познавательно-исследовательская деятельность в речевом развитии
консультация по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Волошина Зинаида Петровна

В речевом развитии очень важно научить ребёнка анализировать, находить правильное решение в многообразии вариантов и принимать его, делая вывод. Эти примеры игр с буквами, слогами и словами помогут ребёнку успешнее подготовиться к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность в речевом развитии

(опыт работы)

Волошина Зинаида Петровна – воспитатель ГБДОУ детский сад № 17

Кировского района г. Санкт-Петербурга

В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

-развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификацию сравнение, обобщение)

-развивать мышление, речь – суждение в процессе деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результатов, их интерпретации и применении в деятельности,

-формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:

-научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;

-развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;

-повысить уровень коммуникабельности.

Составь слова из слогов:

РА  НА  РО  НО  ГА  ПА  ТА  КО  СА

( РАНА,  НОРА,  НОГА,  РОТА,  ТАРА,  РОГА,  ПАРА,

РОСА,  КОСА,  КОРА )

Добавь слог, чтобы получилось слово:

ПРОВОД – КА (ПРОВОДНИК)

САМО – КАТ (САМОЛЁТ, САМОСВАЛ)

КОЛО – ДЕЦ (КОЛОКОЛ, КОЛОБОК)

ТРАВ – КА (ТРАВМА)

КАБА – ЧОК (КАБАНЫ)

БОРО – ДА (БОРОДАЧ, БОРОВИК)

Поменяй слоги местами, чтобы получилось слово:

ТРАС, МА – МАТРАС

ТРАДЬ, ТЕ – ТЕТРАДЬ

 ТРОН, ПА -  ПАТРОН

  АРТ, ТЕ – ТЕАТР

  ПЛИН, ТРАМ  -ТРАМПЛИН

  ТРОС, МА – МАТРОС

Найди половинки слов:

ТРА                БА

ТРО                ВА

 ТРУ                ЙКА

Поставь буквы в словах в другом порядке, чтобы получилось новое слово:

ЛЕТО – ТЕЛО

ЛИПА – ПИЛА

КАРП – ПАРК

МАЯК – ЯМКА

АТЛАС-САЛАТ

ШПАЛА – ЛАПША

Поменяй буквы местами, чтобы получились слова:

УКЛКА – КУКЛА - КУЛАК

АУКАЛ – АКУЛА

ИОГЛАК – ИГОЛКА

АКАНТ -  КАНАТ – НАКАТ

Составьте не менее 20 слов из слова:

ЛОВКОСТЬ

(ЛОВ, КОСТЬ, ВОЛК, ВОЛ, СЛОВО,КОТ, ВОЛОСТЬ, СТО,

СОВОК, СОК, ВОСК, ЛОСК, ЛОСЬ, СТОЛ, СОЛЬ, ВОЛОС,

 СТВОЛ, КОСТЬ, ЛОТОС, КОЛ )

Разгадываем ребусы:

Ребус — это загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками, например нотами. Ребусы — это замечательный тренажер логики, мышления, развития речи.

На этом этапе достаточно объяснить основные правила:

 1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

2. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «нога» и «лапа».  Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб». Подбирать нужно подходящее по смыслу.

 3. Иногда необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка — то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы.

4. Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца.

5. Вспоминаем предлоги и учимся отгадывать ребусы.

                 ТРА-В-А                      В-А-ТА

C:\Documents and Settings\Зина\Мои документы\Мои рисунки\Ребусы 001.jpg

              В-А-НЯ                       В-О-РОНА

      ФО-НА-РЬ               ПОД-РУ-ЖКА

C:\Documents and Settings\Зина\Мои документы\Мои рисунки\Ребусы 002.jpg

       СИГ-НА-Л                       ИГ-НА

      СТОг                                шУТКА

C:\Documents and Settings\Зина\Мои документы\Мои рисунки\Ребусы 003.jpg

ДОМ-ДЫМ                        СТОЛ-СТУЛ

Изографы

Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на сам предмет. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово и в правильном порядке показать все буквы и назвать все звуки.

C:\Documents and Settings\Зина\Мои документы\Мои рисунки\Ребусы 007.jpg                     C:\Documents and Settings\Зина\Мои документы\Мои рисунки\Ребусы 008.jpg

               ЧАСЫ                                                               МАЯК

              СТРАУС

C:\Documents and Settings\Зина\Мои документы\Мои рисунки\Ребусы 009.jpg

       ЛУНОХОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение познавательно – исследовательской деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополн...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "Познавательно-исследовательская деятельность в речевом развитии"

Представлены примеры работы со звуками, слогами, словами, а также ребусами и изографами. Такая работа с детьми способствует успешной подготовке  к школе....

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности и речевому развитию "Хочу все знать!"

Конспект с различными игровыми заданиями на развитие логики, мышления, коммуникативных навыков и основ экологического образования....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВЛИЯНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Речевое развитие детей является одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждений....