Программа "Быстрое обучение дошкольников чтению"
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №3 «Снежинка» г. Нерюнгри
Согласовано: | Утверждено: |
Педсовет № 1 | Заведующий |
от 25.08.2016 г. | _____________Е.А.Воронцова |
План- программа
«Чтение для дошколят».
Количество лет обучения -1 год.
Количество учебных часов за каждый год обучения: 56 часов
Возраст детей: от 5 до 7 лет.
Методическое пособие:
Васина Юлия Викторовна
«Для изучения букв есть много способов –
и все они хороши, если ученик не скучает».
Л.Н. Толстой
Пояснительная записка.
Многие дети старшего дошкольного и младшего возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения. Процесс становления чтения сложен. Огромное значение для него имеет степень сформированности всех сторон речи. У детей с нарушениями речи страдает речедвигательное и речеслуховое развитие, а так же аналитико-синтетическая деятельность, на основе которой и строится общепринятая методика обучения чтению.
При речевых нарушениях наиболее многочисленной является группа ошибок, обусловленных нарушениями или задержкой в развитии фонематического восприятия. Если ребенок плохо различает звуки, не улавливает разницы между оппозиционными звуками, не может выделить заданный звук, возникают сложности при овладении навыками чтения и письма, так как освоение грамоты требует от детей умения анализировать звуковой состав слова. Недостаточное осознание фонетико-фонематической стороны речи приводит к тому, что дети не могут научиться свободно читать в течение нескольких лет. А это в свою очередь препятствует усвоению школьной программы и отрицательно влияет на формирование личности ребенка.
В основе программы лежат две методики: обучение чтению целыми словами, словосочетаниями, предложениями и обучение слоговому чтению (Е.В. Новикова «Система быстрого обучения чтению»; Т.С. Резниченко «Обучение чтению детей с тяжёлыми нарушениями речи»; Г. Доман, Д. Доман «Как научить ребёнка читать»). Выбор методик обусловлен особенностями развития дошкольников: психических процессов, мотивационной сферы и др.
- Для детей дошкольного возраста легче воспринять и удержать в памяти ближайшие цели - запоминание слогов и «прочтение слов» на первых же занятиях поддерживает у них интерес, создаёт дополнительную мотивацию.
- Обучение чтению слогами позволит избежать самой распространённой ошибки, которую совершают родители, знакомя малыша с буквами - называние букв (часто неверное), а не звуков затрудняет понимание принципа слияния звуков в слоги. Т.е. дети читают МЭ А вместо МА.
- Поскольку аналитико-синтетическая деятельность у дошкольников ещё не достаточно развита, то обучение чтению слогами и словами позволяет ускорить процесс формирования навыка.
Родителям и педагогам необходимо осознать, что данная методика не включает такие важные моменты, как формирование звуко - буквенного, звуко - слогового анализа, поэтому может являться лишь дополнительным способом формирования письменной речи детей и не в коем случае не заменять существующую в дошкольных образовательных учреждениях традиционную методику обучения грамоте.
Одним из достоинств этой методики является её мобильность. То есть, обучение можно начинать в любом возрасте (от 3 до 6 лет) и, в данном случае, уровень уже сформированных навыков по разделу «Обучение грамоте» не имеет большого значения.
Цель обучения по предложенным методикам сводится к тому, чтобы единицей чтения стал слог, слово, а не буква. Такой способ обеспечивает плавное и правильное чтение.
Задачи:
- формирование мотивации к процессу обучения в целом;
- развитие у детей интереса к процессу чтения (письма);
- формирование у дошкольников образа буквы, узнавание её в тексте;
- упражнение детей в запоминании и воспроизведении (чтение и написание)
зрительного образа слогов и слов различной сложности; - формирование навыка осознанного чтения фраз и текстов.
Достичь поставленной цели помогают тренировочные упражнения, представленные в виде различных таблиц. Многократность повторения и многочисленность упражнений дают возможность сформировать прочные навыки свободного чтения. Активизации и развитию основных психических функций — восприятия, внимания, памяти — способствует и богатый иллюстративный материал.
На занятиях будут использованы приемы логопедической работы, направленные на предупреждение и коррекцию специфических нарушений чтения и письма.
Многие дети плохо дифференцируют (различают) согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие, свистящие и шипящие, соноры (Л, Р). Поэтому в пособии представлены многочисленные задания на различение этих звуков. Учтены и другие сложные темы, при изучении которых дети допускают ошибки (например, дифференциация гласных первого и второго ряда А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е, Ы - И, чтение слогов и слов со стечением согласных и др.)
Материал занятий упорядочен с учетом характерных для русского языка противопоставлений по глухости - звонкости, твердости - мягкости.
Группировка букв с учетом их особенностей дает возможность систематизировать формируемые умения и навыки, задействовать механизм переноса знаний по аналогии. Сопоставление букв способствует эффективному усвоению их свойств при чтении, помогает закрепить пройденное, понять новое в сравнении с ранее изученным, предупреждает ошибки на смешение букв.
Представленная нами программа условно разделена на 3 блока по 56 академических часов (длительность занятия до 30-ти минут в старшей и подготовительной с периодичностью 2 раза в неделю). Каждый блок соответствует периоду (году) обучения. Однако, при необходимости программа может быть сокращена за счёт уменьшения количества часов. Т.е. может быть осуществлена как за три, так и за два, один учебных года, поскольку, чем старше ребёнок, тем лучше развиты у него процессы восприятия, памяти, мышления и выше работоспособность.
