знакомство с русской азбукой
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Цулая Кристина Венидиктовна

конспект занятия- развлечения для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_bukvaryom.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-развлечение для детей старшего дошкольного возраста

ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ АЗБУКОЙ

Цель занятия: знакомство с алфавитом, русской азбукой.

Задачи:

Образовательная: учить детей запоминать буквы в определённом порядке. Продолжать учить писать и читать слова со знакомыми буквами. Активизировать словарь детей по теме.

Развивающая: развивать фонематическое восприятие, способность к звуковому анализу слов, развитие зрительного восприятия звукового наполнения речи, учить детей смыслоразличительной роли звуков в отдельных словах.

Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, любовь к чтению; воспитывать самостоятельность и умение работать в подгруппах, учить детей соблюдать дисциплину и вырабатывать активность и усидчивость на занятии.

Ход мероприятия:

Воспитатель:  Ребята! Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Сегодня мы с вами познакомимся с первой книгой каждого ребёнка это «АЗБУКА».

        На сцену слева выходит «Русская Азбука», справа первоклассник с букетом.

        

        Русская Азбука

Ждёт с волнением

И девочек, и мальчишек

Книга скромная – Русская Азбука.

Среди ярких, толстых книжек

Эта книга всем нужна:

Учит грамоте она.

(обращается к Первокласснику)

Хочешь многое узнать –

Научись, малыш, читать.

        Первоклассник (недовольно отвернувшись)

В школу не хочу идти?

Я читаю лет с пяти.

Нужен этот первый класс!

Ухожу домой сейчас,

Порошу купить компьютер,

Буду целый день играть,

В Интернет письмо писать.

        Азбука

Подожди, не торопись,

Лучше к школе приглядись,

А уйти всегда успеешь

И включиться в Интернет.

Грамотой не овладеешь –

Подключаться толку нет:

Насмешишь  весь белый свет!

Первоклассник (возмущенно):

Как же так? Ведь я читаю,

Цифры знаю, буквы знаю.

Азбука (показывает на вошедшую букву Р). Эту тоже?

Первоклассник

Ну а как же?

Скажет каждый во дворе:

Перед нами буква «Рэ».

Буква Р

Я – не рэ, не рэ, не рэ,

Хоть пишусь я во «дворе»!

Ты меня найдешь в «горах»,

«Тундре», «речке», «берегах».

Рокочу я громким громом

И реву звериным рёвом –

Вот тигриным, например.

Моё имя – буква «эр»!

Первоклассник (смущённо)

Извините, я знал,

Но я правильно читал…

(Буква Р уходит).

        Азбука. Я пришла к вам в гости не одна. 33 родных сестрицы, писаных красавицы в городе живут и повсюду славятся.

 - кто же пришёл со мной вместе?

Всё вместе. Буквы!

        

Азбука. А сейчас мы послушаем стихи, которые вы о них  учили. (Дети читают стихи, показывает рисунки «На что похожа буква».)

         А. буква А, буква А –

        Алфавита голова.

        Знает Вова, знает Света:

        А похожа на ракету.

        Б. Буква Б проснулась рано.

Буква Б – бочонок с краном,

Умывайся, будь здоров,

Богатырь Борис Бобров.

В. Словно букву В Алёна

Держит трубку телефона.

Г. Г – крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

И в косу и в кочергу

Превратить я Г смогу.

Д. Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

Е. На дворе – какая жалость!

Наша лесенка сломалась,

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

Ё. Е и Ё – родные сестры.

Различить сестёр непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Ж. Если сноп, как пояском,

Подпоясать колоском,

Сноп соломы на меже

Превратится в букву Ж.

З. З – не просто завитушка,

З – пружина, крендель, стружка.

И. на калитку посмотри,

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла на искосок.

К. сигнальщик держит два флажка

С флажками он, как буква К.

Л. Алфавит проходит наш

Буква Л – лесной шалаш.

М. Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

Н. Там я букву Н найду,

Где гамак висит в  саду.

О. В старом дереве дупло

Ну совсем, как буква О.

