Консультация для родителей "Как учить ребёнка читать"
консультация

   Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа тоже диктует свои условия: «Ребенок должен читать, и читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма (выкладыванию слов и предложений из букв разрезной азбуки)?

   Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchit_rebenka_chitat.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?

   Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа тоже диктует свои условия: «Ребенок должен читать, и читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма (выкладыванию слов и предложений из букв разрезной азбуки)?

   Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка.

   Зрительное, пространственное восприятие помогает ребенку узнать и отличить буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определить направление слева направо, сверху вниз.

   Зрительное внимание, память способны удерживать в поле зрения ребенка необходимый объем зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.

   Слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память помогают различать звуки речи, удерживать в памяти их последовательность.

   Кинестетическое (мышечное) восприятие необходимо для формирования произносительных образов звуков, при проговаривании текста про себя во время письма.

   В дошкольном возрасте формируется способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой, что позволяет ребенку:

  • услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
  • соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
  • правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит «про себя»;
  • написать букву и правильно прочитать.

При освоении языкового анализа и синтеза ребенок должен уметь:

  • выделять заданный звук из потока звуков, в слоге и слове, слог из слова, слово из предложения;
  • соединять звуки в слог;
  • составлять из слогов слово, из слов предложения.

Конечно, учить читать и писать ребенка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего малыша. Ниже для успешного обучения ребенка 4 лет дано несколько советов.

  1. Поиграйте с каждым звуком. Начинайте ознакомление с гласных звуков, предложив их пропеть, потянуть, прокричать. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с произнесением согласных, предложив пропеть, протянуть звуки «п», «н». Их нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны, чтобы их не пели, не кричали, их так и называют – согласные. Названия букв произносите коротко, как звуки: Б «б», П «п»,М «м», а не Мэ, Пэ.
  2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять его из потока других звуков.

Задания:

-хлопни, когда услышишь звук «а» среди других звуков;

-когда услышишь в слове заданный звук;

-найди и назови картинки, в названии которых услышишь заданный звук;

-хлопни, когда услышишь заданный звук в слове;

-какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах?

-что могли бы рассказать о себе звуки «а», «о» и «п», «б» при встрече друг с другом? И так со всеми звуками.

3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Объясните ребенку, что звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук, мы видим «А-А-А».

    Вопросы и задания:

-какой звук я произнесла?

-как ты определил, что это звук «а»?

-да, ты его услышал. А вот буква А, которая обозначает произнесенный мной звук. На что она похожа? Давай слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим ее из палочек.

-сколько и каких палочек нужно для буквы А?

-одинаковой длины или разной?

-найди и покажи эту букву среди других букв;

-зачеркни все буквы А.

И так со всеми буквами.

4. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните ребенку, что слово можно обозначить полоской, разделив ее на 3 части (начало, середина и конец слова).

Вопросы и задания:

-звук обозначь цветным квадратиком: гласный, например, красным;

-произнеси слово автобус;

-какой первый звук в этом слове? (Звук «а».);

-какой это звук? (Гласный);

-обозначь его красным квадратиком. Куда ты положишь квадратик в нашем слове? (в начале слова).

5. Далее переходите к обозначению согласных звуков.

   Вопросы и задания:

-ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки. Послушай и скажи, одинаково ли звучат эти согласные звуки: «п» - «пь», «т» - «ть»;

-как произносятся первые звуки? (твердо);

-а вторые звуки? (мягко);

-произнеси твердые и мягкие звуки в словах пушинка, перышко;

-твердые согласные звуки обозначь синим цветом – они произносятся твердо;

-мягкие звуки обозначь зеленым цветом – они произносятся мягко;

-вспомни слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый,  а в другом – мягкий (лук – люк).

6. Теперь ваш ребенок знает, что согласные звуки бывают твердыми, как лед, и мягкими, как травка. Предложите ему послушать звуки, закрыв уши ладошками: «п» - «б»; «т» - «д»; «с» - «з».

   Вопросы:

-когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что-нибудь слышишь? (Ничего). Значит это не только твердый согласный, он еще и глухой звук;

-когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь? Правильно, как будто звенит в ушах, как колокольчик. Мы знаем, что этот звук согласный, твердый и теперь узнали, что он звонкий.

   Когда ребенок научится слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков и образованию слогов.

7. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков. Объясните ему, что в нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга, поэтому при чтении они не рассыпаются.

   Обучение чтению надо начинать с чтения слогов. Если это закрытый слог, необходимо объяснить, что первый звук произносится протяжно, а второй  коротко – АП. Если открытый слог, ребенок должен сложить губы так, как будто хочет произнести первый звук и сразу второй – ПА.

8. Обратите внимание ребенка на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками а, о, у, ы, э, все согласные, кроме ч, щ, - твердые; когда согласные «дружат» с гласными звуками и, е, е, ю, я, все согласные, кроме ж, ш, ц, - мягкие.

   Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ребенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на).

     Запомните:

  • Звуки ж, ш, ц – всегда твердые;
  • Звуки ч, щ – всегда мягкие;
  • Звук й – мягкий согласный;

9. Все гласные второго ряда е, е, ю, я произносите кратко, не растягивая.

   Поиграйте в игру «Волшебные звуки» и покажите ребенку, как с помощью гласных согласные из твердых превращаются в мягкие и наоборот, кроме перечисленных выше звуков.

10. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова нужно произносить плавно, не деля их при произношении на слоги.

11. Читая с ребенком первые слова, подчеркивайте и смысловую сторону прочитанного.

   Обучая детей чтению, не забывайте об очень важном моменте – развитии мелкой моторики, что необходимо для успешного обучения ребенка письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Как учить ребёнка читать?

Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых, умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия:...

Учим ребёнка читать.

В этом материале содержатся  игры для обучения ребёнка чтению. Использование их поможет сделать процесс интересным и увлекательным. Рекомендую родителям и педагогам дошкольного образования....

Памятка "Как учить ребёнка читать"

В памятке даны рекомендации родителям по обучению детей чтению....

Консультация «Как правильно учить ребёнка читать?»

Как правильно учить ребёнка читать?...

Консультация для родителей "Как правильно учить ребёнка читать и писать"

Консультация для родителей "Как правильно учить ребёнка читать и писать"...