Образовательная деятельность "Помоги зверятам" по обучению грамоте для детей подготовительной группы
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Научить детей читать, подготовить без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей подготовительного периода в детском саду. Предложенный конспект занятия достаточно прост для проведения и предполагает активную практическую деятельность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_deyatelnost.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность «Помоги зверятам»
Цель: формирование понятий о звуках речи и буквах.
Задачи:
Учить различать речевые и неречевые звуки.
Дифференцировать понятия «звук» и «буква».
Развивать слуховое восприятие.
Воспитывать желание помогать.
Оборудование: осенние кленовые разноцветные листья, листья с заданиями, музыкальные инструменты, аудиозапись «Оранжевая песня», корзина с шишками, предметные картинки о школе, игра «Разрезные буквы».
Ход образовательной деятельности
Логопед:
Ребята, сегодня группу я открыла
И очень сильно удивилась.
Осенним красочным ковром
Разбросаны листики кругом.
Листья в руки не даются,
А всё время вьются, вьются.
Оказались не простыми
Эти листья золотые.
Сказать хотели что-то мне,
Да исчезли звуки все.
Потом вдруг успокоились
В букетик собрались,
И роем разноцветным
На полку улеглись.
Что-то с ними приключилось.
Видно помощь им нужна.
Мы ведь дружные ребята,
Помогаем всем всегда. Родионова И.В.
Логопед: дети, листики хотят нам что-то сказать и надеются на нашу помощь. Поможем?
Ответы детей.
Логопед:
Давайте красный лист возьмем,
И посмотрим что на нём.
Только в руки лист взяла,
Появились здесь слова.
(Читает что написано на листе).
Логопед:
Вы ребята, помогите,
Зверят в школу соберите.
Домашние, лесные
Разные такие.
Чтобы умными всем стать,
Надо буквы изучать.
Чтоб затем уметь читать,
Хорошие знания получать.
А для этого все вы
На вопросы отвечайте
И зверюшек выручайте.
Логопед: ребята, выходит, что нам надо помочь зверюшкам. А листья будут помогать нам.
Логопед:
Теперь желтый лист возьмем.
Прочитаем, что на нем.
Логопед читает, что написано на желтом листе.
Нашего Барбосика
Сорока клюнула в носик.
Тот от страха позабыл,
Какие звуки он произносил.
Логопед: давайте, ребята, поможем Барбосику вспомнить звуки.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по звуку».
Дети с закрытыми глазами определяют по звуку: шуршание фольги, звонок колокольчика, удары предмета о предмет, звучание игрушек (погремушек, металлофона).
Затем просит ребят закрыть уши руками и воспроизводит какой-нибудь звук у них за спиной (дети не должны видеть звучащий предмет).
Вы что-нибудь слышали? (Нет)
С помощью какого органа чувств мы слышим?
Дети: с помощью уха.
Ребята вновь закрывают глаза. Логопед воспроизводит звучание какого-либо предмета (погремушки, барабана и др.) и предлагает определить, что звучит.
Что вы слышали? (Звуки)
Какой предмет издает эти звуки?
Какие еще предметы издают звуки? (Самолет, мотор машина …)
Какие звуки издают животные? (Мяу-мяу, му-у-у, гав-гав, хрю-хрю…)
Логопед: ребята, это вы слышали неречевые звуки. По другому их можно назвать шумовые (скрипнула дверь, стук молотка, шум льющейся воды и т.д), музыкальные (металлофон, барабан, погремушка, дудочка, скрипка др.) А ещё есть речевые звуки. Люди произносят речевые звуки, которые складываются в слова, а животные произносят неречевые звуки, которые невозможно сложить в слова. Предлагаю поиграть в игру «Говорит – не говорит».
Логопед бросает мяч и произносит какое-нибудь слово, например, девочка (собака, Таня и т.п.). Ребенок возвращает мяч взрослому и сообщает, умеет или не умеет разговаривать этот персонаж.
Логопед:
Справились с заданьем мы,
Барбосик радуется от души.
Спасибо нам он говорит
И в школу быстренько спешит.
Логопед:
Зеленый листик задрожал,
И прямо в руки мне попал.
Логопед: давайте прочитаем, что говорит нам этот лист.
Топтыжка в школу так спешил,
Что на шишку наскочил.
Букварик выронил из рук,
И буквы высыпались вдруг.
Логопед: ребята, чем отличаются звуки от букв.
Дети: звуки мы произносим и слышим.
А буквы мы видим и пишем.
Логопед: правильно. Слова, которые мы произносим, состоят из звуков. Произошло величайшее открытие, когда человек научился значками обозначать каждый звук. Звуки на письме обозначаются буквами. Буквы мы видим и пишем. О звуке мы будем говорить - ОН, а о букве – ОНА.
Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи, мы их тоже знать должны!
Звуки в слове исчезают, снова появляются,
Звуки слово изменяют, сами изменяются.
Звуки часто произносим, слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем, пишем их старательно. (И. Лопухина)
Логопед:
Правильно вы отвечали,
В книгу буквы возвращали.
Всем доволен был Топтыжка
И помчался в школу с книжкой.
В благодарность вам за это.
Он прислал корзину эту.
А в ней шишки не простые,
Эти шишки звуковые.
Каждый шишечку возьмет,
Да свой звук произнесет.
Затем слово назовет
И снова шишечку кладет.
Логопед: дети, на каждой шишке обозначен знак-символ какого-нибудь звука. Вы берете шишку и озвучиваете свой звук. Например: А, затем вспоминаете слово, которое начинается на этот звук. Арбуз или апельсин и так далее. У каждого свой звук. Будьте внимательны.
Логопед: молодцы. Все справились с этим заданием.
Лист оранжевый какой,
Он кленовый и резной.
Что же в нем прочтем мы с вами,
Догадайтесь-ка вы сами.
Логопед показывает лист с изображением на нем человечка в движении.
Физкультминутка «Оранжевая песенка»
(Сл. А. Арканова, Г. Горина, муз. К. Певзнера)
Вот уже подряд два дня,
(Сидя за столом, разминаем кисти рук).
Я сижу рисую.
(Встряхиваем руками).
Красок много у меня –
Выбирай любую.
(Хлопки в ладоши).
Я раскрашу целый свет
(Руки в стороны).
В самый свой любимый:
(Повороты туловища влево-вправо).
Оранжевое небо,
(Встали, руки вверх).
Оранжевое море,
(Присели, руки вниз).
Оранжевая зелень.
(Встали, руки в стороны).
Оранжевый верблюд.
(Руки на пояс).
Оранжевые мамы
(Прыжки на левой ноге).
Оранжевым ребятам
(Прыжки на правой ноге).
Оранжевые песни
(Прыжки на двух ногах).
Оранжево поют!
(Хлопки в ладоши).
Логопед:
Лист осенний, золотой,
Что нам скажет дорогой.
Логопед читает, что написано на желтом листе.
Вы ребята, помогите,
Зайца в школу соберите.
Подскажите вы косому,
Что зверята берут в школу.
Логопед: ребята, предлагаю поиграть в игру «Загадки-обманки».
Логопед читает загадки-обманки, а дети внимательно слушают и дают правильный ответ.
Ты пиши пример смелей,
Ведь сотрет ошибки … (не клей, а резинка).
Мы отличные художницы.
В краски мы макаем …(не ножницы, а кисточки).
Все оценки на недели выставляют нам в …(не в портфели, а в дневник и журнал).
Привыкай, дружок, к порядку:
Ручки все клади в …(не в тетрадку, а в пенал).
Начертил без передышки
Все поля я в новой … (не в книжке, а в тетради).
Логопед: дети, как вы думаете, зайчонок понял, какие предметы ему необходимы в школе?
Ответы детей.
Логопед:
Снова кружит красный лист,
Шепчет нам какой-то стих.
«Мы картиночки покажем».
Логопед читает стихотворение и по ходу показывает соответствующие картинки (или узнаваемые силуэты). Дети с опорой на картинки заучивают текст.
Мы картиночки покажем
И про каждую расскажем:
Класс, учительница, парта,
Ученик, учебник, карта,
Азбука, тетрадь, урок,
Кисточка, альбом, звонок,
Стол, пенал, карандаши,
Листик, ранец, малыши.
Говорите, дети, хором:
«Это всё зовется …(школа)».
Логопед:
Вот зеленый закружился
И к тетрадке прилепился.
Логопед читает, что написано на зеленом листе.
Наш волчонок озорник
Буквы все разрезал в миг.
А назад собрать не смог.
Просит, чтобы кто-нибудь помог.
Что ж, ребята, помогите,
Буквы вы ему сложите.
Игра «Разрезные буквы». У детей на столе конверты с разрезными буквами. Каждый собирает свою букву и называет её, а затем придумывает слова на эту букву. Например: У – улитка, улица, утенок.
Логопед:
Вы ребята, молодцы,
Дружно потрудились.
Очень многое смогли
И зверятам помогли.
А они вам шлют привет,
Дарят листьев осенний букет.
Вас они благодарят
И спасибо говорят.
Используемая литература
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Агеева И.Д. 500 загадок-обманок для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Обучение грамоте дошкольного возраста. Составитель Марцинкевич Г.Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи Звук и буква «Ш» (лексическая тема Профессии)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке грамоте подготовительная группа...
Образовательная деятельность "Проделки дядюшки Ветра" по обучению грамоте для детей подготовительной группы
К моменту поступления в школу ребенок должен уметь определять на слух количество слогов в словах, при этом четко выделяя слоги, называть первый слог, второй, третий и т.д., подбирать подходящие схемы ...
Образовательная деятельность "Портрет весны" по обучению грамоте для детей подготовительной группы
Игровые упражнения и занимательный речевой материал помогут ребенку в обучении грамоте с учетом современных требований к содержанию обучения в подготовительной группе детского сада. Познакомит с...
Образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы
Организованная образовательная деятельность «Поиграй со мною» рассчитана для детей в возрасте 6-7...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной группы
Познакомить детей со звуком С....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»
Цель: составление детьми рассказа о приключениях снеговика, формирование связной речи детей подготовительной группы.Развивающие задачи:- продолжить работу по обучению составлению рассказа о конкретном...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Тема : «Ребятам о зверятах».
Совершенствование владения устной речью, обогащение словаря. Познакомить детей с новым словом »лежанка « и его образованием.» Совершенствовать умение в словообразовании Развивать фон...