П. На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

Р. Буква Р – на матче парус

Вдаль летит, небес касаясь.

С. Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

Т. Молоток стучит6 «Тук-Тук,

Букве Т я старый друг».

У. У – сучок в любом лесу

Ты увидишь букву У.

Ф. Все мы знаем без подсказки:

Буква Ф, как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимает Карабас.

Х. Буква Х всё ходит, ходит,

Места словно не находит.

Ц. Стул чинил сегодня мастер,

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул,

Стал на Ц похожим стул.

Ч. Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Ш. На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

Щ. Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Ъ. Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – твёрдый знак,

Чтобы не облиться

Ы. вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо.

Получилась буква Ы,

Все мы знать её должны.

Ь. Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась.

Э. Над полями в синеве

Пролетела буква Э.

Это ласточка весной

Возвращается домой.

Ю. на арене укротитель,

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю, с кольцом

К тигром грозно встал лицом.

Я. И сказала буква Я:

«Хоккеист известный я.

Шайба прямо в цель летит –

Гол! Закончен алфавит».

(Под музыку буквы уходят. Слышится стук в дверь. Появляются Незнайка и Буратино.)

Незнайка. Друзья, а о нас вы не забыли? Мы тоже вместе с вами встречались на занятиях, помогая открывать новые знания, и тоже приготовили для вас интересные конкурсы.

Буратино (огорченно). Я нёс для вас слова, но вот беда: по дороге я упал и все слова рассыпались.

Учитель. Не волнуйся, Буратино, ребята соберут из слогов слова.

(Буратино раздаёт всем ребятам конверты со слогами.))

I группа

РО    ТА    ЧУ    ЩА     СВЕ     КРИ     ЩУ    ЧА

(роща, свеча, кричу, тащу)

II группа

ТУ     КРУ     ЧУ      ПИ     ЩУ     ЧА     КА    ЩА           

(туча, пища, кручу, щука)

III группа

УГО     ЧУ     ЧА      КУ     ЧА     МОЛ    ЩУ    ЩА

(угощу, чаща, куча, молчу)

(Дети составляют слова из слогов.)

Буратино. Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. А на какие правила я принёс вам слова?

(Четверо ребят – буквы Ж, И, Ш, И – построившись «паровозиком», выходят на сцену.)

Буквы (развернувшись, встали). ЖИ – ШИ, ЖИ – ШИ с буквой И всегда пиши.

Буква Ж. звуки Ж и Ш звучат всегда очень твёрдо.

Буква И. Мягкость их обозначать брались очень многие.

Буква Ш. Попробовала буква Е, но не вышло у неё.

Буква И. Даже сам Мягкий знак не смягчил их никак.

Вторая буква И. Как услышишь ЖИ и ШИ – букву И ты в них пиши.

(Буквы встают «паровозиком», уходят со словами:

«ЖИ – ШИ, ЖИ – ШИ с буквой И всегда пиши».)

        Незнайка. Надеюсь вы, друзья, не забыли, как мы с Буратино любим отгадывать загадки?

        Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Заскачила в чей-то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла буква-озорница,

Очень странные дела начали твориться.

Ребята, поставьте буквы на свои места!

        

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это.

На остров налетел ураган.

На пальме остался последний баран.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

 - Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Не учил уроки,

А играл в футбол.

Оттого в тетрадке

Появился гол.

Азбука. Молодцы, ребята! Читать научились, подружились с моими буквами, умеет отгадывать загадки, составлять слова и рассказы. Умеете дружно работать с другими ребятами.

Сегодня я прощаюсь с вами, ребята, но мои буквы останутся с вами в каждой книжке на каждой страничке, в ваших тетрадках, в письмах и открытках, в афишах и на экранах телевизора. Останутся с вами и мои друзья – сказочные герои.

Дети. До свидания! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

«Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством знакомства с русскими народными календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»

Развитие  у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздн...

"Приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"

Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к I-II векам. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, погремушек и трещот...

Консультация для педагогов "Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом".

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общест...