проект по обучению детей мигрантов в дошкольных учреждениях
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Александрова Елена Владимировна

Актуальность социального проекта продиктована изменениями, происходящими в миграционных процессах на территории России, что привело к появлению в дошкольных образовательных учреждениях детей мигрантов.

Дети, резко изменившие среду проживания, языковую среду, испытывают трудности в общении со сверстниками и педагогами, трудности в обучении, сложности в социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.

Детский сад – важнейший институт первичной социализации. Именно там в общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида Колпинского района Санкт – Петербурга

  «Проект по обучению детей мигрантов в дошкольных учреждениях»

                                       

               

                                            Автор: Теплякова Елена Владимировна

 

                          Санкт- Петербург

                               2015 г

Пояснительная записка

Актуальность социального проекта продиктована изменениями, происходящими в миграционных процессах на территории России, что привело к появлению в дошкольных образовательных учреждениях детей мигрантов.

Дети, резко изменившие среду проживания, языковую среду, испытывают трудности в общении со сверстниками и педагогами, трудности в обучении, сложности в социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.

В последние десятилетия количество вынужденных переселенцев в России постоянно растет. Причиной этому служит экономический кризис в стране, различного рода негативные социальные явления. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства, – это проблема социокультурной адаптации.

Важно помнить, что каждый ребёнок имеет право на получение образования. Главное – создать условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы себя полностью реализовать и стать полноценными членами общества.

Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети дошкольного возраста, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться на территории России. В связи с этим, чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей мигрантов дошкольного возраста.

Ребенок- мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев, для здорового развития его личности необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности.

В семье дети продолжают общаться на родном языке, так как, с одной стороны, их родители мало владеют русским языком и часто не желают демонстрировать ребёнку образцы неправильной русской речи, а с другой стороны, имеют потребность сохранять культурную самобытность, прививать ребёнку любовь к родной речи и традициям родного народа.

Ребёнок продолжает оставаться в своей языковой среде и в силу психологических причин: неумения найти контакт со сверстниками в новой культурной ситуации, предпочтения своих соотечественников и родственников для игр и общения, отсутствия мотивации для вхождения в новую культурную среду, новый социум.

Поэтому становится наиболее популярным в межкультурном образовании в последнее время подход, ориентированный на конфликт, где главной целью является становление конфликтной компетентности. Анализ межкультурных конфликтов требует осмысления их причин, что ведет к снятию культурных стереотипов.

По современным статистическим данным, в школах Москвы и Санкт-Петербурга из числа обучающихся от 30% до 50% — дети из семей мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья.

 В основном это дети трудовых мигрантов со слабым знанием или незнанием русского языка, отсутствием достаточных для социализации знаний об основах российского законодательства, культуры, истории, традиций.

Многие специалисты выделяют следующую классификацию детей-мигрантов, которые посещают дошкольные образовательные организации:

1. Дети – иностранцы ближней (страны СНГ) и дальней заграницы, приехавшие в Россию на постоянное или временное место жительства;

2. Нерусские дети, родившиеся в России от национальных браков граждан ближнего и дальнего зарубежья, имеющие родителей одной или разных национальностей, но не русской национальности;

3. Дети от смешанных браков, чаще всего русская мама, при этом ребенок может быть не русскоговорящий, но понимающий русскую речь, либо слабо владеющий русским языком;

4. Дети коренных жителей Сибири, имеющие и чтущие свою национальную культуру и традиции.

Говоря о полиэтнической образовательной среде групп в дошкольных образовательных учреждениях, следует отметить, что дошкольники – мигранты имеют низкий статус в коллективе детей отличной от них культуры или совсем не имеют друзей среди сверстников, проявляют безразличное или агрессивное отношение к ним.

Как показывают исследования, проблемы социальной адаптации не возникают у детей мигрантов из Белоруссии, Украины, Прибалтики. Возникают они, в основном, у детей мигрантов неславянской этнической принадлежности, приехавших из азиатских стран СНГ и Кавказа. Другая острая проблема заключается в том, что дети мигрантов дошкольного возраста плохо говорят по-русски или не говорят совсем.

В современной литературе проблема адаптации детей мигрантов в ДОУ, на мой взгляд, еще недостаточно изучена. Эффективное решение задач социально-психологического сопровождения детей-мигрантов должна быть реализована через взаимодействие семьи, ДОУ, психологов и педагогов. 

