Конспекты занятий по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Конспекты содержат материал на различение гласных и согласных звуков, на дифференциацию согласных по твердости-мягкости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Тема: Гласный звук «А»
Программное содержание:
Познакомить со звуком «А» и его артикуляцией. Учить находить слова с заданным звуком в тексте. Учить выделять интонационно звук в словах. Познакомить с термином «гласный» звук. Развивать умение определять местоположение звука в слове (в начале, середине, конце). Познакомить со схемой-моделью местоположения звука в слове.
Материал:
Картина с изображением цирковой арены, на которой выступают цирковые артисты, картинки с предметами на звук «А» в разной позиции (в начале слова, середине и конце), корзинка, картинки – абрикос, айва, апельсин, арбуз, груша, слива, виноград, ананас, хурма и 2-3 картинки без этого звука (лимон, персик и др.), модель-схема, фишки
Ход занятия:
Воспитатель предлагает послушать рассказ. (Звук «А» в словах желательно выделять голосом).
Рассказ о том, как Ася ходила в цирк (авторский).
В воскресенье Ася ходила в цирк. На арену цирка выходили артисты: воздушные гимнасты, акробаты, жонглеры. Клоун Алик выступал со своей собачкой Арчи.
Ап! – говорил Алик, и Арчи высоко подпрыгивала и делала сальто.
Зрители благодарили артистов за выступление громкими аплодисментами.
Вопросы к детям:
- Как звали девочку? (Ася).
- Как звали клоуна? (Алик).
- Как звали его собачку?(Арчи).
- Какую команду давал клоун Алик собачке? (Ап!).
- Как называется круглая площадка в цирке для выступления артистов? (арена).
- Какой звук слышится в начале всех этих слов? (А-А-А).
Сегодня к нам в гости пришел звук «А». Звук «А» произносится голосом. Его можно произнести тихо или громко. Дети вместе с воспитателем произносят звук громко и тихо. Чтобы произнести звук «А», нужно широко открыть рот.
- Что умеет делать этот звук? (он тянется и поется).
Игровой прием «Гармошка» - потянем звук и споем с ним песенку. Воспитатель с детьми поют песенку со звуком на мотив знакомой мелодии.
- Кто хочет спеть песенку со звуком «А»? (дети по желанию поют звук).
- Звук «А» тянется и поется, он гласный.
Игра «Маячок». Воспитатель произносит разные слова, если дети слышат звук «А», поднимают красную карточку-маячок.
Игра «Придумай слова со звуком «А» (устно).
Игра с картинками «Найди слова со звуком «А» (дети отмечают красными фишками картинки, где слышится звук «А». Среди предложенных картинок есть 1-2 без звука «А»).
Вкусная игра
Мишутка приглашает детей пойти в сад и собрать фрукты, в названии которых есть звук «А»:
Вы корзиночки берите
В сад фруктовый поспешите,
Соберите для меня
Фрукты все со звуком «А». (авт.)
Мишутка благодарит детей.
Воспитатель показывает схему и объясняет ее:
- Звук может быть в начале слова, и тогда слова будут начинаться с этого звука (аист, арбуз, алый, апельсин, август, адрес).
- Звук может находиться в середине слова (м-а-а-а-к, р-а-а-а-к, кр-а-а-а-н).
- Иногда звук может быть в конце слова, тогда слова будут заканчиваться этим звуком (мука, Мурка, рука, ручка).
Воспитатель раздает каждому ребенку пустую схему-модель местоположения звука в слове.
Игра «Где живет звук?»
Воспитатель загадывает загадки. (аист, мак, луна). а дети красной фишкой закрывают то место, где они слышат звук.
Можно предложить более трудные слова (акула, азбука), в которых звук «А» находится одновременно в двух позициях.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Тема: Звук и буква «Н».
Программное содержание:
Познакомить детей с новым звуком. Учить выделять интонационно звук «Н» в словах. Закрепить понятие «согласный». Учить правильной артикуляции звука. Развивать способность определять местоположение звука «Н» в словах (в начале, середине, конце). Расширять представление о детенышах животных. Учить звуковому анализу слова (Но!).
Материал: Сундучок и 3-4 фишки у каждого ребенка. Картинки демонстрационные (ножницы, санки, слон). Схемы местоположения звука в слове. Схема-модель у каждого ребенка. Фишки. Картинки животных для игры. Картинка с наездником на лошади.
Ход занятия:
Загадка:
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет (НОЖНИЦЫ)
Анализ звука «Н». При произнесении этого звука воздух проходит через нос, и поэтому этот звук называется еще и носовым. Попробуйте закрыть нос пальцами и произнести этот звук. Уточняют артикуляцию звука (губы разомкнуты, между зубами тоненькая щель, язык спрятан за верхними зубами).
