РЕЧЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (обучение грамоте) на тему
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К. Д. Ушинский
Всем известно, какую важнейшую роль играет речь в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.
Речь ребёнка проходит в своём становлении несколько взаимосвязанных этапов. Так как в основе развития речи лежит механизм подражания, очень велика роль окружения ребёнка и его речевых контактов в ходе общения со взрослыми, накопления им впечатлений, звуковых и словесных образов в процессе жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Всем известно, какую важнейшую роль играет речь в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.
Речь ребёнка проходит в своём становлении несколько взаимосвязанных этапов. Так как в основе развития речи лежит механизм подражания, очень велика роль окружения ребёнка и его речевых контактов в ходе общения со взрослыми, накопления им впечатлений, звуковых и словесных образов в процессе жизнедеятельности.
Особенно важным для развития интеллекта и речи ребёнка являются первые годы его жизни, в течение которых происходит созревание его нервной системы.
Большое влияние на процесс развития речи оказывают также различные неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему ребёнка во внутриутробном, родовом и послеродовом периодах (инфекции, интоксикации, социальные факторы).
В течение первых трёх лет ребёнок проделывает огромную работу по усвоению родного языка, которая станет основой его психического развития в дальнейшем. В это решающее время главным условием формирования речи ребёнка является только среда говорящих людей. Эти фактором объясняется отсутствие связной речи у «детей — маугли», выросших среди животных, вне общения с людьми.
Далее от 3 до 6 лет у ребёнка происходит только совершенствование грамматической и связной сторон речи и расширение словарного запаса в связи с дальнейшим общим развитием. Именно в это время закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться здание взрослой речи.
Это должны помнить родители и все взрослые, окружающие детей такого возраста. Они должны приложить все усилия к тому, чтобы дети слышали правильную, четкую и последовательную речь, должны сопровождать речью все совместные действия с детьми, много и сознательно разговаривать с ними, своевременно обращать внимание на особенности развития и нарушения речи у детей.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА НАВЫКУ ПЕРЕСКАЗА?
Речь является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний. Не умение ребенка излагать свои мысли и чувства впоследствии отразятся на его общении со сверстниками. Кроме того, проблемы с речью впоследствии сказываются и на письме.
Огромное влияние на речевое и умственное развитие ребенка оказывают занятия по пересказу. Пересказ является средством речевого развития дошкольников.
Рано или поздно перед ответственными родителями встают вопросы:
• как научить ребенка пересказывать текст?
• как расширить его словарный запас?
• как научить его связной речи?
• как сделать процесс обучения увлекательным и интересным?
Приступать к занятиям по обучению ребенка навыку пересказа лучше в дошкольном возрасте, лет с 3-4х.
Учить ребенка навыку пересказа лучше всего, используя знакомые ему сказки и короткие рассказы.
Процесс обучения будет состоять из нескольких этапов.
На первом этапе обучения желательно использовать технику отраженного пересказа: после прочтения сказки, взрослый начинает фразу, а ребенок завершает ее.
На втором этапе взрослый задает вопросы по сюжету сказки, а ребенок отвечает на них.
И, наконец, третий этап - ребенок составляет свой рассказ по одной или нескольким сюжетным картинкам.
В помощь родителям, которые хотят научить своего ребенка навыку пересказа была разработана специальная развивающая игра сказзл.
Сказзл – инструмент для развития связной речи у детей.
Сказзл – это круглый пазл, на котором последовательно располагаются ключевые моменты из одной сказки, в виде секторов с иллюстрациями.
Использование сказзлов в качестве вспомогательного пособия имеет ряд преимуществ перед простыми картинками из книг.
Во-первых, у ребенка складывается целостность восприятия сказки. Все ключевые моменты сказки здесь собраны на одном листе, и для их просмотра ребенку не нужно перелистывать странички. Содержание сказки лучше запоминается и воспринимается как завершенная картина, а не набор отрывочных событий.
Во вторых, переходя от сектора к сектору, ребенок будет правильно пересказывать сказку, соблюдая логику и последовательность событий, изложенных в сказке. Дети часто путают факты и последовательность действий, и без соответствующих подсказок им будет трудно справиться с поставленной задачей.
В третьих, ребенок не просто получает готовые иллюстрации, сначала ему нужно их собрать. Собирая пазлы, ребенок не только развивает внимание, логику, усидчивость, но и получает чувство удовлетворения от проделанной работы.
В четвертых, игры с пазлами развивают мелкую моторику, а она в свою очередь напрямую связана с развитием речи.
И наконец, сказзлы подходят как для индивидуальных, так и для групповых занятий с детьми. Каждый ребенок может собрать свой сектор-иллюстрацию, а затем соединить их в одну картину. После, каждый расскажет свою часть сказки.
СКАЗЗЛЫ - пазлы развивающие речь
- КАК РАЗВИТЬ РЕЧЬ У РЕБЕНКА?
- КАК НАУЧИТЬ ЕГО СВЯЗАННО ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ?
- КАК ОБОГАТИТЬ ЕГО СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС?
- КАК ПРЕВРАТИТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В УВЛЕКАТЕЛЬНУЮ ИГРУ?
Сказзл – это новая развивающая игра, направленная на развитие у ребенка связанной речи и навыка пересказа. Игра выполнена в виде круглого пазла, на котором последовательно располагаются несколько ключевых сцен из одной сказки, таким образом, чтобы передать содержание все сказки.
МЕТОДИКА ИГРЫ:
Прочтите, расскажите или просто прослушайте вместе с ребенком аудио сказку.
Соберите вместе пазл.
Приступаем к процессу обучения.
1 ЭТАП: Взрослый начинает фразу из сказки, а ребенок завершает,
например:
Взрослый: "Жили-были..."
Ребенок: ".....дед и баба"
2 ЭТАП. Задаем вопросы по содержанию сказки. К каждой иллюстрации можно сформулировать от 1-го до 5-ти вопросов по содержанию части сказки, которой соответствует иллюстрация.
3 ЭТАП. Когда вы увидите, что первые два этапа даются малышу легко, переходите непосредственно к пересказу всей сказки целиком. Пусть малыш в своем рассказе опирается на иллюстрации.
ИГРА РАЗВИВАЕТ:
• Связанную речь
• Навык последовательного пересказа
• Память и внимание
• Обогащает словарный запас
Рекомендуемый возраст: от 4-5 лет
Форма сказзла: круг
Размер пазла: диаметр 45 см
Количество элементов 67 шт.
Материал: плотный картон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей возрастных групп на тему "Речевая активность детей дошкольного возраста - одно из главных условий обучения и воспитания"
Консультация для педагогов...
Перспективно – тематическое планирование духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста 5 – 7 лет на основе интеграции задач по разделам «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Планирование предназначено для педагогов ДОО. В его содержание входят формы и методы работы с детьми дошкольного возраста....
" Речевое воспитание детей дошкольного возраста во взглядах Е.И Тихеевой"
В статье изложен материал- речевое воспитание дошкольников в трудах отечественного педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой.Ключевые слова: речь, развитие, Е.И Тихеева....
Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Многие родители полагаются в решении проблемы р...
Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.
Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы «Виртуальная экскурсия, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по речевому развитию «Виртуальная экскурсия по городу Заринску»...