Детский сад – важнейший институт первичной социализации. Именно там в общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения.

Все это позволяет предположить, что эмоциональное благополучие коллектива при интеграции в него ребенка из семьи мигрантов  возможно прежде всего при условии взаимодействия взрослых участников образовательного процесса – педагогов и родителей воспитанников.

Актуальность проблемы адаптации семей социальных мигрантов и их детей сегодня не вызывает сомнений.

2.1 Цели и задачи проекта

Цель проекта – создание благоприятных условий для наиболее полной социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде, формирования навыков культуры речи, творческого развития личности обучающихся.

Конечной  целью  проекта  является  подготовка  дошкольников  к  поступлению  в  первый  класс  общеобразовательной  школы  и  последующему  успешному  обучению  наравне  с  русскоязычными  сверстниками.

Объект исследования - социальная адаптация детей из семей мигрантов в дошкольных учреждениях.

Предмет исследования - педагогические условия социальной адаптации ребенка из семьи мигрантов группах детского сада.

Гипотеза исследования

Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста из семьи мигрантов, как показатель эффективности взаимодействия педагогов и родителей в период привыкания к детскому саду, обеспечивается совокупностью педагогических условий социальной адаптации:

- взаимная толерантность, открытость и принятие педагогами и родителями культуры и национальных традиций воспитания;

- проектирование педагогами образовательного процесса на основе принципов культурологического и деятельностного подхода, обеспечивающих активное освоение детьми ценностей и социальных норм, способов поведения, воспитание дружеских взаимоотношений;

- использование активных методов обучения для освоения иноязычным ребенком способов речевого общения.

Цель, объект, предмет и гипотеза определяют необходимость в постановке и решении следующих задач проекта:

 1.Проанализировать современные подходы к проблеме социальной адаптации детей мигрантов и обосновать целесообразность и необходимость взаимодействия педагогов и родителей в организации адаптационного периода.

 2. Изучить особенности взаимоотношений педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в группе сверстников.

 3.Определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие детей из семьи мигрантов в период привыкания к детскому саду.

 4. Разработать программу социальной адаптации ребенка  дошкольного возраста в условиях детского сада.

Одна из главных задач при приеме семей мигрантов – обеспечить наилучшую адаптацию детей, доступ к образованию.

 Таким образом, считаю необходимым создание кружка  для детей мигрантов «культура общения» на базе Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «детский сад» №40 Колпинского района Санкт- Петербурга, которое могут посещать дети мигранты и их родители для более лучшей адаптации в дошкольном учреждении.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга был открыт 05.05.1969 года.

В настоящее время в ДОУ работает 11 групп. Из них: 2 группы для детей с задержкой психического развития, 3 группы для детей раннего возраста, 8 массовых групп. Списочный состав детей на 2014-2015 учебный год 220, 9 детей из семьи мигрантов.

Воспитание и обучение детей в детском саду осуществляется на русском языке.

 

Описание проекта

Проект ориентирован на детей 4-7 лет.

Срок реализации программы – 3 года.

Проект предполагает решение проблемы социокультурной адаптации детей мигрантов к условиям жизни мегаполиса с помощью формирования навыков культуры речи, освоения психолого-педагогических приемов общения.

Отличие данной программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать детей мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.

Проект предполагает обязательное сохранение их этнической идентичности. Поэтому подбор материала для занятий осуществляется с учётом языковых и национальных особенностей детей, обучающихся в группах.

Целевые группы проекта: дети мигранты и их родители

Регион реализации проекта: Санкт- Петербург г. Колпино

2.2 Ожидаемые результаты:

- Усвоение детьми-мигрантами основных культурных традиций и особенностей коммуникации страны проживания.

- Формирование адаптивных навыков к постоянно меняющемуся миру.

-Создание предпосылок для успешной социализации представителей разных культурных традиций в среде доминирующей русскоязычной культуры.

- Овладение практическими навыками рационального общения и самопознания.

- Повышение речевой культуры детей мигрантов.

-Формирование позитивного уважительного отношения к многообразию культур и их представителям на основе усвоения знаний об иных культурах, осознания различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни.

2.3Для выполнения поставленных задач воспитатели дошкольного обучения проводят следующие мероприятия:

1. Проведение диагностики личностной сферы детей мигрантов.

2. Индивидуальные консультации с детьми мигрантов.

