Дидактические игры как средство подготовки к школе
статья по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Сердобинцева Тамара Николаевна

 Основное назначение дидактических игр – обеспечить  упражняемость ребёнка в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.  Дидактические игры обеспечивают развитие у ребенка логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей и любознательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Дидактические игры как средство подготовки к школе.  

                   Консультация  для  родителей.     

       Дошкольный  возраст – яркая, неповторимая страница в жизни  

каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,

устанавливается связь ребёнка с ведущими  сферами бытия: миром людей,

природы, предметным миром.

       Основное назначение дидактических игр – обеспечить  упражняемость  

ребёнка в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел,

геометрических фигур, направлений.  

       В дидактических играх есть возможность формировать новые знания.  

       Подготовка ребёнка к школе – работа сложная, требующая терпения,

системности в проведении занятий, а также совместной заинтересованности

в ее результате ребёнка и воспитателя.

     Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное

освоение  окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей

между предметами и явлениями позволяет дидактическая игра.    В    ней  

содержится комплекс разнообразной деятельности ребёнка: мысли, чувства,

переживания, поиски активных способов решения игровой задачи,  

подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношение ребёнка в игре.  

     Занятия строятся в занимательной форме, хорошо, если в игре участвуют

герои-персонажи из сказок, используются речевые игры, что позволяет ребенку

овладеть звукобуквенным анализом, дает возможность использовать новые

слова в речи. Ребёнок может подолгу упражняться в преобразовании фигур,

прикладывая палочки или другие предметы по заданному образцу  или  

собственному замыслу. В таких играх  формируются важные качества личности

ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость,  

сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные

умения.

     Дидактические  игры – явление сложное, но в них отчетливо обнаруживаются

основные  элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую

деятельность одновременно.

      Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая  

определяется целью обучающего воздействия. Игровые действия составляют

основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игровым

действиям ребенка нужно учить, тогда игра приобретает обучающий характер

и становится содержательной.

      Игра – это общение ребенка со взрослым, это школа, в которой ребенок

учится радоваться и стойко переносить свои неудачи. Необходимо стремиться

к  тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость

учения.      

       Доброжелательность, радостная обстановка, выдумка и фантазия  необходимы в

игре.  Только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.

        Использование дидактических игр обеспечивает  развитие у ребёнка логического

мышления, памяти, воображения, творческих способностей, любознательности.  Это

способствует более качественному уровню подготовки детей к школе.    

          Примерные  дидактические  игры для детей старшего возраста.  

    Игра 1. «С какого дерева листочки?»

Цель: учить различать породы деревьев, подбирать листочки к определенному дереву.

                           Ход  игры.

Взрослый задает вопросы: «Какое сейчас время года?  После какого времени года наступает зима?  Назови осенние месяцы? Что происходит в природе?». Ребенок отвечает полным ответом.  Чтение стихотворения из книги Кисловой Т.Р. «По дороге к Азбуке»:

                                      Мы листики осенние,                        Ветер снова набежал

                                      На ветках мы сидим.                          И листочки все поднял.  

                                      Дунул ветер – полетим.                     Закружились, полетели

                                      Мы летели, мы летели                       И на землю тихо сели.

                                      И на землю тихо сели.                                  

Взрослый показывает разные листочки. «Назови, с какого дерева этот листочек?» (показывает). Ребенок должен назвать, например, листочек  с березы, с рябины, с клена и т.д.

Затем показывает опять листочек и спрашивает: «Листочек какой?» Ребенок должен ответить:

«Березовый, кленовый, дубовый, рябиновый».  «Какого цвета эти листочки?» (Желтые, красные, зеленые).  

Затем показывает картинку об осени. Рассматривают ее. «Назови, какие деревья изображены на картинке? (Береза, рябина, клен). «Как ты узнал эти деревья?» (У березы белый ствол с черными полосками, у рябины на ветках сохранились красные ягоды, у клена тонкие веточки, ветвистые). «Какие плоды у дуба?» (Желуди). «У каких деревьев бывают ягоды?» (У рябины, черемухи).

                         

     Игра 2. «Наоборот»  

Цели: дать понятие антонимов; развивать внимание, способность работать по правилам.

                                Ход игры.

