Как дошкольника подготовить к обучению грамоте
статья по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_doshkolnika_podgotovit_k_obucheniyu_gramote.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Как дошкольника подготовить к обучению грамоте.
Время компьютерных технологий повлияло, хоть и незначительно, на взгляд родителей о процессе воспитания детей. Развивающие игры и развивающие программы несомненно способствуют формированию концентрации внимания, развитию общих представлений об окружающем мире при правильном подборе и нормированном времени работы за компьютером.
Но роль взрослого при обучении ребёнка грамоте родного языка остаётся по-прежнему ведущей и очень важной. Наиболее благоприятный возраст подготовительных упражнений по подготовке к обучению грамоте дошкольника – это пять лет. При условии развитого фонематического слуха, отсутствия грубого принуждения со стороны взрослых и игрового подхода к этим занятия.
Традиционно родители покупали «Букварь» или «Азбуку» и начинали учить ребёнка читать. Но грамота не состоит только из чтения. И такой способ достигал результата, но время, потраченное на такое обучение чтению, можно было использовать более эффективно.
С чего начинать? С психологической положительной стимуляции ребёнка, направленной на то, что он научится читать слоги, слова, научится писать печатные буквы, и в школе им будет гордиться учитель и родители, и он узнает много нового, читая самостоятельно красочные интересные книжки.
Для обеспечения психологического комфорта на занятиях необходимо:
- Не прерывайте резко игры детей, о предстоящем занятии предупредите ребенка за 10 минут. Важен положительный эмоциональный настрой на обучение.
- Занятия лучше проводить в одно и тоже время, в одном и том же месте. В выходные лучше заниматься в первой половине дня.
- Длительность занятия 25-30 минут. Не превышайте это время, даже если ребенку очень хочется продолжать.
- создать атмосферу, стимулирующую творческую активность ребёнка,.
- опираться на внутреннюю мотивацию успешности;
- постараться исключить все стрессообразующие факторы, сведя к минимуму посторонние раздражители на занятии;
- Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка своевременно переключите его на другую деятельность при помощи голоса, логических пауз и ударений, интонации, используя физкультминутки, пальчиковую гимнастику или гимнастику для глаз.
- Составлять четкие, конкретные, короткие инструкции, подкрепляя их зрительной стимуляцией;
- использовать технологию сотрудничества, не занимайте позицию «требовательного учителя» (между ребенком и родителем должны быть партнёрские отношения);
- Использовать поощрения и одобрение, вызывая положительную эмоциональную реакцию ребенка (улыбайтесь, обнимайте, подбадривайте ребенка, хвалите за малейшие успехи, подчёркивайте его персональную исключительность, не наказывайте за неудачи, не унижайте).
- Заканчивайте упражнение прежде, чем оно надоест ребёнку
Для занятий с ребёнком понадобится «Букварь», таблица с алфавитом, тетрадь в крупную клетку, набор цветных ручек, простой карандаш, хорошо, если у ребёнка в его личной зоне дома есть магнитная доска или доска для рисования.
Первое, что надо объяснить ребёнку, это то, что он слышит и произносит звуки, звуки бывают гласные и согласные, а научится видеть, писать и читать буквы. Если родители будут с ребёнком учить алфавит, называя буквы «бэ», «ве», «эм», «эн» - ребёнок будет с трудом и более долго соединять буквы в слоги . Он будет читать «бэа» вместо «ба», «эма», вместо « ма».
Открыв страницу «Букваря», надо рассмотреть картинки, проговорить слова, которыми обозначаются картинки, обратить внимание ребёнка на то, что чтобы написать эти слова, понадобится буква, которую вы с ребёнком решили выучить. Поиграть с ребёнком в игру «Кто больше назовёт слов, которые начинаются со звука…?»
Каждая буква состоит из элементов (прямая длинная линия, короткие линии, линии с закруглением и т.д.)
Предложите ребёнку на обычном листе бумаги напечатать несколько больших букв, несколько маленьких букв. Детям шести лет можно предложить напечатать буквы в строчку в тетради в клетку. Объясните детям, что высота большой буквы должна быть 2 клетки, ширина 1 клетка, а маленькая буква должна уместиться в одной клетке. Между буквами (а впоследствии между слогами и словами) должно быть расстояние две клетки. Печатные буквы дети пишут сверху вниз, строчка букв (слогов, слов) пишется слева направо. На первых порах возможно взрослому понадобится простым карандашом писать строчки букв, а ребёнок будет обводить эти буквы. Ориентировка на разлинованном листе в тетради не сразу получается у всех детей.
Магнитную доску или доску для рисования надо визуально разделить на две части. На одной стороне выкладывать пройденные гласные буквы, на другой стороне пройденные согласные буквы. Предлагайте ребёнку находить пройденные буквы на таблице с алфавитом. Полученные знания будут закрепляться быстрее и более эффективно.
Затем прочитайте слоги и слова в Букваре. Предложите написать 3-4 слога, подчеркнуть в них гласные буквы. Четкое понимание «гласная буква» поможет будущему первокласснику легко делить слова на слоги, составлять звуковые схемы слов, понимать правила переноса слов с одной строчки на другую. Читая «Букварь», обратите внимание ребёнка на то, что имена людей, клички животных пишутся с большой буквы. С большой буквы пишется первое слово в предложении, а в конце предложения стоит точка. Это значит, что мысль закончена и при чтении надо сделать паузу.
Не спешите листать страницы «Букваря», надо научить ребёнка правильной и достаточно быстрой технике слогового чтения. Для этого родители могут самостоятельно составить таблицу слогов и предложить ребёнку читать слоги слева направо, сверху вниз, засекая время.
На первых занятиях дети затрудняются читать слоги, в которых согласная буква первая (прямые слоги), надо учить читать ребёнка слоги, в которых первая будет гласная буква (обратные слоги). Освоив слитное чтение обратных слогов, дети начнут правильно и быстро читать прямые слоги, затем слова и предложения.
Образец задания для закрепления понятия « слог»
1. Над точками напечатать маленькую гласную букву а, прочитать слог:
…м …с …п м… ..х х… …н н… м… п…
2. Прочитать слоги, подчеркнуть согласные буквы.
Ма му мы мэ мо па по пу пы пэ на но ну ны нэ са со сы сэ су ха хо ху хэ ла ло лу лы
3. Прочитать слоги, подчеркнуть в каждом слоге гласную букву «и», прочитать слоги:
Ми пи си им ис ин их хи ни
4. Прочитать слова по слогам:
Ма-ма па-па са-ма са-ми сам осы оса ус усы сом со-мы
Мох му-ха у-хо су-хо ма-ло мы
Образец слоговой таблицы:
1. Слог – часть слова, не обозначает предметы, не обозначает действия. Между буквами в слоге нет расстояния, они пишутся рядом.
2. Занимаемся техникой слогового чтения. НЕ СПЕШИМ ЧИТАТЬ СЛОВА!
Читать слоги в таблице вертикально (столбик) и горизонтально (строчкой слева направо), каждый раз засекая время чтения.
ам | ум | им | ом | эм | ым | ма | Мо | Мы | Му |
Па | По | Пы | Пу | Ап | Оп | Ип | Эп | Ип | Пи |
Са | Ос | Сы | Су | Ис | Ус | Су | Эс | Ас | Си |
Хо | Ох | Ха | Ах | Хи | Их | Хы | Ых | Эх | Хи |
На | Но | Ну | Ни | Ны | Ан | Он | Ин | Ун | Эн |
Аб | Об | Иб | Ба | Бо | Бу | Би | Бы | Би | Ыб |
Га | Аг | Го | Ог | Иг | Ги | Эг | Гу | Уг | Го |
Ка | Ок | Ик | Эк | Ка | Ко | Ак | эк | Ки | ку |
Ла | Ло | Лу | Лы | Ли | Ол | Ул | Эл | Ыл | ла |
Ва | Во | Ву | Ви | Ав | Ув | Ив | Эв | Во | ви |
3. Читать слоги по з раза.
МИ ПИ СИ ЛИ ВИ КИ БИ ХИ МИ ЛИ СИ КИ ГИ
4. Вместо точек напечатать букву ы, прочитать все слоги
М… П … С… Л… В… К… Б… Х… Г…
После получения ребёнком базовых знаний можно использовать развивающие компьютерные игры и программы. Компьютерные игры чаще рассчитана на детей от 5 лет. Они прекрасно выполняет функцию дополнительного пособия по развитию речи и обучению чтению. Все задания подаются в легкой, ненавязчивой и веселой форме, что абсолютно не напоминает ребенку о том, что он учится, для него это просто игра
Подобная система занятий, на которых будут задействованы зрительный, слуховой и двигательный анализаторы ребёнка, не вызовет у дошкольника отрицательных эмоций к обучению в школе. Он пойдёт учиться уверенным в себе и с желанием продолжать обучение.
Учитель-логопед высшей категории ГБОУ Гимназия № 1797 «Экополис» Давыдова Г.А.
Старший воспитатель, педагог-психолог ГБОУ Гимназия № 1799 «Экополис» Лаврентьева М.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как дошкольника подготовить к обучению грамоте
Время компьютерных технологий повлияло, хоть и незначительно, на взгляд родителей о процессе воспитания детей. Развивающие игры и развивающие программы несомненно способствуют формированию концентраци...
Консультация для педагогов по теме: Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте (ФГОС).
Консультация для педагогов дошкольной ступени образования по теме:Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте (ФГОС)....
Рабочая программа по подготовке дошкольников 5-6-го возраста к школе " Развитиее речи, логического мышления и позновательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"
Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать позновательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речево...
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучению грамоты.
В исследованиях учёных ( Левиной Р.Е., Спировой Л.Ф., Никашиной Н.А. и др.) нарушения письма рассматриваются как результат недостаточной сформированности ранних ступеней речевого развития к пере...
«Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников как предпосылки обучения грамоте»
laquo;Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников как предпосылки обучения грамоте»...
Консультация для педагогов по теме: Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте (ФГОС).
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...
Методика обследования речевого развития дошкольников в период обучения грамоте
Методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте была разработана на основе критериев, предложенных О.С.Ушаковой, С.М.Струниной и Т.П.Сальниковой....