Занятие по "Звуковой культуре речи" в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Цели: Развивать умение детей дифференцировать звуки Т-Т’, Д-Д’; соотносить звук с соответствующей буквой; обогащать словарь детей; Развивать фонематический слух. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать умение контролировать себя в процессе выполнения задания. Закреплять умение детей раскатывать пластилиновый жгут, правильно выкладывать конфигурацию буквы.
Предварительная работа: чтение стихотворений, разгадывания загадок, рассматривание картинок, беседа.
Оборудование: картинки со звуками Т-Т’, Д-Д’; буквы Т-Д, и обозначение к ним; материал для выкладывания схем слов; мультимедийноя доска, слоговые домики на каждого ребёнка, подносы, стеки, пластилин, дощечки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_kulture_rechi_3.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
1.В хождение в тему.(Дети заходят и здороваются с гостями. На мультимедийной доске изображены картинки на звук [д]-[д,] (дом, дорога,дым, дерево, диван, дятел, дверь) и картинки на звуки [т]-[т,] (таракан, тыква, труба, топор, троллейбус, телефон, тетрадь, теплица, тёрка).
Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадки, а вы мне назовете отгадку. Воспитатель загадывает загадки: Загадки Она идёт между сёл и полей,
а люди все идут по ней.
(Дорога)
Я мохнатый, я кудлатый, Замечательный дружище,
Деревянная ручища,
Да железный обушок,
Закалённый гребешок.
Он у плотника в почёте —
Каждый день с ним на работе. (Топор)
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом, не бывает без огня (Дым)
Но нигде, нигде меня Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет —
Семь плугов тащит. (Трактор)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Мой кров, родимый, тёплый … (дом)
Я удобный, очень мягкий
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
(Диван)
Кто в дом ни идёт,
Меня за руку берёт. (Дверь)
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам Ходят классные дома. ( Трамвай)
До чего ж толста она,
В огороде всем видна.
Любит солнце и простор, Может влезть и на забор. Удивляется народ Ой, какой большой живот. (Тыква)
Рыжий, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома его не любят
И на базаре не купят.
(Таракан)
Стоит черепаха - стальная рубаха,
Враг в овраг - да еще где враг.
(Танк)
2. Характерстика звуков
Воспитатель: Ребята, давайте произнесём слова-отгадки и послушаем, какие одинаковые звуки слышаться в этих словах.
(Дети произносят слова)
Дети: В стих словах слышаться звуки [д]-[д,], [т]-[т,].
Воспитатель: Правильно ребята. А какие это звуки?
Дети: Согласные. Воспитатель: Правильно согласные. Чем отличается звуки [д] и [ д’] и звуки [т], [т’]. Дети: Звуки [ д], [т] - твёрдые согласные, а звук [д’] и [т’] - мягкие согласные. Воспитатель:Правильно, молодцы. Назовите слова с твёрдым согласным звуком «д»?
Дети: Дом, дорога, дым. Воспитатель: Правильно. Теперь назовите слова с мягким согласным звуком «дь» Дети: Диван, дятел, дерево. Воспитатель: Правильно,молодцы. Скажите, каким цветом мы изображаем твёрдые согласные звуки. Дети: Синим. Воспитатель: Правильно. Каким цветом мы изображаем мягкие согласные звуки.
Дети: Зелёным. Воспитатель: Правильно ребята. Работа над звонким и глухим звуком. Воспитатель: Давайте мы проверим, какой же у нас звук [д]. Давайте положим ладонь на горлышко и произнесем звук «д». Теперь звук [д’]. Голос есть,значит, звук?
Дети: звуки [д]-[д’], звонкие.
Воспитатель: правильно. Воспитатель: Ребята, а теперь давайте проверим звук «т». Также кладём ладошку на горлышко и проверим. Голоса нет,значит,какой это звук?
Дети: Глухой.
3.Звуковой анализ слова. Воспитатель: Ребята, послушайте ещё раз загадку. И давайте мы с вами запишем отгадку с помощью звуков. Хорошо. Дети: Хорошо.
Воспитатель загадывает загадку про «дом».
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду.
Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ) Дети: Это дом. Воспитатель: Правильно это дом, а теперь давайте выложим слово отгадку с помощью цветных квадратов.
Работа над звуко-буквенным анализом слова «дом»
(Дети работают за столами с раздаточным материалом).
(Воспитатель вызывает одного ребенка к фланелеграфу).
Ребенок выкладывает слово «дом» схематично и дает характеристику звуков: первый звук в слове «дом» - [д] он согласный, твердый, звонкий, второй звук [о] он гласный, третий звук [м] он согласный, твёрдый)
Воспитатель: Правильно молодец.
