Формирование фонематических процессов
статья по развитию речи по теме

В статье раскрывается значение фонематического восприятия, онтогенез и этапы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_fonematicheskikh_funktsiy.docx17.21 КБ
Файл prilozhenie_1.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование фонематических функций у детей с ОНР.

    Речь в жизни человека играет исключительно важную роль и если у ребенка малопонятная, смазанная речь это затрудняет его общение со сверстниками и взрослыми, что накладывает отпечаток на развитие ребенка в целом. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушения речевого развития, большая часть из которых, это дети имеющие общее недоразвитие речи в той или иной степени и практически все они имеют задержку речевого развития в

звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь.

   Одной из причин появления дефектов звукопроизношения Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева выделили недоразвитие фонематического восприятия. Эффективная коррекционная работа по формированию правильного произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Ребенок должен осознавать элементарные особенности звучащего слова.

Развивая фонематическое восприятие у ребенка мы будем способствовать и лучшему восприятию им словообразования и словоизменения слов.

    Что же такое фонематическое восприятие?

    Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. В. К. Орфинская выделяет четыре ступени формирования фонематического восприятия:

  • первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова;
  • вторая – выделять первый и последний звук в слове;
  • третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове;
  • четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

Исследователь подчёркивает, что формирование первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе качественно сформированных предыдущих степеней.  Фонематическое восприятие формируется на основе фонематического слуха.  

    Под фонематическим слухом понимают тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка и выделяют следующие виды нарушений фонематического слуха:

  • недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено
  • недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении
  • глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

   Одним из первых, кто занимался изучением фонематического слуха в раннем детстве был Н.Х.Швачкин, он выделял 2 периода его развития:

1 период дофонемного развития речи.

     В этот период ведущая семантическая роль принадлежит интонации и ритму.

     Ребенок учится различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечает на них различным образом. Слово еще воспринимается как единый нерасчлененный звук.

     Только к концу года ребенок начинает реагировать на звуковую оболочку слова.

2 период фонемного развития речи.

      На втором году жизни ребенок начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. Но фонематическое различие звуков речи возникает не сразу, а выделяют несколько фонематических рядов:

  • различие гласных, которые в свою очередь делится на:
  • различение, а - не а,
  • различение у — и, а — э, у — э, о — и,
  • различение у-о, и-э.
  • различение наличия согласных: ребенок сначала отмечает наличие или присутствие лишнего звука, воспринимает согласный звук как «нечто»: лишь затем наступает различение в пределах согласных.
  • различие сонорных и артикулируемых шумных
  • различение твердых и мягких согласных
  • различение сонорных гласных
  • различение шумных согласных
  • взрывных и придувных
  • различие передне- и заднеязычных
  • различие глухих и звонких согласных
  • различение шипящих и свистящих возникает очень поздно.

      В начале 3 года жизни ребенок способен различать на слух все звуки речи. Фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

Таким образом, мы видим, что фонематические процессы формируются у ребенка постепенно. Фонематический слух является базовым звеном речевой деятельности, на базе которого формируется и фонетический слух, осуществляющий контроль за слоговыми рядами в речи. Но для того чтобы ребенок в полной мере овладел навыками письма и чтения, необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в словах, то есть производить анализ структуры слова, что формируется в процессе специального обучения.

        В работе Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Ткаченко формирование фонематического восприятия проходит 6 этапов работы, которые были взяты за основу нашей коррекционной работы:

I этап - узнавание неречевых звуков;

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап - дифференциация слогов;

V этап - дифференциация фонем;

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

       В начале необходимо научить ребенка вслушиваться в звучащую речь, научить сравнивать свою речь с речью окружающих, контролировать свое произношение. Все обучение проводиться в форме игры как на групповых занятиях, так и индивидуально. Были отобраны задания по формированию фонематического слуха, анализа и синтеза с учётом принципа «от простого к сложному» (Приложение 1). После проведения обследования уровня развития фонематического слуха можно начинать работу с подходящего этапа.



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия. (Приложение 1).

  1. Узнавание неречевых звуков
  • звуки окружающего мира
  • звучащие игрушки
  • воспроизведение ритма

  • изолированные удары
  • серия простых ударов
  • серия акцентированных ударов

II. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

  1. азличение слов, близких по звуковому составу
  • определение на слух правильного варианта слова (правильное название предмета)

        

  • повторение похожих слов в названном порядке:
  • по 2 слова
  • по 3 слова

  • выделение на слух слово, которое отличается от остальных (3-4 слова)

  • выделение слова, которое по звуковому составу не похоже на остальные

  • определение, на какое из названных трех слов больше похоже 4-е
  • выбор слов из предложенных, добиваясь рифмы

  • подбор слов в рифму

  1. Воспроизведение и дифференциация слогов
  • воспроизведение слогов с одним согласным, но разными гласными звуками
  • воспроизведение слогов с общим гласным, но разными согласными звуками

