Занятие "Лес,грибы и лесные ягоды"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Гордеева Алла Владимировна

Программное содержание:Сформировать у детей представление о растениях осеннего леса,о грибах и ягодах.Развитие у  детей  грамматического строя речи через образование множественного числа существительных,относительных прилагательных,употребление в предложениях предлогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatielogopeda.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

Тема. Лес, грибы и лесные ягоды. (л. г, с. р. )

Цели.

Сформировать у детей представления о растениях осеннего леса, о грибах и ягодах.

 Активизировать словарь детей по теме: мухомор, боровик, подосиновик, лисичка, земляника, малина, черника, клюква, гриб, ягода, ножка, шляпка; собирать, прятаться, висеть, заготавливать; ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, мягкий, душистый; вкусно, сладко, кисло.

Развитие связной диалогической речи детей через диалог «За грибами»; развитие связной речи через составление рассказов-описаний по опорной схеме и  предметным картинкам «Подосиновик», «Малина».

 Развитие у детей грамматического строя речи через образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительных прилагательных, родительного падежа существительных, употребление в предложениях предлогов: НА, С, В, ИЗ.

Развитие у детей мелкой моторики пальцев рук через выполнение пальчиковой гимнастики, работу в тетради; формирование умения координировать речь и движения, работать над темпом и ритмом речи. Развитие у детей общих речевых навыков через формирование речевого дыхания.

Воспитывать у детей усидчивость и активность при выполнении заданий на занятии; прививать любовь к природе русского леса.

Оборудование: аудиокассета «Звуки леса», сюжетная картина «осенний лес», предметные картинки по теме, разрезные картинки, картинки к упражнениям «Бабочка и грибок», «Малина и пчела», мяч, картинка «Веселый повар», разноцветный сундучок Лесовичка, тетради, карандаши.

Ход занятия.

Организационный момент.

Прослушивание аудиокассеты «Звуки леса».

Какие лесные звуки вы услышали?

Развитие глубокого вдоха и артикуляционная гимнастика. Упражнение «осенний лес». Основной комплекс упражнений.

Сообщение темы занятия.

Игра «Четвертый лишний»

Грибы – ягоды.

Сегодня на занятии вы познакомитесь с многолетними растениями русского леса – грибами, ягодами. А какие растения леса вы уже знаете?

Развитие связной речи и лексико-грамматические упражнения.

Отгадывание загадок.

Этот гриб – любимец мой –

С ножкой толстой и прямой,

Красной шляпкой он накрылся,

Под осинкой схоронился.

                                                                 Эти славные сестрички

                                                                 Не едят цыплят.

                                                                   Эти дружные сестрички

                                                                   Рядышком стоят

                                                                   Словно желтенькие кнопки

                                                                   В мох воткнулись возле тропки.

Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

Конечно не белый

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.

Что за ребята на пеньках

Столпились тесной кучкой,

И держат зонтики в руках

Застигнутые тучкой?

Кто шляпу на ногу одевает?

Что за бусинка, вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

Сразу станет кисло.  (клюква)

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела

Черная такая?

На кусточки под листочки

Кто-то бусы бросил.

Все поляны в черных точках

У зеленых сосен. (черника)

На полянке у дорожки

Красные горошки.

Кто мимо пройдет

В рот к себе их кладет. ( земляника)

Бусы красные висят

И с кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти,

Дети, птицы и медведи. (малина)

Складывание разрезных картинок из четырех частей «Грибы. Ягоды».

Развитие связной диалогической речи.

Диалог «За грибами» (динамическая пауза)

- Ножки, ножки, где вы были?

- За грибами в лес ходили.

- Что вы, ручки, работали?

- Мы грибочки собирали.

- А вы, глазки, помогали?

- Мы искали, мы смотрели –

Все пенечки оглядели.

Дифференциация грибы – ягоды.

Игра «Брать – не брать?»

Если произнесу название гриба – присядьте, если название лесной ягоды – поднимите руку.

Образование множественного числа существительных.

Игра с мячом.

Мухоморы подосиновики лисички

Земляники малины черники клюквы

Игра «Назови ласково»

Показать предметные картинки  с изображением грибов, ягод – дети называют ласково.

Образование относительных прилагательных.

Игра «Веселый повар»

В центре доски картинка с изображением повара. Дети представляют, что они веселые повара и готовят: сок, варенье, повидло, маринуют, солят, жарят и т. д. из ягод или грибов. Они должны определить, какое блюдо приготовят, доставая предметную картинку из разноцветного сундучка Лесовичка.

Образец:

 У  меня гриб подосиновик. Я буду его солить. У меня будут соленые грибы.

У меня малина. Я сварю малиновое варенье.

Развитие связной речи. Употребление предложений с предлогами.

Упражнение «Бабочка и грибок»

Где сидит бабочка? Бабочка сидит на грибе.

Откуда слетела бабочка? Бабочка слетела с гриба.

Где сидит бабочка? Бабочка сидит в траве.

Как называется гриб, вокруг которого летала бабочка? Его описание по вопросам:

Название гриба. Части гриба, их внешний вид ( форма, размер, цвет). Где растет гриб? Что из него можно приготовить?

Аналогично выполнение упражнения «Малина и пчела».

Развитие мелкой моторики.

Работа в тетради. Заштриховать землянику.

Пальчиковая гимнастика «За ягодой».

Итог занятия.

Какие растения можно встретить в лесу? Назовите лесные ягоды, грибы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия Знакомство с лесными ягодами

Программные задачи: познакомить детей с ягодами – черникой и клюквой; учить называть их и отличать по внешнему виду, вкусу, месту произрастания; показать их значение в жизни человека и животных. Уточн...

Демонстрационный материал "Лесные ягоды

Даны фотографии лесных ягод, как демонстрационный материал, для дошкольников 2-7 лет, по теме "Лесные ягоды"....

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня.

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня с детьми средней группы развивают мелкую моторику, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. В конспект включены...

Лесные ягоды

Презентация по теме "Лесные ягоды".  Содержит красочные иллюстрации и стихотворения....

Презентация к занятию "Лесные ягоды"

Задания помогут:- закрепить, расширить и обобщить знания о лесных ягодах;- систематизировать и уточнить словарь по теме;- также будут способствовать развитию грамматического строя речи;- буд...

Занятие "Лесные ягоды"

Занятие по развитию речи во второй младшей группе....

Садовые и лесные ягоды.

Презентация на тему "Садовые и лесные ягоды"....