Программа "Быстрое обучение дошкольников чтению"
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Васина Юлия Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop._obuchenie_chteniyu_vasina.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №3 «Снежинка» г. Нерюнгри

Согласовано:

Утверждено:

Педсовет №  1

Заведующий

от 25.08.2016 г.        

_____________Е.А.Воронцова

                                                     

План- программа

 

«Чтение для дошколят».

Количество лет обучения  -1 год.

Количество учебных часов за каждый год обучения: 56 часов

 Возраст детей: от 5 до 7 лет.

 

Методическое пособие:

Васина Юлия Викторовна

 

«Для изучения букв есть много способов   –

и все они хороши, если ученик не скучает».

Л.Н. Толстой

Пояснительная записка.

Многие дети старшего дошкольного и младшего возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения. Процесс становления чтения сложен. Огромное значение для него имеет степень сформированности всех сторон речи.  У детей с нарушениями речи страдает речедвигательное и речеслуховое развитие, а так же аналитико-синтетическая деятельность, на основе которой и строится общепринятая методика обучения чтению.

При речевых нарушениях наиболее многочисленной является группа ошибок, обусловленных нарушениями или задержкой в развитии фонематического восприятия. Если ребенок плохо различает звуки, не улавливает разницы между оппозиционными звуками, не может выделить заданный звук, возникают сложности при овладении навыками чтения и письма, так как освоение грамоты требует от детей умения анализировать звуковой состав слова. Недостаточное осознание фонетико-фонематической стороны речи приводит к тому, что дети не могут научиться свободно читать в течение нескольких лет. А это в свою очередь препятствует усвоению школьной программы и отрицательно влияет на формирование личности ребенка.

В основе программы лежат две методики: обучение чтению целыми словами, словосочетаниями, предложениями и обучение слоговому чтению (Е.В. Новикова «Система быстрого обучения чтению»; Т.С. Резниченко «Обучение чтению детей с тяжёлыми нарушениями речи»; Г. Доман, Д. Доман «Как научить ребёнка читать»). Выбор методик обусловлен особенностями развития дошкольников: психических процессов, мотивационной сферы и др.

  • Для детей дошкольного возраста легче воспринять и удержать в памяти ближайшие цели - запоминание слогов и «прочтение слов» на первых же занятиях поддерживает у них интерес, создаёт дополнительную мотивацию.
  • Обучение чтению слогами позволит избежать самой распространённой ошибки, которую совершают родители, знакомя малыша с буквами - называние букв (часто неверное), а не звуков затрудняет понимание принципа слияния звуков в слоги. Т.е. дети читают МЭ А вместо МА.
  • Поскольку аналитико-синтетическая деятельность у дошкольников ещё не достаточно развита, то обучение чтению слогами и словами позволяет ускорить процесс формирования навыка.

Родителям и педагогам необходимо осознать, что данная методика не включает такие важные моменты, как формирование звуко - буквенного, звуко - слогового анализа, поэтому может являться лишь дополнительным способом формирования письменной речи детей и не в коем случае не заменять существующую в дошкольных образовательных учреждениях традиционную методику обучения грамоте.

Одним из достоинств этой методики является её мобильность. То есть, обучение можно начинать в любом возрасте (от  3 до 6 лет) и, в данном случае, уровень уже сформированных навыков по разделу «Обучение грамоте» не имеет большого значения.

Цель обучения по предложенным методикам сводится к тому, чтобы единицей чтения стал слог, слово, а не буква. Такой способ обеспечивает плавное и правильное чтение.

Задачи:

  1. формирование мотивации к процессу обучения в целом;
  2. развитие у детей интереса к процессу чтения (письма);
  3. формирование у дошкольников образа буквы, узнавание её в тексте;
  4. упражнение детей в запоминании и воспроизведении (чтение и написание)
    зрительного образа слогов и слов различной сложности;
  5. формирование навыка осознанного чтения фраз и текстов.

