание! Вижу Звукоград! Идем на снижение?!

Д: Да!

Л: Ой, а кто это нас встречает?

(На мольберте появляются гномики красный, синий, зеленый)Д: Гномики!

Л: Гномики не простые, а…

Д: Звуковые!

Л: Друзья красного гномика – это звуки...

Д: Гласные.

Л: Друзья синего гномика – это звуки...

Д:  Твердые согласные.

Л: Друзья зеленого гномика – это звуки...

Д:  Мягкие согласные.

Л: Ребята, если так случилось, что мы оказались в Звукограде у звуковых гномиков, может, мы поиграем с ними?

Д: Да!

Л: Красный гномик нам хочет что- то сказать.

Гномик: (Озвучивает логопед) Ребята, у нас братьев гномов есть много картинок. Все они нам троим очень нравятся, и мы не можем их поделить между собой, ведь все они такие яркие и красивые. Помогите нам.

Л: Поможем гномикам?

Д: Да, поможем!

Л: Но для начала посмотрим на эти картинки, и назовем то, что на них изображено.

(Логопед показывает картинку(индюк, утюг, мяч, диван, бинокль, подушка, коньки, апельсин, карандаши), ребенок называетто, что на ней изображено).

Л: Ну, что догадались, какому гномику, какая картинка нужнее?

 Д: Да, для красного гномика картинки с предметами, названия которых начинаются с гласных звуков.

Л: Почему?

Д: Потому что гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Л: А зеленому гномику, какие достанутся картинки?

Д: Картинки с предметами, названия которых начинаются с мягких согласных звуков.

Л: Почему?

Д: Потому что мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом.

Л: А синему?

Д: Картинки с предметами, названия которых начинаются с твердых согласных звуков.

Л: Почему?

Д: Потому что твердые согласные звуки  обозначаем  синим цветом.

Л: Ребята, посмотрите внимательно на наш аэростат, на его воздушном шаре три сектора. Каких они цветов?

Д: Синего, красного, зеленого.

Л: Расположите картинки для каждого гномика на соответствующий сектор.

(логопед индивидуально просит детей вкладывать картинки в кармашки на воздушном шаре, задает вопросы)

Л: Почему вы выбрали эти картинки для этого сектора? На какие звуки начинаются названия предметов и объектов на картинках? Дайте характеристику этим звукам. Каким цветом обозначаются эти звуки?

Л: Ну, молодцы! (Логопед вынимает из карманов картинки и дарит их

гномикам. Дети прощаются с гномиками.)

  1. Л:  За руки возьмемся дружно

Отправляемся в полет!

Нас огромный шар воздушный

Путешествовать зовет! (Дети с логопедом ходят по кругу)

(Звучит музыка полета, затем логопед смотрит в бинокль.)

Л:  Внимание! Вижу на окраинеЗвукоградакакой - то беспорядок. Идем на снижение?!

Д: Да! Идем!

(подходят к столам)

Л: Что это?

Д: Схемы для определения места звука в слове.

Л: Правильно, а тут еще картинки повсюду. Если тут есть схемы и картинки, значит нужно подобрать…

Д: Подобрать к схемам картинки.

Л:  Рассмотрим картинки (логопед называет то, что изображено на картинках голосом выделяя звук «с») Вы догадались, место какого звука в словах мы будем определять?

Д: Да, звука «с».

Л:Давайте, чтоб нам было веселее, разделимся на 3 команды. Ваша команда будет  подбирать картинки с предметами в названиях, которых звук «с» находится в начале слова. Ваша командабудет  подбирать картинки с предметами в названиях, которых звук «с» находится в середине слова. Ну, аваша командабудет  подбирать картинки с предметами в названиях, которых звук «с» находится…

Д:  в конце слова.

Л: Картинки будем прикреплять прищепками на лестницы аэростата. (Логопед показывает лестницу для каждой команды). Как только вы определитесь с выбором, первая команда идет прикреплять картинки. Каждый член команды должен прикрепить по одной картинке. А мы проверяем правильность выбора картинок.  Затем вторая команда, завершает третья.

Л: Молодцы!

  1. Все:  За руки возьмемся дружно

Отправляемся в полет!

Нас огромный шар воздушный

Путешествовать зовет! (Дети с логопедом ходят по кругу)

(Звучит музыка полета.)

Л:  Ребята, забыла вас предупредить, что когда воздушный шар теряет высоту, необходимосбросить мешочки с грузом, но уже поздно, мы стремительно снижаемся. Да мы же оказались в Звукобуквограде. Давайте не будем грустить, а вспомним что- нибудь интересное из наших занятий. Помните, как вы путали букву и звук?

Д: Да!

Л: А теперь, знаете, чем отличается буква от звука?

Д: Да. Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, пишем и читаем.

Л: А помните, как вам было трудно выполнять звуковой анализ слов?

Д: Да!

Л: А сейчас?

Д: Не трудно!

Л: Тогда, может быть, мы попробуем выполнить звукобуквенный анализ слова «звуки».

(Дети выполняют звукобуквенный анализ слова «звуки».Логопед задает вопросы и задания).

  • Л:  Какой первый звук в слове «звуки»? (второй, третий, четвертый, пятый)
  • Дайте характеристику первому звуку (второму, третьему, четвертому, пятому).
  • Докажите, что это гласный звук.
  • Каким цветом обозначаются гласные звуки? (твердые согласные, мягкие согласные звуки).
  • Сколько всего звуков в слове «звуки»?
  • Назовите все звуки в слове по порядку.
  • Назовите только гласные звуки  (твердые согласные,мягкие согласные звуки)
  • А теперь обозначьте каждый звук слова буквой.
  • Сколько получилось букв?
  • Прочитайте слово.
  • Какая буква третья по счету (первая, вторая, пятая, четвертая).
  1. Л:  За руки возьмемся дружно

Отправляемся в полет!

Нас огромный шар воздушный

Путешествовать зовет! (Дети с логопедом ходят по кругу)

(Звучит музыка полета, затем логопед смотрит в бинокль.)

Ой, ребята, вижу Ребусград. Любите ребусы?

      Д: Да!

      Л: Тогда идем на посадку.

(На столах для каждого ребенка приготовлен ребус и вырезанные буквы к          нему)

Ребята, напоминаю ребус- это загадка. Решить ребус, значит отгадать загадку.

Вам нужно отгадать слово в окошечках ребуса.  Над каждым окошечком нарисована картинка. Проговорите про себя название того, что нарисовано, выделите первый звук в слове и обозначьте этот звук буквой, помещая её в окошечко. Прочитав все буквы, вы узнаете слово, т. е. разгадаете ребус.

Приступайте!

(Выполнение задания сопровождает  спокойная музыка.Выполнив        задание, дети зачитывают получившиеся слова).

  1. Л:  За руки возьмемся дружно

Отправляемся в полет!

Нас огромный шар воздушный

Путешествовать зовет! (Дети с логопедом ходят по кругу)

(Звучит музыка полета, затем логопед смотрит в бинокль.)

Ой, ребята, вижу Буквоград.  Как там интересно! Заглянем?

      Д: Да!

      Л: Тогда идем на посадку.

      Ребята, мы с вами изучили почти все буквы алфавита и научились их писать. А я помню, время, когда вы еще не знали букв, но каждый из вас уже писал только одну букву и каждый разную, только свою букву. Какую?

Д: Первую букву своего имени.

(Логопед подводит к столам, на которых приготовлены разноцветные листы бумаги, пластилин, тесьма, ракушки, манная крупа, пуговицы, фасоль)

Л: А вот в Буквограде буквы  можно лепить из пластилина, выкладывать из разных материалов, написать пальчиком  на манной крупе.

Хотите букву своего имени изобразить интересным способом?

Занимайте места и приступайте.

(Выполнение задания сопровождает  спокойная музыка.Выполнив        задание, дети демонстрируют получившиеся буквы).

  1. Л:  За руки возьмемся дружно

Отправляемся в полет!

Нас огромный шар воздушный

В детский сад родной зовет! (Дети с логопедом ходят по кругу)

(Звучит музыка полета.)

Л: Вот мы с вами ивернулись из нашего занимательного путешествия! Вам понравилось оно? А в заключении давайте украсим наш воздушный шар смайликами и сфотографируемся возле него на память. Кто считает, что успешно справился со всеми заданиями сегодня, выбирайте вот такой смайлик, кто испытывал затруднения – такой, кто очень стеснялся – такой.

(дети украшают шар, оператор их фотографирует)

Л: Оператор, видео получилось?

Оператор: Конечно!

Л: Замечательный видеофильм о нашем путешествии мы обязательно и сами посмотрим и родителям покажем!

А теперь пора прощаться, всем до свидания!

Д: До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение грамоте детей подготовительной к школе группе Тема: «Занимательное путешествие» Учитель-логопед Высшей квалификационной категории Шлюгина Надежда Владимировна

Слайд 4

Звукоград

Слайд 5

Игра «Картинки для звуковых гномиков»

Слайд 6

Звукоград

Слайд 7

Игра «Определи место звука в слове»

Слайд 8

Звукобуквоград

Слайд 9

Выполнение звуко - буквенного анализа слов

Слайд 10

Ребусград

Слайд 11

Ребус «Расшифруй слово»

Слайд 12

Буквоград

Слайд 13

«Вот какие разные буквы»

Слайд 15

До новых встреч !!!

Слайд 16

Волшебство песка Коррекция речевых нарушений и эмоционально – волевой сферы старших дошкольников с ОВЗ Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Институт развития образования Республики Татарстан » Лаборатория инклюзивного образования « Совершенствование образовательного и коррекционно-педагогического процесса в контексте ФГОС дошкольного образования » Авторы проекта: Абзалова И. Н. МБДОУ №7 г. Менделеевск Митрошина Э. М. МБДОУ №12 г. Менделеевск Шлюгина Н. В. МБДОУ №9 г. Агрыз Научный руководитель: Куратор: Морозова Алла Наилевн а

Слайд 17

Цель: Организация коррекционной работы по формированию эмоционально-волевой сферы и коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Слайд 18

Задачи: Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями. Формировать коммуникативные навыки. Развивать звуковую и смысловую стороны речи. Совершенствовать связные выказывания. Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности. Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников.

Слайд 19

Целевая группа Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, педагоги, педагог – психолог, учитель – логопед, родители (законные представители). Предмет исследования Особенности развития эмоционально – волевой сферы и речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Объект исследования Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Слайд 20

Проектное решение - Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования; -Сбор анамнестических данных; -Наблюдения за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности; - Анализ полученных результатов; -Цикл занятий и упражнений с детьми; - Цикл мероприятий с родителями; - Цикл мероприятий с педагогами .

Слайд 21

Этапы реализации проекта : Подготовительный этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Первый этап – диагностический . (Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных ); Второй этап – реализация проекта (составление поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать; подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, цикл занятий с детьми, цикл мероприятий с родителями, цикл мероприятий с педагогами); Третий этап - повторная диагностика, подведение итогов и анализ результатов проекта. Сроки реализации проекта : долгосрочный (1 год)

Слайд 22

Статья расходов Источник финансирования Объем собственных средств (руб.) Объем запрашиваемых средств (руб.) Столы для игр с песком с подсветкой 3 шт. МБДОУ - 15000 руб. Песок кварцевый 10 кг. спонсор - 2500 руб. Песок цветной 10 кг. спонсор - 5000 руб. Ящики для песка 3 шт. МБДОУ - 2000 руб. Краска синяя 3 литра МБДОУ - 1000 руб. Игрушки сюжетные по темам 10 комплектов МБДОУ - 7000 руб. Бюджет проекта Общая сумма проекта 19000

Слайд 23

Ожидаемые результаты реализации проекта стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление; автоматизация звукопроизношения; обогащение пассивного и активного словаря; развитие связной речи; развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников; формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками.

Слайд 24

Заключение Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи. Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации корригирующих звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Песочная терапия стимулирует фантазию ребенка, позволяя ему понять свое внутреннее я, с помощью ландшафта, выбираемых миниатюрных фигурок людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, и еще много другого. Пескотерапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности.

Слайд 25

Литература Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13 Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. - сост. Л. С. Киселева и др. – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ. //Обруч. – 2002. - №6. – с. 7-9 Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. – 2006. - №4. – с. 56 Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5. – с. 26 Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? //Обруч. – 2005. - №5. – с. 39 Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50 Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – с. 65 Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – с. 2 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. . Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008 Кобзарева , Л.Г., М.П.Резунова. Игры и упражнения для разщвития речи на 1 этапе коррекционного обучения детей с ОНР Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Москва 2010г . Сакович Н.А. - Тенденции песочной терапии. Жучкова Н. Пескотерапия как инновацонный метод работы с детьми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/peskoterapija-kak-inovaconyi-metod-raboty-s-detmi.html (дата обращения: 02.10.2017).

Слайд 26

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре (плавание) Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе Тема: "Космическое путешествие"

Поддерживать и развивать устойчивый интерес к занятию и приобщать к здоровому образу жизни  через обучение детей плавательным способностям.Доставить детям радость от участия в общем празднике....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Космическое путешествие»

Цель:  Закрепление знаний в области «Развитие речи» у детей подготовительной к школе группе....

Занятие в подготовительной к школе группе. Тема «Космическое путешествие»

Направление: Познавательно- речевое.Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация....

Конспект НОД по образовательной области «Познание» для детей подготовительной к школе группы. Тема «Занимательные превращения»

Программное содержание:Познакомить  со словом «превращение», поиск  превращений.Развивать умение фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был &nda...