Игры на развитие фонематического слуха
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Беляева Наталья Анатольевна

Подборка игр на развитие фонематического слуха на определение звука в логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_fonematicheskogo_slukha.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Игры на развитие фонематического слуха

у детей,имеющих ограниченные возможности здоровья

                                                                    Разработала:

                                                                           Учитель-логопед

                                                                      Беляева Н. А.

Саранск, 2013г.

«Определение звука» в слове.

  1. ЗВУК [У]

1. Звуковая мозаика.

Лист 5x5. Фишки  коричневые и красные. Если в слове есть звук [у], клади красную фишку. Слова: осень, звук, астра, шнур, жизнь, пункт, пуск, игра, люк, улей, март, май, июнь, апрель, зверь, жук, зуб, заяц, утюг, улица, ослик, уголь, ива, изумруд, шелест.

2. Третий лишний.

Цепочка слов составлена так: если после мягкого звука — звук [у], такие слова лишние.

Мука — люк — уши, плюшка — мусор — ужас, кнут — тушь — клюв, туфли — плюш — утро, пуля — улей — салют.

3. Третий лишний.

Цепочка слов составлена так: после мягкого звука — звук [у]. Другие слова лишние.

Люстра — пушка — любовь; сушка — шлюпка — мука; курица — бюст — тюрьма; трюмо — трюфель — туча; тюльпан — куча — тюлень.

4. Название какого животного заканчивается звуком [у]?

5. Назови части тела, в которых есть [у] (зуб, рука, ухо, губы, грудь, кулак, ступня).

6. Назови 5 слов, которые начинаются со звука [у]   (утро, улей, ужас, удав, уксус, угорь, уголь, угол, учет ...).

  1. ЗВУК [А]

1. Звуковая мозаика.

Лист 5x5. Фишки красные и коричневые. Если в слове есть звук [а], клади фишку красного цвета. Если нет — коричневый. Слова: цапля, сад, цепи, чай, врач, куст, нос, свет, мама, шум, скала, полка, кит, баня, хвала, брошь, шелест, час, гусь, моль, май, шапка, мир, газ, задача.

2. Пирамидка.

Перед тобой разобранная пирамидка. Собирая ее, произноси слова, которые начинаются на звук  [а]. Одно кольцо — одно слово.  

3. Оглянись вокруг.

Скажи, в каких словах звучит [а]?

4. Выбери карточки с теми предметами, в названии которых есть звук [а]: утюг, пальто, брюки, стол, стул, тапки, флаг.

5. Зоопарк.

Выбери из игрушек только те, в названии которых есть звук [а].

6. Придумай 5 слов, в которых все гласные звуки — [а].

 Гласных должно быть 2 или даже 3.

7.Назови имена сказочных героев, которые начинаются с [а].

  1. ЗВУК [И]

1. Назови птиц, в названии которых встречается  звук [и]? А в названии деревьев, ягод?

2. Пальчики-мальчики.

Положи свою левую руку на лист бумаги и обведи. 5 пальчиков — 5 мальчиков. Нарисуй им личики и дай имена. В каждом имени должен быть звук [и]. (Денис, Игорь, Иван, Николай, Илья, Миша...).

  1. Пальчики-девочки. Положи свою правую руку на лист бумаги и обведи. 5 пальчиков — 5 девочек. Дай им имена со звуком [и] (Ирина, Инна, Нина, Людмила, Галина).

  1. ЗВУКИ [Б], [Б'], [П], [П']

1. Угадай слово, закончив его [п], [п']:

су..., сы..., сто..., клу..., шуру..., кра..., насы..., зу..., кло..., хле..., гри..., пото..., сте..., сто..., укро... .

2. Угадай слово, начав его [п] или [п']:

...ост, ...уть, ...еть, ...ряник, ...ир, ...рыжок, ...ончик, ...ила, ...ирог, ...лита, ...лот, ...орт, ...осуда, ...одарок.

3. Угадай слово, начав его [б] или [б']:

...елка, ...улка, ...оль, ...ольшой, ...рат, ...ант, ...анка, ...оке, ...отинки, ...ра, ...аран, ...рошка, ...арабан, ...рюки.

4. Выбери из предложенных предметов те, в названии которых есть [п], [п']: капуста, пирожок, тарелка, стакан, хлеб, тапочки, платье, бант, гриб, цветок, зонт, подушка.

5. Собери Незнайку в школу.

