Путешествие в страну Азбуки
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект НОД по обучению грамоте в страшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_azbuki.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте
"Путешествие в страну Азбуки" в старшей группе.
Цель:
Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, их отличии.
Продолжать учить подбирать слова с определенным количеством слогов.
Формировать умение определять позицию звука в слове.
Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, речь.
Развивать артикуляционный аппарат.
Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
Совершенствовать навыки коммуникативного общения.
Воспитывать интерес к чтению, веру в собственные силы.
Материал и оборудование:
Набор букв (А, О, У, И, Э, Ы, М, Н, П, Т, К, Ф), волчок, конверты с заданиями, мягкие игрушки: лисенок, ежик, сова, Буратино, карточки со словами для игры "Зашифрованное слово", карточки с картинкой кит, цветные квадратики (синие, зеленые, красные), розетки с пуговицами, семенами арбуза, фасоли, спичками, счетными палочками.
Структура:
1.Артикуляционная гимнастика.
2.Игра "Буквы перепутались".
3.Игра "Сложи букву".
4.Физминутка "Игра".
5.Игра "Где живет звук".
6.Игра "Зашифрованное слово".
7.Игра "Разбери слово на звуки".
8.Игра "Назови короткое - длинное слово".
Ход:
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Азбуки. Поможет нам в этом волшебный волчок. Наши герои лисенок, ежик и сова и другие сказочные герои приготовили вам интересные задания. Во время путешествия вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно, взять с собой хорошее настроение. Вы готовы отправиться в путешествие? Прежде чем отправиться, подготовим свои язычки, чтобы они у нас были послушными, выполним артикуляционную гимнастику.
1."Часики".
Тик - так, так - так - ходят часики вот так!
Влево тик, вправо так,
Ходят часики вот так!
2."Лопатка".
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
3."Чистим зубки".
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
4."Орешки".
Словно белки мы без спешки,
Ловко щелкаем орешки.
- Молодцы, хорошо все потрудились.
- Ребятки, мы живем с вами в мире звуков. Скажите какие звуки вы слышите? (звуки пения птиц, животных, ветра, дождя, шум машин т.д.)
- Скажите, как вы думаете кто живет в стране Азбуки? Совершенно верно буквы и звуки.
- Скажите какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Чем они отличаются?
Дети: когда мы произносим гласные звуки, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть.
Гласные тянутся в песенке плавной
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Дети: когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы, они произносятся отрывисто, они бывают мягкими, твердыми, глухими, звонкими, шипящими.
А согласные - согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не желают они петь.
- Чем или как обозначаются звуки? Совершенно верно буквами.
- Я вращаю волшебный волчок.
Первое задание от Ежика - игра "Буквы перепутались".
- Необходимо, все буквы, которые обозначают гласные звуки расположить на верхней линии, а буквы, обозначающие согласные звуки расположить на нижней линии на доске.
Двое детей выполняют это задание у доски, остальные дети проверяют.
- Мальчики пропойте гласные звуки громко, а девочки тихо.
- Скажите мягко М, П, Н, Т.
- Скажите твердо Ф, К, Х.
- Молодцы, хорошо справились с первым заданием.
- Ребятки, скажите чем отличаются звуки от букв? Совершенно верно, звуки мы слышим, можем их произнести, а буквы мы видим, можем написать, нарисовать, слепить, выложить из пуговиц и т.д.
- Вращаю волшебный волчок. Второе задание от Лисенка - "Выложи букву".
- Дети, сейчас вам нужно будем выложить букву с помощью материала, который лежит у вас на столах: из пуговиц, из арбузных семечек, из семян фасоли, из счетных палочек, из спичек, из макарон.
- Молодцы, все замечательно справились с этим заданием.
- Молодцы, хорошо справились с таким трудным заданием. А теперь отдохнем, физминутка "Игра".
Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята:
Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок побежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит,
Просыпаться не спешит.
- Вращаю волчок - отгадайте кто прислал это задание:
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это?
- Совершенно верно Буратино. Буратино предлагает вам отправиться в страну "Буквария", чтобы выполнить это задание нужно четко произносить слова.
Воспитатель включает проектор, программу "Буквария" (использование ИКТ).
Дети выполняют задание "Где живет звук" - определяют положение звука в слове, например звук "н" в словах насос, незабудка, пони, лимон, конь, один, и т.д. тоже самое с другими звуками.
- Вращаю волшебный волчок. Это задание от Незнайки. Незнайка просит вас помочь, отгадать какие слова спрятались. Игра "Зашифрованное слово" - какую букву надо вставить, чтобы получилось слово.
Воспитатель предлагает пройтись по ковру и найти эти зашифрованные слова. На полу лежат карточки М...К, Т...К, К...Т, Ф...Н, Ф...НТ. Дети вставляя буквы в слова, читают слова мак, мат, ток, так, тик, кот, кит, фон, фант.
- Молодцы, что оказали помощь Незнайке, без вас он бы не справился.
- Вращаю волшебный волчок - следующее задание прислала Мудрая Сова. Это очень сложное задание, будьте внимательны - задание "Разбери слово на звуки".
Детям предлагается выполнить фонематический разбор слова "кит". Каждый ребенок выполняет это задание за столом, а один ребенок за ширмой у доски. Сначала дети проверяют друг у друга, а потом сравнивают с работой у доски. Ребенок у доски рассказывает выполнение задания.
Кит - 3 звука, к - согласный мягкий, и - гласный, ударный, т - согласный твердый.
Воспитатель смотрит как дети выполнили это задания, кто выполнил правильно, кто допустил ошибку.
- Молодцы, ребятки. Осталось последнее задание, отгадайте от кого:
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое
А ну, подскажите имя ее.
- Совершенно верно, Красная шапочка. Ребятки, какие бывают слова? (длинные, короткие). От чего это зависит? (от количество слогов). Красная шапочка предлагает поиграть в игру "Назови короткое - длинное слово".
Дети вначале называют короткие слова с одним слогом, потом с 2 слогами, а затем с 3 слогами.
- Молодцы, дети, замечательно справились с этим заданием. Все задания от наших героев вы выполнили, наше путешествие по стране Азбуки заканчивается. Скажите, какое задание вам показалось самым легким, какое самым трудным, сложным? С каким настроением вы вернулись в детский сад? Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Путешествие в страну Азбуку"
Закрепить с детьми понятия "звук, буква", определять количество слогов в словах и позицию звука (начало, середина, конец)....
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Азбуки"
Конспект игрового занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Азбуки"...
Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну "Азбука"
Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития Путешествие в страну «Азбука»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области коммуникация (грамота) Тема. “Путешествие в страну “Азбукия”
Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области коммуникация (грамота)Тема. “Путешествие в страну “Азбукия”разработала воспитатель: Склярова М.Г.г. Таганрог...
"Увлекательное путешествие в страну "Азбука"
Конспект занятия по развитию З.К.Р. в подготовительной группе....
"Путешествие в страну "Азбука"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Цели: -совершенствование общей и мелкой моторики; ...
Конспект НОД по обучению грамоте "Путешествие в страну Азбуки"
Это итоговое занятие, на котором дети закрепляют умения различать звуки и буквы,классифицировать звуки и буквы, выделять среди них лишнее.Выполняя интересные задания, дети учатся определять количество...