Формирование фонематических процессов
статья по развитию речи по теме
В статье раскрывается значение фонематического восприятия, онтогенез и этапы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_fonematicheskikh_funktsiy.docx | 17.21 КБ |
prilozhenie_1.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование фонематических функций у детей с ОНР.
Речь в жизни человека играет исключительно важную роль и если у ребенка малопонятная, смазанная речь это затрудняет его общение со сверстниками и взрослыми, что накладывает отпечаток на развитие ребенка в целом. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушения речевого развития, большая часть из которых, это дети имеющие общее недоразвитие речи в той или иной степени и практически все они имеют задержку речевого развития в
звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь.
Одной из причин появления дефектов звукопроизношения Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева выделили недоразвитие фонематического восприятия. Эффективная коррекционная работа по формированию правильного произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Ребенок должен осознавать элементарные особенности звучащего слова.
Развивая фонематическое восприятие у ребенка мы будем способствовать и лучшему восприятию им словообразования и словоизменения слов.
Что же такое фонематическое восприятие?
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. В. К. Орфинская выделяет четыре ступени формирования фонематического восприятия:
- первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова;
- вторая – выделять первый и последний звук в слове;
- третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове;
- четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
Исследователь подчёркивает, что формирование первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе качественно сформированных предыдущих степеней. Фонематическое восприятие формируется на основе фонематического слуха.
Под фонематическим слухом понимают тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка и выделяют следующие виды нарушений фонематического слуха:
- недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено
- недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении
- глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.
Одним из первых, кто занимался изучением фонематического слуха в раннем детстве был Н.Х.Швачкин, он выделял 2 периода его развития:
1 период дофонемного развития речи.
В этот период ведущая семантическая роль принадлежит интонации и ритму.
Ребенок учится различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечает на них различным образом. Слово еще воспринимается как единый нерасчлененный звук.
Только к концу года ребенок начинает реагировать на звуковую оболочку слова.
2 период фонемного развития речи.
На втором году жизни ребенок начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. Но фонематическое различие звуков речи возникает не сразу, а выделяют несколько фонематических рядов:
- различие гласных, которые в свою очередь делится на:
- различение, а - не а,
- различение у — и, а — э, у — э, о — и,
- различение у-о, и-э.
- различение наличия согласных: ребенок сначала отмечает наличие или присутствие лишнего звука, воспринимает согласный звук как «нечто»: лишь затем наступает различение в пределах согласных.
- различие сонорных и артикулируемых шумных
- различение твердых и мягких согласных
- различение сонорных гласных
- различение шумных согласных
- взрывных и придувных
- различие передне- и заднеязычных
- различие глухих и звонких согласных
- различение шипящих и свистящих возникает очень поздно.
В начале 3 года жизни ребенок способен различать на слух все звуки речи. Фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.
Таким образом, мы видим, что фонематические процессы формируются у ребенка постепенно. Фонематический слух является базовым звеном речевой деятельности, на базе которого формируется и фонетический слух, осуществляющий контроль за слоговыми рядами в речи. Но для того чтобы ребенок в полной мере овладел навыками письма и чтения, необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в словах, то есть производить анализ структуры слова, что формируется в процессе специального обучения.
В работе Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Ткаченко формирование фонематического восприятия проходит 6 этапов работы, которые были взяты за основу нашей коррекционной работы:
I этап - узнавание неречевых звуков;
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап - дифференциация слогов;
V этап - дифференциация фонем;
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
В начале необходимо научить ребенка вслушиваться в звучащую речь, научить сравнивать свою речь с речью окружающих, контролировать свое произношение. Все обучение проводиться в форме игры как на групповых занятиях, так и индивидуально. Были отобраны задания по формированию фонематического слуха, анализа и синтеза с учётом принципа «от простого к сложному» (Приложение 1). После проведения обследования уровня развития фонематического слуха можно начинать работу с подходящего этапа.
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития фонематического восприятия. (Приложение 1).
II. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
в звуковом потоке
с артикуляторно близкими, но акустически далекими/ артикуляторно и акустически близкими
VI - Фонематический анализ и синтез
|
Дети «рисуют» руками разные по размеру три круга- «снеговика» и пропевают 3 разных по высоте звука.