  • воспроизведение слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости
  • по 2 слога
  • по 3 слога

  • воспроизведение слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости
  • по 2 слога
  • по 3 слога

  • воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков

  • воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными

  • оспроизведение слогов со сменной позицией согласных звуков в их стечении

  1. Дифференциация фонем
  • уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения
  • выделение гласного звука

       в звуковом потоке

  • в потоке слогов
  • из слов

  1. выделение согласного звука
  • в звуковом потоке
  • в потоке слогов
  • из слов
  • выделение соответствующего звука с опорой на картинку
  • подобрать слова с заданным звуком
  • дифференциация согласных звуков

 с артикуляторно близкими, но акустически далекими/

артикуляторно и акустически близкими

  • по твердости/мягкости
  • по глухости/звонкости
  • в звуковом потоке
  • в потоке слогов
  • на фоне слов
  • выделение звуков с опорой на картинки (дифференциация)
  • подобрать слова со звуками

 VI - Фонематический анализ и синтез

  1. Гласные звуки

  1. Согласные звуки
  • назвать первый звук в слове в сильной позиции
  • с опорой на слуховое восприятие
  • с опорой на зрительное восприятие
  • подобрать слова, начинаются с заданного звука
  • подобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука
  • назвать последний звук в словах
  • назвать звуки в сочетаниях
  • выбрать из предложенных картинок те, в названии которых заданный звук находится в начале (в конце, в середине слова)
  • подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале (в конце, в середине слова)
  • определить местоположение звука в слове
  • с опорой на слуховое восприятие
  • с опорой на зрительное восприятие
  • назвать все звуки в слове по порядку
  • определить чем различаются слова
  • только первыми звуками
  • только последними звуками
  • только гласными звуками
  • составить слово из звуков
  • определить, какой по порядку звук в словах
  • дать характеристику каждому звуку в слове
  • назвать звуки, стоящие перед и после звука … в слове
  • назвать по порядку слоги в слове
  • составить слово из слогов
  • убрать первый звук в слове и назвать новое слово
  • назвать первые (вторые, третьи, последние) звуки  в словах и составить из этих звуков новое слово
  • составить новое слово из первых (последних) слогов слов
  • составить слово из двух слов
  • На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти.
  • Упражнение «Снеговик»

Дети «рисуют»  руками разные по размеру три круга- «снеговика» и пропевают 3 разных по высоте звука.

  • Упражнение «Учёный медведь и воробышек».

Большой медведь - низкие, тяжёлые звуки дети поют - Э-Э-Э, воробышек - высокие звуки - чик- чирик.

Упражнение «Кукушка и часы». Дети изображают, как тикают часы - тик- так - показывая движение маятника руками, и как кукует кукушка - ку-ку, делая взмахи руками.

Взрослый дает ребенку два кружка - красный и зеленый - и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное - красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания

БАМАН         ВАВАН

АЛЬБОМ        АЛЬПОМ

ПАМАН         ДАВАН

АЙБОМ        АЛЬМОМ

БАНАН          БАВАН

АНЬБОМ        АЛЬНОМ

БАНАМ         ВАНАН

АВЬБОМ        АБЛЁМ

Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

  • Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

мак-бак-так                

моток-каток-поток

ток-тук-так                

батон-бутон-бетон

бык-бак-бок                

будка-дудка-утка

  • Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава-канава-какао-канава

ком-ком-кот-ком

утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

  • Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

мак-бак-так-банан

сом-ком-индюк-дом

лимон-вагон-кот-бутон

мак-бак-веник-рак                                                             и т.п.

  • Взрослый, не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребенка определить, на какое из названных трех слов больше похоже 4-е:

мак-дом-ветка

(Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)

совок-вакон-гном

(дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

калитка-дом-каток 

(улитка, гном, платок, листок, ком)

  • Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные... (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь -

От меня сбежала... (кошка, дверь, стенка)

Сказала дверь: "Мой дорогой!

Не открывай меня...» (плечом, коленом, ногой)

  • Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке... (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка,

На него свалилась... (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь... (двери)

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.
  • та-то-ту        ну-ны-на        бо-ба-бы       ты-та-то        но-на-ну        бу-бо-ба

              му-мы-ма        да-ды-до        па-пу-по      мо-мa-мы ду-ды-да        ку-ко-ка                                                        и т.п.

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

та-ка-па                па-ка-та

ка-на-па                га-ба-да

фа-ха-ка                ка-фа-ха

ба-да-га                ва-ма-на        

и т.п.

То же с гласными О, У, Ы.

Упражнение «Попугайчик».

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, сначала по 2 слога: па-ба        та-да

          по-бо         ка-га

          пу-бу         фа-ва

          пы-бы         са-за

(То же с гласными О, У, Ы),

затем по 3 слога:

па-ба-па        та-да-та        

ва-фа-ва          по-бо-по        

да-та-да        фа-ва-фа

пу-бу-пу        ка-га-ка        

са-за-са

        Упражнение «Разговор инопланетян».

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости.

па-пя                по-пё                

пу-пю                пы-пи

ма-мя                мо-мё        

му-мю                   мы-ми

ва-вя                во-вё                

ву-вю                вы-ви

Упражнение «Пистолетик и пушка стреляют».

  • Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:

па-тпа                        на-пна

та-пта                        ка-фка

фа-тфа                        ка-тка

та-фта                        ка-пка

То же с гласными О, У, Ы.

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

пта-пто-пту-пты        

тма-тмо-тму-тмы

кта-кто-кту-кты         

кна-кно-кну-кны

фта-фто-фту-фты        

фка-фко-фку-фкы

                                                                             и т.п.

  • Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их  стечении. Упражнение «Да- нет», аналогично вопросам да и нет- дети интонационно проговаривают в паре  с педагогом сочетания.

пта-тпа         кта-тка

пка-кпа        фка-кфа

фпа-пфа         гда-дга

фта-тфа         хта-тха

вба-бва

  • Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т. д. Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.

  • Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [о]. Взрослый произносит слоги: ВА, ГО, ЗО, РО, ЗА, ЛА, МУ, ЗУ.
  • Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [а]. Взрослый произносит слова: СОК, МАК, ЛУК, САД.
  • Подними руку, когда услышишь звук [м]. Взрослый произносит звуки: [р], [м], [ш], [а], [м], [п].
  • Подними руку, когда услышишь звук [м]. Взрослый произносит слоги: МА, ЛА, РА, АШ, ОМ.
  • Подними руку, когда услышишь звук [в]. Взрослый произносит слова: ФАНТИК, ВАНЯ, ФОЛЬГА, ВАННА.
  • Посмотри на картинку и скажи, есть ли в названии звук [м].
  • Подбери слова со звуком [м] (мышь, майка, комок, сумка).
  • Л/Т, Б/М и т.д
  • М/М', К/К' и т.д.
  • П/Б, Т/Д и т.д.
  • Подними руку, когда услышишь звук [к] и хлопни в ладоши когда услышишь звук [г]: П, С, К, Н, Г, Л, М, К
  • Подними руку, когда услышишь слово со звуком [к] и хлопни в ладоши когда услышишь слово со звуком [к']: КИТ, ДОМ, КОТ, САД, ЛАК, КЕДЫ
  • Разложи картинки на две группы: в 1-ю группу – картинки, в названиях которых есть звук [к], во 2-ю – картинки, в названиях которых звук [к'].

Пропевание гласных звуков с «рисованием» руками – А- рисуем большой круг, И- «дорожку» слева- направо, У- пропевать звук , изображая руками дудочку, О- «рисуем светофор», Э- изображаем движением руки- движение качелей- лодочки, Ы- «пароход гудит- «сооружаем трубу» при помощи ладоней .

  • МАК, ДОМ и т.д.
  • Назвать звуки в сочетаниях.

АУ                        УАИ

УА                        АИУ

АИ                        АУИ

ИА                        ИУА

ИУ                        УИА

УИ                        ИАУ

П р и м е р. АУИ: l-й - А, 2-й - У, 3-й - И.

  • Взрослый называет слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста), выделяя голосом звук “С”, и предлагает детям определить местоположение этого звука в слове.
  • Назвать все звуки по порядку.

Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом

  • ЛУК – ЖУК. (Слова различаются только первыми звуками: [л] – [ж].)
  • СОМ – СОК. (Слова различаются только последними звуками: [м] – [к].)

ЛУК – ЛАК. (Слова различаются только гласными звуками: [у] – [а].)

  • Составь слово из звуков [с], [о], [р]
  • Определи, какой по порядку звук [с] в словах: СОК, БАРС, НОС, ОСА.
  • Охарактеризуй каждый звук в слове ПРАДЕДУШКА.
  • Назвать звуки, стоящие перед и после звука И в слове МИР ([м'], [р])
  • СОТЫ (1-й слог СО-, 2-й – ТЫ-)
  • ЛУ- и -НА – ЛУНА
  • Убери 1-й звук в слове КЛЕН и назови новое слово – ЛЕН

  • Назови вторые звуки в словах: СЛОН, САД, УКАЗ ([л], [а], [к]) – ЛАК
  • Из первых слогов слов ВАТА и РАНКА составь новое слово (ВАРАН)
  • Составь слово из двух слов: БУЙ и ВОЛ (БУЙВОЛ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...

Презентация на тему: "Использование дидактических игр в формировании фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи"

Для того, чтобы занятия по формированию фонематических процессов у дошкольников стали привлекательными и интересными мы используем дидактические игры....

Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников

В консультации указаны игры и игровые приемы для равзития фонематических процессов у старших дошкольников....

Дидактический материал по формированию фонематических процессов дошкольников с нарушениями речи.

Данное дидактическое пособие, посвященное формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, может использоваться  учителями-логопедами в дошкольных образовате...