Учим ребёнка читать.
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
В этом материале содержатся игры для обучения ребёнка чтению. Использование их поможет сделать процесс интересным и увлекательным. Рекомендую родителям и педагогам дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_rebyonka_chitat.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
В помощь родителям и педагогам дошкольного образования.
Звуковой период обучения.
Ребёнку надо объяснить, что в мире существует много разных звуков, но самые важные для общения – это звуки речи. Таким образом, ребёнок понимает, что наша речь состоит из слов, которые, в свою очередь, состоят из звуков речи. Взрослый может играть с ребёнком, выделяя в словах определённые звуки. Чтение и письмо – это действия со звуками слова, которые материализуются с помощью букв.
Звукоподражание.
Взрослый задаёт вопросы ребёнку, например:
-Как мама укачивает малыша? (А-а-а!)
-Как жужжит жук? (Ж-ж-ж!)
-Как пищит комарик? (З –з -з!) и другие.
Будь внимательным.
Эта игра развивает слуховое внимание и быстроту мышления.
Ребёнку даётся такая инструкция: « Я буду называть слова, а ты внимательно слушай. Если в слове услышишь звук З ( любой другой, по выбору педагога),то один раз хлопни в ладоши: ЗЗЗабор, дом, роЗЗЗы, стол, ЗЗЗамок, школа, ЗЗЗоопарк и т.д.».
Скажи слово с нужным звуком.
Игра на развитие фонематического слуха, быстроты мышления.
Взрослый говорит: «Придумай слово, начинающееся со звука М», и бросает мяч ребёнку. Тот ловит мяч и называет слово, например «машина», и бросает мяч обратно. Потом взрослый называет другой звук.
Магазин.
Взрослый понарошку отправляет ребёнка в магазин за продуктами и просит купить только те продукты, в названии которых встречается какой-то определённый звук, например Р. Ребёнок может купить: картошку, огурцы, помидоры, торт, мороженое и т.д.
Скажи мягко.
Эта игра развивает у ребёнка фонематический слух, речь и внимание.
Вариант 1. Ведущий бросает мяч, произносит слово с твёрдым согласным звуком в начале, а ребёнок, поймавший мяч, произносит то же слово, но заменив первый твёрдый согласный звук парным мягким. Например: рад-ряд, мал-мял, лук-люк, воз-вёз , нос-нёс, мыл-мил и т.п.
Вариант 2:Таким же образом можно заменять последний согласный твёрдый звук на мягкий парный: угол-уголь, брат-брать, ел-ель, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь, вес-весь, был-быль и т.п.
Цепочки слов.
Вариант 1 (устный).
По очереди называются слова. Каждое следующее слово должно начинаться с последнего звука предыдущего слова, например: дом-мост-трон-носорог-гора-апельсин и т.д.
Вариант 2.
Можно сделать карточки с нарисованными на них предметами и разложить их в таком порядке, чтобы название предмета на карточке начиналось с того же звука, которым закончилось слово, изображённое на предыдущей карточке. Например: лист- телевизор- робот- тапки- индюк- карась- синица- арбуз.
Буквенный период обучения.
Умение ребёнка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Вы можете сделать обучение ненавязчивым и интересным, учить с ребёнком буквы на прогулке, в дороге, в гостях.
Малыш должен понять, что буквы – это такие специальные значки, символы. С их помощью записываются звуки речи. Ребёнка знакомят с буквами с помощью картинной азбуки, выкладывая изображения букв из спичек, счётных палочек, камешков, шнурков, рисуя буквы на песке, на подносе с сухой крупой, отыскивая знакомые буквы на вывесках магазинов, театральных афишах. Можно пальчиком написать букву на спине ребёнка, а он попробует отгадать. Потом поменяться ролями. Можно вылепить букву из пластилина или теста. Взрослый может нарисовать контур буквы и попросить ребёнка заштриховать или разукрасить её. Очень полезно, чтобы в процессе запоминания букв активно участвовали зрение, слух и мускулатура пальцев рук.
На что похожа буква?
Можно пофантазировать и придумать, на что похожа буква, и попробовать изобразить, «оживить» её.
Пазлы.
Взрослый пишет большую букву и разрезает её на 2, 3 или больше частей. Ребёнок собирает части в целое и называет букву.
Буквенный конструктор.
Из плотного цветного картона вырезаются элементы букв: большие и маленькие дуги. А также большие и маленькие полоски. Предложите ребёнку составить из таких деталей какую-нибудь букву.
Звуковое лото.
Взрослый раздаёт детям карточки с изображением разных предметов. Растений или животных. Потом показывае6т знакомую детям букву и спрашивает, у кого есть слово на эту букву. Затем игра усложняется: на карточках печатными буквами пишутся слова, дети должны узнавать предложенные буквы в начале, середине и конце слова.
Дорисуй букву.
Взрослый рисует элементы печатных букв, а ребёнок должен дорисовать недостающие, чтобы получилась та или иная буква.
Полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков; моделирование буквы из пластилина или проволоки; обводка, штриховка или раскрашивание буквы. Из всего этого набора упражнений , связанных с развитием мелкой моторики, наверняка найдётся какое-нибудь, которое станет интересным для вашего ребёнка.
Чтение.
Когда буквы выучили, начинаем читать. Чтобы этот процесс стал более лёгким и интересным, предлагаю такие игры со словами.
Слова-матрёшки.
В русском языке есть слова, похожие на матрёшку. Прочитаешь одно слово, а приглядишься по внимательнее – и увидишь, что внутри спрятаны другие слова, короче. Например: ЯБЕДА ( беда, еда), ПОБЕДА (обед, беда, еда), РЫБАК (бак, рыба), ЧЕРЁМУХА( муха, уха), ТАПОЧКИ (почки, очки) и т.д.
Ребусы.
Сейчас очень много ребусов встречается в печатных изданиях. Можно составить ребусы с детьми, зашифровать их имена. Ребятам это очень нравится.
Наборщик.
Детям предлагается одно длинное слово. Из его букв нужно составить как можно больше новых слов. Например, из слова АБРИКОСЫ: ас, , ор, рис, сыр, бак, бык, сок, сор, оса, роса, кобра, брак, коса и т. п.
Варианты слов для игры: гастроном, простокваша, апельсины, лекарство, командировка и т.п.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Как учить ребёнка читать?
Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых, умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия:...
"Как учить ребёнка читать" консультация для родителей
quot;Как учить ребёнка читать"...
Памятка "Как учить ребёнка читать"
В памятке даны рекомендации родителям по обучению детей чтению....
Консультация для родителей "Как учить ребёнка читать"
Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа тоже дикт...
Памятка «Учим ребёнка читать стихи с выражением»
Поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных поня...
"Как правильно учить ребёнка читать и писать"
консультация...