Путешествие в страну Азбуки
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Мидюгина Любовь Арсентьевна

Конспект НОД по обучению грамоте в страшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_azbuki.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте

"Путешествие в страну Азбуки" в старшей группе.

Цель:

Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, их отличии.

Продолжать учить подбирать слова с определенным количеством слогов.

Формировать умение определять позицию звука в слове.

Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, речь.

Развивать артикуляционный аппарат.

Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

Совершенствовать навыки коммуникативного общения.

Воспитывать интерес к чтению, веру в собственные силы.

Материал и оборудование:

Набор букв (А, О, У, И, Э, Ы, М, Н, П, Т, К, Ф),  волчок, конверты с заданиями, мягкие игрушки: лисенок, ежик, сова, Буратино, карточки со словами для игры "Зашифрованное слово", карточки с картинкой кит, цветные квадратики (синие, зеленые, красные), розетки с пуговицами, семенами арбуза, фасоли, спичками, счетными палочками.

Структура:

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Игра "Буквы перепутались".

3.Игра "Сложи букву".

4.Физминутка "Игра".

5.Игра "Где живет звук".

6.Игра "Зашифрованное слово".

7.Игра "Разбери слово на звуки".

8.Игра "Назови короткое - длинное слово".

Ход:

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Азбуки. Поможет нам в этом волшебный волчок. Наши герои лисенок, ежик и сова и другие сказочные герои приготовили вам интересные задания. Во время путешествия вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно, взять с собой хорошее настроение. Вы готовы отправиться в путешествие? Прежде чем отправиться, подготовим свои язычки, чтобы они у нас были послушными, выполним артикуляционную гимнастику.

1."Часики".

Тик - так, так - так - ходят часики вот так!

Влево тик, вправо так,

Ходят часики вот так!

2."Лопатка".

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

3."Чистим зубки".

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

4."Орешки".

Словно белки мы без спешки,

Ловко щелкаем орешки.

- Молодцы, хорошо все потрудились.

- Ребятки, мы живем с вами в мире звуков. Скажите какие звуки вы слышите? (звуки пения птиц, животных, ветра, дождя, шум машин  т.д.)

- Скажите, как вы думаете кто живет в стране Азбуки? Совершенно верно буквы и звуки.

- Скажите какие бывают звуки? (гласные и согласные)

- Чем они отличаются?

Дети: когда мы произносим гласные звуки, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть.

Гласные тянутся в песенке плавной

Могут заплакать и закричать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Дети: когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы, они произносятся отрывисто, они бывают мягкими, твердыми, глухими, звонкими, шипящими.

А согласные - согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и  шипеть,

Но не желают они петь.

- Чем или как обозначаются звуки? Совершенно верно буквами.

- Я вращаю волшебный волчок.

Первое задание от Ежика - игра "Буквы перепутались".

- Необходимо, все буквы, которые обозначают гласные звуки расположить на верхней линии, а буквы, обозначающие согласные звуки расположить на нижней линии на доске.

Двое детей выполняют это задание у доски, остальные дети проверяют.

- Мальчики пропойте гласные звуки громко, а девочки тихо.

- Скажите мягко М, П, Н, Т.

- Скажите твердо Ф, К, Х.

- Молодцы, хорошо справились с первым заданием.

- Ребятки, скажите чем отличаются звуки от букв? Совершенно верно, звуки мы слышим, можем их произнести, а буквы мы видим, можем написать, нарисовать, слепить, выложить из пуговиц и т.д.

- Вращаю волшебный волчок. Второе задание от Лисенка - "Выложи букву".

- Дети, сейчас вам нужно будем выложить букву с помощью материала, который лежит у вас на столах: из пуговиц, из арбузных семечек, из семян фасоли, из счетных палочек, из спичек, из макарон.

- Молодцы, все замечательно справились с этим заданием.

- Молодцы, хорошо справились с таким трудным заданием. А теперь отдохнем, физминутка "Игра".

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята:

Как лисенок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок побежал,

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит,

Просыпаться не спешит.

- Вращаю волчок - отгадайте кто прислал это задание:

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный...

Кто же это?

- Совершенно верно Буратино. Буратино предлагает вам отправиться в страну "Буквария", чтобы выполнить это задание нужно четко произносить слова.  

Воспитатель включает проектор, программу "Буквария" (использование ИКТ).

Дети выполняют задание "Где живет звук" - определяют положение звука в слове, например звук "н" в словах насос, незабудка, пони, лимон, конь, один, и т.д. тоже самое с другими звуками.

- Вращаю волшебный волчок. Это задание от Незнайки. Незнайка просит вас помочь, отгадать какие слова спрятались. Игра "Зашифрованное слово" - какую букву надо вставить, чтобы получилось слово.

Воспитатель предлагает пройтись по ковру и найти эти зашифрованные слова. На полу лежат карточки М...К, Т...К, К...Т, Ф...Н, Ф...НТ. Дети вставляя буквы в слова, читают слова мак, мат, ток, так, тик, кот, кит, фон, фант.

- Молодцы, что оказали помощь Незнайке, без вас он бы не справился.

- Вращаю волшебный волчок - следующее задание прислала Мудрая Сова. Это очень сложное задание, будьте внимательны - задание "Разбери слово на звуки".

Детям предлагается выполнить фонематический разбор слова "кит". Каждый ребенок выполняет это задание за столом, а один ребенок за ширмой у доски. Сначала дети проверяют друг у друга, а потом сравнивают с работой у доски. Ребенок у доски рассказывает выполнение задания.

Кит - 3 звука, к - согласный мягкий, и - гласный, ударный, т - согласный твердый.

Воспитатель смотрит как дети выполнили это задания, кто выполнил правильно, кто допустил ошибку.  

- Молодцы, ребятки. Осталось последнее задание, отгадайте от кого:

Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла свое

А ну, подскажите имя ее.

- Совершенно верно, Красная шапочка. Ребятки, какие бывают слова? (длинные, короткие). От чего это зависит? (от количество слогов). Красная шапочка предлагает поиграть в игру "Назови короткое - длинное слово". 

Дети вначале называют короткие слова с одним слогом, потом с 2 слогами, а затем с 3 слогами.

- Молодцы, дети, замечательно справились с этим заданием. Все задания от наших героев вы выполнили, наше путешествие по стране Азбуки заканчивается. Скажите, какое задание вам показалось самым легким, какое самым трудным, сложным? С каким настроением вы вернулись в детский сад? Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну Азбуку"

Закрепить с детьми понятия "звук, буква", определять количество слогов в словах и позицию звука (начало, середина, конец)....

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Азбуки"

Конспект игрового занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Азбуки"...

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну "Азбука"

Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития Путешествие в страну «Азбука»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области коммуникация (грамота) Тема. “Путешествие в страну “Азбукия”

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной  области коммуникация (грамота)Тема. “Путешествие в страну “Азбукия”разработала воспитатель: Склярова М.Г.г. Таганрог...

"Увлекательное путешествие в страну "Азбука"

Конспект занятия по развитию З.К.Р. в подготовительной группе....

"Путешествие в страну "Азбука"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.     Цели:     -совершенствование общей и мелкой моторики;        ...

Конспект НОД по обучению грамоте "Путешествие в страну Азбуки"

Это итоговое занятие, на котором дети закрепляют умения различать звуки и буквы,классифицировать звуки и буквы, выделять среди них лишнее.Выполняя интересные задания, дети учатся определять количество...