Посмотри, здесь несколько предметов: портфель, пенал, ручка, тетрадь, цветная бумага, альбом, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, счетные палочки. Незнайке на урок нужны только те, в названии которых есть звуки [б], [б'], [п], [п']. Помоги ему!

6. Загадки.

Поспорили как-то раз звери и птицы, кто больше загадок отгадать сумеет. Решили конкурс объявить. От зверей белочка угадывать стала, а от птиц — попугай. Если в отгадке есть звуки [б], [б'] — это беличья загадка, поднимай карточку с белкой. Если услышишь звуки [п], [п'] в отгадке — это загадка для попугая, поднимай  картинку с попугаем.  

Два братца в воду глядятся, никак не сойдутся.(берега)

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крошки собирает. (воробей)

Шапочка да ножка — вот и весь Ерошка. (гриб)

В поле лестница лежит, дым по лестнице бежит. (паровоз)

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

Хвостик из кости, а на спинке — щетинка. (зубная щетка)

С хозяином дружит, дом сторожит.

Живет под крыльцом, хвост кольцом. (собака)

Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (петух)

У родителей и деток вся одежда из монеток. (рыба)

Круглая, да не лук.

Желтая, да не масло.

Сладкая, да не сахар.

С хвостом, да не мышь. (репа)

  1. ЗВУК [Э]

1. Звуковая мозаика.

Лист 5x5. Фишки коричневые и красные. Если в слове есть [э], клади красную фишку.

Слова: цель, мост, герб, экран, штора, музыка, белый, этаж, алый, соль, шесть, железо, мэр, дело, сажа, коза, небо, лимон, песня, варенье, гусь, таблетка, белка, пламя.

2. Закрась квадратик.

На листе бумаги столбик квадратиков (по три квадратика в каждой строчке). Строчка — одно слово. Первый квадратик — начало, второй квадратик — середина, третий — конец слова. Нужный квадратик закрась красным цветом , когда услышишь звук [э].

Слова: эхо, каратэ, кафе, сюжет, этика, ценный, экспорт, шелест, жемчуг, купе

3. Лево — право.

 Если слово заканчивается звуком [э], подними левую руку: каратэ, окно, макраме, радио, где, молоко, купе, пальто, гаде, каркадэ, тепло, гляссе.

  1. ЗВУКИ [Д], [Д'], [Т], [Т']

1. Угадай слово, закончив его [т], [т']:

ко..., ки..., пу..., тор..., кро..., лис..., мое..., гос..., ро..., рос..., сор..., бра..., бан..., кус..., пор... .

2. Угадай слово, начав его звуками [т], [т']:

...ом, ...орт, ...он, ...ир, ...ур, ...ень, ...ри, ...игр, ...рюм, ...ерка, ...есто, ...ок, ...аз, ...аня, ...ело, » ...учи, ...рон.

3. Угадай слово, начав его звуками [д], [д']

...ом, ...ым, ...очка, ...руг, ...оллар, ...ва, ...есять, ...вести, ...рожь, ...иван, ...ыня, ...уб, ...ед, ...ети.

4. Выбери из предложенной пары слов, в котором есть [т], [т']: кекс — торт, туфли — кеды, юбка — платье, штаны — брюки, астра — роза, пес — кот, тесто — хлеб, терем — дом, куст —дерево.

5. Посчитай свои пальчики: в каких словах звучат [д], [д']? В каких [т], [т']? В каких словах нет этих звуков? А в каких встретились сразу [д'] и [т']?

6. Что из твоей одежды и обуви произносится с [д], [д'], [т], [т']?

7. Магазин.

Открывается новый магазин. В этом магазине 2 отдела. В первом все, где слышны звуки [д], [д'], во втором — все со звуками [т], [т']. Разложи картинки-товар по отделам и заполни полки: верхние полки — нужные нам звуки в начале слова; средние полки — звуки в середине слова, нижняя — в конце слова. Карточки: лопата, тыква, тапочки, салфетки, ведро, тарелка, фартук, халат, пальто, стул, cтрела, туфли, посуда, тетрадь, енот, крот, гвоздь, самолет, дятел, дельфин, виноград, дерево, диван, ягода, подушка, одеяло, домик.

В каких словах встретились оба звука? Какая полка оказалась пустой? Каким звуком не заканчиваются слова?

8. Загадки.

Покажи мне два пальчика. С какого звука начинается слово «два»? А теперь покажи три пальчика. С какого звука начинается слово «три»? Если в отгадке услышишь звуки [д] или [д'], показывай два пальца, а если звуки [т] или [т'] — три пальца.

Я — шарик пушистый, белею в поле чистом.

