Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Тема. Дифференциация звуков (С)-(Ц).»Цветы».
Цель: Формировать умения различать звуки (С)-(Ц) изолировано, в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1) Обучающие:
способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звуков (С)-(Ц) в слове, подбирать правильно слова в словосочетания
2) Развивающие:
Способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук, зрительного и слухового внимания.
3) Воспитательные:
воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы
4) Коррекционные:
развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звуки (С)-(Ц) изолированно, в слогах, словах, предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звуков; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, координацию движений в процессе развития тонкой и общей моторики;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 316.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
( развитие лексического запаса и грамматического строя речи.)
Тема. Дифференциация звуков (С)-(Ц).»Цветы».
Цель: Формировать умения различать звуки (С)-(Ц) изолировано, в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1) Обучающие:
способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звуков (С)-(Ц) в слове, подбирать правильно слова в словосочетания
2) Развивающие:
Способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук, зрительного и слухового внимания.
3) Воспитательные:
воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы
4) Коррекционные:
развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звуки (С)-(Ц) изолированно, в слогах, словах, предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звуков; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, координацию движений в процессе развития тонкой и общей моторики;
Оборудование: зеркала, тетради, ручки, доска, пиктограммы предложений, разрезные картинки цветов, слоги для составления слов, картинки для составления слов по первым звукам, карточки с прописными и печатными буквами, музыка Чайковского «Вальс цветов», карта страны цветов, телеграмма..
Речевой материал: цветы, ирис, бархатцы, ромашка, василек, флоксы, гладиолус, ландыш,нарцисс.
Ход занятия
№п/п | Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I. Организационный момент. (1 мин) | |||
Здравствуйте, ребята. Начинаем занятие. Но, прежде чем начать, я хочу Вам прочитать телеграмму, которую мне по дороге вручил почтальон. (Читает телеграмму) «Помогите, злой волшебник Кактус, Похитил цветы, в названии которых есть звуки (С)-(Ц).Вам поможет карта-подсказка. Адрес:»Страна Цветов» -Поможем , ребята? (Звучит музыка Чайковского и все отправляются в страну). | Здравствуйте! Слушают текст телеграммы Да…конечно поможем. | ||
II. Основная часть. (40 минут) | |||
Развитие ручной и мелкой моторики | Назовите 1й звук в слове страна? Назовите 1й звук в слове цветы? Чем похожи эти звуки? Чем отличаются эти звуки? Воспиатель предлагает найти буквы и их раскрасить) | (С) (Ц) Согласные, глухие. (С)-бывает твердым и мягким; (Ц)-всегда твердый.
| |
Уточнение артикуляции и характеристика звуков (С)-(Ц) | Произнесите звук (С) перед зеркалом, опишите его артикуляцию. Произнесите звук(Ц) перед зеркалом, опишите его артикуляцию. Дайте характеристику звукам . Гласный или согласный? Звонкий или глухой? мягкий или твердый. | Произносят звук(С) -Описывают(губы растянуты в улыбке и выдвинуты вперед, зубы на расстоянии. Язык широкий, кончик упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута и посередине образуется желобок) Поизносят звук(Ц) -Описывают(губы растянуты в стороны как при улыбке, зубы на расстоянии. Передняя часть спинки языка в первый момент при произнесении звука прижимается к переднему краю твердого неба) -отвечают. | |
Связь звука с буквой | Какой буквой обозначаются эти звуки. Напечатаем буквы тетради. . Выложите букв при помощи проволочек. Что можете сказать про буквы (С)-(Ц) | Пишут и печатают в тетрадях буквы(С)-(Ц). Выкладывают буквы при помощи проволочек. Они свистящие. | |
Целеполагание | Кто может назвать тему занятия и чем мы будем заниматься? | Звуки и буквы, которые эти звуки обозначают. Мы будем учиться различать эти звуки; Правильно произносить слова, читать и писать, помогать цветам. | |
Развитие артикуляционной моторики | Итак, я вижу, что все готовы отправиться на помощь. Подготовим наш язычок к путешествию. Сделаем зарядку для язычка. Повторите с язычком наши упражнения, Перед зеркалом садись, повторяй движения. | Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р. 1. Барабанщик.Д - д - д - д - д - д - стучит молоточек Т - т - т - т - т - т - вот забит гвоздочек. Светит солнышко с утра - в гости к тётушке пора! Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт". 2. Наказать язычок. Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя - пя - пя". 3.Лошадка.Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее. 4.Индюк. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл - бл - бл" 6.Лягушка-слоник.Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз. | |
