конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
конспект занятия по обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_obucheniyu_gramote.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
"Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Задачи:
- Познакомить детей со звуком «М»;
- Научить характеризовать звук «М» по акустическим и артикуляционным признакам («согласный звонкий звук»);
- Учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их;
- Закреплять понятие о месте звука в слове;
- Развивать фонематические процессы;
- Познакомить с буквой «М»
Оборудование: Сундучок с шестью замками, шесть ключей, печенье в форме букв, предметные картинки со звуком «м» и без него, картинка коровы, полоска с тремя окошками, синяя и красная фишки, полоски для выкладывания букв.
Ход занятия:
/Стук в дверь/
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С шестью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей».
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем
Задание №1.
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку. Кто здесь изображён?
Дети: Корова.
Воспитатель: Как корова мычит?
Дети: М-у-у.
Воспитатель: Какой первый звук в песенке коровы?
Дети: М-м-м.
Воспитатель: Звук М. Вот со звуком М мы сегодня и познакомимся. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м. Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Воздух не выходит свободно, а встречает преграду (губы). Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Как мы его обозначим?
Дети: Обозначаем фишкой синего цвета.
Воспитатель: А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук М.- горлышко «дрожит» или «молчит»?
Дети: Горлышко «дрожит». Значит звук М – звонкий.
Воспитатель: А сейчас мы попробуем произносить звук М в чистоговорках:
- Ом-ом-ом-ом – мы построим новый дом.
- Ма-ма-ма- дома я сама.
- Мо-мо-мо- это эскимо.
- Мы-мы-мы- ждём зимы.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши.
Задание №2.
(Садятся за столы)
Воспитатель: Сейчас я буду произносить слоги, а вы с помощью фишек выкладываете схему. ( АМ, МА). Какой первый звук? Какой второй звук? Молодцы! А сейчас я буду называть два звука, а вы мне называете слог, который получается. (УМ, ИМ, ОМ). Звуки подружились и получился слог. Молодцы и с этим заданием вы справились. Теперь у нас два ключика.
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №3.
Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом. Нужно определить место звука М в словах. А поможет нам в этом полоска с окошечками и фишка. Как вы думаете фишку какого цвета нужно взять?
Дети: синего, потому что звук М согласный.
Воспитатель: (Мыло, гном, комары, муха, ромашка, дым.)
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Вы очень старались!
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь.
Дети: это светофор.
Задание №4.
Воспитатель: Слушайте следующее задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в магазин. Покупать можно только те предметы, в названиях которых есть звук «М» Что вы купите? Каждый возьмёт себе предмет со звуком «М».
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Дети садятся на стульчики)
Задание №5.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – стихотворение! Я вам читаю стих, а вы называете слова со звуком М из текста.
«Миша, маленький медведь,
Очень громко стал реветь:
Мордочку не хочет мыть,
За обедом чистым быть.
Выбросил мочалку, мыло…
Молоко давно остыло».
Дети: называют слова со звуком «М».
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу.
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать.
Дети: Это стул!
Задание №6.
Воспитатель: Показывает букву М. Кто знает, что это за буква? На что она похожа? Давайте попробуем сделать букву М из полосок. Сколько нам нужно полосок?
Дети: четыре.
«Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква М».
Воспитатель: Давайте встанем парами и попробуем изобразить букву М.
«Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я –
Это мы».
А между тем
Получилась буква М».
Воспитатель: Чем буква отличается от звука?
Дети: Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.
Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!
Воспитатель: Ой! А про сундучок –то мы забыли! Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад №8 «Салют»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
"Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Воспитатель: Войтович М.В.
Смоленск 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»
Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...