Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Как мы золотой рыбке помогали"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
В данной НОД раскрываются возможности по созданию условий для формирования предпосылок грамотности: речевой и экологической.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_podgotovke_k_obucheniyu_gramote_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Как мы золотой рыбке помогали.
Цель: создать условия для формирования предпосылок грамотности: речевой и экологической.
Задачи:
- Обучающая:
Формирование словаря:
- Продолжить работу по обогащению природоведческого словаря.
- Приучать детей к самостоятельности суждений.
Звуковая культура речи:
- Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность детей.
Грамматический строй речи:
- Упражнять в согласовании слов в предложении, умении строить сложноподчинённые предложения.
- Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
Связная речь:
- Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Подготовка к обучению грамоте:
- Продолжить работу по формированию знаний, умений и навыков по темам: «Предложение. Слово. Слог. Звук. Буква.»
Экологическая грамотность:
- Расширять представления детей о реке и её обитателях.
Музыкальная грамотность:
- Формировать у детей музыкальную восприимчивость, способность эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам.
- Развивающая:
- Развивать мыслительные операции, познавательную и речевую активность, работать совместно в подгруппе, индивидуально.
- Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Воспитательная:
- Воспитывать у детей интерес к жизни речных обитателей, понимание необходимости сохранения целостности реки.
- Формировать умение правильно вести себя у реки.
- Воспитывать желание помогать взрослым заботиться о реке и её обитателях.
Виды деятельности: игровая, музыкальная, двигательная, коммуникативная, восприятие фольклора, элементы общественно - полезного труда.
Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Форма реализации детских видов деятельности: решение проблемной ситуации, игра, психогимнастика, релаксация, беседа, трудовой десант по уборке «загрязнённого участка реки».
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Предварительная работа: знакомство с Красной книгой. Беседы на тему: «Для кого река дом родной», «Жалобная книга водоёмов», «Животный мир Волги». Рассматривание иллюстрированных книг, альбомов: «Рыбы наших вод», «Обитатели рек и озёр». Чтение рассказов: «Рыбка» (стр.92 Т.М. Бондаренко). «Сказка про Сазанчика» И.Токмаковой. Разучивание стихов, пословиц, пальчиковой игры «Щука».
Используемые методы:
Словесные: беседа, логические вопросы, художественное слово, д/и «Продолжи предложение», «Подумай и ответь», «Определите место звука в слове», звуковой анализ слова.
Практические: психогимнастика, дидактическая игра «Собери картинку», релаксация, физпауза, слушание музыкального фрагмента оперы «Сказка о царе Салтане» Римского – Корсакова «Полёт шмеля», музыкального фрагмента к песне «Камушки» (муз. А.Морозова, сл. М.Рябинина), трудовой десант.
Наглядные: д/и «Определи место звука в слове», «Угадай зашифрованное слово» (с использованием проектора), «Собери картинку» (моделирование: части тела рыбы), работа со схемой предложения.
Оборудование:
Демонстрационный: игрушка – золотая рыбка, уголок загрязнённой реки, картинки с обитателями реки (водоросли; рыбы: сазан, судак, щука; животные: бобёр; насекомые: клоп-водомерка, жук-плавунец, стрекоза; рак.), корзинка с камешками (галька), схема предложения,
Раздаточный: карточки и фишки для звукового анализа слова; карточки для д/и «Собери картинку».
ТСО: мультимедийный проектор, магнитола: аудиозапись музыкального фрагмента оперы «Сказка о царе Салтане» Римского – Корсакова «Полёт шмеля», музыкального фрагмента к песне «Камушки» (муз. А.Морозова, сл. М.Рябинина), К.Сен – Санс «Аквариум» фрагмент из цикла «Карнавал животных.»
Ход НОД.
Вход в зал под музыкальный фрагмент к песне «Камушки» (муз. А.Морозова, сл. М.Рябинина).
А. Организационный момент
1. Приветствие
– (на фоне музыки) Какая приятная звучит музыка!
- Она такая…(побуждает детей продолжить предложение (лёгкая, весёлая, напевная, мелодичная).
- Нам под неё хочется… (танцевать, гулять, петь, улыбаться).
Рады все на белом свете:
И растения, и дети,
И зверушки все, и рыбки –
Тёплой, солнечной улыбке!
- Как тепло и весело улыбается Женя. Ну – ка, Женя, передай свою улыбку друзьям! А теперь давайте поделимся улыбкой с гостями и скажем им: «Здравствуйте!».
Б. Сюрпризный момент
Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского – Корсакова «Полёт шмеля».
- Что случилось с музыкой? (Она изменилась.)
- Каким стало её настроение? (тревожное, настороженное)
- На что это похоже? (Как будто что-то на нас надвигается неприятное, беда, опасность.)
- Нам под неё хочется…?