Формирование целенаправленного ротового выдоха | Ребята! Смотрите какие красивые к нам прилетели бабочки! Они хотят посидеть на цветочках..а их нет…. Давайте подуем на них, чтобы они полетели дальше и нашли другие цветы….. | Дети смотрят на бабочек. Дуют на бобочки…… | |
Дифференциация изолированных звуков (С)-(Ц) | (Педагог предлагает посмотреть на карту) Смотрите, ребята у нас первое задание: -Если услышите слово со звуком (С), то надо изобразить звук насоса…сссссссс…. -Если услышите слово со звуком(Ц), то надо поднести пальчик к губам и произнести звук ....ццццццц…. (Читает цепочку слов: бархатцы, ирис, астра, флокс, настурция, нарцисс)
| Дети смотрят на карту. Слушаю первое задание. Изображают звук насоса….. Подносят пальчик к губам, произносят звук…ццццц…. | |
Дифференциация в слогах | А теперь смотрите, у вас на столах лежат сигнальные карточки с буквами(С)-(Ц). Я буду произносить слоги, а вы поднимайте карточку с нужной буквой. А теперь с помощью кассы букв, надо составить слоги: СА,ЦА,СУ,ЦУ,СО,ЦО. | Смотрят на столы. Берут сигнальные карточки. Поднимают сигнальные карточки с нужной буквой. Выкладывают с помощь кассы букв слоги: СА,ЦА,СУ,ЦУ,СО,ЦО. | |
Гимнастика для глаз | «Бабочка» Спал цветок И вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Встрепенулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. | Закрывают глаза, расслабляются, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее. Поморгать глазками Руки поднять вверх - вдох, посмотреть на руки, Руки согнуты в стороны - выдох, Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево. .
| |
Развитие звукового анализа на уровне слова | Итак, ребята! Следующее задание кактуса. Какое слово лишнее? (на доске группа слов) -ирис, астра, колокольчик; -ландыш, бархатцы, флоксы; -гладиолус, нарцисс, ромашка; | Дети определяют лишнее слово. Анализируют. | |
Динамическая пауза | Вы наверно устали?? Давайте немного отдохнем… Мы ногами – топ, топ, Мы руками – хлоп, хлоп, Мы глазками – миг, миг, Мы плечиками – чик, чик, Раз сюда, два туда, Повернись вокруг себя. Раз-два, раз-два Заниматься нам пора. | Отвечают Давайте Топают ногами Хлопают руками Мигают глазками Поднимают плечи Поворачиваются Маршируют Садятся на свои места. | |
Дифференциация букв в словах | Логопед предлагает следующее задание: На доске две клумбы, где растут цветы….на одной буква (С), на другой буква (Ц). Надо выбрать картинки цветов и разложить на клумбы, на одну где в названии есть буква (С), на другую где есть буква(Ц). | Дети слушают задание. Выбирают соответствующие картинки и раскладывают их на клумбы, с помощью магнитов. | |
Дифференциация букв на уровне словосочетания | Итак, ребята! Следующее задание от кактуса. Что делают цветы? -растут -пахнут -живут -закрываются. А теперь надо составить словосочетания с помощью этих слов. | Дети слушают. Отвечают Растут Пахнут Живут Закрываются. Дети составляют словосочетания. Цветы растут Они пахнут Цветы живут На ночь закрываются. | |
Дифференциация букв занятия на уровне предложения | Ну и последнее задание от кактуса. С помощью пиктограмм надо составить предложение. (Логопед вешает на доску пиктограммы) 1.Около дома растет нарцисс. 2.Настя посадила астры 3.Я поставил гладиолус в вазу.
| Слушают Составляют предложение Проверяют по тексту. Около дома растет нарцисс. Настя посадила астры Я поставил гладиолус в вазу. | |
III. Заключительная часть. ( 4 мин) | |||
Вот, Молодцы Ребята! Все задания мы выполнили, Кактус освободил все цветы и они вернулись в свои домики, и нам пора возвращаться домой. Встанем, возьмемся за руки, закроем глаза, и на счет три, откроем глаза и вот мы опять в школе. Какие звуки и буквы мы сегодня учились различать? Чем они похожи? Чем они отличаются? Что вам сегодня больше всего понравилось? С чем вы не справились? Какое задание хотели бы вы еще повторить? Дома я попрошу вас повторять все слова. Которые вы сегодня узнали. Хорошо! Вот наше занятие и закончено… | Получают смайлики за работу. Встают, берутся за руки, закрывают глаза, на счет три открывают. Звуки и буквы (С) – (Ц) Они согласные. Ц-всегда твердая, С-может быть и мягким. Дети отвечают, что понравилось.. Высказывают свои мнения.. Отвечают… Слушают…обещают повторять.. Прощаются… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Грамотеи»
Конспект НОД по обучению грамоте....
Занятие №2. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Занятие №2. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ сл...
Занятие. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Занятие №2. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ сл...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...