Консультация для родителей "Как учить ребёнка читать"
консультация
Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа тоже диктует свои условия: «Ребенок должен читать, и читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма (выкладыванию слов и предложений из букв разрезной азбуки)?
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_uchit_rebenka_chitat.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?
Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа тоже диктует свои условия: «Ребенок должен читать, и читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма (выкладыванию слов и предложений из букв разрезной азбуки)?
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка.
Зрительное, пространственное восприятие помогает ребенку узнать и отличить буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определить направление слева направо, сверху вниз.
Зрительное внимание, память способны удерживать в поле зрения ребенка необходимый объем зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.
Слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память помогают различать звуки речи, удерживать в памяти их последовательность.
Кинестетическое (мышечное) восприятие необходимо для формирования произносительных образов звуков, при проговаривании текста про себя во время письма.
В дошкольном возрасте формируется способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой, что позволяет ребенку:
- услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
- соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
- правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит «про себя»;
- написать букву и правильно прочитать.
При освоении языкового анализа и синтеза ребенок должен уметь:
- выделять заданный звук из потока звуков, в слоге и слове, слог из слова, слово из предложения;
- соединять звуки в слог;
- составлять из слогов слово, из слов предложения.
Конечно, учить читать и писать ребенка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего малыша. Ниже для успешного обучения ребенка 4 лет дано несколько советов.
- Поиграйте с каждым звуком. Начинайте ознакомление с гласных звуков, предложив их пропеть, потянуть, прокричать. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с произнесением согласных, предложив пропеть, протянуть звуки «п», «н». Их нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны, чтобы их не пели, не кричали, их так и называют – согласные. Названия букв произносите коротко, как звуки: Б «б», П «п»,М «м», а не Мэ, Пэ.
- Учите ребенка слушать каждый звук и выделять его из потока других звуков.
Задания:
-хлопни, когда услышишь звук «а» среди других звуков;
-когда услышишь в слове заданный звук;
-найди и назови картинки, в названии которых услышишь заданный звук;
-хлопни, когда услышишь заданный звук в слове;
-какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах?
-что могли бы рассказать о себе звуки «а», «о» и «п», «б» при встрече друг с другом? И так со всеми звуками.
3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Объясните ребенку, что звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук, мы видим «А-А-А».
Вопросы и задания:
-какой звук я произнесла?
-как ты определил, что это звук «а»?
-да, ты его услышал. А вот буква А, которая обозначает произнесенный мной звук. На что она похожа? Давай слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим ее из палочек.
-сколько и каких палочек нужно для буквы А?
-одинаковой длины или разной?
-найди и покажи эту букву среди других букв;
-зачеркни все буквы А.
И так со всеми буквами.
4. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните ребенку, что слово можно обозначить полоской, разделив ее на 3 части (начало, середина и конец слова).
Вопросы и задания:
-звук обозначь цветным квадратиком: гласный, например, красным;
-произнеси слово автобус;
-какой первый звук в этом слове? (Звук «а».);
-какой это звук? (Гласный);
-обозначь его красным квадратиком. Куда ты положишь квадратик в нашем слове? (в начале слова).
5. Далее переходите к обозначению согласных звуков.
Вопросы и задания:
-ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки. Послушай и скажи, одинаково ли звучат эти согласные звуки: «п» - «пь», «т» - «ть»;
-как произносятся первые звуки? (твердо);
-а вторые звуки? (мягко);
-произнеси твердые и мягкие звуки в словах пушинка, перышко;
-твердые согласные звуки обозначь синим цветом – они произносятся твердо;
-мягкие звуки обозначь зеленым цветом – они произносятся мягко;
-вспомни слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый, а в другом – мягкий (лук – люк).
6. Теперь ваш ребенок знает, что согласные звуки бывают твердыми, как лед, и мягкими, как травка. Предложите ему послушать звуки, закрыв уши ладошками: «п» - «б»; «т» - «д»; «с» - «з».
Вопросы:
-когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что-нибудь слышишь? (Ничего). Значит это не только твердый согласный, он еще и глухой звук;
-когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь? Правильно, как будто звенит в ушах, как колокольчик. Мы знаем, что этот звук согласный, твердый и теперь узнали, что он звонкий.
Когда ребенок научится слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков и образованию слогов.
7. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков. Объясните ему, что в нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга, поэтому при чтении они не рассыпаются.
Обучение чтению надо начинать с чтения слогов. Если это закрытый слог, необходимо объяснить, что первый звук произносится протяжно, а второй коротко – АП. Если открытый слог, ребенок должен сложить губы так, как будто хочет произнести первый звук и сразу второй – ПА.
8. Обратите внимание ребенка на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками а, о, у, ы, э, все согласные, кроме ч, щ, - твердые; когда согласные «дружат» с гласными звуками и, е, е, ю, я, все согласные, кроме ж, ш, ц, - мягкие.
Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ребенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на).
Запомните:
- Звуки ж, ш, ц – всегда твердые;
- Звуки ч, щ – всегда мягкие;
- Звук й – мягкий согласный;
9. Все гласные второго ряда е, е, ю, я произносите кратко, не растягивая.
Поиграйте в игру «Волшебные звуки» и покажите ребенку, как с помощью гласных согласные из твердых превращаются в мягкие и наоборот, кроме перечисленных выше звуков.
10. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова нужно произносить плавно, не деля их при произношении на слоги.
11. Читая с ребенком первые слова, подчеркивайте и смысловую сторону прочитанного.
Обучая детей чтению, не забывайте об очень важном моменте – развитии мелкой моторики, что необходимо для успешного обучения ребенка письму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Как учить ребёнка читать?
Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых, умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия:...
Учим ребёнка читать.
В этом материале содержатся игры для обучения ребёнка чтению. Использование их поможет сделать процесс интересным и увлекательным. Рекомендую родителям и педагогам дошкольного образования....
"Как учить ребёнка читать" консультация для родителей
quot;Как учить ребёнка читать"...
Памятка "Как учить ребёнка читать"
В памятке даны рекомендации родителям по обучению детей чтению....
Консультация «Как правильно учить ребёнка читать?»
Как правильно учить ребёнка читать?...
Консультация для родителей "Как правильно учить ребёнка читать и писать"
Консультация для родителей "Как правильно учить ребёнка читать и писать"...