Культура и межкультурное взаимодействие
план-конспект занятия по обучению грамоте (младшая группа) на тему

Саргсян Армине Самвеловна

Методика формирования взаимодействия межкультурных отношений в дошкольном воспитании очень разнообразна. Работу следует проводить как с детьми, так и с родителями. Целесообразно организовать проектную деятельность. Для реализации проекта следует:

  • Создать в группе мини-музей «Игрушки народов мира» (вовлекая в создание музея родителей)
  •  Организовать в детском саду неделю традиционных игр народов России (сопровождая эти игры музыкальными произведениями каждого народа)
  • Создать коллекцию кукол в народных костюмах
  • Организовать вечер «Традиции чаепития на Руси» (пригласить людей разных национальностей, посещающих детский сад)
  • Познакомить детей с приветствиями разных стран (рассказать детям как люди разных стран здоровуются друг с другом)
  • Чтение произведений разных народов: калмыцкая сказка «Плюх пришел», нанйская сказка «Айога», татарская сказка «Три дочери».
  •  Просмотр диафильмов «Два плута», «Голубой ковер», «Гунан-Батор», «Волшебник Али», «Пэкалэ и Тындаэ».
  • Викторина «Узнай героя» (по сказкам).
  •  Бедесы на темы «Моя семья и ее традиции», «Узнай о других нациях как можно больше», «Научись уважать национальные чувства других людей».
  •  Выставка творческий работ «Дружба народов».
  •  Составление памятки «Правила межнационального общения».
  • Проведение национальных праздников: Масленица, курбан-байрам, наурыз и др.
  •  Разучивание с детьми пословиц и поговорок и добре и хороших людях.
  •  Организовать досуг «Мы – дети разных национальностей».

Мы – дети разных национальностей

Право на культурную и национальную самобытность, родной язык

Цель: Через знакомство с правом воспитывать уважение к национальным культурам разных народов, к различным языкам, воспитывать гордость за неповторимость своей национальной культуры. Способствовать развитию национальной толерантности.

Активизировать словарь: национальность, многонациональный коллектив.

Материалы и оборудование. Демонстрационный материал: «Народы мира», национальные узоры, символ права, изображение русского праздничного костюма, национальные костюмы детей. Аудиозапись музыки разных народов.

Предварительная работа. Знакомство со сказками разных народов, знакомство с традициями и культурой разных национальностей.

Игра «Опиши куклу». В какой национальный костюм одета эта кукла, рассмотреть и познакомить детей с характерными признаками национальной одежды, обуви, предметов быта.

Слушание песен и стихов разных народов.

Рассказы детей и родителей об обычаях и традициях их семей.

 

Досуг

 

Воспитатель в русском костюме встречает детей в различных национальных костюмах в «Русской избе».

Воспитатель. Добро пожаловать, дорогие мои гости! Какие вы все сегодня красивые и нарядные. (Дети образуют круг.)

                            Как повезло тебе и мне:

                            Мы родились в такой стране,

                            Где люди – все одна семья,

                            Куда ни глянь – везде друзья.

                                                        Я.Аким

Сегодня у меня в гостях дети разных национальностей: казахи – Радмир, Мариям, Марат; татары – Арслан, Эмиль; чеченец – Магомед; ногайка – Алина; лачка – Камила; табасаранец – Ислам; русские – Владик, Рита, Ваня, Лиза.

(Ребенок, которого воспитатель называет по имени, выходит в центр круга, «показывает себя» и говорит на своем родном языке слова приветствия.)

Насколько многолика наша страна, в которой комфортно каждому народу. Проходите, рассаживайтесь.

Ребята, наши предки всегда были очень гостеприимными и хлебосольными, добрыми и заботливыми. Гостей усаживали на лучшее место, угощали самым вкусным. Но не только угощали, а и вели умные беседы, согревая сердце и душу гостя.

Скажите, а сейчас нас, россиян, можно назвать гостеприимными? (Ответы детей.)