А дунул ветерок — остался стебелек, (одуванчик)

Плотник острым долотом строит дом с одним окном. (дятел)

Четыре братца одним поясом подпоясаны,

Под одной шляпой сидят, (стол)

Шел долговяз, в сыру землю увяз, (дождь)

Дождик теплый и густой, этот дождик не простой.

Он без туч, без облаков целый день идти готов. (душ)

Что за птица: песен не поет, гнезд не вьет,

Людей и груз везет? (самолет)

Какой конь землю пашет, а сено не ест? (трактор)

Что это у Ванечки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в воде, (удочка)

Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной,

А когда придет весна, просыпается от сна. (медведь)

Кто в дом не идет, меня за руку берет, (дверь)

  1. ЗВУКИ [Г], [Г'], [К], [К']

1. Угадай слово, которое заканчивается [к], [к']:

уро..., дру..., сту..., сапо..., то..., кри..., суро..., вени..., шнуро..., поро..., като..., замо..., брело..., зна..., кло..., трес... .

2. Угадай слово, начав его [к], [к']:

...окос, ...исть, ...ино, ...нига, ...ошка, ...ит, ...рот, ...олдун, ...офе, ...ольцо, ...ость, ...амень, ...олодец, ...орова, ...екс.

3. Угадай слово, начав его [г], [г']:

...усь, ...итара, ...олос, ...ольфы, ...ном, ...ость, ...ипс, ...од, ...лина, ...риб, ...орсть, ...ель, ...алка, ...олубь, ...орох.

4. Исправь слова в предложениях:

Под елкой вырос рыжий криб. На берег выполз серый граб. Молого лакает гот. Есть лет мне будет через код. Пират зарыл под дубом глад. Мальчик крикнул во весь колос. На поле вырос голос. Любит Любочка гомпот. Нас за пятку щиплет кусь. Во дворе стоит кора, эта корка изо льда. Пес грызет сухую горку.

5.Жарко -холодно.

 Какой цвет теплее: красный или голубой? Сыграем в «Жарко-холодно»: если услышишь в слове [к], [к'] — говори «жарко». Если [г], [г'] — «холодно»: магнит, груша, калоша, покрывало, маргарин, крыша, сокровища, голубь, вагон, крошка, закон.

  1. ЗВУКИ [М], [М']

1. Разучи скороговорку:

На речной мели мы налима ловили.

2. Закончи слово, добавляя [м]:

Со..., гно..., паро..., ко..., шу..., кре..., гро..., хра..., ды..., до..., Кры..., ато..., изю... .

3. Закончи слово:

...ама, ...ак, ...оре, ...уж, ...ел, ...олоко, ...узы-ка, ...елочь, ...ед, ...арш, ...уха, ...алина.

4. В названии каких овощей, фруктов и ягод есть звуки [м] и [м'].

5. Выбери из игрушек и предметов те, в названии которых есть звуки [м] и [м'].

  1. ЗВУК [О]

1. Выбери те предметы, в которых есть звук [о]:

ручка, ложка, нож, стакан, краски, альбом, стол. (Можно использовать карточки).

2. Послушай считалочку и запомни слова, в которых звучит [о]:

Шла изба по мостику и виляла хвостиком,

зацепилась за перила, прямо в речку угодила.

В речке шум, в речке звон!

Кто не верит — выйди вон!

Выучи наизусть считалочку.

3. Назови 5 слов, которые начинаются с [о].

4. Назови 5 слов, которые заканчиваются [о].

  1. ЗВУКИ [X], [X']

1. Разминка с мячом.

Встань прямо, руки подними вверх. Представь, что в руках у тебя мяч. Размахнись и брось его как можно дальше. Произноси при выдохе «ух-х-х-х-х-х!». Повтори 5-6 раз.

2. Лыжник.

Представь, что ты идешь на лыжах. На каждом выдохе произноси «ух-х-х-х-х!». Пройди один круг.

3. Греем руки.

На улице холодно, руки замерзли. Согреем их так: дыши на ладони и произноси «х-х-х-х».

4. Угадай слово:

...леб, ...олод, ...обот, ...омут, ...утор, ...итрый, ...мурый, ...одит, ...удой, ...лам, ...рам.

5. Угадай слово:

поро..., мо..., ме..., смею..., гре..., горо..., воро..., шоро..., успе..., слу..., сти..., ду... .

6. Измени слова так, чтобы в них появился звук [х]:

петушок, горошек, пушок, запашок, стишок, лопушок, пастушок.