Взрослый рассказывает, как Буратино поссорился с Мальвиной из-за того, что она учила его

решать задачи и записывать в тетради. А Буратино выполнил задание плохо и поставил кляксу

в тетради. За это Мальвина его наказала, а Буратино считал, что он прав. Взрослый спрашивает, кто прав? Ребенок должен поднять карточку со знаком «+» или «-«. О вкусах не

спорят. А о чем спорят? Можно ли жить без ссор и обид? (Ответ ребенка)

Слова, которые  «спорят» между собой, называются антонимами, или еще их называют

«спорщиками». Взрослый называет слова, а ребенок находит противоположные: горькое

(сладкое), соленое (свежее), пасмурно (солнечно).  

Затем взрослый предлагает подобрать к словам антонимы, а первые буквы подобранных слов, если их прочитать по вертикали, составят новое слово, относящееся к ребенку. Первую

Букву отложили из разрезной азбуки перед собой. Широкий (узкий), твердый (мягкий), старый

(новый), скучный (интересный), несломанный (целый), неряшливый (аккуратный). Получилось слово умница.

     Игра 3. «С кочки на кочку»  

Цели:  продолжать обучение детей звуковому анализу слов, учить называть слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги на наборном полотне из букв разрезной азбуки; составлять из 3-х букв слова.  

                                       Ход  игры.  

Взрослый показывает буквы и спрашивает: «Как называются звуки, которые мы произносим с помощью губ, языка, зубов?». Ребенок отвечает: «Эти звуки называются согласными».

«Каким цветом обозначаются гласные звуки?» (Красным).

«А согласные?» (Синим).  

Затем взрослый предлагает отправиться в лес собирать клюкву. Клюква растет на болоте.

                                  На болоте нет дорог,

                                  Мы по кочкам – скок да скок!  

На кочках нарисованы буквы. Ребенок собирает буквы и составляет из букв слова:

лес, мама, ухо, сом, сухо.

   

       Игра 4. «Кто во что одет?»  

Цели: закрепить умение ребенка систематизировать животных по покрову тела (перья,

чешуя, шерсть), по среде обитания (воздух, вода); формировать навыки пользования

моделями; обогащать словарный запас ребенка названиями животных.

                                               Ход  игры

Взрослый показывает картинку и говорит: «Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это

птица?  Отгадай-ка!».  Ребенок должен ответить полным ответом: «Не сорока, не ворона,

а воробей».  За правильный ответ ребенок получает фишку.  

Затем  дети получают по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей, а

также большие карты с изображением моделей покрова тела животного: перо, чешуя, шерсть.

Ребенок закрывает маленькими картинками пустые квадраты (под картинками) в соответствии с моделью на своей карте.

Затем тоже самое делают с изображением моделей различных сред обитания животных

(вода, воздух, земля). За правильную работу ребенок получает фишки.    

         Игра 5. «Разные  сказки»  

Цели: учить ребенка придумывать различные ситуации, используя наглядную модель; развивать внимание, мышление, речь ребенка.

                                                 Ход  игры

Взрослый сообщает, что сегодня будем придумывать сказку. На столе размещает три рамочки, устанавливает между ними две стрелки, а в рамочках – отдельные фигурки.  В  первой рамочке – домик, во второй – два стоящих человечка, в третьей – три дерева и два бегущих человечка.

Вот и получилась сказка, но надо суметь  прочитать ее. Сначала сказку рассказывает взрослый,

А потом ребенок рассказывает ее по-своему. Если ребенок не может составить сказку, взрослый дает ему примерный образец: «В одном домике жил-был мальчик. Однажды он

вышел погулять и встретил другого мальчика. Они решили вместе пойти в лес. В лесу играли

в прятки, а потом вернулись и разошлись по домам».

Взрослый выслушивает рассказ ребенка, затем меняет фигурки в рамочках и объясняет, что

Записана другая сказка. Ребенок придумывает новую сказку.    

         Благодаря дидактическим играм ребенок многому научится: думать, слушать, отвечать

на вопросы, называть свойства и отношения объектов, чисел, читать слоги, слова, предложения. Но, не забывайте, что    

                                   УЧЕНИЕ  ДОЛЖНО  БЫТЬ  РАДОСТНЫМ!  

               

               

                                   Воспитатель: Сердобинцева Тамара Николаевна    

           

             

                           

     

 

   



Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр для детей дошкольного возраста компенсирующей направленности

                       

       Дошкольный  возраст – яркая, неповторимая страница в жизни  

каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,

устанавливается связь ребёнка с ведущими  сферами бытия: миром людей,

природы, предметным миром.

       Основное назначение дидактических игр – обеспечить  упражняемость  

ребёнка в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел,

геометрических фигур, направлений.  

       В дидактических играх есть возможность формировать новые знания.  

       Подготовка ребёнка к школе – работа сложная, требующая терпения,

системности в проведении занятий, а также совместной заинтересованности

в ее результате ребёнка и воспитателя.

     Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное

освоение  окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей

между предметами и явлениями позволяет дидактическая игра.    В    ней  

содержится комплекс разнообразной деятельности ребёнка: мысли, чувства,

переживания, поиски активных способов решения игровой задачи,  

подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношение ребёнка в игре.  

     Занятия строятся в занимательной форме, хорошо, если в игре участвуют

герои-персонажи из сказок, используются речевые игры, что позволяет ребенку

овладеть звукобуквенным анализом, дает возможность использовать новые

слова в речи. Ребёнок может подолгу упражняться в преобразовании фигур,

прикладывая палочки или другие предметы по заданному образцу  или  

собственному замыслу. В таких играх  формируются важные качества личности

ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость,  

сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные

умения.

     Дидактические  игры – явление сложное, но в них отчетливо обнаруживаются

основные  элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую

деятельность одновременно.

      Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая  

определяется целью обучающего воздействия. Игровые действия составляют

основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игровым

действиям ребенка нужно учить, тогда игра приобретает обучающий характер

и становится содержательной.

      Игра – это общение ребенка со взрослым, это школа, в которой ребенок

учится радоваться и стойко переносить свои неудачи. Необходимо стремиться

к  тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость

учения.      

       Доброжелательность, радостная обстановка, выдумка и фантазия  необходимы в

игре.  Только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.

        Использование дидактических игр обеспечивает  развитие у ребёнка логического

мышления, памяти, воображения, творческих способностей, любознательности.  Это

способствует более качественному уровню подготовки детей к школе.    

          Примерные  дидактические  игры для детей старшего возраста.  

    Игра 1. «С какого дерева листочки?»

Цель: учить различать породы деревьев, подбирать листочки к определенному дереву.

                           Ход  игры.

Взрослый задает вопросы: «Какое сейчас время года?  После какого времени года наступает зима?  Назови осенние месяцы? Что происходит в природе?». Ребенок отвечает полным ответом.  Чтение стихотворения из книги Кисловой Т.Р. «По дороге к Азбуке»:

                                      Мы листики осенние,                        Ветер снова набежал

                                      На ветках мы сидим.                          И листочки все поднял.  

                                      Дунул ветер – полетим.                     Закружились, полетели

                                      Мы летели, мы летели                       И на землю тихо сели.

                                      И на землю тихо сели.                                  

Взрослый показывает разные листочки. «Назови, с какого дерева этот листочек?» (показывает). Ребенок должен назвать, например, листочек  с березы, с рябины, с клена и т.д.

Затем показывает опять листочек и спрашивает: «Листочек какой?» Ребенок должен ответить:

«Березовый, кленовый, дубовый, рябиновый».  «Какого цвета эти листочки?» (Желтые, красные, зеленые).  

Затем показывает картинку об осени. Рассматривают ее. «Назови, какие деревья изображены на картинке? (Береза, рябина, клен). «Как ты узнал эти деревья?» (У березы белый ствол с черными полосками, у рябины на ветках сохранились красные ягоды, у клена тонкие веточки, ветвистые). «Какие плоды у дуба?» (Желуди). «У каких деревьев бывают ягоды?» (У рябины, черемухи).

                         

     Игра 2. «Наоборот»  

Цели: дать понятие антонимов; развивать внимание, способность работать по правилам.

                                Ход игры.

Взрослый рассказывает, как Буратино поссорился с Мальвиной из-за того, что она учила его

решать задачи и записывать в тетради. А Буратино выполнил задание плохо и поставил кляксу

в тетради. За это Мальвина его наказала, а Буратино считал, что он прав. Взрослый спрашивает, кто прав? Ребенок должен поднять карточку со знаком «+» или «-«. О вкусах не

спорят. А о чем спорят? Можно ли жить без ссор и обид? (Ответ ребенка)

Слова, которые  «спорят» между собой, называются антонимами, или еще их называют

«спорщиками». Взрослый называет слова, а ребенок находит противоположные: горькое

(сладкое), соленое (свежее), пасмурно (солнечно).  

Затем взрослый предлагает подобрать к словам антонимы, а первые буквы подобранных слов, если их прочитать по вертикали, составят новое слово, относящееся к ребенку. Первую

Букву отложили из разрезной азбуки перед собой. Широкий (узкий), твердый (мягкий), старый

(новый), скучный (интересный), несломанный (целый), неряшливый (аккуратный). Получилось слово умница.

     Игра 3. «С кочки на кочку»  

Цели:  продолжать обучение детей звуковому анализу слов, учить называть слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги на наборном полотне из букв разрезной азбуки; составлять из 3-х букв слова.  

                                       Ход  игры.  

Взрослый показывает буквы и спрашивает: «Как называются звуки, которые мы произносим с помощью губ, языка, зубов?». Ребенок отвечает: «Эти звуки называются согласными».

«Каким цветом обозначаются гласные звуки?» (Красным).

«А согласные?» (Синим).  

Затем взрослый предлагает отправиться в лес собирать клюкву. Клюква растет на болоте.

                                  На болоте нет дорог,

                                  Мы по кочкам – скок да скок!  

На кочках нарисованы буквы. Ребенок собирает буквы и составляет из букв слова:

лес, мама, ухо, сом, сухо.

   

       Игра 4. «Кто во что одет?»  

Цели: закрепить умение ребенка систематизировать животных по покрову тела (перья,

чешуя, шерсть), по среде обитания (воздух, вода); формировать навыки пользования

моделями; обогащать словарный запас ребенка названиями животных.

                                               Ход  игры

Взрослый показывает картинку и говорит: «Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это

птица?  Отгадай-ка!».  Ребенок должен ответить полным ответом: «Не сорока, не ворона,

а воробей».  За правильный ответ ребенок получает фишку.  

Затем  дети получают по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей, а

также большие карты с изображением моделей покрова тела животного: перо, чешуя, шерсть.

Ребенок закрывает маленькими картинками пустые квадраты (под картинками) в соответствии с моделью на своей карте.

Затем тоже самое делают с изображением моделей различных сред обитания животных

(вода, воздух, земля). За правильную работу ребенок получает фишки.    

         Игра 5. «Разные  сказки»  

Цели: учить ребенка придумывать различные ситуации, используя наглядную модель; развивать внимание, мышление, речь ребенка.

                                                 Ход  игры

Взрослый сообщает, что сегодня будем придумывать сказку. На столе размещает три рамочки, устанавливает между ними две стрелки, а в рамочках – отдельные фигурки.  В  первой рамочке – домик, во второй – два стоящих человечка, в третьей – три дерева и два бегущих человечка.

Вот и получилась сказка, но надо суметь  прочитать ее. Сначала сказку рассказывает взрослый,

А потом ребенок рассказывает ее по-своему. Если ребенок не может составить сказку, взрослый дает ему примерный образец: «В одном домике жил-был мальчик. Однажды он

вышел погулять и встретил другого мальчика. Они решили вместе пойти в лес. В лесу играли

в прятки, а потом вернулись и разошлись по домам».

Взрослый выслушивает рассказ ребенка, затем меняет фигурки в рамочках и объясняет, что

Записана другая сказка. Ребенок придумывает новую сказку.    

         Благодаря дидактическим играм ребенок многому научится: думать, слушать, отвечать

на вопросы, называть свойства и отношения объектов, чисел, читать слоги, слова, предложения. Но, не забывайте, что    

                                   УЧЕНИЕ  ДОЛЖНО  БЫТЬ  РАДОСТНЫМ!  

               

               

                                   Воспитатель: Сердобинцева Тамара Николаевна    

           

             

                           

     

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.

Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.        При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является дидактическая игра. С пер...

Опыт работы по теме "Дидактические игры как средство подготовки детей к школе"

Опыт работы по подготовке детей  к школе через игровую деятельность....

Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.

Игра-это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. такие качества, которые необходимы для д...

Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.»

Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.» ...

.Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества, которые необходимы ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...

Дидактическая игра как средство подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.

Необходимым условием эффективности формирования личности ребенка является непрерывность, последовательность воспитательно-образовательного процесса. Механизмом обеспечения такой непрерывности является...