"Подготовка детей старшего дошкольного возраста к овладению процессом чтения"
статья по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Для успешного обучения чтению у ребёнка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать несложные произведения, определять своё отношение к героям – все эти качества и умения начинают формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка детей старшего дошкольного возраста
к овладению процессом чтения
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению.
Чтение - сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. В процессе формирования полноценного навыка чтения у детей должны быть выработаны такие качества, как правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Для успешного обучения чтению у ребёнка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать несложные произведения, определять своё отношение к героям – все эти качества и умения начинают формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте.
Занятия по подготовке к обучению грамоте должны включать работу по развитию слухового, фонематического и зрительно-пространственного восприятия, развитию всех форм языкового анализа и синтеза.
Цель и задачи работы, этапы
Чтение — это речевая деятельность, связанная с выявлением и осознанием смысловой информации на основе воссоздания звуковой формы слова по определенным правилам, диктуемым своеобразием графики данного языка.
Своеобразной особенностью русской графики является слоговой принцип обозначения звуков. Он состоит в том, что в качестве единицы чтения и письма выступает слог: сочетание согласной и гласной букв представляет цельный графический элемент; например, чтобы прочесть твердое или мягкое в словах вал, вял, необходимо обращать внимание на следующую за «в» гласную букву «а» или «я» (ва - вя).
Именно этот принцип и должен быть практически усвоен ребенком, обучающимся чтению.
Обучение чтению по Эльконину Д.Б.
Этапы работы:
1. Формирование фонематического анализа и синтеза, и общей ориентировки в звуковой системе языка;
2. Освоение системы гласных фонем, обозначающихся буквами и формирование ориентации на гласные фонемы и буквы;
3. Освоение системы согласных фонем, их обозначение буквами, формирование механизмами слогового чтения.
3 периода:
- 10 букв. Вводятся согласные ( м,ш,р,н,л,с,). Их сочетание с гласными ( а,у,ы,о).
- 13 букв. Гласные и, ы вводятся, согласные – х,в,к,п,т,д,з,й,ж,б, а также ь. Начинать надо с двусложных слов с одним закрытым слогом (лимон), слов со стечением согласных в конце слова (волк, куст), слов из трех и более слогов;
- 10 букв. Вводяться йотированные гласные ( е,ё,я,ю), согласные – г,ч,ц,щ,ф и твердый знак (ъ).
Методика подготовки детей к овладению процессом чтения
Игры (упражнения) для подготовки к чтению:
«Предлоги»: на тарелку, расчерченную на секторы (в каждом секторе написан предлог), следует бросать шарик и составлять вместе с ребенком предложения с выпавшими предлогами.
«Игра с картинками»: развивает внимание. Взрослый в журнале выделяет любую букву и просит ребенка подчеркнуть ее во всем тексте. Далее следует усложнять задания: одну букву обвести, а друryю подчеркнуть.
«Бросаемся слогами»: взрослый называет слог, а ребенок - добавляет к нему еще один, чтобы получилось слово.
«Добавь букву»: в начале игры один из участников должен назвать любую букву, а другой - присоединить к ней спереди или сзади еще одну, составляя, таким образом, буквосочетание и загадывая слово, где таковое имеется.
«Запрещенная буква»: придумывается «запрещенная буква» и по считалке выбрать водящего, который должен задавать всем участникам простые вопросы. Участники должны отвечать сразу же, не используя при этом «запрещенную букву».
«Кто с какими буквами дружит?»: взрослый должен вытянуть карточку с буквой, а ребенок объяснить связь между ней и карточкой с изображением животного. Например: "Моя собачка дружит с буквой Х, потому что у нее есть хвост" и т. д.
«Слова»: взрослому следует загадать букву и предложить ребенку найти как можно больше предметов, которые начинались бы с нее.
«Цепочка»: на листе бумаги следует написать несколько согласных букв и предложить участникам игры вспомнить слова, в которых бы присутствовали все эти буквы. В процессе игры можно добавлять другие согласные. Победителем считается тот, кто придумает или вспомнит больше слов.
«Я был в цирке»: карточки со слогами (буквами) следует сложить стопкой на столе. В процессе игры дети по очереди берут карточки со слогами (буквами) и произносят: "Я был в цирке и видел...". Затем игрок должен назвать слова, содержащие слог (букву) на карточке.
Выводы
Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Ребенок в этом возрасте уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости подготовки ребенка к чтению, т.к. овладение чтением имеет важное значение для умственного и физического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/03/28/picture-9172.jpg)
презентация "Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью"
Актуальность. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные cформированием письменной речи на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. Это вызывает нео...
Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения нравственными и эстетическими суждениями
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных культурных ценностей. Обогащение словарного запаса ребенка как один из показателей общего развития его...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/14/picture-206948-1363268148.jpg)
Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок"
Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок". В работе описаны этапы педагогической...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/17/picture-207416-1463512091.jpg)
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/06/picture-662334-1441524508.jpg)
"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными математическими представлениями"
Данная статья затрагивает вопрос развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики. Статья предназначена воспитателям, родителям....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/05/picture-620462-1604571735.jpg)
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/29/picture-1508826-1706523269.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения техникой оригами»
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетенции педагогов по использованию техники оригами в работе с детьми, направленной на развитие речи дошкольников....