ОД в подготовительной к школе группе. Тема: «Занимательное путешествие».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Цель: Формирование звуковой аналитико – синтетической активности в рамках речевого развития в контексте реализации ФГОС.
Задачи:
- Закреплять умение выделять из слова и дифференцировать гласные, твердые согласные и мягкие согласные звуки, давать звукам характеристику, обозначать их определенным цветом;
Закреплять умение определять место заданного звука в словах;
Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов;
Закреплять навык обозначения звука буквой;
Совершенствовать навыки чтения и графического изображения букв.
- Развивать логическое мышление, память, произвольное внимание.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, творческий дух, интерес к познанию нового, дружеские отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnoe_puteshestvie.docx | 22.65 КБ |
zanimatelnoe_puteshestvie.pptx | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9» города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан
ОД
в подготовительной к школе группе.
Тема: «Занимательное путешествие».
Учитель- логопед
высшей квалификационной категории
Шлюгина Надежда Владимировна
2016 год
Цель: Формирование звуковой аналитико – синтетической активности в рамках речевого развития в контексте реализации ФГОС.
Задачи:
- Закреплять умение выделять из слова и дифференцировать гласные, твердые согласные и мягкие согласные звуки, давать звукам характеристику, обозначать их определенным цветом;
Закреплять умение определять место заданного звука в словах;
Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов;
Закреплять навык обозначения звука буквой;
Совершенствовать навыки чтения и графического изображения букв.
- Развивать логическое мышление, память, произвольное внимание.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, творческий дух, интерес к познанию нового, дружеские отношения.
Оборудование: проектор, экран, видеопрезентация, макет аэростата, наборное полотно, звуковые гномики, комплекты предметных картинок для дифференцировки звуков(на гласные, твердые согласные и мягкие согласные звуки), для определения места звука в слове, звуковые фишки, схемы для определения места звука в слове, буквы для составления слова «звуки», ракушки, пуговицы, пластилин, манная крупа, тесьма, аудиозапись музыки полета, спокойной музыки, бинокль, видеокамера, смайлики.
Словарная работа: аэростат, ребус
Ход ОД:
- Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть! Я посылаю вам хорошее настроение! Ловите! (Педагог направляет воздушный привет в сторону детей, дети импровизированно принимают привет). Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте и с ними поздороваемся и поделимся своимхорошим настроением.(Дети здороваются и посылают воздушный привет гостям).
Л: Ребята, совсем скоро у вас будет выпускной бал и начнется школьная жизнь. И как мне хочется, чтобы вы не забывали наши игры, наши увлекательные задания. Вот я думаю, как бы сделать так, чтобы сохранить в памяти хоть кусочек из того времени, что мы вместе с вами проводили?!Как вы считаете, ребята, было бы здорово устроить путешествие по страничкам наших знаний?
Д: Да!
Л:А сохранить на память наше путешествие поможет…. (Логопед показывает видеокамеру)
Д: Видеокамера!
Л: А вот и оператор. (Занятие снимает на камеру педагог в образе оператора или родитель одного из детей) Ну что отправляемся?
Д: Да!
Л: А вы вообще любите путешествовать?
Д: Да!
Л: И я очень люблю.
(Логопед подходит к экрану, на котором появляются изображения поезда, автобуса, самолета, корабля и аэростата)
Л: Путешествовать можно, используя разные виды транспорта. На….
Д: На поезде, автобусе, самолете, корабле, на воздушном шаре.
Л: Ой, какой интересный вид транспорта. А вы знаете, что на научном языке этот воздушный шар с корзиной называется аэростатом. Аэростат – это летательный аппарат, оболочка, которого наполняется газом легче воздуха.
Ну, и на чем же мы отправимся в путешествие?
Д: На воздушном шаре. На аэростате.
Л: А вот и воздушный шар! (Логопед выносит макет аэростата)
Готовы?
Д: Да!
- Л: За руки возьмемся дружно
Отправляемся в полет!
Нас огромный шар воздушный
Путешествовать зовет! (Дети с логопедом ходят по кругу)
(Звучит музыка полета, затем логопед смотрит в бинокль.)
Л: Внимание! Вижу Звукоград! Идем на снижение?!
Д: Да!
Л: Ой, а кто это нас встречает?
(На мольберте появляются гномики красный, синий, зеленый)Д: Гномики!
Л: Гномики не простые, а…
Д: Звуковые!