Работа проводится группой из 5-6 человек в форме игровых заданий. В начале, середине и конце занятия проводятся «минутка-читалочка» - демонстрация и называние пяти карточек со словами по методике Г. Доман, Д. Доман «Как научить ребёнка читать». Используются так же следующие приёмы:
- отыскивание и выделение изучаемых букв в текстах;
- определение первых, последних звуков и букв в словах, их места в слове;
- конструирование букв;
- запоминание, отыскивание акустического и визуального образа слогов;
- слияние изученных слогов в слова и соотнесение их с картинками;
- ориентировка на листе бумаги и печатание букв, слогов, слов и предложений (работа в тетради в клетку);
- творческие задания на закрепление изученного материала (составление слов с изученными буквами и слогами, изменения слов с помощью прибавления, перестановки, замены слогов, прочтение текстов совместно с логопедом (ребёнок сам читает по ходу текста только изученные слова, отгадывание кроссвордов, ребусов и т. п.);
- чтение и работа над текстами различной сложности.
При составлении программы были использованы следующие источники:
- Г. Доман, Д. Доман «Дошкольное обучение ребёнка». Москва «Аквариум» 1995 г.
- Т. С. Резниченко «Занимательный букварь для детей с тяжёлыми нарушениями речи». Москва «ГНОМ» 2001 г.
- Т. С. Резниченко «Я запоминаю слоги. Приложение к «Занимательному букварю». Москва «ГНОМ и Д» 2004 г.
- Е. В. Новикова «Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению». Москва «ГНОМ и Д» 2004 г.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Задачи | Коли- чество часов |
1 | Подготови-тельные занятия |
| 4 ч. |
2 | Буква А. |
| 2 ч. |
3 | Буква Я |
| 2 ч. |
4 | Буквы А, Я |
| 2 ч. |
5 | Буква О |
| 2 ч. |
6 | Буква У |
| 2 ч. |
7 | Буква Ю |
| 2 ч. |
8 | Чтение, написание слогов и слов с изученными буквами. |
| 4 ч. |
9 | Буква И. |
| 2 ч. |
10 | Чтение, написание слогов и слов с изученными буквами. |
| 4 ч. |
11 | Буква Е. |
| 2 ч. |
12 | Буква Ё. |
| 2 ч. |
13 | Чтение, написание слогов и слов с изученными буквами. |
| 4 ч. |
14 | Буква Э |
| 2 ч. |
15 | Чтение, написание слогов и слов с изученными буквами |
| 4 ч. |
16 | Работа со слоговыми таблицами «Согласный гласный» (А, У). |
| 2 ч. |
17 | Чтение, написание слогов, слов и фраз с изученными буквами. |
| 2 ч. |
18 | Буква Ы. Работа со слоговыми таблицами «Согласный гласный» (Ы) |
| 2 ч. |
19 | Чтение, написание слогов, слов и фраз с изученными буквами. |
| 4 ч. |
20 | Работа со слоговыми таблицами «Согласный гласный» . |
| 4 ч.. |
21 | Повторение пройденного материала. |
| 4 ч. |
Всего часов | 56 часов |
«РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ»
Целью данной программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5 до 7 лет.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:
● Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.
● Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.
● Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
● Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.
● Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.
Программа предназначена для детей 5 – 7 лет.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения.
«АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»
Цель программы – обучение дошкольников иностранному языку должно быть коммуникативно направленным. Дети должны уметь использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения.
Задачи
- создание исходной базы для развития речевых способностей;
- формирование навыков и умений самостоятельного решения, простейших - коммуникативно-познавательных задач в устной речи;
- расширение с помощью английского языка представлений ребенка об окружающем их мире и о языке как средствах познания и общения.
- развитие их восприятия, внимания, языковой памяти, воображения, интуитивного и логического мышления;
Основной вид деятельности – английский язык.
Программа предназначена для детей 4 – 7 лет.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения.
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства , формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.
Задачи
• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
• Создать условия для совместной театрализованной деятельно¬сти детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
• Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
• Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).
• Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
• Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа предназначена для детей 4 – 7 лет.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как избежать ошибок при обучении дошкольника чтению.
Во многих детских садах в старших и подготовительных группах проводятся занятия по развитию навыков чтения и письма, поскольку современное школьное обучение предполагает опред...
Рекомендации по работе с презентациями по обучению дошкольнико чтению ("Читать раньше чем говорить" Г.Домана).
Описывается очередность работы с интерактивными материалами....
Здоровьесберегающая технология раннего обучения дошкольников чтению по технологии Н.А. Зайцева
В презентации дано краткое описание применеия тежнологии раннего обучения дошкольников чтению по методике Н.А. Зайцева...
Основы обучения дошкольника чтению и письму.
Как правильно учить ребёнка читать и писать? Могут ли родители исправить речь ребёнка? Как помочь ребёнку , если он забывает , путает , неправильно пишет слова? На эти вопросы , вы найдёте ответ в дан...
Практический материал по обучению дошкольников чтению
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13746265","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...
"Космическая грамота" - конспект занятия по обучению дошкольников чтению
Итоговое занятие в подготовительной группе, проведённое к Дню космонавтики....
Рабочая программа дополнительного образования по обучению дошкольников чтению "Умные звуки"
Цель программы: развитие умственных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления со звуковой и знаковой системами языка....