Художественное слово при формировании аналитико- синтетической активности
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
Обобщённый,систематизированный, практический материал для занятий по обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_slovo_pri_formirovanii.docx | 145.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественное слово при формировании
аналитико- синтетической активности
Работа по теме «речь»: | |
Язык наш прекрасный – Богатый и звучный. То мощный и страстный, То нежно-певучий. В нём есть и усмешка, И меткость и ласка. Написаны им И рассказы, и сказки – Страницы волшебных, Волнующих книг! Люби и храни Наш великий язык! Е.В.Федосюк | Мы живём в стране российской, На родном нам языке С.Михалков |
Работа над понятиями «слог,ударение»: | |
Ударный слог, ударный слог, Он назван так недаром Эй, невидимка молоток, отметь его ударом! И молоток стучит, стучит, И чётко речь моя звучит. А.Шибаев | |
слова- омографы | |
Мне слово чудно Изменить не трудно: Поставим ударение на О -Исчезло чУдно Родилось чуднО (Я. Козловский) | Скорей, сестра. На рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведёрко руку окунИ, Не бойся :это Окуни. (Я. Козловский) |
Пересохла глина, Рассердилась Нина. Не мукА, а мУка,- Поварам наука.(Я. Козловский) | кОсит косец, А зайчишка косИт. трУсит трусишка, а ослик трусИт. (Я. Козловский) |
Воспитатель :Куликова Н.Э.
слова- омографы | |
Иголка ходит вверх и вниз Вот листья появились. Сосёт Алёнушка ирИс. А вышивает Ирис. (Я. Козловский) | Живёт щегол здесь- Первый щёголь. и утром бЕлка Из белкА Ему сбивает гоголь- моголь. (Я. Козловский) |
От удивленья ахнул кок И почесал затылок: Капустный бросился вилОк Вскачь от ножей и вИлок. (Я. Козловский) | Я увидел на заре Чудный зАмок на горе. Но войти в него не смог- На дверях висит замОк. У ворОт стрелок стоит вОрот золотом расшит.(Л.Яхнин) |
Работа над понятием «предложение»: | |
«Заглавная буква» Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв – подруг. Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Е.Измайлов | «Знаки препинания» У последней точки На последней строчке Собралась компания Знаков препинания. Притащился кривоносый Вопросительный знак , Задаёт он всем вопросы Кто? Кого? Откуда? Как? Прибежал чудак Восклицательный знак Никогда он не молчит Оглушительно кричит: -Ура !Долой !Караул !Разбой! С.Маршак |
Точки, палочки, крючки… Неприметные значки, А во время чтения Требуют почтения! А.Шибаев
| «Восклицательный знак» Бурным чувствам нет конца : Пылкий нрав у молодца! А. Шибаев |
«Вопросительный знак» Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом… А. Шибаев | «Точка» Загораживает путь, Предлагает отдохнуть. А. Шибаев |
Работа над понятием «предложение»: | |
«Повествовательные» Повествовать придётся мне, И я скажу: «Не дрался,не. Свалился с дерева и вот…» А. Шибаев | «Вопросительные » Сейчас, когда приду домой, Произнесёт их мама: «Ты дрался ,да? Ты что- немой?... Ну , что молчишь упрямо?» А. Шибаев |
«Восклицательные» Тут папа в комнату войдёт. войдёт и скажет: «Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!..» А. Шибаев | |
Работа над понятием «слово»: | |
слова- синонимы | |
Слова- синонимы Всегда близки по смыслу, Разнятся лишь оттенками подчас. Родимый край-Отечество-Отчизна. Как много в них священного для нас! | Мы с приятелем вдвоём Дружно, весело живём... Я иду… и он шагает, Я смеюсь – хохочет он. Если грустно мне бывает, Он печалится со мной. |
Под кустом сидит зайчишка Робкий, маленький трусишка Ото всех в лесу таится Всех и всякого боится Лаже шороха страшится Он трясётся и дрожит Если ёжик пробежит. | Страшен лес во время пожара! Огонь разгорался ,пламя перемешивалось с дымом Жар стоял невыносимый. |
Тот- бодрый, бравый малый, А этот хилый, вялый А.Шибаев | Зябнет осинка Дрожит на ветру Стынет на солнышке Мёрзнет в жару. И.Токмакова |
слова- антонимы | |
Минус- плюс, огонь-вода, дерзкий- осторожный. Все антонимы слова всегда противоположны. | У мышонка длинный хвост, Но ужасно малый рост. У слона короткий хвост, Но зато огромный рост. |
слова- антонимы | ||
Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко) Скажу я слово далеко, Скажу я слово потолок, А ты ответишь (пол). Скажу я слово потерял, И скажешь ты (нашёл). Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты (храбрец). Теперь начало я скажу , ты отвечай (конец). | ||
слова- паронимы | ||
У Сони болит зуб, она ела суп. косит травушку коса. На лугу пасётся коза. | Игра «Наоборот» С другом мы играли в чашки, пили чай из белой шашки. Вылезла из норки шишка, На неё упала мышка. Петухи ,затеяв шпоры, Грозно поднимают споры. Мы с сестрой посуду шили. И наряды куклам мыли. И.Лопухина | |
Малыш был очень мил: Он с мылом руки мыл. | На шкафу много пыли. Дети молоко пили. Из трубы идёт много дыма. Мальчика зовут Дима. Птицы гнёзда вили. Волки в лесу выли. У велосипеда есть оси. В саду летали осы. | |
Работа над понятием «слово»: | ||
Ложка- это ложка Ею суп едят; Кошка- это кошка, У кошки 5 котят. Тряпка- это тряпка, Тряпкой вытру стол. Шапка – это шапка, Оделся и пошёл. И.Токмакова | Слова бывают разные, Хорошие ,простые. Слова бывают праздные- Ненужные, пустые. А.Барто |
Работа над понятием «слово»: | |
А я придумал слово- Смешное слова «плим». И повторяю снова «плим»,«плим»,«плим». Прыгает и скачет «плим»,«плим»,«плим». И ничего не значит «плим»,«плим»,«плим». И.Токмакова | Говорю я брату:-Ох, С неба сыплется горох! -Вот чудак, смеётся брат, -Твой горох ведь это…( град) От кого, мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нами бродит…(тень) Вы конечно ,все словечки Дорогие человечки Закрываем …(книгу) Е.Серова |
Гладко, плавно лился стих, Вдруг споткнулся и притих. Ждёт он и вздыхает: Слова не хватает! Чтобы снова в добрый путь Стих потёк ,как речка Помоги ему чуть-чуть Подскажи словечко. Вот так чудо !Он со вкусом Может кушать пыль и мусор! И жужжит ,как сотня ос. работяга…(пылесос) Е.Серова | |
слова- омонимы | |
Наш Ванюша во бору Накосил косой траву. А своей косой Танюша Полюбилася Андрюше. | Нам работа нипочём, Отворили дверь ключом. Во дворе родник проснулся, Из под камня бьёт ключом. |
Отрываясь от Земли На большой ракете, Взяли горсточку земли | Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла Норку в норке не нашла. А.Шибаев |
Есть она у чемодана О.Емельянова | Кто с него снимает кожу, |
Работа над понятием «слово»: | ||
слова- омонимы | ||
На полу она – о, ужас! – | Летом зеленел на грядке, | |
В магазине мама купит, | Есть на доме и вагоне, | |
Работа над понятием «звук»: | ||
гласные- согласные | ||
«Гласные» Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребёнка Но не желают свистеть и ворчать. В.Берестов Воздух свободно идёт через рот, Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовёт Звук получается гласный. | «Согласные» А согласные согласны Шелестеть, шептать ,свистеть, Даже фыркать и хрипеть, Но не хочется им петь. В.Берестов | |
гласные | ||
Звуки гласные мы знаем, Без труда их различаем: [А], [У], [О], [Ы], [Э],[И] – Вот такие все они. «А» - [А]! Пошире рот открой! Не ленись и громче пой! Звук [А] ушёл от нас вчера, Ему наскучили слова. Решил он спрятаться в кусты, Но были те не так густы. Мы отыскать его смогли, Нам в этом гуси помогли. Они кричали: «Га – га – га!» А эхо вторило им: «А – а-а».
| «О» Округлив большие губы, [О] прикрыл немного зубы. «Ы» [Ы] хоть гласный, но тихоня, Всё зевает он спросонья. «У» [У] надул капризно губки, Их он вытянул, как трубки. Этот звук найдём в тру – у – бе, На большущем корабле, Что уйдёт сегодня в море. «У – у-у!» - гудит он на просторе.
|
Работа над понятием «звук»: | ||
гласные | ||
«Э» Вот в задумчивом сомнение [Э] высказывает мнение: «Э – э-э-э…. Не знаю, что сказать. Может лучше помолчать?» | «И» [И] – улыба, весельчак, Он смеётся звонко так! На звуке [И] улыбаемся мы И вспоминаем без труда На звуки [И] мы имена: Иван, Илья и Инга, Илона и Иринка. | |
твёрдые-мягкие | ||
«Твёрдые» Железо ,шайба и цемент- Что будет твёрже? В чём секрет? У Валюши и Витюши Щёки словно шар воздушный. А у Гены и у Гали- Худенькими щёки стали. Рассердились Сева, Саня, сильно брови хмурить стали.. | « с-сь» Села мышка в уголок, съела бублика кусок. «б- бь» Бегемот разинул рот булки просит бегемот. «в-вь» Волк войти боится в воду- видно он не знает броду. «д- дь» Дятел на дубу сидит И в дубу дупло долбит. | |
звонкие-глухие | ||
Со звонким –я цветов царица. с глухим лишь капелька воды. (роза-роса) Со звонким- много времени пройдёт. С глухим –он ест мышей и песенки поёт. (год – кот) С глухим- траву она срезает. Со звонким – листья объедает. (коза- коса) «г-к» Очень зелены ,густы В нашем садике…кусты. Зреет красная калина Соберёт её… Галина. Ели красную икру. Подарили нам игру. Жаворонка слышен голос. Зреет в поле спелый колос. «з» Мы со звонким ветерком Звонко з-з-з произнесём. з -заливисто звенит. Звонко з в словах звучит. | «б-п» В саду стояли с водой бочки. На дереве распустились…почки. В небе вижу звезды блеск. В море слышу волны…плеск. «в-ф» Весной на полях много влаги. На крышах домов развеваются…флаги. В магазине продаётся софа. Ночная птица –это …сова. «з-с» Посмотри -ка, Лизонька Ах, какая лисонька! «т-д» По реке плывёт плот. Каков корень ,таков и…плод. «ж-ш» Лена надела на голову шаль. Ваза разбилась -очень …жаль. Женя болеет ,у него жар. Лера держит красный…шар. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для воспитателей по формированию аналитико-синтетической активности у детей.
Данный материал призван совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей....
Консультация для педагогов по теме: Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте (ФГОС).
Консультация для педагогов дошкольной ступени образования по теме:Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте (ФГОС)....
Статья на тему: «Система работы по формированию аналитико-синтетической активности детей как предпосылки к овладению грамотой у дошкольников с ОНР».
Автор: Песоцкая Наталья Александровна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 267", г. о. СамараОписание материала: Предлагаю вам статью на тему: " Система работы по формированию а...
Консультация для педагогов по теме: Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте (ФГОС).
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...
«Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте (ФГОС)»
laquo;Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте (ФГОС)» Модернизация системы дошкольного образования в Росси...
Работа по формированию аналитико-синтетической активности при подготовке детей к обучению грамоте начинается со 2-ой младшей группы.
Работа по формированию аналитико-синтетической активности при подготовке детей к обучению грамоте начинается со 2-ой младшей группы....