Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучению грамоты.
презентация по коррекционной педагогике на тему
В исследованиях учёных ( Левиной Р.Е., Спировой Л.Ф., Никашиной Н.А. и др.) нарушения письма рассматриваются как результат недостаточной сформированности ранних ступеней речевого развития к переходу на последующие. Одним из эффективных путей коррекционного воздействия является логопедическая ритмика, основанная на связи слова,музыки и движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
madou_ds_7_kolokolchik.pptx | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографией » Эльконин Д. Б.
В исследованиях ученых (Левиной Р.Е., Спировой Л.Ф., Никашиной Н.А. и др.) нарушения письма рассматриваются как результат недостаточной подготовленности ранних ступеней речевого развития к переходу на последующие.
Несформированность фонематического восприятия, представляющее собой сложное многомодальное нарушение, проявляется на всех уровнях языка и речи (лексическом, грамматическом, фонологическом).
Т ипичные ошибки: - дети нечётко различают на слух фонемы в собственной и чужой речи; - недостаточность слухоречевого ритма и нарушение динамического праксиса; - многочисленные ошибки при передаче ритмического рисунка на уровне слова; -неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза .
. Цель логопедической ритмики : – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции, у детей с речевой патологией, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
ЭТАПЫ ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ: 1 этап - р азвитие слухового внимания на материале неречевых звуков. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, словосочетаний и фраз. « Слушаем сказку » « Далеко и близко».
2 этап - у мение различать сначала слоги и слова, похожие по звуковому составу, а затем и звуки (фонемы, близкие в акустическом отношении. « Поговорим на разных языках» «Молоточек» «Подбери рифму» «Лишнее слово».
3 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа (подготовка к обучению грамоте ). « Слова-песенки », « Где звук ?», «Встали звуки по порядку».
Результат логоритмических занятий: -уточнение артикуляции; -развитие фонематического восприятия; -расширение лексического запаса; -развитие слухового внимания и двигательной памяти; -совершенствование общей и мелкой моторики; -выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью; -развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов; -творческой фантазии и воображения.
Мастер класс Формирование фонематического восприятия с использованием логоритмических игр.
«Встали звуки по порядку». Цель : развитие фонематического восприятия – обучение звуковому синтезу слов. Оборудование: карточки с буквой и картинкой, изображающей предметы, начинающиеся на этот звук: Н - нож, О – облако, С – сыр . Описание игры. Из всех детей выбирается три игрока. Они встают в шеренгу, рассчитываются на первый, 2, 3. После этого игроки получают от педагога по одной карточке с буквой и картинкой к ней. Взрослый вместе с детьми уточняет, у кого из игроков какая буква. Ребенок, чья буква названа, поднимает над головой свою карточку, показывая ее остальным. Затем педагог дает детям задание составить слово НОС, определив для этого место каждого звука в слове и встав в шеренгу таким образом, чтобы буквы в слове оказались каждая на своем месте. Когда дети встанут в нужном порядке, читается получившееся слово, а затем дается новое задание – составить из этих же букв слово СОН. Следующей стройке игроков можно дать аналогичное задание со словами КОТ и ТОК и т.д.
«Где звук?». Цель: обучение звуковому анализу слов – определение местонахождения заданного звука в словах . Оборудование : флажки по количеству детей . Описание игры. Дети встают в колонну (в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки, рассчитываются на первый, второй, третий. После этого перестраиваются в маленькие колонны по три человека. Педагог вместе с детьми уточняет, кто из них стоит в начале, середине и конце колонны. Каждому ребенку дается в правую руку флажок. Затем педагог называет слово, а дети определяют место заданного звука в нем. Например, надо найти, где находится звук М: в начале, середине или конце слова «Маяк ». Звук расположен в начале слова, значит ребенок, стоящий в начале колонны должен поднять свой флажок. При произнесении слова «гноМ», флажок поднимает ребенок, стоящий последним в колонне. А если прозвучит слово «лиМон», то флажок поднимает ребенок, стоящий посередине. Аналогично проводятся игры по определению местоположения в слове других звуков.
Звуковое лото «Звуки окружающего мира» Цель: "формирование навыков соотнесения звукового восприятия со зрительным; " формирование логических операций классификации и обобщения; " обогащение и закрепление словарного запаса ребенка, развитию связной речи; " расширение знаний об окружающем мире; " развитие внимания и памяти; " развитие слухового и зрительного восприятия; формирование и закрепление представлений ребёнка о различиях свойствах предметов окружающего мира, а также их звуковых возможностях. Описание игры. При прослушивании треков ребёнку предлагается узнать и назвать, какой предмет или явление он слышит во время звучания данной записи . Показать ребёнку серии картинок и во время проигрывания треков, предложить определить на слух, одновременно накладывая фишку на картину, соответствующую данному звуку . БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» - М. : Владос , 2003 2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. М. : Учебная литература, 1997
Спасибо за внимание!