Люди, приезжающие из других стран в Россию, и теперь удивляются нашему гостеприимству – такого они нигде не видели!

                  Вот какие девицы, молодцы в гости пришли.

                  Сядем рядком, поговорим ладком.

Послушайте притчу.

 

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

Давным-давно люди на Земле говорили на одном языке. Земля у них была необыкновенно плодородная, так что им жилось все лучше и лучше. Возгордились от этого люди и решили оставить память о себе на все времена. Решили построить башню до самого неба. Выбрали высокую гору – и закипела работа. Башня строилась много лет. Тридцать пять миллионов кирпичей понадобилось строителям. Вокруг горы, где строилась башня, вырос целый город – Вавилон. И вот башня почти готова. Но вдруг среди людей появился сам Бог. Не понравилось ему желание людей добраться до самого неба. Гнев вызвала у него человеческая гордыня. И наслал Бог на землю великую бурю. Ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить. И во всем Вавилоне люди перестали понимать друг друга. Никак не могли люди договориться между собой. Строительство башни прекратилось, и она постепенно разрушилась. Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы их мог понять? И стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов. И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону – сторить свои города. Но говорят, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от Вавилонской башни. Потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир и люди понимали друг друга. И до сих пор на всех языках света люди рассказыют эту сказку о недостроенной Вавилонской башне.

(в переложении К.И.Чуковского).

Дорогие  мои ребята! В Конвенции о правах ребенка говорится, что дети имеют право пользоваться своей культурой и родным языком.

Посмотрите на этот символ, здесь изображены дети разных национальностей.

У каждого народа, каждой нации есть что-то свое интересное и характерное. Конечно, невозможно знать обычаи, традиции, языки всех народов. Надо больше общаться, играть, читать, рассказывать о традициях своей семьи.

Узнавать о других нациях как можно больше, дружить, ходить друг к другу в гости, соблюдая культуру межнационального общения.

Вспомните, какие правила общения надо соблюдать.

             Они просты. Запомни их:

             Будь уважителен, терпим, отзывчив.

Проявляй к людям такое отношение, какого ты ждешь от них по отношению к себе. Уважай национальные чувства других народов.

У каждого народа есть свои национальные игры. В них много юмора, шуток, задора.

Давайте поиграем вместе татарскую  народную игру «Продаем горшки». (Дети встают на игру.)

 Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай мелодию», детям предлагается прослушать отрывки музыкальных произведений и определить, музыку какого народа они только что услышали.

Викторина.

Воспитатель читает отрывки из знакомых детям сказок, дети должны вспомнить их названия.

Концерт.

Дети исполняют народные танцы и песни.

Воспитатель: Ребята, мы все должны жить в мире и согласии, уважать друг друга независимо от национальности.

Порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а все вместе – сад. Один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе, уже дом готов!

Соединяет людей дружба! Вместе все живут счастливо!

Если спросить, что для людей самое главное, то литовец ответит - ДРАУЧИСТЕ, узбек – ДУСТЛИК, грузин – МЕГОБРОБА, молдаванин – ПРИЕТЕНИЕ, калмык – ИНГЛЬТЫН. Все эти слова означают одно: ДРУЖБА!

Угощение.

Дети пьют чай из самовара и угощяются блюдами разных народов.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинск...

«Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье».Консультация для педагогов ДОУ

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонал...

Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами и специалистами ДОУ в процессе реализации задач образовательной области "Физическая культура"

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей....

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности по физической культуре (в копилку инструктору по физической культуре)

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем  в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности  по физической культуре...

Деловая игра-дискуссия «Формирование культуры безопасности: взаимодействие семьи и ДОО»

Определение путей и способов формирования  культуры безопасности у дошкольников: роль семьи и ДОО....

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами физической культуры и взаимодействия с родителями

Фктуальность - формирование любви к родине, спорту, ценность семьи; формирование двигательных навыков у детей и родителей;чувство собственного достоинства;воспитание здорового, жизнерадостного, ж...