3. Выявление интересов и склонностей ребёнка.

4. Индивидуально-групповые занятия с детьми мигрантов по русскому языку.

5. Занятия – тренинги, направленные на сплочение коллектива.

6.Занятия – тренинги, направленные на коррекцию межличностных отношений.

Заключение (выводы, рекомендации)

Миграция в нашей стране практически целиком является процессом стихийной социально-экономической самоорганизации населения. Власти обычно слабо влияют на этот процесс. Между тем, конструктивная помощь властей могла бы выразиться в эффективном информировании мигрантов о потребностях в рабочей силе, в создании элементарных условий проживания мигрантов в местах их значительной концентрации, в оказании им юридической помощи при трудоустройстве, в более эффективной защите от преступности и т. д.

Миграция порождает противоречия между интересами многих людей, имеющих к ней как прямое, так и косвенное отношение. В настоящее время эти противоречия локализуются в основном на поселенческом уровне и проявляются в разнородных мелких конфликтах, в том числе межэтнического свойства.

Но при увеличении миграционных потоков и усилении их стихийности вызываемые ими противоречия могут резко обостриться и обернуться разрушительными следствиями в масштабе регионов и страны в целом. Для предупреждения такого развития событий, несомненно, требуется усиление взаимодействия органов государственной власти с землячествами, воспитательной работы, направленной на формирование толерантных межэтнических отношений, а также, может быть, некоторое ограничение притока мигрантов в местности с высокой плотностью населения.

Очевидно, что особое внимание в проблеме миграции следует уделять решению вопросов психолого - педагогической адаптации как взрослых, так и детей. Дети дошкольного и младшего школьного возраста из семей мигрантов – особая группа, и учителям важно понимать их психологическое состояние. Многие их этих детей испытали на себе дискриминацию и ненависть населения в местах прежнего проживания и часто переживают неприязнь окружения, в которое попадают на новом месте.

При этом дети уже имеют культурный опыт (акцент, манеры, взгляды, привычки) социальной среды, частью которой они являлись в прошлом.

Травматические факторы миграции лишают детей стабильного, безопасного и поддерживающего окружения, необходимого для нормального развития, нарушая процесс формирования и становления личности. Пережитый опыт влияет на когнитивные процессы, особенности поведения, межличностные отношения, самооценку и в целом на мировоззрение.

Специалисты отмечают глубокие изменения в видении мира, себя и своего будущего даже у самых маленьких детей.

Нередко дети становятся косвенными жертвами травм, полученных их родителями, а в случае их потери испытывают сильнейший эмоциональный стресс. Бывает, что родители остаются на родине, а детей посылают в безопасное место.

 В этих ситуациях дети рано сталкиваются с «взрослыми» трудностями, и преодолевать их приходится без помощи родителей. Даже если семья переезжает на новое место в полном составе, взрослые не могут уделять воспитанию детей столько же внимания и времени, как дома, в привычной обстановке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы детей-мигрантов в дошкольном образовательном учреждении и пути их решения

В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, п...

«Методика обучения детей лепке в дошкольном образовательном учреждении»

ВведениеСчитается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.Лепка необходима для раз...

Консультация педагогам на тему: «Проблемы обучения детей мигрантов в российских школах».

В этой теме важно рассмотреть подтемы:     1) «Создание благоприятной  адаптации для детей мигрантов  в российской системе образования»....

Презентация на тему"Система обучения детей ПДД в дошкольном учреждении"

Система обучения ПДД в дошкольном учреждении подразумевает:воспитание у детей навыков культуры поведения на улицах, дорогах, в транспорте;повышение квалификации педагогических кадров, отвечающих за со...

Адаптации детей мигрантов в дошкольных образовательных учреждениях.

   Миграционные  процессы происходящие в мире и особенности на территории СНГ характеризуются изменением ситуации в дошкольном образовании. Это связанно с увеличивающимися потоко...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Технологии обучения детей с кохлеарной имплантацией в условиях дошкольного учреждения»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Технологии обучения детей с кохлеарной имплантацией в условиях дошкольного учреждения»...

Актуальность обучения детей ПДД в дошкольных учреждениях

Дети дошкольного возраста не всегда понимают, что могут попасть в опасную ситуацию на дороге, поэтому важно начинать обучение ПДД уже с младшего возраста. В дошкольных учреждениях предлагаются специал...