Звучат слова золотой рыбки из-под сети на ширме «река».
Рыбка: Ох! Ох!
Воспитатель: Кто это говорит?
Рыбка: Плачут, плачут берега, просит помощи река.
Я попала в сети, помогите, дети».
- Мне кажется, что голос доносится из-за сети. Дети, давайте поспешим на помощь.
Воспитатель с детьми спасает рыбку из сети.
В. Основная часть
1. Беседа о причинах (факторах) загрязнения водоёмов.
- Золотая рыбка, что с тобой случилось?
Рыбка: B речке чистой нет водицы, ни поплавать, ни напиться.
Отравляют, захламляют, в речке рыбы погибают.
Воспитатель обращает внимание детей на импровизированную загрязнённую реку.
- Да, и правда. Дети, как вы думаете, что случилось c рекой? (Люди отдыхали на берегу, весь мусор после себя оставили.)
- Что же делать? (Поможем рыбке оживить реку, очистим её от мусора.)
3. Трудовой десант «Очистка реки» под музыкальное сопровождение.
- Ну, вот. Теперь порядок.
- Рыбка, мы очистили реку. Но что-то с рекой не так.
- Дети, что с рекой? (Все жители исчезли).
- Почему? (От мусора всё погибло.)
Рыбка: Река моя стала мёртвой, не могу я в ней жить.
Даже волшебную силу потеpялa.
Воспитатель: Дети, давайте поможем вернуть её силу. Только скажи, рыбка, как это сделать.
Рыбка: Задания на камешках читайте и в точности всё исполняйте.
Воспитатель с детьми берут корзиночку с речной галькой.
- Первый камешек просит нас продолжить предложение. Готовы? Слушайте?
5. Д/и «Продолжи предложение» (Стоя у «реки»)
- Речь бывает … .
- К устной речи мы относим то, … .
- К письменной речи мы относим то, … .
- Наша речь состоит из … .
- В устной речи одно предложение от другого отделяется… .
- Посчитайте количество предложений в моём тексте:
Мокрая тётка бежит по земле.
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются.
Зимой на коньках и салазках катаются.
-Сколько предложений в тексте?
- Что это? (Река.)
- Как вы догадались?
- Кто из вас знает, на какой великой русской реке стоит наш город?
- На каком берегу?
Звучит колокольчик.
- Слышите, звенит колокольчик. Значит задание выполнено верно и в реке, благодаря нам, появляются водоросли.
Воспитатель прикрепляет водоросли на дно импровизированной реки.
- Молодцы, дети. Можно ещё камешек взять. Задание: Подумай и ответь.
6. Составление предложений по схеме.
(Перейти к доске со схемой предложения.)
- Что это? (схема предложения)
- Из чего состоит предложение? (Из слов.)
- Что обозначает уголок?
- Чем обозначен конец предложения?
- Как отделить одно предложение от другого в письменной речи? (Поставить знаки . ? !)
- Придумайте предложение к записанной схеме __ __ __ __. про реку.
-Сколько слов в этом предложении?
- Назовите первое (второе, третье, четвёртое) слово.
- О ком говорится в этом предложении?
- Что о них говорится?
- Измените порядок слов в этом предложении.
- Прочтите это предложение так, чтобы оно стало восклицательным.
- А теперь вопросительным.
А знаете ли вы, что река Волга является домом для многих насекомых. Таких как: стрекозы, жуки, клопы.
Звучит колокольчик. В реке появляются насекомые: стрекозы, водомерки, жуки-плавунцы.
7. Д/и «Части тела» (рыбка). Подбор родственных слов. (Сидя на ковре лицом к «реке»)
- Снова достаю камешек. На этот раз задание «Собери картинку».
Достаньте содержимое конверта. Чьё изображение вы будете собирать? (рыбы)
– Соберите рыбу из частей.
- Кто знает, что это за рыба? (Сазан, судак, щука.)
- Из каких частей состоит тело рыбы? Зачем они ей нужны?
- Из каких частей состоит слово «рыба»? (Из слогов.)
- Как определить, сколько слогов в слове? (хлопаем, топаем, под подбородок ладонь, сколько в слове гласных…)
- Сколько слогов в слове «рыба»?
- Назовите первый (второй).
- Произнесите слово рыба с ударением. На какой слог падает ударение?
- Вспомните слова, имеющую такую же часть, как и в слове «рыба». (Рыбак, рыболов, рыбалка)
Знаете ли вы, что сазан, судак, щука водятся в Волге. Какой ещё рыбой богата Волга? (Сом, вобла, лещ, окунь, толстолобик, плотва, чехонь, сазан, ёрш. В Волге живут также стерляди, осетры, белуги и севрюги.)
Звучит колокольчик. В реке появляются рыбы: сазан, щука, судак.
8. Физминутка.
