«Путешествие за солнечными лучиками»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Башкловкина Татьяна Николаевна

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной  группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной  группе.

Тема: «Путешествие за солнечными лучиками»

Задачи:
1. Закрепление представлений о весне и ее приметах;
2. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;
3. Совершенствование навыка составления описательного рассказа по
мнемотаблице;
4. Закрепление умения определять первый звук в слове, делить слова на слоги;
5. Закрепление умения подбирать слова-родственники;
6. Развитие речевой коммуникации, зрительного и слухового внимания, словесно-логического мышления, фонематического слуха;
7. Развитие общей и мелкой моторики.
8. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
9. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Письмо, фонарик, картинки с изображением: сосулек, льдины, скворечника, насекомых, медведя, скворца, ; мнемотаблица «Скворец»;
нарисованные изображения солнца, лучей; «зеленых листьев» с предметными картинками ,где первый звук гласный, твердый согласный и мягкий согласный, «полянок» с одним, двумя и тремя цветками; разрезные изображения букв, голубая бумага для ручейка, «камень»; музыкальное сопровождение(аудиозапись: капель, пение скворца, ручей, весенняя мелодия), желтые воздушные шары. .

 

  Ход занятия

Орг. момент:

В: - Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро, сколько гостей к нам пришло. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:

                   Доброе утро,

                   Скорей проснитесь,

                   Солнцу шире улыбнитесь!          
В: - Кто-то бросил мне в оконце

       Посмотрите –письмецо.

       Может это лучик солнца

       Что щекочет мне лицо?
Письмо:
 Дорогие ребята! Я- весеннее солнце. Послало  я  свои солнечные лучи землю согреть, а они потерялись.
Помогите мне ,пожалуйста, их найти. А дорогу вам покажет волшебный огонек.

В.- Ребята, а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся?

    (Предположения детей)

В:-Вы хотите помочь солнцу?   

В:- Да.

В: - Тогда отправляемся в путешествие за солнечными лучами.  

       
1 часть

        Волшебный огонек, помоги,

        Нам дорогу укажи.

       (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сосульки. Дети подходят к этому месту.)

В: - Ребята, угадайте,  что согрел солнечный луч?

Висит за окошком кулек ледяной
Он полон капели и пахнет весной.

Д: - Сосульку.

В: - А как называется весеннее явление, когда с крыш капают сосульки?

Д: - Весенняя капель.

В: - послушайте внимательно, как капает капель (грамзапись)
(В. предлагает детям разделиться на две группы, девочки и мальчики. Девочки выполняют ритм с  хлопками, мальчики с притопыванием.)
Ритмический рисунок: 
Кап-кап-кап, кап-кап, кап-кап-кап; кап.

В: - Молодцы ребята, вот какая веселая капель у нас получилась. Первый луч мы нашли,  идем дальше.

       
2 часть

        Волшебный огонек, помоги,

        Нам дорогу укажи.

      (Л. светит на картинку с изображением льдинки.)

В: - Реб. а что сейчас согрел солнечный луч?

Д: - Льдинку.

В: -Конечно, ведь лед тает под лучами солнышка. Посмотрите, сколько льдинок вокруг. Каждый из вас выберет себе льдинки, соберет все её части вместе и назовет букву, которая получилась.

В:- Молодцы, можем отправляться дальше. 

      
3 часть

В: -  Волшебный огонек, помоги,

        Нам дорогу укажи.

     (Л. светит на волнистую дорожку, на полу)

В:- ребята, угадайте, что согрел следующий луч.

      
В голубой рубашке

      
Бежит по дну овражка.(грамзапись музыки ручья)

Д:- ручей.

В:- Назовите ласково наш ручей.

Д:- Ручеек, ручеечек.

В:- Давайте освежимся у ручья и снимем усталость: (речь с движением)

       
К ручейку мы все спустились,

       
Наклонились и умылись.

       
Раз, два, три, четыре –

       
Вот как славно освежились.

В:- Ребята, смотрите камушек. Поиграем?

       Камушек друг другу передай,

       Что делает весенний ручеек называй!

Д:- бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, поит, течёт, искрится.

В:- Молодцы, вот мы еще один луч нашли, идем дальше.

     
4 часть

      Волшебный огонек, помоги,

      Нам дорогу укажи.

     (Логопед светит фонариком на картинки с изображением насекомых)

В:- Кого согрел луч?

Д: - насекомых. Посмотрите, сколько много насекомых, возьмите себе по одному.

Дидактическая игра «Определи количество слогов». Определите количество слогов в названии своих насекомых и поместите их на лужайки (где 1 цветок- насекомых с одним слогом,2 цветка-с 2 слогами,3 слога-с 3 слогами).

В:- Молодцы. 

    
5часть

     Волшебный огонек, помоги,

     Нам дорогу укажи.

     (В. светит на картинку с изображением скворечника)

В:- ребята, кого согрел луч в этом домике?

Д:- скворца.

В:- А как вы догадались? 

Д:- Потому что этот домик называется скворечник.

В:- Послушайте, как поет скворец (грамзапись)

Расскажите, что вы знаете про эту птицу, а поможет мнемотаблица..

     (Дети описывают птицу по мнемотаблице )

В:- А каких перелетных птиц вы еще знаете?

Д:- грач, ласточка, лебедь и т.д.

В:- Молодцы, еще один луч нашли.

       
6 часть

В:-  Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

В:- Реб. если вы отгадаете загадку, то узнаете, кого согрел и разбудил луч.

        
Ходит летом косолапо,

        
А зимой сосет он лапу.

Д:- Медведь.

Какие слова-родственники вы знаете?

( Медведище, медвежата, медвежонок, медведица, медвежоночек, медвежий, медвежьи, медвежья )

Хорошо весной не только медведю, но и всем лесным животным. Назовите их.

Игра с мячом «Кто ты? Где живешь? Кто твои детеныши?».
Дети становятся в круг и идут друг за другом под речь воспитатель.
- Утро наступает, зверюшки гуляют.
1,2,3 – зверюшки замри.
Бросая мяч ребенку логопед спрашивает: Ты кто? Где ты живешь? Кто у тебя детеныши?
Д
: Я белка, я живу в дупле, у меня детеныши бельчата.
(Волк, медведь, еж, белка, заяц, лиса, барсук)

В:- Молодцы, вот и еще луч.

        
7 часть
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.

      (В. светит на плакат с изображением деревьев)

В:- Что согрел этот луч?

Д:- деревья.

В:- А чего не хватает на деревьях?

Д:- Не хватает листьев.

В:- ребята, подарим  нашему дереву  листья .Первому дереву- картинки, где первый звук-гласный, второму дереву- картинки, где первый звук твердый согласный и 3 дереву- картинки, где первый звук мягкий согласный. 
Чтобы это узнать, мы должны представить слова в виде схем. Как мы обозначаем гласный звук… и т.д.
      (Дети берут листик с картинкой, закрашивают схему и приклеивают на ветви деревьев).

В:- Молодцы, вот наши деревья зашумели листвой, и еще один луч нашелся. 

8 часть

В: Дети, весной всем хорошо: и насекомым, и животным, и птицам. А вы рады солнышку?

Давайте сделаем солнышко.  Какое солнышко у нас получилось?(солнышко лучистое, яркое, веселое, весеннее, теплое, ласковое, большое, красивое).

Л:- Ребята, огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучи.

-О каком времени года нам рассказали лучики? Что понравилось в нашем путешествии?

- Солнышко благодарит всех нас и говорит «спасибо» . За то,что нашли вы все лучики, солнышко дарит вам солнечные зайчики (воздушные шарики желтого цвета)

Л:- Итак, наше путешествие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками»

Целью и задачами этого занятия являются: Развитие речевой коммуникации, зрительного и слухового внимания, словесно-логического мышления, фонематического слуха;Формирование навыков сотрудничества, взаи...

Конспект НОД во второй младшей группе по подготовке к обучению грамоте: "Путешествие за солнечными лучиками"

Цель:  закрепление пройденного материала. Познакомить родителей с уровнем развития детей 3-летнего возраста по подготовке к обучению грамоте и развитию речи.Задачи: Образовательные:- закреплять з...

«Путешествие за солнечными лучиками»

Задачи:Образовательные:- закрепление представлений о весне и ее приметах;- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна», «Птицы», «Дикие и  домашние животные», «Насекомые», «Деревь...

Конспект логопедического занятия с детьми средней группы «Путешествие с солнечным лучиком» по лексической теме: «Весна»

Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ для детей средней группы с ОНР III уровнем речевого развития....

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками».

-Закрепить  представления о весне и ее приметах;-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;-совершенствовать навыки составления описательного рассказ...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие за солнечными лучиками»

Вид детской деятельности: коммуникативнаяИнтеграция областей:·        «Познавательное развитие»;·         «Речевое развитие»...

"Путешествие за солнечными лучиками"

Конспект  итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте  в старшей группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками»    Цель: выявить знания детей полученные н...