  1. ЗВУК [Ы]

1. Третий лишний.

Если в слове нет звука [ы] — это слово лишнее. Найди такое слово в каждой цепочке: крыса, крыша; Париж, Крым; гром, балык; бескозырка, дырка, нос; гнездо, алыча, лыжи.

2. Разбери картинки на две группы: в конце слова звук [ы] или [и]. Примерный перечень: люди, птицы, столы, часы, звери, тучи, мячи, шары, сапоги, шкафы.

3. Нарисуй цветик-семицветик теми цветами, в названии которых есть звук [ы]. (оранжевый, зеленый, красный, желтый, розовый, сиреневый, фиолетовый).

 

  1. ЗВУК [Й']

1. Скороговорка. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

2. Угадай слово:

ма..., ла..., сара..., Серге..., Андре..., белы..., пяты..., мо..., закро..., ро..., бо..., во..., бу...

3. Я буду говорить числа-количества. Изменяй их так, чтобы они обозначали число-порядок. Выделяй голосом звук [й]:

один — первый, два — ..., три — ..., четыре — ..., пять — ..., девять — ..., одиннадцать — ..., двадцать — ....

4. Посчитай, сколько раз звук [й] слышится в стихотворении «Зайка» Е. Благининой:

- Поиграй-ка, зайка,

Поиграй со мной.

Отвечает зайка:

- Не могу, больной.

 

  1. ЗВУКИ [3], [3'], [С], [С]

1. Закончи слово, добавляя звуки [с] или [с']:

ле..., ло..., ры..., моро..., гла..., у..., голо..., ужа..., но..., насо..., ча..., пе..., ту..., космо..., кла..., пала... .

2. Угадай слово, которое начинается звуками [с] или [с']:

...он, ...ом, ...тул, ...ушка, ...иний, ...нег, ...ол-нце, ...евер, ...такан, ...лон.

3. Угадай слово, которое начинается звуками [з] или [з']:

...олото, ...аяц, ...елень, ...лой, ...има, ...нак, ...аноза, ...ной, ...ритель, ...верь, ...адача, ...яб-лик, ...вук.

4. Слушай стихотворение и хлопай в ладони каждый раз, как услышишь звуки [с] и [с']. Заметил ли ты слово со звуком [з]?

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

5. Цветные загадки.

Положи перед собой карточки «зебра» и «слон». У зебры и слона сегодня дни рождения. Им подарили подарки: зебре — в зеленых, коробках, слону — в синих. Но и подарки, и поздравления перемешались. И даже гости перепутались. Чтобы разобраться во всем, тебе просто нужно отгадать загадки. Если в ответе есть звуки [с] и [с’] — клади синюю фишку слону. Если в слове-отгадке прозвучат звуки [з] или [з'] —  клади зеленую фишку зебре.

Летом серый, зимой белый, (заяц)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока, а зовут ее ... (сорока)

Бел, как снег, в чести у всех.

В рот попал, там и пропал, (сахар)

Золотое решето черных домиков полно.

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов, (подсолнух)

Снег на полях, лед на реках, иней сверкает. Когда это бывает? (зимой)

Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (весной)

Растет в траве Аленка, в красной рубашонке.

Кто не пройдет, всяк поклон отдает. (земляника)

В синей роще — алый мяч.

Он и светел, и горяч. (солнце)

С ветки — на тропинку, с травки — на былинку.

Прыгает пружинка, зелененькая спинка. (кузнечик)

Одеяло белое, не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

с неба на землю свалилось. (снег)

  1. ЗВУК [Ц]

1. Партизаны.

Ходьба на месте на цыпочках. Колени поднимай высоко. На два шага — вдох, на 6 - 8 шагов — выдох с произнесением звука «ц-ц-ц-ц-ц».

2. Угадай слово:

огуре..., мале..., хлебе..., вене..., коне..., пале..., горе..., пере..., умеле..., прин... .

3. Угадай слово:

...апля, ...епь, ...ыган, ...ыпленок, ...вет, ...ирк, ...ерковь, ...ех, ...ена.

4. Скороговорка. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

5. Произноси слово так, чтобы в нем появилcя звук [ц]: золото, молодой, девушка, солнышко, полотно, одеяло, блюдо; мордашка (лицо); перстень (кольцо); родник (колодец); ступеньки с крышей (крыльцо); мама ягненка (овца).

6. Измени слово так, чтобы из него исчез звук [ц]:

умница (умный), лестница (лесенка), маслице (масло), словцо (слово), мудрец (мудрый), певец (поющий), беглец (бегущий).

