Образовательная деятельность "Помоги зверятам" по обучению грамоте для детей подготовительной группы
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Научить детей читать, подготовить без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей подготовительного периода в детском саду. Предложенный конспект занятия достаточно прост для проведения и предполагает активную практическую деятельность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_deyatelnost.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность «Помоги зверятам»

Цель: формирование понятий о звуках речи и буквах.

Задачи:

Учить различать речевые и неречевые звуки.

Дифференцировать понятия «звук» и «буква».

Развивать слуховое восприятие.

Воспитывать желание помогать.

Оборудование: осенние кленовые разноцветные листья, листья с заданиями, музыкальные инструменты, аудиозапись «Оранжевая песня», корзина с шишками, предметные картинки о школе, игра «Разрезные буквы».

Ход образовательной деятельности

Логопед:

Ребята, сегодня группу я открыла

И очень сильно удивилась.

Осенним красочным ковром

Разбросаны листики кругом.

Листья в руки не даются,

А всё время вьются, вьются.

Оказались не простыми

Эти листья золотые.

Сказать хотели что-то мне,

Да исчезли звуки все.

Потом вдруг успокоились

В букетик собрались,

И роем разноцветным

На полку улеглись.

Что-то с ними приключилось.

Видно помощь им нужна.

Мы ведь дружные ребята,

Помогаем всем всегда.  Родионова И.В.

Логопед: дети, листики хотят нам что-то сказать и надеются на нашу помощь. Поможем?

Ответы детей.

Логопед:

Давайте красный лист возьмем,

И посмотрим что на нём.

Только в руки лист взяла,

Появились здесь слова.

(Читает что написано на листе).

Логопед:

Вы ребята, помогите,

Зверят  в школу соберите.

Домашние, лесные

Разные такие.

Чтобы умными всем  стать,

Надо буквы  изучать.

Чтоб затем уметь читать,

Хорошие знания получать.

А для этого все вы

На вопросы отвечайте

 И зверюшек выручайте.

Логопед: ребята, выходит, что нам надо помочь зверюшкам. А листья будут помогать нам.

Логопед:

Теперь желтый лист возьмем.

Прочитаем, что на нем.

Логопед читает, что написано на желтом листе.

Нашего Барбосика

Сорока клюнула в носик.

Тот от страха позабыл,

Какие звуки он произносил.

Логопед: давайте, ребята, поможем Барбосику вспомнить звуки.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по звуку».

Дети с закрытыми глазами определяют по звуку: шуршание фольги, звонок колокольчика, удары предмета о предмет, звучание игрушек (погремушек, металлофона).

Затем просит ребят закрыть уши руками и воспроизводит какой-нибудь звук у них за спиной (дети не должны видеть звучащий предмет).

Вы что-нибудь слышали?  (Нет)

С помощью какого органа чувств мы слышим?

Дети: с помощью уха.

Ребята вновь закрывают глаза. Логопед воспроизводит звучание какого-либо предмета (погремушки, барабана и др.) и предлагает определить, что звучит.

Что вы слышали?  (Звуки)

Какой предмет издает эти звуки?

Какие еще предметы издают звуки?  (Самолет, мотор машина …)

Какие звуки издают животные?  (Мяу-мяу, му-у-у, гав-гав, хрю-хрю…)

Логопед: ребята, это вы слышали неречевые звуки. По другому их можно назвать шумовые (скрипнула дверь, стук молотка, шум льющейся воды и т.д), музыкальные (металлофон, барабан, погремушка, дудочка, скрипка др.)  А ещё есть речевые звуки. Люди произносят речевые звуки, которые складываются в слова, а животные произносят неречевые звуки, которые невозможно сложить в слова. Предлагаю поиграть в игру «Говорит – не говорит».

Логопед бросает мяч и произносит какое-нибудь слово, например, девочка (собака, Таня  и т.п.). Ребенок возвращает мяч взрослому и сообщает, умеет или не умеет разговаривать этот персонаж.

Логопед:

Справились с заданьем мы,

Барбосик радуется от души.

Спасибо нам он говорит

И в школу быстренько спешит.

Логопед:

Зеленый листик задрожал,

И прямо в руки мне попал.

Логопед: давайте прочитаем, что говорит нам этот лист.

Топтыжка в школу так спешил,

Что на шишку наскочил.

Букварик выронил из рук,

И буквы высыпались вдруг.

Логопед: ребята, чем отличаются звуки от букв.

Дети: звуки мы произносим и слышим.

А буквы мы видим и пишем.

Логопед: правильно. Слова, которые мы произносим, состоят из звуков. Произошло величайшее открытие, когда человек научился значками обозначать каждый звук. Звуки на письме обозначаются буквами. Буквы мы видим и пишем. О звуке мы будем говорить -  ОН, а о букве – ОНА.

Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи, мы их тоже знать должны!

Звуки в слове исчезают, снова появляются,

Звуки слово изменяют, сами изменяются.

Звуки часто произносим, слушаем внимательно.

Буквы правильно читаем, пишем их старательно.  (И. Лопухина)

Логопед:

Правильно вы отвечали,

В книгу буквы возвращали.

Всем доволен был Топтыжка

И помчался в школу с книжкой.

В благодарность вам за это.

