Маленькие трудности для больших взрослых
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кокорина Ольга Константиновна

Консультация для родителей. Изучаем звуки. Знакомимся с гласными и согласными звуками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                МБДОУ «Чебурашка»

Учитель-логопед Кокорина О.К.

05.12.2015.

Консультация для родителей

Маленькие трудности для больших взрослых

                Уважаемые взрослые!  Прежде чем начать работу с ребенком, внимательно изучите содержание раздела «Маленькие трудности для больших взрослых». Это поможет вам сформировать полноценные понятия и заложить основы изучения русского языка.

        Организуйте работу так, чтобы она доставляла удовольствие вам и вашим детям. Будьте всегда спокойны и жизнерадостны, хвалите детей, отмечайте все их достижения, помогайте преодолевать трудности. Учите их учиться!

Знакомимся со звуками

  • Звук - это самое маленькое, что можно услышать и произнести. Произносить его нужно четко и ясно, без «примесей» других звуков. Например, не ПЭ, а П, не СЭ, а С.
  • Звуки образуются при помощи воздушной струи. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит свободно. В русском языке существует шесть гласных звуков - А, У, И, Ы, Э, О.
  • Если воздушная струя встречает во рту преграду (зубы, губы или язык), то образуются согласные звуки. Они бывают звонкие и глухие. Приложите руку ребенка к горлу и попросите определить, какой звук «звенит»: С или 3, Ш или Ж. И он без труда определит глухие и звонкие согласные. Согласные звуки также различаются по твердости и мягкости. Сравните, например, буква  Л в слове ЛИПА обозначает мягкий звук - Ль, а в слове  ЛАПА обозначает твердый звук - Л. Если после согласного стоят буквы – А, О, У, Ы, Э - то согласный произносится твердо, а если после согласного стоят буквы – И, Я, Е, Ё, Ю – согласный произносится мягко, исключение составляют звуки – Ч, Щ, Й, Ш, Ж, Ц.
  • Запомните: Ч, Щ, Й - всегда мягкие, а  Ц, Ш, Ж - всегда твердые
  • Согласные мягкие звуки будем обозначать зелеными квадратиками, твердые согласные - синими квадратиками, а гласные звуки - красными квадратиками. Если согласный звук бывает и твердым, и мягким, то в подготовительной группе (второй год обучения) квадрат необходимо закрасить и синим, и зеленым цветом.
  • Буква - это графическое изображение звука, каждая буква имеет свое название. В русском языке 33 буквы. Из них две буквы (Ъ и Ь знаки) не имеют звуков. В остальных буквах «живут» один или  два  звука,  буквы Я, Ю, Ё, Е, стоящие после гласных, в начале слова и после разделительного мягкого знака, обозначают два звука: Я = йа, Ю = йу, Ё = йо, Е = йэ - еда, моя, вылью. Поэтому будьте осторожны, не задавайте ребенку таких вопросов, как, например: какой звук слышится в начале слова ЯМА или в конце слова МОЁ? При анализе этих слов помните, что букв в этих словах три, а звуков четыре. Если буквы Я, Е, Ё, Ю стоят после согласного они обозначают один гласный звук и определяют   мягкость согласного (Люк – звуковой анализ слов данной категории выполняют дети школьного возраста) .
  • Слог - это часть слова (один гласный или несколько звуков, которые произносятся одним толчком воздуха).
  • Сделать анализ слога - это значит определить количество звуков в слоге, произнести все звуки, назвать гласный звук и согласный.
  • Ударение - выделение голосом гласного звука.

  • Первый этап в формировании звукового анализа — выделение звука без соотношения его с занимаемым местом в слове, второй — умение указать место и последовательность звуков, полный звуковой состав слова.
  • Сделать анализ слова - это значит определить количество слогов и звуков в слове, дать характеристику каждому из звуков.

Пример:

КОНИ - 2 слога, 4 звука, 4 буквы.

Звук  К - согласный, твердый, глухой;

звук  О - гласный, ударный;

звук  Н - согласный, мягкий, звонкий;

звук  И - гласный, безударный.

  • Составить схему слова - это значит определить количество слогов в слове, определить, из каких звуков состоят слоги, закрасить квадратики, обозначающие звуки, в нужные цвета.

Пример:    КОНИ      КО-НИ  -   .. ..

  • Речевой анализ предложения предусматривает определение количества слов в предложении и характеристику каждого слова.

Пример:

Дует холодный ветер.

Это предложение. В нем три слова.

Слово  ВЕТЕР  отвечает на вопрос  ЧТО ЭТО? и обозначает предмет.

Слово ДУЕТ отвечает на вопрос  ЧТО ДЕЛАЕТ? и обозначает действие.

Слово  ХОЛОДНЫЙ отвечает на вопрос  КАКОЙ? и обозначает признак предмета.

Изучаем гласные и согласные звуки

Прослушай сказку.

В одной сказочной стране живут невидимки. Их нельзя увидеть, но можно произнести, и тогда они оживут. Зовут их звуками. Одни из них умеют петь песенки и очень гордятся этим. Их называют гласными.

А у других песенка не получается. Они могут только свистеть, шипеть, рычать (с-с-с..., р-р-р..., ш-ш-ш...). Однажды им стало так обидно, что они заплакали. И тогда гласным звукам стало не до песен. Они уговаривали, упрашивали, умоляли другие звуки не плакать. От усердия они даже покраснели. Но плачущие звуки только сопели, пыхтели, бормотали и вскоре стали синего  и зеленого цвета. Тогда гласныe звуки предложили научить всех петь песенку. Звуки, у которых никак не получалась песенка, очень обрадовались и закричали: «Согласны! Согласны!» И с тех пор все зовут их согласными.

Сейчас гласные и согласные звуки живут очень дружно и никогда не ссорятся. Нам с вами надо познакомиться подружиться с ними. Давайте будем обозначать звуки квадратиками и раскрашивать гласные всегда красным цветом, а согласные – твердые синим и мягкие зеленым.

Догадайся, кто какой звук произносит.

А О И  П

Литература:

  1. Курицына Э.М., Тараева Л.А. Большая книга занятий по развитию речи. – М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС». 2008.
  2. Лозбякова М.И. Учимся правильно и четко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Грав, 2007.
  3. Программа «Детство»


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Маленькими шагами в большой мир"

Доклад об экологическом воспитании дошкольников, его значениии, формах проведения, темах наблюдений....

театрализованное представление детей "Маленький гном и большие дела

Маленький гном совершал добрые дела, помогая всем, кто встречался у него на пути....

"Маленький Человек и Большой мир"

Это удивительный исследовательский проект маленьких детей, которые в столь раннем возрасте задумались над большими проблемами.В своей работе они отобразили  мечту о том, что же нужно для того, чт...

Проект «Я маленький гражданин своей большой Родины»

Проект«Я маленький гражданин своей большой Родины» Проблема: «Современные подходы к организации социального воспитания и развития детей в условиях дошкольной образовательной группы. Г...

Консультация для родителей "Маленькие трудности для больших взрослых"

В статье рассказывается о понятиях "звук", "гласный звук", "согласный звук", "твердый звук", "мягкий звук" и приводятся примеры....

Маленькие трудности для больших взрослых

В статье приведен материал по обучению детей звуковому анализу слов...

Консультация для родителей: "Маленькие трудности для больших взрослых"

   Уважаемые взрослые!  Прежде чем начать работу с ребенком, внимательно изучите содержание раздела «Маленькие трудности для больших взрослых». Это поможет вам сформи...