НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки "К" - "Х".Буквы "К" - "Х".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
НОД. Звуки и буквы «К - Х».
Цель:
коррекционно – образовательные:
- учить давать сравнительную характеристику звуков К – Х ;
- формировать навыки словообразования по теме «Осень»;
коррекционно – развивающие:
- учить детей дифференцировать звуки К – Х в слогах,
словах, предложениях;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- чтение слогов;
- развивать фонематические процессы;
- развивать функцию словоизменения;
коррекционно – воспитательная:
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: зеркала, карандаши, тетради, картинка – символ, картинки со звуками «К», «Х», разрезные азбуки, наборы для составления схем;
картинка – Кот, – Хомяк – Петух, - Слон, - Халат, - лист бумаги;
Ход: I. Организационный момент.
Игра с мячом - «Какая? Какое? Какой?». Словообразование
относительных прилагательных от слова – ОСЕНЬ.
Солнце осенью – осеннее; ветер осенью – осенний; небо осенью – осеннее;
туча осенью – осеннее; дождь осенью – осеннее; лес осенью – осенний;
аллея осенью - …; погода осенью - …; пальто осенью - …; сапоги - …;
одежда осенью - …; куртка осенью - …; день осенью - …; утро - …;
роща осенью - …; парк осенью - …;
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
1. Общее расслабление.
Выполнение действий в соответствии с текстом.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
2. Развитие общей моторики.
Листья осенние тихо / Дети кружатся на носках,
кружатся, / руки в стороны.
Листья нам под ноги
тихо ложатся, / Приседают.
И под ногами шуршат, / Движения руками вправо,
шелестят, влево.
Будто опять закружиться / Поднимаются,
хотят. / кружатся.
3. Развитие мелкой моторики.
Чтоб красиво нам писать Ох, ох,ох – что за гром
Надо глазки упражнять. (руки к щекам)
Вместе пальчики сведём, Муха строит новый дом
И гимнастику начнем, (имитация движения молотка)
Вправо – влево, Молоток стук, стук, стук -
Вправо – влево, Помогать идёт петух.
Вверх и вниз
Посмотрим смело.
А потом по кругу. Да?
Разбежались кто куда!
4. Массаж - поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.
5. Мнемогимнастика
- Улыбнулись.
- Огорчились.
- Удивились.
- Рассердились.
6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
- для челюсти: попеременное открывание и закрывание рта;
- для губ: «бублик» - «трубочка»;
произнести звук «О» - беззвучно, шепотом, вполголоса, громко;
- для языка: самомассаж языка (покусывание);
расслабление, накажем непослушный язык – тя – тя – тя .
III. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.
По картинкам «Кот» и «Хомяк» - выделить первый звук в словах;
1. Объявление темы.
Сегодня мы с вами будем различать звуки К и Х.
2. Акустико – артикуляционный образ звуков.
Звук «К» согласный, твёрдый, глухой, есть мягкая пара звук «Кь».
При произношении – язык горкой, произносится без голоса.
Звук « Х» согласный, твёрдый, глухой, есть мягкая пара звук «Хь».
Его можно тянуть, произносится без голоса.
3. Игра «Хоккеист» - забивает гол на слова со звуком «Х»
(хворост, нитка, хорёк, котик, пастух, смех, катает, муха)
4. Игра «Замени звук в слове, получи новое слово (с опорой на
букву в кассах).
Мах – мак, мок – мох, сох – сок, бак – бах, хлоп – клоп,
хочу – качу, ход – код, бук – бух, хатка – кадка, муха – мука,
сук – сух, пук – пух, хрюк – крюк.
IV. Физкультминутка
«Буратино»
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом
Марш на месте! Не спеша:
Как погода хороша!
V. Работа в кассах.
- выкладывание под диктовку слогов прямых и обратных
АК – КА, АХ – ХА, УК – КУ, ОХ – ХО,
VI. Печатание под диктовку слогов
- ХА, КУ, ТО, ПИ.
VI. Игра « Чего не хватает».
По картинкам КОТ, ХАЛАТ, ХОМЯК, СЛОН, ПЕТУХ. Листом бумаги закрывается часть картинки –
Дети отвечают: - У халата не хватает рукава. У слона не хватает хобота. т.д.
VII. Итог.
Какие звуки мы сегодня учились различать?
Назвать картинки со звуками «К», «Х».
Выставляются картинки: конфеты, мухи, петух, холодильник, тыква и т.д.
Игра «Добавь слово в предложение»
Мама купила вкусные конфеты.
- У Ани одна конфета.
- В магазине много конфет.
Петух – петухи;
Муха – мух;
Холодильник – холодильников;
Тыква – тыквы, тыкв;
Комбайн – комбайнов;
Буква – букв;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zvuki_i_bukvy_h_-k.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД. Звуки и буквы «К - Х».