Достичь поставленной цели помогают тренировочные упражнения, представленные в виде различных таблиц. Многократность повторения и многочисленность упражнений дают возможность сформировать прочные навыки свободного чтения. Активизации и развитию основных психических функций — восприятия, внимания, памяти — способствует и богатый иллюстративный материал.

На занятиях будут использованы приемы логопедической работы, направленные на предупреждение и коррекцию специфических нарушений чтения и письма.

Многие дети плохо дифференцируют (различают) согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие, свистящие и шипящие, соноры (Л, Р). Поэтому в пособии представлены многочисленные задания на различение этих звуков. Учтены и другие сложные темы, при изучении которых дети допускают ошибки (например, дифференциация гласных первого и второго ряда А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е, Ы - И, чтение слогов и слов со стечением согласных и др.)

Материал занятий упорядочен с учетом характерных для русского языка противопоставлений по глухости - звонкости, твердости - мягкости.

Группировка букв с учетом их особенностей дает возможность систематизировать формируемые умения и навыки, задействовать механизм переноса знаний по аналогии. Сопоставление букв способствует эффективному усвоению их свойств при чтении, помогает закрепить пройденное, понять новое в сравнении с ранее изученным, предупреждает ошибки на смешение букв.

Представленная нами программа условно разделена на 3 блока  по 56  академических часов (длительность занятия   до 30-ти минут в старшей и подготовительной с периодичностью 2 раза в неделю). Каждый блок соответствует периоду (году) обучения. Однако, при необходимости программа может быть сокращена за счёт уменьшения количества часов. Т.е. может быть осуществлена как за три, так и за два, один учебных года, поскольку, чем старше ребёнок, тем лучше развиты у него процессы восприятия, памяти, мышления и выше работоспособность.

Работа проводится группой из 5-6 человек в форме игровых заданий. В начале, середине и конце занятия проводятся «минутка-читалочка» -  демонстрация и называние пяти карточек со словами по методике Г. Доман, Д. Доман «Как научить ребёнка читать». Используются так же следующие приёмы:

  • отыскивание и выделение изучаемых букв в текстах;
  • определение первых, последних звуков и букв в словах, их места в слове;
  • конструирование букв;
  • запоминание, отыскивание акустического и визуального образа слогов;
  • слияние изученных слогов в слова и соотнесение их с картинками;
  • ориентировка на листе бумаги и  печатание букв, слогов, слов и предложений (работа в тетради в клетку);
  • творческие задания на закрепление изученного материала (составление слов с изученными буквами и слогами, изменения слов с помощью прибавления, перестановки, замены слогов, прочтение текстов совместно с логопедом (ребёнок сам читает по ходу текста только изученные слова, отгадывание кроссвордов, ребусов и т. п.);
  • чтение и работа над текстами различной сложности.

При составлении программы были использованы следующие источники:

  1. Г. Доман, Д. Доман  «Дошкольное обучение ребёнка». Москва «Аквариум» 1995 г.
  2. Т. С. Резниченко «Занимательный букварь для детей с тяжёлыми нарушениями речи». Москва «ГНОМ» 2001 г.
  3. Т. С. Резниченко «Я запоминаю слоги. Приложение к «Занимательному букварю». Москва «ГНОМ и Д» 2004 г.
  4. Е. В. Новикова «Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению». Москва «ГНОМ и Д» 2004 г.

Тематическое планирование.

 

Тема

Задачи

Коли-

чество

часов

1

Подготови-тельные занятия

  • Развитие процессов зрительного, слухового восприятия, памяти, мелкой моторики.

4 ч.

2

Буква А.

  • Упражнять в выделении в речи (словах, фразах) звук А.
  • Сформировать зрительный образ буквы А.
  • Учить   находить  букву   А  (а)   в  напечатанных  словах, фразах, текстовых отрывках.
  • Обучать написанию буквы А печатным шрифтом.  

2 ч.

3

Буква Я

  • Сформировать зрительный образ буквы Я.
  • Учить находить букву Я в напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках.
  • Обучать написанию буквы Я печатным шрифтом

2 ч.