Дети доказывают, что это – согласный звук (не тянется и не поется).
Игра «Волшебный сундучок». Дети называют разные слова со звуком «Н» и кладут фишки в сундучок.
Игра «Подбери картинку к схеме». На доске три картинки (НОЖНИЦЫ, САНКИ, СЛОН) и три схемы местоположения звука в слове. Дети подбирают к каждой схеме нужную картинку.
Делаем вывод о том, что звук «Н» может находиться в начале слова, середине или конце слова.
Игра «Придумай слова со звуком «Н» в начале, в середине и конце слова (насекомое, небо, носки, новый, ночь, нос, луна, санки, Лена, Ваня, сон, диван, слон, машина, телефон, сын).
Игра «Где живет звук». Воспитатель произносит слова, а дети фишкой на модели показывают место звука в слове.
- Звук «Н» очень любит детенышей животных. Догадайтесь, почему?
Игра «Кто у кого». Воспитатель называет животного, а дети детеныша этого животного.
У белки – бельчонок,
У коровы – теленок,
У лисы – лисенок,
У медведя – медвежонок,
У курицы – цыпленок,
У лошади – жеребенок.
- Какую команду дают лошади, когда ее понукают, хотят, чтобы она тронулась с места? (Но!).
Звуковой анализ слова (НО!) Дети анализируют каждый звук и обозначают его цветной фишкой.
Знакомство с буквой «Н».
Дети рисуют букву в воздухе, проговаривая движения руки.
Выкладывают букву из палочек.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Тема: Тема: Звуки [Н] и[Н`] и буква «Н».
Программное содержание:
Закрепить понятие «согласный мягкий» и «согласный твердый». Учить различать на слух твердый и мягкий согласные звуки [Н] и [Н`] в словах. Учить пользоваться схематичным изображением твердого и мягкого согласного звука. Учить звуковому анализу слова «На». Учить составлять предложения с предлогом «на» (термин не дается).
Материал:
Куклы – девочки или картинки Наты и Нюты. Раздаточные картинки у детей (по 2 шт) со звуками [Н] и [Н`]. Замок Королевы и Принцессы. Картинки - подарки с изображением предметов со звуком «Н».
Ход занятия:
Анализ твердого и мягкого звука [Н] [Н`].
В гости к детям приходят две подружки Ната и Нюта.
- Какой первый звук мы слышим в слове Ната [Н]. Как он звучит (твердо). Это согласный твердый. Какой фишкой будем его обозначать – (синей ) Ставит на схему синюю фишку.
- Какой первый звук мы слышим в имени Нюта [Н ]. Как звучит первый звук - (мягко). Это согласный мягкий. Какой фишкой его обозначим? (зеленой). Ставит зеленую фишку на схему.
Подводим детей к выводу: в одних словах звук [Н] может звучать твердо, а в других – мягко.
Игра «Синий-зеленый». У каждого ребенка две картинки. Там, где звук звучит твердо, он ставит синюю фишку. А там, где звук звучит мягко, – зеленую. (ножницы – нитки, слон-конь, конфеты-незабудки, телефон – коньки и др.).
Как вариант, можно провести игру без картинок. Воспитатель говорит слово, а дети поднимают цветную карточку.
Игра «Для кого подарки?» (Королеве или Принцессе).
Воспитатель напоминает детям о том, что
- Все согласные звуки в своем королевстве Королева произносила твердо, а Принцесса мягко.
Все слова со звуком [Н] жили в доме Королевы. А слова с мягким звуком [Н`] жили в доме Принцессы.
У Королевы песенки получались такие: НА НО НУ НЫ НЭ.
(Дети поют вместе с воспитателем).
А у Принцессы песенки были такие: НЯ НЁ НЮ НИ НЕ.
(Дети поют вместе с воспитателем несколько раз).
Каждый ребенок выбирает картинку - подарок, выходит и дарит его либо Королеве, либо Принцессе в зависимости от того, как звучит звук (чемодан, коньки, нитки, телефон, незабудки, конфеты, ноты).
Звуковой анализ слова (На).
В русском языке встречаются очень короткие слова. В них всего может быть один или два звука. Но это целое слово. Например, слово «на». Мы часто говорим: Книга лежит на столе. Девочка катается на велосипеде.
Придумайте предложения со словом «на».
Составляют схему звукового анализа слова «На».
Игра «Покатаемся на лифте». Дети читают открытые слоги с буквой «Н» в музыкальном доме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»
Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...