Он прислал корзину эту.

А в ней шишки не простые,

Эти шишки звуковые.

Каждый шишечку возьмет,

Да свой звук произнесет.

Затем слово назовет

И снова шишечку кладет.

Логопед: дети, на каждой шишке обозначен знак-символ какого-нибудь звука. Вы берете шишку и озвучиваете свой звук. Например: А, затем вспоминаете слово, которое начинается на этот звук. Арбуз или апельсин и так далее. У каждого свой звук. Будьте внимательны.

Логопед: молодцы. Все справились с этим заданием.

Лист оранжевый какой,

Он кленовый и резной.

Что же в нем прочтем мы с вами,

Догадайтесь-ка вы сами.

Логопед показывает лист с изображением на нем человечка в движении.

Физкультминутка «Оранжевая песенка»

(Сл. А. Арканова, Г. Горина, муз. К. Певзнера)

Вот уже подряд два дня,

(Сидя за столом, разминаем кисти рук).

Я сижу рисую.

(Встряхиваем руками).

Красок много у меня –

 Выбирай любую.

(Хлопки в ладоши).

Я раскрашу целый свет

(Руки в стороны).

В самый свой любимый:

(Повороты туловища влево-вправо).

Оранжевое небо,

(Встали, руки вверх).

Оранжевое море,

(Присели, руки вниз).

Оранжевая зелень.

(Встали, руки в стороны).

Оранжевый верблюд.

(Руки на пояс).

Оранжевые мамы

(Прыжки на левой ноге).

Оранжевым ребятам

(Прыжки на правой ноге).

Оранжевые песни

(Прыжки на двух ногах).

Оранжево поют!

(Хлопки в ладоши).

Логопед:

Лист осенний, золотой,

Что нам скажет дорогой.

Логопед читает, что написано на желтом листе.

Вы ребята, помогите,

Зайца в школу соберите.

Подскажите вы косому,

Что зверята берут в школу.

Логопед: ребята, предлагаю поиграть в игру «Загадки-обманки».

Логопед читает загадки-обманки, а дети внимательно слушают и дают правильный ответ.

Ты пиши пример смелей,

Ведь сотрет ошибки … (не клей, а резинка).

Мы отличные художницы.

В краски мы макаем …(не ножницы, а кисточки).

Все оценки на недели выставляют нам в …(не в портфели, а в дневник и журнал).

Привыкай, дружок, к порядку:

Ручки все клади в …(не в тетрадку, а в пенал).

Начертил без передышки

Все поля я в новой … (не в книжке, а в тетради).

Логопед: дети, как вы думаете, зайчонок понял, какие предметы ему необходимы в школе?

Ответы детей.

Логопед:

Снова кружит красный лист,

Шепчет нам какой-то стих.

«Мы картиночки покажем».

Логопед читает стихотворение и по ходу показывает соответствующие картинки (или узнаваемые силуэты). Дети с опорой на картинки заучивают текст.

Мы картиночки покажем

И про каждую расскажем:

Класс, учительница, парта,

Ученик, учебник, карта,

Азбука, тетрадь, урок,

Кисточка, альбом, звонок,

Стол, пенал, карандаши,

Листик, ранец, малыши.

Говорите, дети, хором:

«Это всё зовется …(школа)».

Логопед:

Вот зеленый закружился

И к тетрадке прилепился.

Логопед читает, что написано на зеленом листе.

Наш волчонок озорник

Буквы все разрезал в миг.

А назад собрать не смог.

Просит,  чтобы кто-нибудь помог.

Что ж, ребята, помогите,

Буквы вы ему сложите.

Игра «Разрезные буквы». У детей на столе конверты с разрезными буквами. Каждый собирает свою букву  и называет её, а затем придумывает слова на эту букву. Например: У – улитка, улица, утенок.

Логопед:

Вы ребята, молодцы,

Дружно потрудились.

Очень многое смогли

И зверятам помогли.

А они вам шлют привет,

Дарят листьев осенний букет.

Вас они благодарят

И спасибо говорят.

Используемая литература

Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Агеева И.Д. 500 загадок-обманок для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

Обучение грамоте дошкольного возраста. Составитель Марцинкевич Г.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность "Проделки дядюшки Ветра" по обучению грамоте для детей подготовительной группы

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь определять на слух количество слогов в словах, при этом четко выделяя слоги, называть первый слог, второй, третий и т.д., подбирать подходящие схемы ...

Образовательная деятельность "Портрет весны" по обучению грамоте для детей подготовительной группы

Игровые упражнения и занимательный речевой материал помогут ребенку в обучении грамоте с учетом современных требований к содержанию  обучения в подготовительной группе детского сада. Познакомит с...

Образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы

     Организованная   образовательная   деятельность  «Поиграй  со  мною»  рассчитана  для  детей  в  возрасте 6-7...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»

Цель: составление детьми рассказа о приключениях снеговика, формирование связной речи детей подготовительной группы.Развивающие задачи:- продолжить работу по обучению составлению рассказа о конкретном...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Тема : «Ребятам о зверятах».

Совершенствование владения устной речью, обогащение словаря. Познакомить детей с новым словом »лежанка « и его образованием.» Совершенствовать умение в словообразовании Развивать фон...