Цель:
коррекционно – образовательные:
- учить давать сравнительную характеристику звуков К – Х ;
- формировать навыки словообразования по теме «Осень»;
коррекционно – развивающие:
- учить детей дифференцировать звуки К – Х в слогах,
словах, предложениях;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- чтение слогов;
- развивать фонематические процессы;
- развивать функцию словоизменения;
коррекционно – воспитательная:
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: зеркала, карандаши, тетради, картинка – символ, картинки со звуками «К», «Х», разрезные азбуки, наборы для составления схем; картинка – Кот, – Хомяк – Петух, - Слон, - Халат, - лист бумаги;
Ход: I. Организационный момент.
Игра с мячом - «Какая? Какое? Какой?». Словообразование
относительных прилагательных от слова – ОСЕНЬ.
Солнце осенью – осеннее; ветер осенью – осенний; небо осенью – осеннее;
туча осенью – осеннее; дождь осенью – осеннее; лес осенью – осенний;
аллея осенью - …; погода осенью - …; пальто осенью - …; сапоги - …;
одежда осенью - …; куртка осенью - …; день осенью - …; утро - …;
роща осенью - …; парк осенью - …;
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление.
Выполнение действий в соответствии с текстом.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять. 2. Развитие общей моторики.
Листья осенние тихо / Дети кружатся на носках,
кружатся, / руки в стороны.
Листья нам под ноги
тихо ложатся, / Приседают.
И под ногами шуршат, / Движения руками вправо,
шелестят, влево.
Будто опять закружиться / Поднимаются,
хотят. / кружатся.
3. Развитие мелкой моторики.
Чтоб красиво нам писать Ох, ох,ох – что за гром
Надо глазки упражнять. (руки к щекам)
Вместе пальчики сведём, Муха строит новый дом
И гимнастику начнем, (имитация движения молотка)
Вправо – влево, Молоток стук, стук, стук -
Вправо – влево, Помогать идёт петух.
Вверх и вниз
Посмотрим смело.
А потом по кругу. Да?
Разбежались кто куда!
4. Массаж - поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.
5. Мнемогимнастика
- Улыбнулись.
- Огорчились.
- Удивились.
- Рассердились.
6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
- для челюсти: попеременное открывание и закрывание рта;
- для губ: «бублик» - «трубочка»;
произнести звук «О» - беззвучно, шепотом, вполголоса, громко;
- для языка: самомассаж языка (покусывание);
расслабление, накажем непослушный язык – тя – тя – тя .
- Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.
По картинкам «Кот» и «Хомяк» - выделить первый звук в словах;
- Объявление темы.
Сегодня мы с вами будем различать звуки К и Х.
2. Акустико – артикуляционный образ звуков.
Звук «К» согласный, твёрдый, глухой, есть мягкая пара звук «Кь».
При произношении – язык горкой, произносится без голоса.
Звук « Х» согласный, твёрдый, глухой, есть мягкая пара звук «Хь».
Его можно тянуть, произносится без голоса.
3. Игра «Хоккеист» - забивает гол на слова со звуком «Х»
(хворост, нитка, хорёк, котик, пастух, смех, катает, муха)
- Игра «Замени звук в слове, получи новое слово (с опорой на
букву в кассах).
Мах – мак, мок – мох, сох – сок, бак – бах, хлоп – клоп,
хочу – качу, ход – код, бук – бух, хатка – кадка, муха – мука,
сук – сух, пук – пух, хрюк – крюк.
- Физкультминутка «Буратино»
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом
Марш на месте! Не спеша:
Как погода хороша!
- Работа в кассах.
- выкладывание под диктовку слогов прямых и обратных
АК – КА, АХ – ХА, УК – КУ, ОХ – ХО,
VI. Печатание под диктовку слогов
- ХА, КУ, ТО, ПИ.
- Игра « Чего не хватает». По картинкам КОТ, ХАЛАТ, ХОМЯК,
СЛОН, ПЕТУХ. Листом бумаги закрывается часть картинки –
Дети отвечают: - У халата не хватает рукава. У слона не хватает хобота. т.д.
- Итог.
Какие звуки мы сегодня учились различать?
Назвать картинки со звуками «К», «Х».
Выставляются картинки: конфеты, мухи, петух, холодильник, тыква и т.д.
Игра «Добавь слово в предложение»
Мама купила вкусные конфеты.
- У Ани одна конфета.
- В магазине много конфет.
Петух – петухи;
Муха – мух;
Холодильник – холодильников;
Тыква – тыквы, тыкв;
Комбайн – комбайнов;
Буква – букв;
Кот – котов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».
-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...
Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Ловкий грамотей»
Коммуникация (обучение грамоте)...
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"
Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...
Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)
Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением р...