Развитие фонематического восприятия
презентация к занятию по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Прохорова Надежда Александровна

Презентация для использования на занятиях по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематического восприятия Подготовила воспитатель: Прохорова Надежда Александровна

Слайд 2

2 Работу по развитию фонематического восприятия необходимо начинать с узнавания неречевых звуков . Для этого на столе перед ребенком кладем несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка, и т. п . (в дальнейшем игрушки заменяются предметами из различных материалов, баночками с сыпучими продуктами). Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (или ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

Слайд 3

3 Учимся различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе и тембру: в зрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его; в споминаем с ребенком сказку «Три медведя»; затем, меняя высоту голоса, просим отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос); одни и те же реплики произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах; в зрослый предлагает ребенку определить далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голоса: громко, тихо (собака лает, кошка мяучит , …); педагог произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем прости ребенка воспроизвести образец: о – удивилась мама о – стонет бабушка о – поет певица о – потягивается папа и т. п .

Слайд 4

4 На следующем этапе необходимо научить ребенка различать слова, близкие по звучанию. Для этого педагог предлагает ребенку следующие задания: игра «Поймай слово»: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен хлопнуть в ладоши, если неправильное – сидеть тихо; а льбом а йбом а ньбом а вьбом а льпом а льмом а льбом а льном аблем в итанин в итамин м итавин ф итамин в итаним м итанин в итамин ф итавин виталим

Слайд 5

Игра «Поймай слова» к ъетка к ветка т летка к ветка к летка къетка к летта т летка б аман п аман б анан б аман в аван д аван б аван в анан 5

Слайд 6

6 в зрослый предлагает определить, похожи ли по звучанию два слова: лиса – коса конфета – кубик колено – полено миска – маска бегемот – танк ком – дом фантик – бантик и т. п . ребенку предлагается послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом: Отругала мама зайку – Много снега во дворе - Не надел под свитер гайку . (Майку). Едут танки по горе. (Санки) Хулиганам не до шутки, Пес Барбос совсем не глуп, Если Рекс в собачьей дудке. (Будке) Но не хочет рыбный дуб. (Суп) и з четырех слов ребенок должен выбрать одно, наиболее отличающееся по звуковому составу и назвать его: мак – бак – рак – банан сом – ком – индюк – дом лимон – вагон – кот - батон ветка – клетка - диван – сетка бант – билет – букет - пакет

Слайд 7

7 И только после этого начинаем слушать звуки речи. Сначала гласные звуки. Убеждаемся, что при произнесении этих звуков нам ничего не мешает. Потом согласные звуки. Выясняем, что при произнесении этих звуков нам мешают: губки, язычок, зубки. Узнаем, что согласные звуки бывают звонкие и глухие (два способа определить: приложить ладонь к горлышку и произнести звук, закрыть ушки и произнести звук; в обоих случаях звонкий звук будет «звенеть» в горлышке или в ушках), твердые и мягкие. Для закрепления умения определять твердые и мягкие согласные звуки предлагаю игру «В гостях у Дина и Дона».

Слайд 8

В гостях у дина и дона Мы пришли в гости к братьям гномикам: Дину и Дону. Гномик Дин любит все мягкие звуки, а Дон – твердые. Живут они в одном доме, и окружают их разные звуки, но не могут гномики все время дружно играть, они часто ссорятся: Дину хочется играть с мягкими звуками, а Дону – с твердыми. И решили они тогда поселиться в разных комнатах, а встречаться тогда, когда захочется поиграть со словами, ведь в словах есть и твердые и мягкие согласные звуки. Комната Дина зеленая, и он выбирает предметы, которые начинаются не мягкие согласные звуки. Комната Дона синяя, он выбирает предметы с начальным твердым согласным звуком. У вас на столах лежат картинки. 8

Слайд 9

9

Слайд 10

10

Слайд 11

Успехов в обучении!!! 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»

laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...

Перспективное планирование работы по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа

План включает в себя основные напраления  работы логопеда по формированию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа у  детей старшей и подготовительной к школе групп...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....