4

Буквы А, Я

  • Уточнить зрительный образ букв А, Я.
  • Учить различать и находить буквы А, Я в напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках.
  •  Обучать написанию букв А, Я печатным шрифтом.
  • Упражнять в запоминании и прочтении слогов и слов с
    изученными буквами.

2 ч.

5

Буква О

  • Сформировать зрительный образ буквы О.
  • Упражнять в выделении в речи (словах, фразах) звук О.
  • Учить находить букву О в напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках.
  • Обучать написанию буквы О печатным шрифтом.

2 ч.

6

Буква У

  • Сформировать зрительный образ буквы У.
  • Упражнять в выделении в речи (словах, фразах) звук У.
  • Учить находить букву У в напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках.
  • Обучать написанию буквы У печатным шрифтом.

2 ч.

7

Буква Ю

  • Сформировать зрительный образ буквы Ю.
  • Учить находить букву Ю в напечатанных словах, фразах,
    текстовых отрывках.
  • Обучать написанию буквы Ю печатным шрифтом.

2 ч.

8

Чтение,      написание слогов    и    слов    с изученными буквами.

  • Уточнить зрительный образ букв А, Я, О, У, Ю.
  • Учить различать и находить буквы А, Я,  О,  У, Ю в
    напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках.
  • Обучать  написанию букв  А,     Я,  О,  У,  Ю  печатным
    шрифтом.
  • Упражнять в запоминании и прочтении слогов и слов с изученными буквами.        

4 ч.

9

Буква И.

  • Сформировать зрительный образ буквы И.
  • Упражнять в выделении в речи (словах, фразах) звук И.
  • Учить находить букву И в напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках.
  • Обучать написанию буквы И печатным шрифтом.

2 ч.

10

Чтение,      написание слогов    и    слов    с изученными буквами.

  • Уточнить зрительный образ изученных букв.
  • Учить    различать    и    находить    изученные    буквы    в напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках.
  • Упражнять   в   написании   изученных   букв    печатным
    шрифтом.
  • Упражнять в запоминании и прочтении слогов и слов с изученными буквами.

4 ч.

11

Буква Е.

  • Сформировать зрительный образ буквы Е.
  • Учить находить букву Е в напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках.
  • Обучать написанию буквы Е печатным шрифтом.

2 ч.

12

Буква Ё.

  • Сформировать зрительный образ буквы Е.
  • Учить находить букву Ё в напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках.
  • Обучать написанию буквы Ё печатным шрифтом.        

2 ч.

13

Чтение,      написание слогов    и    слов    с изученными буквами.

  • Уточнить зрительный образ изученных букв.
  • Учить    различать    и    находить    изученные    буквы в напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках.
  • Упражнять в написании изученных букв печатным шрифтом.
  • Упражнять в запоминании и прочтении слогов и слов с изученными буквами.

4 ч.

14

Буква Э

  • Сформировать зрительный образ буквы Э.
  • Упражнять в выделении в речи (словах, фразах) звук Э.
  • Учить находить букву Э в напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках.
  • Обучать написанию буквы Э печатным шрифтом.

2 ч.

15

Чтение, написание слогов и слов с изученными

буквами

  • Уточнить зрительный образ изученных букв.
  • Учить различать и находить изученные буквы в напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках.
  • Упражнять в написании изученных букв печатным шрифтом.
  • Упражнять в запоминании и прочтении слогов и слов с изученными буквами.

4 ч.

16

Работа со слоговыми таблицами «Согласный гласный» (А, У).

  • Уточнить зрительный образ изученных букв.
  • Учить различать и находить изученные буквы в напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках.
  • Упражнять в написании изученных букв печатным шрифтом.
  • Упражнять в запоминании и прочтении слогов и слов с изученными буквами.

2 ч.

17

Чтение,     написание слогов, слов и фраз с изученными буквами.