Л: Друзья красного гномика – это звуки...
Д: Гласные.
Л: Друзья синего гномика – это звуки...
Д: Твердые согласные.
Л: Друзья зеленого гномика – это звуки...
Д: Мягкие согласные.
Л: Ребята, если так случилось, что мы оказались в Звукограде у звуковых гномиков, может, мы поиграем с ними?
Д: Да!
Л: Красный гномик нам хочет что- то сказать.
Гномик: (Озвучивает логопед) Ребята, у нас братьев гномов есть много картинок. Все они нам троим очень нравятся, и мы не можем их поделить между собой, ведь все они такие яркие и красивые. Помогите нам.
Л: Поможем гномикам?
Д: Да, поможем!
Л: Но для начала посмотрим на эти картинки, и назовем то, что на них изображено.
(Логопед показывает картинку(индюк, утюг, мяч, диван, бинокль, подушка, коньки, апельсин, карандаши), ребенок называетто, что на ней изображено).
Л: Ну, что догадались, какому гномику, какая картинка нужнее?
Д: Да, для красного гномика картинки с предметами, названия которых начинаются с гласных звуков.
Л: Почему?
Д: Потому что гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Л: А зеленому гномику, какие достанутся картинки?
Д: Картинки с предметами, названия которых начинаются с мягких согласных звуков.
Л: Почему?
Д: Потому что мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом.
Л: А синему?
Д: Картинки с предметами, названия которых начинаются с твердых согласных звуков.
Л: Почему?
Д: Потому что твердые согласные звуки обозначаем синим цветом.
Л: Ребята, посмотрите внимательно на наш аэростат, на его воздушном шаре три сектора. Каких они цветов?
Д: Синего, красного, зеленого.
Л: Расположите картинки для каждого гномика на соответствующий сектор.
(логопед индивидуально просит детей вкладывать картинки в кармашки на воздушном шаре, задает вопросы)
Л: Почему вы выбрали эти картинки для этого сектора? На какие звуки начинаются названия предметов и объектов на картинках? Дайте характеристику этим звукам. Каким цветом обозначаются эти звуки?
Л: Ну, молодцы! (Логопед вынимает из карманов картинки и дарит их
гномикам. Дети прощаются с гномиками.)
- Л: За руки возьмемся дружно
Отправляемся в полет!
Нас огромный шар воздушный
Путешествовать зовет! (Дети с логопедом ходят по кругу)
(Звучит музыка полета, затем логопед смотрит в бинокль.)
Л: Внимание! Вижу на окраинеЗвукоградакакой - то беспорядок. Идем на снижение?!
Д: Да! Идем!
(подходят к столам)
Л: Что это?
Д: Схемы для определения места звука в слове.
Л: Правильно, а тут еще картинки повсюду. Если тут есть схемы и картинки, значит нужно подобрать…
Д: Подобрать к схемам картинки.
Л: Рассмотрим картинки (логопед называет то, что изображено на картинках голосом выделяя звук «с») Вы догадались, место какого звука в словах мы будем определять?
Д: Да, звука «с».
Л:Давайте, чтоб нам было веселее, разделимся на 3 команды. Ваша команда будет подбирать картинки с предметами в названиях, которых звук «с» находится в начале слова. Ваша командабудет подбирать картинки с предметами в названиях, которых звук «с» находится в середине слова. Ну, аваша командабудет подбирать картинки с предметами в названиях, которых звук «с» находится…
Д: в конце слова.
Л: Картинки будем прикреплять прищепками на лестницы аэростата. (Логопед показывает лестницу для каждой команды). Как только вы определитесь с выбором, первая команда идет прикреплять картинки. Каждый член команды должен прикрепить по одной картинке. А мы проверяем правильность выбора картинок. Затем вторая команда, завершает третья.
Л: Молодцы!
- Все: За руки возьмемся дружно
Отправляемся в полет!
Нас огромный шар воздушный
Путешествовать зовет! (Дети с логопедом ходят по кругу)
(Звучит музыка полета.)
Л: Ребята, забыла вас предупредить, что когда воздушный шар теряет высоту, необходимосбросить мешочки с грузом, но уже поздно, мы стремительно снижаемся. Да мы же оказались в Звукобуквограде. Давайте не будем грустить, а вспомним что- нибудь интересное из наших занятий. Помните, как вы путали букву и звук?
Д: Да!
Л: А теперь, знаете, чем отличается буква от звука?
