Конспект Нод по обучению грамоте "Что такое слово"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кирсанова Галина Владимировна

Цели занятия:  подвести  детей  к  понятию  «слово», как  единицы  речи  (мы  говорим  словами,  слово  является  средством  общения  людей).  Развивать  фонематический  слух,  умение  делить  слова  на  слоги,  выделять  ударный  звук  в слове.  Развивать  мелкую  моторику.  Воспитывать  интерес  к  слову,  усидчивость.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_slovo.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

                              НОД

                        по  обучению  грамоте

«Что  такое  слово?»

       

                                                                       Составитель:  Кирсанова Г.В.

                                                               воспитатель  гр. № 2

Образовательные  области  в интеграции: «Речевое развитие».  

Цели, задачи:  подвести  детей  к  понятию  «слово», как  единицы  речи  (мы  говорим  словами,  слово  является  средством  общения  людей).  Развивать  фонематический  слух,  умение  делить  слова  на  слоги,  выделять  ударный  звук  в слове.  Развивать  мелкую  моторику.  Воспитывать  интерес  к  слову,  усидчивость.

Материал  и  оборудование:  магнитная  доска,   набор  картинок: «овощи»,  «предметы  быта»,  2  обруча  (красного  и  синего  цвета),  рабочие  тетради.

Предварительная  работа:  дидактические  игры  вне  занятий.

Индивидуальная  работа:  выделение  ударного звука  в  слове

 Ход  занятия:

Воспитатель:  Здравствуйте!  Садитесь.

  • Я  поздоровалась  с  вами,  сказав  только  одно  слово – какое?  (Здравствуйте)
  • А  что  это  значит? (Это  значит  поприветствовать,  пожелать  здоровья).
  • Одно  слово,  как  много  оно  значит!
  • Какое  слово  я  ещё  сказала?  (Садитесь).
  • Да,  я  сказала  «садитесь»  и  вы  сели,  выполнив  мою  просьбу.
  • Всё,  что  нас окружает,  имеет   своё  название   и  что – то   обозначае (  имеет   своё  значение),  поэтому  мы  и  говорим:  «Что  означает  слово?» - Слово  звучит  и  называет  все  предметы  вокруг  нас,  имена,  животных, растения.
  • Мы  смотрим  на  предмет  и  можем  назвать  его  словом.  Посмотрите вокруг  и  назовите  одним  словом  предметы  в  нашей  групповой  комнате (Дети  называют  предметы  мебели,  игрушки,  комнатные  растения).
  • Молодцы,  сколько  много  слов  назвали.  Каждое   из  них  обозначает  предмет или  группу  предметов.  (Стол  для  чего  нужен – сидеть  за  ним,  писать, обедать, читать.  Кукла  для  чего  нужна – играть.
  • Давайте  поиграем  в  игру:  «Почему  так  называется?».  Воспитатель выставляет  на  доску  картинки:  пылесос,  холодильник,  скакалка,  самокат, мясорубка,  соковыжималка. (Дети называют  предмет  и  что  обозначает  это слово).
  • Из  этих  слов понятно  для  чего  нужны  эти  предметы.
  • Ребята,  какими  могут  быть  слова? (длинными  и  короткими).
  • А  от  чего  это  зависит?  (от  того  сколько  слогов  в  слове).
  • Я  сейчас  буду  называть  слова,  а  вы  слушайте  внимательно.  Если  слово короткое – хлопайте   в  ладоши,  а  если  длинное – подпрыгивайте. Слова:  мяч,  шар,  дом,  сом,  лук,  рак,  рот,  нос,  сыр,  машина,  дорога, игрушки,  солнышко,  девочка,  дерево, лисица,  малина,  пешеход,  пароход.
  • Значит  из  чего  состоят  слова? (  из  слогов).
  • Да,  слог – это  часть  слова.
  • Я  предлагаю  вам  поиграть  в  игру:  «Угадай  на  ощупь».  (Дети  берут  по очереди  один   предмет,  называют  его,  определяют  сколько  слогов  в слове,  слоги – прохлопывают). Предметы: Кук – ла, ма – ши – на,  мяч,  куб, ка – ран – даш,  чаш – ка, та – рел – ка, руч – ка,  мы – ло. (Молодцы!)
  • Скажите  мне,  а  из  чего  состоит  слог?  ( из  звуков).
  • Какие  звуки  вы  знаете?  (гласные  и  согласные).
  • Чем  отличаются  гласные  звуки  от  согласных?  (Гласные  звуки  поются, произносятся  с  помощью  голоса,  его  можно  тянуть).
  • Какой  звук  в  слове  ударный?  На  какой  звук  в  слове  падает  ударение? (гласный).
  • Мы  с  вами  знаем,  что  осень – сбор  урожая  овощей.  Давайте  вспомним какие  овощи  собрали  с  полей  и  огородов.  (Воспитатель  выставляет картинки  с  изображением   овощей,  дети  должны  назвать  овощ, разделить слово  на  слоги  и  сказать  на  какой звук  падает  ударение,  на  какой  по  счёту  слог,  часть).                                                                         Овощи:  кар – то – фель,  лук,  чес – нок,  го – рох,  ка – ба – чёк,  тык – ва, ре – па,  ка – пус – та,  по – ми – дор. (Молодцы!  Справились  с  заданине.)
  • А,  сейчас  посмотрите  на  эти  два  обруча  (домика)  разного  цвета (красного  и  синего)  в  них  живут  звуки.  Вы  подойдите  к тому  домику,  в котором  живёт  первый  звук  авшего  имени.  (дети  встают   около  обручей в  зависимости  от  звуков).
  • Игра:  «Почему  ты  здесь  встал(а)?»  (потому что  в  этом  домике  живёт гласный  звук  А – первый  в   моём  имени  и  т.д.  Гласные  звуки – красного цвета,  а  согласные – синего). Отвечают  все  дети,  произносят  первый  звук своего  имени.  (Молодцы!  Все  знаете  звуки,  с  которых  начинается  ваше имя.
  • А теперь,  выберите  из  этих  карточек  тот  звук,  на  который  начинается ваше  имя,  возьмите  тот  цвет  карандаша,  которым  выделяется  этот  звук, обведите  по  контору,  заштрихуйте  слева – направо. (Дети  выполняют задание).
  • Помогите  мне  найти  слова  противоположные  по  смыслу  в стихотворении  Чиарди  «Прощальная  игра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" по программе "Преемственность" Н.А.Федосовой

Конспекты разработаны в помощь воспитателям и родителям к рабочей тетради "От слова к букве"...

Обучение ребенка-логопата старшего дошкольного возраста с нарушением зрения словообразованию сложных слов, состоящих из двух основ. Конспект логопедического занятия «Учимся образовывать одно слово из двух»

Как известно, словообразование – это самый короткий путь к обогащению словаря ребенка. В статье предтавлен  конспект логопедического занятия, в основе которого дидактическая игра «Обр...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи:  Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...

Конспект занятия по обучению грамоте в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ.

Конспект по обучению грамоте  в группе общеразвивающей направленности для детей  5-6 лет .Тема образовательной деятельности ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРО...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Что такое звук и что такое буква?».

Закрепить  с  детьми  знание  знакомых   букв  и  звуков;Учить подбирать  слова  на  заданный  гласный (согласный)  звук  в  начал...