Большой медведь - низкие, тяжёлые звуки дети поют - Э-Э-Э, воробышек - высокие звуки - чик- чирик. Упражнение «Кукушка и часы». Дети изображают, как тикают часы - тик- так - показывая движение маятника руками, и как кукует кукушка - ку-ку, делая взмахи руками. Взрослый дает ребенку два кружка - красный и зеленый - и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное - красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания БАМАН ВАВАН АЛЬБОМ АЛЬПОМ ПАМАН ДАВАН АЙБОМ АЛЬМОМ БАНАН БАВАН АНЬБОМ АЛЬНОМ БАНАМ ВАНАН АВЬБОМ АБЛЁМ Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.
мак-бак-так моток-каток-поток ток-тук-так батон-бутон-бетон бык-бак-бок будка-дудка-утка
канава-канава-какао-канава ком-ком-кот-ком утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
мак-бак-так-банан сом-ком-индюк-дом лимон-вагон-кот-бутон мак-бак-веник-рак и т.п.
мак-дом-ветка (Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка) совок-вакон-гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток) калитка-дом-каток (улитка, гном, платок, листок, ком)
Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные... (перина, подушка, рубашка) Ой, ребята, верь, не верь - От меня сбежала... (кошка, дверь, стенка) Сказала дверь: "Мой дорогой! Не открывай меня...» (плечом, коленом, ногой)
Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке... (жук) Шёл по лесу шустрый мишка, На него свалилась... (шишка) Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь... (двери)
му-мы-ма да-ды-до па-пу-по мо-мa-мы ду-ды-да ку-ко-ка и т.п.
та-ка-па па-ка-та ка-на-па га-ба-да фа-ха-ка ка-фа-ха ба-да-га ва-ма-на и т.п. То же с гласными О, У, Ы. Упражнение «Попугайчик».
по-бо ка-га пу-бу фа-ва пы-бы са-за (То же с гласными О, У, Ы), затем по 3 слога: па-ба-па та-да-та ва-фа-ва по-бо-по да-та-да фа-ва-фа пу-бу-пу ка-га-ка са-за-са Упражнение «Разговор инопланетян».
па-пя по-пё пу-пю пы-пи ма-мя мо-мё му-мю мы-ми ва-вя во-вё ву-вю вы-ви Упражнение «Пистолетик и пушка стреляют».
па-тпа на-пна та-пта ка-фка фа-тфа ка-тка та-фта ка-пка То же с гласными О, У, Ы.
пта-пто-пту-пты тма-тмо-тму-тмы кта-кто-кту-кты кна-кно-кну-кны фта-фто-фту-фты фка-фко-фку-фкы и т.п.
пта-тпа кта-тка пка-кпа фка-кфа фпа-пфа гда-дга фта-тфа хта-тха вба-бва
А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т. д. Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.
Пропевание гласных звуков с «рисованием» руками – А- рисуем большой круг, И- «дорожку» слева- направо, У- пропевать звук , изображая руками дудочку, О- «рисуем светофор», Э- изображаем движением руки- движение качелей- лодочки, Ы- «пароход гудит- «сооружаем трубу» при помощи ладоней .
АУ УАИ УА АИУ АИ АУИ ИА ИУА ИУ УИА УИ ИАУ П р и м е р. АУИ: l-й - А, 2-й - У, 3-й - И.
Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом
ЛУК – ЛАК. (Слова различаются только гласными звуками: [у] – [а].)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...
Презентация на тему: "Использование дидактических игр в формировании фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи"
Для того, чтобы занятия по формированию фонематических процессов у дошкольников стали привлекательными и интересными мы используем дидактические игры....
Презентация "Использование игр и игровых упражнений по формированию фонематических процессов в работе с детьми с ОНР".
Использование игр и игровых упражнений в работе с детьми с ОНР....
Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников
В консультации указаны игры и игровые приемы для равзития фонематических процессов у старших дошкольников....
Консультация для педагогов "Формирование фонематических процессов у дошкольников"
Формирование у детей правильного произношения....
Дидактический материал по формированию фонематических процессов дошкольников с нарушениями речи.
Данное дидактическое пособие, посвященное формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, может использоваться учителями-логопедами в дошкольных образовате...