Д: Да. Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, пишем и читаем.
Л: А помните, как вам было трудно выполнять звуковой анализ слов?
Д: Да!
Л: А сейчас?
Д: Не трудно!
Л: Тогда, может быть, мы попробуем выполнить звукобуквенный анализ слова «звуки».
(Дети выполняют звукобуквенный анализ слова «звуки».Логопед задает вопросы и задания).
- Л: Какой первый звук в слове «звуки»? (второй, третий, четвертый, пятый)
- Дайте характеристику первому звуку (второму, третьему, четвертому, пятому).
- Докажите, что это гласный звук.
- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (твердые согласные, мягкие согласные звуки).
- Сколько всего звуков в слове «звуки»?
- Назовите все звуки в слове по порядку.
- Назовите только гласные звуки (твердые согласные,мягкие согласные звуки)
- А теперь обозначьте каждый звук слова буквой.
- Сколько получилось букв?
- Прочитайте слово.
- Какая буква третья по счету (первая, вторая, пятая, четвертая).
- Л: За руки возьмемся дружно
Отправляемся в полет!
Нас огромный шар воздушный
Путешествовать зовет! (Дети с логопедом ходят по кругу)
(Звучит музыка полета, затем логопед смотрит в бинокль.)
Ой, ребята, вижу Ребусград. Любите ребусы?
Д: Да!
Л: Тогда идем на посадку.
(На столах для каждого ребенка приготовлен ребус и вырезанные буквы к нему)
Ребята, напоминаю ребус- это загадка. Решить ребус, значит отгадать загадку.
Вам нужно отгадать слово в окошечках ребуса. Над каждым окошечком нарисована картинка. Проговорите про себя название того, что нарисовано, выделите первый звук в слове и обозначьте этот звук буквой, помещая её в окошечко. Прочитав все буквы, вы узнаете слово, т. е. разгадаете ребус.
Приступайте!
(Выполнение задания сопровождает спокойная музыка.Выполнив задание, дети зачитывают получившиеся слова).
- Л: За руки возьмемся дружно
Отправляемся в полет!
Нас огромный шар воздушный
Путешествовать зовет! (Дети с логопедом ходят по кругу)
(Звучит музыка полета, затем логопед смотрит в бинокль.)
Ой, ребята, вижу Буквоград. Как там интересно! Заглянем?
Д: Да!
Л: Тогда идем на посадку.
Ребята, мы с вами изучили почти все буквы алфавита и научились их писать. А я помню, время, когда вы еще не знали букв, но каждый из вас уже писал только одну букву и каждый разную, только свою букву. Какую?
Д: Первую букву своего имени.
(Логопед подводит к столам, на которых приготовлены разноцветные листы бумаги, пластилин, тесьма, ракушки, манная крупа, пуговицы, фасоль)
Л: А вот в Буквограде буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из разных материалов, написать пальчиком на манной крупе.
Хотите букву своего имени изобразить интересным способом?
Занимайте места и приступайте.
(Выполнение задания сопровождает спокойная музыка.Выполнив задание, дети демонстрируют получившиеся буквы).
- Л: За руки возьмемся дружно
Отправляемся в полет!
Нас огромный шар воздушный
В детский сад родной зовет! (Дети с логопедом ходят по кругу)
(Звучит музыка полета.)
Л: Вот мы с вами ивернулись из нашего занимательного путешествия! Вам понравилось оно? А в заключении давайте украсим наш воздушный шар смайликами и сфотографируемся возле него на память. Кто считает, что успешно справился со всеми заданиями сегодня, выбирайте вот такой смайлик, кто испытывал затруднения – такой, кто очень стеснялся – такой.
(дети украшают шар, оператор их фотографирует)
Л: Оператор, видео получилось?
Оператор: Конечно!
Л: Замечательный видеофильм о нашем путешествии мы обязательно и сами посмотрим и родителям покажем!
А теперь пора прощаться, всем до свидания!
Д: До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звукоград
Игра «Картинки для звуковых гномиков»
Звукоград
Игра «Определи место звука в слове»
Звукобуквоград
Выполнение звуко - буквенного анализа слов
Ребусград
Ребус «Расшифруй слово»
Буквоград
«Вот какие разные буквы»
До новых встреч !!!