  1. ЗВУКИ [В], [В'], [Ф], [Ф']

1. Угадай слово, которое начинается с [ф], [ф']:

...иник, ...рукт, ...арш, ...ронт, ...антик, ...акел, ...кус, ...тор, ...иниш, ...ерма, ...ирма, ...ишка.

2. Угадай слово, которое заканчивается [ф], [ф']:

шар..., шка..., кро..., бро..., клю..., кле..., гри..., голь..., гра..., жира..., морко..., шо..., штра..., любо..., Петро... .

3. Угадай слово, которое начинается с [в], [в']:

...осемь, ...ечер, ...арежка, ...ишня, ...аленки, ...нук, ...олос, ...орс, ...етка, ...ена, ...есна, ...олк.

4. Назови свою фамилию: она  заканчивается звуком [ф]? Вспомни фамилии своих знакомых: какие из них заканчиваются [ф]?

5. Выбери из игрушек те, в названии которых есть звуки [в], [в'], [ф], [ф']: лев, свинья, собака, Чебурашка, тигр, верблюд, лиса, медведь, мышь.

  1. ЗВУКИ [Ж] И [Ш]

1. Угадай слово, закончив его звуком [ш]:

гро..., гара..., хоро..., бро..., мира..., кор..., сторо..., е..., камы..., чи..., мор..., стри..., каранда..., шала..., у... .

2. Угадай слово, которое начинается [ш]:

...орох, ...елест, ...ум, ...нурки, ...епот, ...есть, ...ест, ...елк, ...лепки, ...тука, ...каф, ...околад, ...утка.

3. Какой звук издает жук? Машина? Льющаяся вода? Чей звук громче? Я буду называть один из трех предметов, а ты жужжи: тише, погромче, совсем громко.

4. Угадай слово, которое начинается с [ж]:

...ир, ...ивот, ...елезо, ...есть, ...ук, ...изнь, ...илет, ...ивой, ...елтый, ...аба, ...ираф, ...еле, ...арко, ...мурки, ...евачка.

5. Запомни слова, в которых звучат [ж] и [ш]:

- Где же яблоко, Андрюша?

- Яблоко? Давно я скушал...

- Ты не мыл его похоже?

- Я с него очистил кожу...

- А куда кожурки дел?

- Ах, кожурки... Тоже съел!

6. Загадки.

Если отгадки «жужжат» (в них есть звук [ж]), показывай мне муху: маши руками, как крылышками. Если отгадки «шуршат» (в них есть звук [ш]), показывай ветер: подними вытянутые руки вверх и качай ими в стороны.

Ростом разные подружки не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (матрешка)

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (ежик)

Мордочка усатая, шубка полосатая.

Часто умывается, а с водой не знается. (кошка)

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели и хвалили? (картошка)

Два кольца, два конца, посередине — гвоздик. (ножницы)

Сидит на ложке, свесив ножки, (лапша)

Он ходит голову задрав, не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав, а потому, что он... (жираф)

Белая корзинка — золотое донце.

В ней лежит росинка и сверкает солнце. (ромашка)

  1. Скороговорка. У ежа ежата, у ужа ужата. Шесть мышат в камышах шуршат.
  1. ЗВУКИ [Л], [Л’]

1. Добавляй в конце каждого слова звуки [л] или [л'].

сто..., го..., мо..., со..., ба..., вокза..., дяте..., апре..., ию..., футбо..., подва..., за... .

2. Начни слово звуком [л] ([л']):

...ось, ...ипа, ...уна, ...ебедь, ...адонь, ...ук, ...ошадь, ...оскут, ...ето, ...асточка, ...андыш.

3. Я буду рукой показывать тебе на предметы, а ты произноси вслух названия тех, в которых есть звуки [л] или [л']:

стена, пол, потолок, туфли, мишка, кукла, стул, платье, рука, пальцы, мыло, штора, мальчик, девочка, клоун...

4. «Живое — неживое». Назови по три «живых» и «неживых» слова, которые начинаются с [л] ([л']).

5. Выбери из игрушек те, в названии которых есть звуки [л] и [л']:

мышь, кошка, слон, лягушка, осел, козлик, черепаха, лось, суслик, заяц, олень, лошадь, лиса, лев.

  1. ЗВУКИ [Р], [Р']

1. Регулировщик.

Встань прямо, ноги на ширине плеч, одну руку подними вверх, другую отведи в сторону. Вдохни носом, затем поменяй положение рук и с удлиненным выдохом произнеси звук «р-р-р-р-р».