Физкультминутка. Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам! (шагаем на месте)
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник для лягушек. (прыжки на месте)
Град! Град! Сыплет град
Все под крышами сидят. (хлопки в ладоши)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (шагаем на месте)
4.Знакомство с буквой
Воспитатель: Ребята, звуки мы с вами всегда слышим? Мы с вами можем увидеть звук? Дети: Нет, не можем. Воспитатель: Правильно. Но для того чтобы увидеть звук его надо превратить в букву. Ребята, а вы знаете, как это сделать? Дети: Звук нужно сфотографировать. Воспитатель: А вы взяли с собой фотоаппараты. Дети: Да. Воспитатель: Молодцы. Давайте приготовим наши фотоаппараты и сфотографируем с начало звук [д]-[д’] потом звук [т]-[т']. Воспитатель: выставляет буквы Д и Т ) и объясняет, что звуки при письме обозначаются буквами. Каждая буква имеет свое имя. Воспитатель: Ребята, кто знает стихотворения про буквы? (Данила К. Настя П. Читают стихотворения про буквы.)
Дело в том мои друзья,
Что без Д, никак нельзя,
Дима, Даша и друзья,
Построить Дом без Д нельзя!
ЛюбиТ буква Т Трезвон –
Танцы, ТракТор, Телефон…
А поТом, чуТь сТанеТ Тише,
Тортом угостит деТишек.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь мы немного поиграем и проверим вашу сообразительность.
Игра «Покажи букву»
Воспитатель: Проверим, какие вы внимательные . Послушайте слова и поднимите карточку с буквой Д или Т, соответствующую звукам в словах: добыча, хвост, дерево, полёт, туча, дупло, трава, гнездо, книга, мышь, ручка. Воспитатель: Почему вы не подняли корточки с буквами при названии слов книга, мышь, ручка? Дети: В этих словах нет звуков [Д] и [Т]. Воспитатель: молодцы.
5.Работа со слоговыми домиками.
Используется техника рисования пластилиновыми жгутиками. Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, могут ли согласные: твёрдые и мягкие дружить с гласными. А как это происходит мы с вами увидим, заселив наши буквы Д и Т в слоговые домики. Проходите и садитесь за столы. Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат слоговые домики и лежит пластилин. Сегодня мы с вами будем рисовать буквы пластилиновыми жгутиками. Воспитатель: Но сначала давайте вспомним технику рисования пластилиновыми жгутиками. Сначала нам нужно отрезать кусочек пластилина от целого куска. Затем надо разогреть маленький кусок пластилина в руках, когда пластилин стал очень мягкий нужно раскатать небольшой жгутик между ладонями. Когда жгутик готов мы кладём его на специальную дощечку и продолжаем раскатывать уже верхними или средними подушечками пальцев. Затем когда жгутик стал достаточно тонкий мы начинаем накладывать его на контур нашей буквы, не прижимая пальцами по длине, посмотрите, как это делаю я. Теперь начинаем работать самостоятельно.
(Самостоятельная работа детей, помощь воспитателя) Воспитатель: Ребята, заканчиваем работу. Какие вы молодцы получилось очень красиво и необычно, правда. Вам нравится? Дети: Очень. Воспитатель: Молодцы. Назовите, с какими гласными подружилась буква Т и Д . (Чтение слогов).
Воспитатель: Молодцы ребята.
Рефлексия:
-С какими звуками мы познакомились?
-Чем различаются звуки [ Д-Д’ ] и [ Т-Т’ ]?
- Какой буквой обозначаем звуки [д]-[д’]?
- Какой буквой обозначаем звуки [т]-[т’]?
- Дети, мы много трудились, получили новые знания. Любой труд приносит людям пользу и удовлетворение. - Ребята, в корзине лежат кружочки но они разного цвета: желтого, красного и синего. Каждый цвет означает удовлетворение от сегодняшней работы и указывает на ваше настроение. Жёлтый цвет - радость, красный цвет - задумчивость, синий - грусть.
Вы выберите один кружок любого цвета, который укажет ваше настроение от проделанной работы.
Цели: Развивать умение детей дифференцировать звуки Т-Т’, Д-Д’; соотносить звук с соответствующей буквой; обогащать словарь детей; Развивать фонематический слух. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать умение контролировать себя в процессе выполнения задания. Закреплять умение детей раскатывать пластилиновый жгут, правильно выкладывать конфигурацию буквы.
Предварительная работа: чтение стихотворений, разгадывания загадок, рассматривание картинок, беседа.
Оборудование: картинки со звуками Т-Т’, Д-Д’; буквы Т-Д, и обозначение к ним; материал для выкладывания схем слов; мультимедийноя доска, слоговые домики на каждого ребёнка, подносы, стеки, пластилин, дощечки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия физической культурой в подготовительной группе детей с ОНР «Космонавты»
Конспект занятия физической культурой в подготовительной группе детей с ОНР«Космонавты»...
Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»
Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «Звуковая культура речи» подготовительная группа
Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речиЗадачи:Учить детей отчетливо произносить звуки [ж], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять д...