Волшебство песка Коррекция речевых нарушений и эмоционально – волевой сферы старших дошкольников с ОВЗ Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Институт развития образования Республики Татарстан » Лаборатория инклюзивного образования « Совершенствование образовательного и коррекционно-педагогического процесса в контексте ФГОС дошкольного образования » Авторы проекта: Абзалова И. Н. МБДОУ №7 г. Менделеевск Митрошина Э. М. МБДОУ №12 г. Менделеевск Шлюгина Н. В. МБДОУ №9 г. Агрыз Научный руководитель: Куратор: Морозова Алла Наилевн а
Цель: Организация коррекционной работы по формированию эмоционально-волевой сферы и коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи: Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями. Формировать коммуникативные навыки. Развивать звуковую и смысловую стороны речи. Совершенствовать связные выказывания. Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности. Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников.
Целевая группа Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, педагоги, педагог – психолог, учитель – логопед, родители (законные представители). Предмет исследования Особенности развития эмоционально – волевой сферы и речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Объект исследования Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Проектное решение - Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования; -Сбор анамнестических данных; -Наблюдения за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности; - Анализ полученных результатов; -Цикл занятий и упражнений с детьми; - Цикл мероприятий с родителями; - Цикл мероприятий с педагогами .
Этапы реализации проекта : Подготовительный этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Первый этап – диагностический . (Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных ); Второй этап – реализация проекта (составление поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать; подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, цикл занятий с детьми, цикл мероприятий с родителями, цикл мероприятий с педагогами); Третий этап - повторная диагностика, подведение итогов и анализ результатов проекта. Сроки реализации проекта : долгосрочный (1 год)
Статья расходов Источник финансирования Объем собственных средств (руб.) Объем запрашиваемых средств (руб.) Столы для игр с песком с подсветкой 3 шт. МБДОУ - 15000 руб. Песок кварцевый 10 кг. спонсор - 2500 руб. Песок цветной 10 кг. спонсор - 5000 руб. Ящики для песка 3 шт. МБДОУ - 2000 руб. Краска синяя 3 литра МБДОУ - 1000 руб. Игрушки сюжетные по темам 10 комплектов МБДОУ - 7000 руб. Бюджет проекта Общая сумма проекта 19000
Ожидаемые результаты реализации проекта стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление; автоматизация звукопроизношения; обогащение пассивного и активного словаря; развитие связной речи; развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников; формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками.
Заключение Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи. Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации корригирующих звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Песочная терапия стимулирует фантазию ребенка, позволяя ему понять свое внутреннее я, с помощью ландшафта, выбираемых миниатюрных фигурок людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, и еще много другого. Пескотерапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности.
Литература Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13 Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. - сост. Л. С. Киселева и др. – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ. //Обруч. – 2002. - №6. – с. 7-9 Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. – 2006. - №4. – с. 56 Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5. – с. 26 Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? //Обруч. – 2005. - №5. – с. 39 Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50 Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – с. 65 Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – с. 2 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. . Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008 Кобзарева , Л.Г., М.П.Резунова. Игры и упражнения для разщвития речи на 1 этапе коррекционного обучения детей с ОНР Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Москва 2010г . Сакович Н.А. - Тенденции песочной терапии. Жучкова Н. Пескотерапия как инновацонный метод работы с детьми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/peskoterapija-kak-inovaconyi-metod-raboty-s-detmi.html (дата обращения: 02.10.2017).
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы. Тема "Математическое путешествие".
Программное содержание:...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре (плавание) Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе Тема: "Космическое путешествие"
Поддерживать и развивать устойчивый интерес к занятию и приобщать к здоровому образу жизни через обучение детей плавательным способностям.Доставить детям радость от участия в общем празднике....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Космическое путешествие»
Цель: Закрепление знаний в области «Развитие речи» у детей подготовительной к школе группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: « Зимнее путешествие». ( с использованием мнемотаблиц и ИКТ)
Цель: Обобщить знания детей о зиме, приспособлении диких животных к зимним условиям обитания....
Занятие в подготовительной к школе группе. Тема «Космическое путешествие»
Направление: Познавательно- речевое.Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация....
Конспект НОД по образовательной области «Познание» для детей подготовительной к школе группы. Тема «Занимательные превращения»
Программное содержание:Познакомить со словом «превращение», поиск превращений.Развивать умение фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был &nda...
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП с элементами конструирования в подготовительной к школе группе Тема: «Занимательное путешествие по островам Математики»
План-конспект образовательной деятельности по математике в подготовительной группе...