2. Угадай слово:

хо..., дво..., ла..., па..., кюма..., да..., бампе..., янва..., база..., ба..., маля..., штопо..., мото... .

3. Угадай слово:

...ыба, ...от, ...укав, ...ека, ...уль, ...едиска, ...иск, ...ак, ...убль, ...едкий, ...оща, ...екорд.

Слова: запер, лом, пар, не дам, бугор, бегом, забор, гном, мухомор.

4. Живое — неживое.

Если слово-предмет живое — лови мяч, если неживое — отбивай.

Слова: рак, рама, рана, работа, радио, радуга, ракета, роза, нора, гора, рысь, баран, барабан, муравей, жара, детвора.

5. Разбери картинки так, чтобы в одной группе были предметы с [ор], а в другой с [ро]: помидор, топор, роза, брошка, горы, пробка, норы, крот, торт, бутерброд.

6.Одень мальчика.

Вот картонная фигурка мальчика. А вот картинки с  одеждой  и обувью. Одень мальчика так, чтобы в каждом предмете его гардероба звучали [р] или [р'].

  1. ЗВУК [Ч']

1. Тишина.

 Какой звук ты произносишь, когда предлагаешь другим людям послушать тишину? Ты закрываешь указательным пальчиком губы и... [ч'-ч'-ч']!

Я буду называть слова, в которых есть этот звук «тишины». А ты, повторяя их за мной, показывай, что услышал этот звук [ч'-ч'-ч'], держа пальчик у рта: ночь, чай, чайка, дочь, сочный, вечный, почта, чудеса, печка, ласточка.

2. Послушай стихотворение и запомни слова, в которых есть звук [ч']:

Вьется недалечко

реченька — река.

Маленькая речка — меньше ручейка.

Не поплыть, не нырнуть —

Только ножки окунуть чуть-чуть.

3. Как называется: (все слова оканчиваются [ч'])

§   человек, который живет в Москве? (москвич)

§   человек, который лечит людей? (врач)

§   строительный материал? (кирпич)

§   мамин и папин ребенок? (дочь)

§   игрушка? (мяч)

§   предмет, которым открывают замок? (ключ)

4. Измени слова так, чтобы в них появился звук [ч']:

волк (волчонок); заяц (зайчик); жук (жучок); бок (бочок); палец (пальчик); паук (паучок); пятак (пятачок); внук (внучок, внучка); овца (овечка); вода (водичка); сестра (сестричка).

5. Съедобное — несъедобное.

Лови мяч, если слово «съедобное» и отбивай, если «несъедобное».

Слова: кирпич, булочка, блинчик, одуванчик, обруч, калач, кулич, печь, ночь, сочник, пончик, ключ, врач, грач.

  1. ЗВУК [Щ']

1. Угадай слово:

хво..., пла.,.,  бор..., кле..., мо..., помо..., ве..., сви..., пры..., ле..,  хря...,   товари...

2. Угадай слово:

...ука, ...и, ...едрый, ...авель, ...егол, ...ека, ...енок, ...епка, ...етина, ...ипцы, ...екотно.

3. Варятся щи.

Положи одну руку на живот, другую на грудь.

Втягивая живот и набирая воздух в грудь, делай вдох; опуская грудь (выдыхая воздух) — выдох. При выдохе громко произноси: «щ-щ-щ-щи». Повтори 3-4 раза.

4. Ищи — свищи.

Один ребенок выходит за дверь, а другой прячет  игрушку. Если водящий подходит близко к тому месту, где  спрятана игрушка, спрятавший  говорит: «свищи», если далеко, подсказывает: «ищи».

5. Выучи считалочку. В названии каких предметов звучит [щ']?

Нина раз делила вещи: ящик, щетка, плащ и клещи. Плюс трещетка, два ножа, щит и два карандаша.

6. Измени слова так, чтобы в них появился звук [щ']. «Увеличилось» слово или стало «меньше»?

нога — ... кот — …       мороз-.... плут-......

рука — ... дом — …       друг-.....   глаза-.....

нос — ... сугроб — …     волк-...     таракан-.....

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические занятия и игры на развитие фонематического слуха

Данный материал содержит игры на развитие фонематического слуха у детей....

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

Игры для развития фонематического слуха

Игры для развития фонематического слуха ребенка дошкольного и младшего школьного возраста...

Игры на развитие фонематического слуха

Развитие фонематического восприятия у детей....

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...

Игры для игры для развития фонематического слуха

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....