  • Уточнить зрительный образ изученных букв.
  • Учить    различать    и    находить    изученные    буквы    в
    напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках.
  • Упражнять   в   написании   изученных   букв   печатным шрифтом.
  • Упражнять в запоминании и прочтении слогов и слов с
    изученными буквами.

2 ч.

18

Буква Ы.  

Работа со

слоговыми таблицами «Согласный гласный» (Ы)

  • Сформировать зрительный образ буквы Ы.
  • Упражнять в выделении в речи (словах, фразах) звук Ы.
  • Учить находить букву Ы в напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках.
  • Обучать написанию буквы Ы печатным шрифтом. Упражнять в запоминании и прочтении слогов и слов с изученными буквами.

2 ч.

19

Чтение,     написание

слогов, слов и фраз с

изученными

буквами.

  • Уточнить зрительный образ изученных букв.
  • Учить    различать    и    находить    изученные    буквы    в напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках.
  • Упражнять   в   написании   изученных   букв   печатным шрифтом.
  • Упражнять в запоминании и прочтении слогов и слов с изученными буквами.

4 ч.

20

Работа со слоговыми таблицами

«Согласный гласный» .

  • Уточнить зрительный образ изученных букв.
  • Учить    различать    и    находить    изученные    буквы    в напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках.
  • Упражнять   в   написании   изученных   букв   печатным шрифтом.
  • Упражнять в запоминании и прочтении слогов и слов с изученными буквами.

4 ч..

21

Повторение пройденного

материала.

  • Уточнить зрительный образ изученных букв.
  • Учить    различать    и    находить    изученные напечатанных словах, фразах, текстовых отрывках
  • Упражнять в написании изученных букв печатным шрифтом.
  • Упражнять в запоминании и прочтении слогов и слов с изученными буквами.

4 ч.

Всего часов

 56

часов

                «РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ»

Целью данной программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5 до 7 лет.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:

● Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.

● Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.

●  Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

● Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.

● Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

Программа предназначена для детей 5 – 7 лет.

Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения.

 

       

     «АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

 

Цель программы – обучение дошкольников иностранному языку  должно быть коммуникативно направленным. Дети должны уметь использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения.  

Задачи

- создание исходной базы для развития речевых способностей;

- формирование навыков и умений самостоятельного решения, простейших - коммуникативно-познавательных задач в устной речи;

- расширение с помощью английского языка представлений ребенка об окружающем  их мире и о языке как средствах познания и общения.

- развитие их восприятия, внимания, языковой памяти, воображения, интуитивного и логического мышления;

 

Основной вид деятельности – английский язык.

 Программа предназначена для детей 4 – 7 лет.

Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения.

 

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства , формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

Задачи

 • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

 • Создать условия для совместной театрализованной деятельно¬сти детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

 • Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

 • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

 • Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).

 • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

 • Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Программа предназначена для детей 4 – 7 лет.

Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как избежать ошибок при обучении дошкольника чтению.

Во  многих детских садах в старших и подготовительных группах  проводятся занятия по  развитию навыков чтения и письма, поскольку современное школьное обучение предполагает опред...

Здоровьесберегающая технология раннего обучения дошкольников чтению по технологии Н.А. Зайцева

В презентации дано краткое описание применеия тежнологии раннего обучения дошкольников чтению по методике Н.А. Зайцева...

Основы обучения дошкольника чтению и письму.

Как правильно учить ребёнка читать и писать? Могут ли родители исправить речь ребёнка? Как помочь ребёнку , если он забывает , путает , неправильно пишет слова? На эти вопросы , вы найдёте ответ в дан...

Практический материал по обучению дошкольников чтению

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13746265","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...

"Космическая грамота" - конспект занятия по обучению дошкольников чтению

Итоговое занятие в подготовительной группе, проведённое к Дню космонавтики....

Рабочая программа дополнительного образования по обучению дошкольников чтению "Умные звуки"

Цель программы: развитие умственных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления со звуковой и знаковой системами языка....