Конспект Нод по обучению грамоте "Что такое слово"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Цели занятия: подвести детей к понятию «слово», как единицы речи (мы говорим словами, слово является средством общения людей). Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги, выделять ударный звук в слове. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к слову, усидчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_slovo.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД
по обучению грамоте
«Что такое слово?»
Составитель: Кирсанова Г.В.
воспитатель гр. № 2
Образовательные области в интеграции: «Речевое развитие».
Цели, задачи: подвести детей к понятию «слово», как единицы речи (мы говорим словами, слово является средством общения людей). Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги, выделять ударный звук в слове. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к слову, усидчивость.
Материал и оборудование: магнитная доска, набор картинок: «овощи», «предметы быта», 2 обруча (красного и синего цвета), рабочие тетради.
Предварительная работа: дидактические игры вне занятий.
Индивидуальная работа: выделение ударного звука в слове
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте! Садитесь.
- Я поздоровалась с вами, сказав только одно слово – какое? (Здравствуйте)
- А что это значит? (Это значит поприветствовать, пожелать здоровья).
- Одно слово, как много оно значит!
- Какое слово я ещё сказала? (Садитесь).
- Да, я сказала «садитесь» и вы сели, выполнив мою просьбу.
- Всё, что нас окружает, имеет своё название и что – то обозначае ( имеет своё значение), поэтому мы и говорим: «Что означает слово?» - Слово звучит и называет все предметы вокруг нас, имена, животных, растения.
- Мы смотрим на предмет и можем назвать его словом. Посмотрите вокруг и назовите одним словом предметы в нашей групповой комнате (Дети называют предметы мебели, игрушки, комнатные растения).
- Молодцы, сколько много слов назвали. Каждое из них обозначает предмет или группу предметов. (Стол для чего нужен – сидеть за ним, писать, обедать, читать. Кукла для чего нужна – играть.
- Давайте поиграем в игру: «Почему так называется?». Воспитатель выставляет на доску картинки: пылесос, холодильник, скакалка, самокат, мясорубка, соковыжималка. (Дети называют предмет и что обозначает это слово).
- Из этих слов понятно для чего нужны эти предметы.
- Ребята, какими могут быть слова? (длинными и короткими).
- А от чего это зависит? (от того сколько слогов в слове).
- Я сейчас буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Если слово короткое – хлопайте в ладоши, а если длинное – подпрыгивайте. Слова: мяч, шар, дом, сом, лук, рак, рот, нос, сыр, машина, дорога, игрушки, солнышко, девочка, дерево, лисица, малина, пешеход, пароход.
- Значит из чего состоят слова? ( из слогов).
- Да, слог – это часть слова.
- Я предлагаю вам поиграть в игру: «Угадай на ощупь». (Дети берут по очереди один предмет, называют его, определяют сколько слогов в слове, слоги – прохлопывают). Предметы: Кук – ла, ма – ши – на, мяч, куб, ка – ран – даш, чаш – ка, та – рел – ка, руч – ка, мы – ло. (Молодцы!)
- Скажите мне, а из чего состоит слог? ( из звуков).
- Какие звуки вы знаете? (гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки поются, произносятся с помощью голоса, его можно тянуть).
- Какой звук в слове ударный? На какой звук в слове падает ударение? (гласный).
- Мы с вами знаем, что осень – сбор урожая овощей. Давайте вспомним какие овощи собрали с полей и огородов. (Воспитатель выставляет картинки с изображением овощей, дети должны назвать овощ, разделить слово на слоги и сказать на какой звук падает ударение, на какой по счёту слог, часть). Овощи: кар – то – фель, лук, чес – нок, го – рох, ка – ба – чёк, тык – ва, ре – па, ка – пус – та, по – ми – дор. (Молодцы! Справились с заданине.)
- А, сейчас посмотрите на эти два обруча (домика) разного цвета (красного и синего) в них живут звуки. Вы подойдите к тому домику, в котором живёт первый звук авшего имени. (дети встают около обручей в зависимости от звуков).
- Игра: «Почему ты здесь встал(а)?» (потому что в этом домике живёт гласный звук А – первый в моём имени и т.д. Гласные звуки – красного цвета, а согласные – синего). Отвечают все дети, произносят первый звук своего имени. (Молодцы! Все знаете звуки, с которых начинается ваше имя.
- А теперь, выберите из этих карточек тот звук, на который начинается ваше имя, возьмите тот цвет карандаша, которым выделяется этот звук, обведите по контору, заштрихуйте слева – направо. (Дети выполняют задание).
- Помогите мне найти слова противоположные по смыслу в стихотворении Чиарди «Прощальная игра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" по программе "Преемственность" Н.А.Федосовой
Конспекты разработаны в помощь воспитателям и родителям к рабочей тетради "От слова к букве"...
Обучение ребенка-логопата старшего дошкольного возраста с нарушением зрения словообразованию сложных слов, состоящих из двух основ. Конспект логопедического занятия «Учимся образовывать одно слово из двух»
Как известно, словообразование – это самый короткий путь к обогащению словаря ребенка. В статье предтавлен конспект логопедического занятия, в основе которого дидактическая игра «Обр...
Конспект НОД по обучению грамоте "Деление слов на слоги"
quot;Деление слов на слоги"...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи: Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...
Конспект занятия по обучению грамоте в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ.
Конспект по обучению грамоте в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет .Тема образовательной деятельности ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРО...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Что такое звук и что такое буква?».
Закрепить с детьми знание знакомых букв и звуков;Учить подбирать слова на заданный гласный (согласный) звук в начал...