познавательно-исследовательская деятельность в речевом развитии
консультация по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
В речевом развитии очень важно научить ребёнка анализировать, находить правильное решение в многообразии вариантов и принимать его, делая вывод. Эти примеры игр с буквами, слогами и словами помогут ребёнку успешнее подготовиться к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost_v_rechevom_razvitii.docx | 309.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность в речевом развитии
(опыт работы)
Волошина Зинаида Петровна – воспитатель ГБДОУ детский сад № 17
Кировского района г. Санкт-Петербурга
В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:
-развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификацию сравнение, обобщение)
-развивать мышление, речь – суждение в процессе деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результатов, их интерпретации и применении в деятельности,
-формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:
-научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
-развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
-повысить уровень коммуникабельности.
Составь слова из слогов:
РА НА РО НО ГА ПА ТА КО СА
( РАНА, НОРА, НОГА, РОТА, ТАРА, РОГА, ПАРА,
РОСА, КОСА, КОРА )
Добавь слог, чтобы получилось слово:
ПРОВОД – КА (ПРОВОДНИК)
САМО – КАТ (САМОЛЁТ, САМОСВАЛ)
КОЛО – ДЕЦ (КОЛОКОЛ, КОЛОБОК)
ТРАВ – КА (ТРАВМА)
КАБА – ЧОК (КАБАНЫ)
БОРО – ДА (БОРОДАЧ, БОРОВИК)
Поменяй слоги местами, чтобы получилось слово:
ТРАС, МА – МАТРАС
ТРАДЬ, ТЕ – ТЕТРАДЬ
ТРОН, ПА - ПАТРОН
АРТ, ТЕ – ТЕАТР
ПЛИН, ТРАМ -ТРАМПЛИН
ТРОС, МА – МАТРОС
Найди половинки слов:
ТРА БА
ТРО ВА
ТРУ ЙКА
Поставь буквы в словах в другом порядке, чтобы получилось новое слово:
ЛЕТО – ТЕЛО
ЛИПА – ПИЛА
КАРП – ПАРК
МАЯК – ЯМКА
АТЛАС-САЛАТ
ШПАЛА – ЛАПША
Поменяй буквы местами, чтобы получились слова:
УКЛКА – КУКЛА - КУЛАК
АУКАЛ – АКУЛА
ИОГЛАК – ИГОЛКА
АКАНТ - КАНАТ – НАКАТ
Составьте не менее 20 слов из слова:
ЛОВКОСТЬ
(ЛОВ, КОСТЬ, ВОЛК, ВОЛ, СЛОВО,КОТ, ВОЛОСТЬ, СТО,
СОВОК, СОК, ВОСК, ЛОСК, ЛОСЬ, СТОЛ, СОЛЬ, ВОЛОС,
СТВОЛ, КОСТЬ, ЛОТОС, КОЛ )
Ребус — это загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками, например нотами. Ребусы — это замечательный тренажер логики, мышления, развития речи.
На этом этапе достаточно объяснить основные правила:
1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
2. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «нога» и «лапа». Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб». Подбирать нужно подходящее по смыслу.
3. Иногда необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка — то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы.
4. Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца.
5. Вспоминаем предлоги и учимся отгадывать ребусы.
ТРА-В-А В-А-ТА
В-А-НЯ В-О-РОНА
ФО-НА-РЬ ПОД-РУ-ЖКА
СИГ-НА-Л ИГ-НА-Т
СТОг шУТКА
ДОМ-ДЫМ СТОЛ-СТУЛ
Изографы
Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на сам предмет. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово и в правильном порядке показать все буквы и назвать все звуки.
ЧАСЫ МАЯК
СТРАУС
ЛУНОХОД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение познавательно – исследовательской деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополн...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "Познавательно-исследовательская деятельность в речевом развитии"
Представлены примеры работы со звуками, слогами, словами, а также ребусами и изографами. Такая работа с детьми способствует успешной подготовке к школе....
Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)
Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности и речевому развитию "Хочу все знать!"
Конспект с различными игровыми заданиями на развитие логики, мышления, коммуникативных навыков и основ экологического образования....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ВЛИЯНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Речевое развитие детей является одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждений....