«Советы, как приобщить детей к чтению»
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
«Советы, как приобщить детей к чтению» В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы, задаем себе вопрос. Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути? Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако, педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к старшим классам читают всё хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать. Уважаемые родители, если вы столкнулись с проблемой отсутствия у вашего ребенка интереса к чтению, ответьте на следующие вопросы: - Нравится ли вашему ребенку читать книги? - Сколько времени он проводит за книгой? - Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения? - Какие книги он предпочитает? - Как вы поощряете его читательские стремления? - Дарите ли вы своему ребенку книги? - Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения? - Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное? - Считаете ли вы себя активным читателем? - Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг? На большинство вопросов вы ответили: «Нет» или «Не знаю»? Не расстраивайтесь, наши совместные старания дадут добрые всходы, ваш ребенок будет уметь и любить читать, каждый день вашей семьи будет связан с увлекательным путешествием в мир книг. Пусть подготовленная памятка поможет вам в этом путешествии. Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей. - Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства. - Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. - Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. - Читайте вслух с ребенком не менее 10 - 15 минут в день. - Хвалите ребенка за чтение. - Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи. - Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги. - До начала или во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов. - Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде. - Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст. - Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового он из нее узнал. - Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии. - Какие слова или выражения запомнились ему? - Чему учит эта книга? - Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть. - Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления. - Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. - Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку. - Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи. - Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях. Процесс чтения для детей станет интересным, если в нем будут использованы игры, в ходе которых обучение чтению будет идти непринужденно и весело. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом. Во время чтения родители сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны. Сегодня школьники читают очень мало, поскольку вокруг много развлечений. Для них время, проведенное за книгой – потерянное. Они считают, что лучше посмотреть телевизор, пойти погулять или «посидеть» в Интернете или поиграть в компьютерные игры. Большинство родителей заставляют своих детей читать, а не советуют и не рекомендуют. Ведь когда нам что-то навязывают, то интерес пропадает. И если все-таки ребенок нехотя прочитает книгу, то удовольствия и радости текст у него не вызовет. И положительных эмоций не будет. А произведения Гоголя, Пушкина, Достоевского, Толстого и других классиков он возненавидит навсегда. Заинтересовать ученика чтением очень тяжело, но возможно. Попробуйте пересказать ребенку часть сюжета до самого интересного момента, до завязки. Увлеките его, а затем остановитесь. Ребенок, конечно, захочет узнать, что будет в конце. Но вы назовите ему автора, произведения и посоветуйте до конца дочитать самому. А когда он в следующий раз что-нибудь захочет прочитать, дайте ему что-нибудь из школьной программы (Жюль Верн, Марк Твен, Ф. Купер, Одоевский, Погорельский и др.). Также сейчас детям очень нравятся новинки «Гарри Поттер» и «Хроники Нарнии». А русские народные сказки сегодняшний школьник слушать не будет, они ему покажутся глупыми и неинтересными. Самое главное – книга должна соответствовать возрасту, иначе ребенок не поймет ее. Еще заинтересовать ребенка книгой можно с помощью запрета. Ведь нам всегда хочется именно то, что нельзя! Поставьте на полку книги, которые ему нужно прочитать. А ребенку скажите, чтобы он ни в коем случае не трогал их. Запрет он обязательно нарушит и весело проведет время с героями произведения. Но если все-таки ребенок не полюбит книгу, то значит чтение – не его призвание. Можно посоветовать ему посмотреть фильм по данному произведению. Все-таки не все читатели – хорошие люди, и не все хорошие люди – читатели… Скажите «ДА» 1. Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером). 2. Читайте вместе со своим ребёнком 10-15 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице). 3. Читайте сами, показывая пример своему ребёнку. 4. Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения. 5. Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой. 6. Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг. 7. Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку. 8. Дарите ребёнку книги. 9. Поощряйте ребёнку в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым. 10. Сделайте чтение приятным времяпрепровождением. 