(Звучит К.Сен – Санс «Аквариум» фрагмент из цикла «Карнавал животных»)
- Дети, давайте отдохнём, поплаваем в реке.
(Выполняют движения со словами под музыку.)
Тихо плещется вода, мы плывём по тёплой речке.
В небе тучи, как овечки, разбежались кто-куда. (повтор. 2 раза)
- А теперь, представьте, что вы не дети, а рыбки. Поплавайте в тёплой реке.
(Дети свободно передвигаются по залу, изображая рыбок.)
Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть, погулять.
Мы за речкой наблюдаем, многое хотим узнать.
- А это что за зверь у реки? (бобёр)
- Знаете ли вы, что в Волге проживают такие животные как бобёр, выдра, ондатра.
9. Д/и «Отгадайте зашифрованное слово» (перейти в кинозал)
- Узнайте, какое слово зашифровано на экране. (Звук)
- Чем обозначается звук на письме?
- Как называются буквы, записанные в определённом порядке?
- Сколько букв в русском алфавите?
10. Д/и «Определи место звука А в слове». Чтение предложений на экране и на карточках детьми об аисте.
- А теперь камешек предлагает определить место звука А в словах.
а) - Дети, посмотрите на картинку и скажите, кто это? (Цапля.)
- Где стоит звук А в этом слове? (В середине слова.)
- Давайте проверим.
б) - Кого ещё вы видите на экране? (Аиста.)
- Определите место звука А в слове «аист». (В начале слова.)
- Давайте прочитаем об аисте.
Аист:
1. Аист – высокая и крупная птица.
2. Аисты охотно селятся рядом с человеком.
3. Вес взрослого аиста может достигать четырех килограмм.
4. Питаются в основном лягушками, змеями и ящерицами.
5. Сейчас аисты повсюду взяты под охрану.
в) - А это кто? (Лягушка.)
- Определите место звука А в слове «лягушка».
- Давайте проверим.
На экране появляются изображения аиста, цапли и лягушки с таблицей определения места звуков в слове. При правильном ответе детей, появляется картинка для проверки.
Звучит колокольчик.
- Давайте, посмотрим, почему нас зовёт колокольчик к реке. (Подходят к реке.)
Появляются глиняные фигурки цапли и лягушки.
12. Звуковой анализ слова «Рак» на отдельных карточках с картинкой и табличкой.
- Дети, у нас с вами остался последний камешек. Давайте пройдём за столы.
- Возьмите по одной карточке. Камешек просит рассказать всё про слово «рак» Используя символы, расскажите о слове.
(Дети выполняют задание самостоятельно, используя индивидуальные листы, а один ребёнок комментирует. )
Звучит колокольчик.
- Алёша, отпусти рака в реку. (Ребёнок помещает картинку с изображением рака на импровизированную реку.)
- Дети, камушки в корзинке закончились, мы выполнили все задания. Давайте посмотрим, что произошло с рекой и рыбкой. (Переход к реке)
Г. ИТОГ
- Дети, что стало с рекой? (Она изменилась, появились речные обитатели.)
- Какая река вам больше нравится: пустая или с жителями?
- Дорогая Рыбка, мы выполнили все задания. Помоги нам теперь очистить нашу любимую Волгу.
Рыбка: Мне очень хотелось бы помочь вам, дети, но я ещё очень слаба. Вся надежда теперь только на вас. Это под силу только вам, людям.
- Дети, как нам быть, ведь вы же ещё маленькие? (Не надо ждать, когда вырастем, можно помогать уже сейчас. Не мусорить, отдыхая у реки.)
- А если взрослые будут засорять реки? (Может быть, нам стоит ещё обратиться ко взрослым за помощью?)
Обращение детей ко взрослым.
- А, чтобы все об этом помнили, мы с вами, дети, можем изготовить плакат с напоминанием для всех, кто живёт в нашем детском саду. Хотите?
Воспитатель вручает детям всё необходимое для изготовления плаката.
- Мне не терпится поскорее изготовить плакат. А вам? Тогда давайте прощаться с рыбкой, нашими гостями и поскорее в группу.
Дети прощаются и под весёлую музыку уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"
Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Занятие позволяет: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать способы слогового чтения; -расширять и систематизировать знания о предложениях; совершенствовать умение составлять ...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Дифференциация звуков «ж - з» в слогах и словах.
Тема: Дифференциация звуков «ж - з» в слогах и словах....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»
Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на закрепление знания об изученных звуках, о правилах составления звуковых моделей слов, умение состав...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме "Звук Ч и буква Ч".
зантяиие по подготовке к обучению грамоте....
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детей с ЗПР.
Тема: Дифференциация звуков [К] – [К’]. Задачи:1. Развивать фонематическое восприятие.2. Закреплять умение четко произносить звуки [К] - [К’]; дифф...