Методики обучения чтению
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
В данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_obucheniya_chteniyu.docx | 88.78 КБ |
Предварительный просмотр:
В данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят.
Итак, вот основные правила:
1) Первое.
Совет по выбору методики и пособия.
Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова (см. фото).
Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.
Обязательно купите этот букварь, он продается в любом книжном магазине с учебной литературой (либо можете скачать он-лайн, если найдете). Я своих детей учила именно по этой методике, просмотрев до этого кучу других и остановившись именно на этой.
2) Второе.
Как правильно учить гласные и согласные.
Сперва учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э.
Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.
Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.
Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.
3) Третье.
Повторение-мать учения.
Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.
4) Четвертое.
Читаем по слогам.
А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.
Разберем слог «Ма».
Посмотрите в букваре, как первая буква слога - «М» - бежит ко второй букве - «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» - «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.
5) Пятое.
Учим несложные слоги.
Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.
6) Шестое.
Учим более сложные слоги.
Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.
Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.
7) Седьмое.
Учим читать первые простые слова.
А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.
8) Восьмое.
Следим за произношением.
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.
9) Девятое.
В каком возрасте надо учить ребенка читать?
Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.
Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.
Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.
10) Десятое.
Учимся играя.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.
И последнее. При соблюдении всех этих 10 советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро – за 1,5-2 месяца. У меня они научились этому уже в 5 лет в летние каникулы, когда детский сад был закрыт.
А в первом классе они уже довольно бегло читали. И, кстати, большинство детей в первом классе уже умели читать и считать до десяти, так что моим детям не надо было их догонять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая методика обучению чтения "Ребус - метод" детей 4-7 лет
Методики обучения чтению используя игровую технологию. можно использовать в своей работе воспитателям, учителям - логопедам и родителям как отдельные игры - упражнения так и отдельными занятиями....
Консультация для родителей "МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ"
МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ...
Методика обучения чтению Николая Зайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов.
Методика обучения чтению НиколаяЗайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов....
Семь основных, золотых правил эффективной методики обучения чтению ребёнка.
Чтобы научить ребёнка чтению, необходимо соблюдать некоторые правила. Я выделила семь правил.Используя эти правила можно быстро и легко научить ребёнка читать....
родительское собрание по знакомству с методикой обучения чтению по технологии Н.А.Зайцева
Данное собрание знакомит родителей на практике с методикой обучения по технологии Н.А.Зайцева...
ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
В статье анализируются этапы и процессы овладения навыками чтения в зависимости от методики обучения чтению. Статья будет интересна тем специалистам, которые начинают знакомить детей с гра...
Обучение детей дошкольного возраста чтению. Методики обучения чтению.
Одни родители начинают знакомить ребенка с буквами уже с пеленок. Другие убеждены, что для этого есть начальная школа. Когда же на самом деле стоит приступать к обучению чтению и какие для этого сущес...