Приобщаем детей к чтению
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа) по теме
Роль чтения в развитии детской речи, духовного обогащения, формирования идеалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delimsya_opytom.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Делимся опытом
Как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу. Однако творчески работающие педагоги находят интересные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Формы работы
По приобщению детей к чтению
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как дошкольниками, так и педагогами.
Мы сумели сделать занятия чтением увлекательными. В первую очередь была проведена работа с педагогами Д.О.У. организовывались традиционные педагогические советы, консультации, просмотры по теме « ознакомление детей с литературой» на одном из таких педсоветов на тему « роль детской книги в речевом развитии детей» педагоги обсуждали теоретические вопросы детского чтения.
Но гораздо интереснее оказались практические задания.
Так, воспитателям предлагалось подобрать приёмы развития у детей интереса к художественной литературе согласно выбранному методу, презентовать консультации для родителей по данной теме.
Были приведены конкурс стихов среди воспитателей и обмен опытом семейного воспитания. Очень активно обсуждалась проблема чтения в детском саду на заседаниях методических объединений воспитателей младшего и старшего дошкольного возраста, где был сделан однозначный вывод: педагоги любят данный раздел программы, творчески подходят к его реализации, благодаря чему выявлены наиболее интересные формы работы.
Традиционным является оформление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей , обязательно должен учитываться региональный компонент. Так, в нашем Д.О.У созданы уголки творчества писателей П,П, Бажова, Д,Н, Мамина – Сибиряка и т.др.
Ещё одна форма – оформление тематических выставок, посвящённых творчеству писателей. Для их лучшей организации у нас был составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Так, например, были оформлены экспозиции, посвящённые К.И. Чуковскому, А.С. Пушкину, А. Л. Барто, Е.И. Чарушину, А. Лингрен, С.Я. Маршаку, и уральским писателям Д.Н. Мамину – Сибиряку и Е.А. Пермяку.
Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так , им интересны не только сами стихи А.Л. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.
Создание «книжной больницы» в группах поможет представить детям бережное отношение к книге. Примечательно, что в воспитании не только чинят книги из своей группы, но и активно помогают в этом малышам. К работе подключаются взрослые сотрудники детского сада, родители. Кроме того, нами были разработаны и проведены занятия « как книга к детям пришла» и « из прошлого книги» Благодаря этому в группах не встретишь порванных книг: дети знают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.
Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Так, в нашем Д.О.У. прошли такие выставки как « Наши любимые книги», « По страницам сказок» , « Увлекательное путешествие» и др.
В их оформлении принимали активное участие дети всех возрастов и их родители. Ребята из подготовительных создали стенгазету « в стране дедушки Бажова», где разместили свои рисунки и подтелки единым сюжетом.
Следующая форма работы – создание детьми книг – подтелок.
Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать её самому. Многие из них составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами. Презентация этих книг была проведена на методическом объединении воспитателей.
Ещё одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Для этого в нашем Д.О.У. был создан специальный календарь « Книжные именины» в нём представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2007 г. « сказке о глухом мышонке» С.Я. Маршака исполнилось 85 лет. « Аленькому цветочку» С.Т. Акасова – 150 лет; « Стойкий оловянный солдатик» Г. – Х. Арденсена праздновал 170 –летие.
Особый интерес вызывает оформление макетов по мотивам любимых сказок. Так, над макетами « золотого ключика», « серебряного копытца» « каменного цветка» работали как сами дошкольники, так и педагоги.
Интересным оказался конкурс книжек – малюток и н6овогодних открыток разных годов.
Создание семейных библиотек позволяет привлечь к работе родителей воспитанников. Многие из них приносят в детский сад свои книги, альбомы, из домашних библиотек. Таким образом, дети смогли увидеть очень старые экземпляры, например книгу Н.А. Некрасова 1941г. издания; книги – малютки и книги - издания; книги – малютки и книги – великаны; альбомы, посвящённые технике, спорту, которые начали собирать ещё их родители. Ребята с удовольствием узнают, что работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах. мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги . практикуется форма работы, при которой родители рассказывают о своих любимых книгах.
Кроме того, на родительских собраниях, конференциях, в письменном виде родители рассказывают о том, как они приучают детей к чтению, с какого возраста , что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению в семье.
Еще одной формой приобщения детей к книгам является посещение занятий в городской детской библиотеке. Наши воспитанники являются активными слушателями и читателями абонемента и читального зала.
Самым интересным для детей подготовительных групп стал интеллектуальный марафон. К этому мероприятию ребята тщательно готовились. В подготовке им помогали педагоги: читали книги по темам марафона, вместе рисовали рисунки, готовили сценки по произведениям уральских писателей. Мероприятие показало, насколько хорошо дети знают произведения писателей и поэтов, умеют ли они читать стихи русских классиков и уральских поэтов.
Главный результат проведенной работы в том, что, несмотря на засилье видеотехники, дети не потеряли интереса к книге: они любят ее, читают, рассматривают, обмениваются своими впечатлениями, с удовольствием посещают занятия в городской детской библиотеке. Есть все основания надеяться, что эта любовь сохраниться у них на всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей "Приобщаем детей к чтению художественной литературы"
Книга - наш друг и помошник! Как рассказать об этом детям? Как привить им любовь к книге и чтению! На эти вопросы я постаралась ответить в дпнной статье. ...
"Приобщаем детей к чтению"
буклет...
Приобщаем детей к чтению.
Роль чтения в развитии детской речи, духовного обогощения, формирования идеалов, расширения кругозора....
Как приобщить детей к чтению. Консультация для родителей
То, что чтение полезно — знает каждый. Книги прививают грамотность, пополняют словарный запас. Читая, человек развивается духовно, учится грамотно мыслить и растет, как личность. Именно этого все роди...
«Советы, как приобщить детей к чтению»
laquo;Советы, как приобщить детей к чтению» В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы, ...
Консультация для родителей "Приобщаем детей к чтению"
Консультация для родителей "Приобщаем детей к чтению"...
Памятка для родителей "Приобщайте детей к чтению"
Памятка для родителей "Приобщайте детей к чтению"...