11. Всегда хвалите ребёнка, если он читает. «НЕТ» 1. Не заставляйте читать насильно. 2. Не выбирайте книги для ребёнка пока он вас об этом не попросит. 3. Не заставляйте читать слишком трудные книги. 4. Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения. 5. Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи. 6. Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее. 7. Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми. 8. Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам. 9. Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать что-то лучше, чем ничего не читать. Организация чтения дома Когда вы читаете со своим ребёнком, то: 1. Найдите спокойное место. 2. Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу. 3. Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его. 4. Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения. 5. Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал. 6. Ведите для ребёнка, а затем совместно с ним «Дневник чтения», занося туда любимые книги. Как приобщить ребёнка к чтению - Попробуйте открыть семейное чтение: постарайтесь хотя бы раз в месяц проводить совместное чтение и обсуждение какой-либо понравившейся книги; - Дарите детям книги, активно привлекайте ребенка к созданию домашней библиотеки; - Организуйте семейные праздники с участием героев прочитанных книг. Пусть этими героями будут члены вашей семьи, а лучше всего – дети. Исполняя роль героя, дети будут глубже проникать в смысл произведения, развивать память и воображение; - Приучите ребёнка бережно относиться к книге: ставьте её в специально отведённые места, учите ремонтировать, если в этом есть необходимость; - Не нужно покупать сразу много книг, пока не исчерпано содержание тех, которые есть у вашего ребёнка - Поощряйте пересказывание содержания прочитанного: это развивает речь и мышление - Подбирая книгу для подарка, учитывайте возраст того, кому предназначен подарок, его характер и интересы - Научиться читать книгу – дело непростое и нелёгкое. Мало научиться читать бегло, надо ещё и уметь понимать смысл прочитанного, уметь брать от книги всё хорошее, что есть в ней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей
на тему
«Подготовка
к школе»
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания
и здесь происходит его социальное рождение.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,
то должны решать эту проблему «всем миром»:
детский сад, семья, общественность»
В.А. Сухомлинский
Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе.
Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний год перед школой.
Готовность ребенка определяется его
- физическим развитием
- психическим развитием
- состоянием здоровья
- умственным развитием
- личностным развитием.
Учёные выделяют разные виды готовности к школе.
- Психологическая готовность.
Прежде всего важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перерастает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Важная сторона психологической готовности ребенка к школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.д.
Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы, успешен в школе.
- Физическая готовность.
На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.
Итак, в первую очередь надо позаботиться о здоровье ребёнка. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
- Эмоционально-волевая готовность.
Нравственно-волевые качества будущего первоклассника: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность. Именно от них зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, не собраны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий.
Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.
Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх.
Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье.
- Интеллектуальная готовность.
Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги.
Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил стихотворение или сказку. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что больше – один или два», не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.
Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлением природы.
- Социальная готовность.
Социальная зрелость – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности.
- Мотивационная готовность к школе.
У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей "Приобщаем детей к чтению художественной литературы"
Книга - наш друг и помошник! Как рассказать об этом детям? Как привить им любовь к книге и чтению! На эти вопросы я постаралась ответить в дпнной статье. ...
"Приобщаем детей к чтению"
буклет...
Приобщаем детей к чтению.
Роль чтения в развитии детской речи, духовного обогощения, формирования идеалов, расширения кругозора....
Приобщаем детей к чтению
Роль чтения в развитии детской речи, духовного обогащения, формирования идеалов....
Как приобщить детей к чтению. Консультация для родителей
То, что чтение полезно — знает каждый. Книги прививают грамотность, пополняют словарный запас. Читая, человек развивается духовно, учится грамотно мыслить и растет, как личность. Именно этого все роди...
Консультация для родителей "Приобщаем детей к чтению"
Консультация для родителей "Приобщаем детей к чтению"...
Памятка для родителей "Приобщайте детей к чтению"
Памятка для родителей "Приобщайте детей к чтению"...