азбука для дошкольников
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему
перспективный план работы по программе азбука для дошкольников в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_dlya_doshkolnikov_starshaya_gruppa.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по программе
«Азбука для дошкольников» в старшей группе
месяц | Тема занятия | Программное содержание | Национально-региональный компонент | Компонент ДОУ |
Сентябрь | Интонационное выделение звука в слов | Учить слышать звуки, интонационно выделяемые педагогом. Упражнять в назывании слов с заданным звуком. Поддерживать интерес детей к рассказыванию по инициативе взрослого. Содействовать налаживанию диалектического общения в играх | Беседа о деревьях Татарстана | Игра «Прогулка по осеннему лесу» |
2 | Интонационное выделение звука в слове. | Учить слышать звуки, интонационно выделяемые педагогом. Учить самостоятельному интонационномувыделению звука в слове (по образцу педагога). Формировать представление о звуке. Способствовать активизации словаря детей | Игра «Эхо» | |
3 | Интонационное выделение звука в слове. | Учить произносить слова с интонационным выделением звука в слове. Учить выделять в произношении заданный звук, сравнивать звуки близкие в артикуляционном и акустическом отношении без применения терминологии. Обогащать речь детей обобщающими наименованиями: одежда, растения, животные. Поддерживать интерес к деятельности. | Беседа «Насекомые Татарстана» | |
4 | Интонационное выделение звука в слове. | Учить произносить слова с интонационным выделением звука в слове. Учить детей различать на слух твердые(строгие) и мягкие (ласковые) согласные звуки. Упражнять в самостоятельном интонационном выделении звуков (З) и (ЗЬ) в словах. Поддерживать интерес к звучащему слову. Развивать внимание. | Игра «Петрушка с колокольчиком» | |
октябрь | Интонационное выделение звука в слове. | Учить произносить слова с интонационным выделением звука в слове. Закреплять умение интонационно выделять в словах звуки (ж), (з), (зь). Упражнять в подборе картинок к заданному звуку. Стремиться к самостоятельному выполнению заданий. | Игра «Будь внимателен» | |
5 | Интонационное выделение звука в слове. Различение парных звуков по твердости-мягкости. | Учить самостоятельно интонационно выделять звук в слове и называть его изолированно, сохраняя твердость и мягкость. Закреплять умение интонационно выделять в словах звуки (з), (зь). Ввести в занятие соревновательный характер: желание назвать как можно больше слов к заданному звуку. Учить передавать словесно содержание сказки. | . | Игра «Слушай внимательно» |
6 | Интонационное выделение звука в слове. Различение парных звуков по твердости-мягкости. | Учить самостоятельно интонационно выделять звук в слове и называть его изолированно, сохраняя твердость или мягкость. Учить детей определять твердость или мягкость согласного звука. Упражнять в изолированном назывании звука, который был интонационно выделен. Поддерживать интерес к рассказыванию по картинке, используя слова-антонимы. Формировать компоненты учебной деятельности – умение регулировать свои действия согласно инструкции. | Работа по иллюстрации «Осень в Казани» | Игра «Накачаем колесо» |
7 | Закрепление понятий «строгий» и «ласковый» звуки. | Учить детей самостоятельно интонационно выделять звук в слове и называть его изолированно, сохраняя твердость или мягкость согласного звука. Побуждать к участию в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ. Воспитывать любовь к животному миру. | Беседа «Животные Татарстана, занесенные в Красную книгу» | Игра «Эхо» |
8 | Закрепление понятий «ласковый» и «строгий» звуки. | Учить детей самостоятельно интонационно выделять звук в слове и называть его изолированно, сохраняя твердость или мягкость согласного звука. Учить определять твердость или мягкость согласного звука. Поддерживать интерес к звучащему слову, проявляющийся в спонтанном словотворчестве. | Игра «Придумай название чудо-животному» | |
9 | Закрепление понятий «ласковый» и «строгий» звуки | Учить детей самостоятельно интонационно выделять звук в слове и называть его изолированно, сохраняя твердость или мягкость согласного звука. Учить определять твердость или мягкость согласного звука. Упражнять в подборе слов к заданному звуку. | Рассказ-рассуждение «Почему я люблю ходить в цирк» | Игра «Кто больше?» |
10 | Закрепление понятий «ласковый» и «строгий» звуки | Учить детей самостоятельно интонационно выделять звук в слове и называть его изолированно, сохраняя твердость или мягкость согласного звука. Учить определять твердость или мягкость согласного звука. Формировать компоненты учебной деятельности – умение осуществлять самоконтроль выполненных действий. | Игра «Эхо» | |
11 | Закрепление понятий «ласковый» и «строгий» звуки | Учить детей самостоятельно интонационно выделять звук в слове и называть его изолированно, сохраняя твердость или мягкость согласного звука. Учить определять твердость или мягкость согласного звука. Способствовать активному использованию в речи слов сравнений, антонимов. | Рассказ «Как мы ходили в зоопарк» | Игра «Найди отличия» |
12 | Закрепление понятий «ласковый» и «строгий» звуки | Учить детей самостоятельно интонационно выделять звук в слове и называть его изолированно, сохраняя твердость или мягкость согласного звука. Учить определять твердость или мягкость согласного звука. Содействовать освоению трудных случаев словоизменения (именительного и родительного падежей множественного числа существительных). | Игра «Чего не стало» | |
Ноябрь | Выделение первого звука в слове. | Учить детей выделять интонационно и называть изолированно первый звук в любом слове. Развивать фонематическое восприятие, произносительную сторону речи. | Игра «Кто больше?» | |
14 | Выделение первого звука в слове. | Учить детей выделять интонационно первый звук в словах силой голоса или длительностью звучания. Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Познакомить детей с поэтическим жанром авторской сказки. Обратить внимание на язык произведений, характеристики действующих лиц. Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения в целом. | Игра «Эхо» | |
15 | Выделение первого звука в слове. Называние звуков парных по твердости-мягкости. | Учить детей называть слова, начинающиеся со звуков, парных по твердости-мягкости. Упражнять в умении интонационно выделять, а затем называть изолированно первый звук в любом слове. Учить составлять загадки о животных по плану-схеме: «На что похоже? – Чем отличается?». Развивать творческие способности | Беседа о животных Татарстана. | Игра «Найди пару» |
16 | Введение схемы звукового состава слова. | Познакомить со схемой звукового состава слова. Учить соотносить произносимое слово со схемой звукового состава (по движению указки). Упражнять в выделении первого звука в словах. Формировать компоненты учебной деятельности –развернутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения задания. Побуждать к участию в беседе по иллюстрации. | Беседа «Какие ягоды и грибы растут в наших лесах» | Игра «Кто больше?» |
17 | Проведение звукового анализа | Учить детей проведению звукового анализа слов. Познакомить с понятиями «схема», «модель». Упражнять в назывании каждого выделяемого звука в словах изолированно. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. | Игра «Живые модели» | |
18 | Проведение звукового анализа | Учить проводить звуковой анализ слов, сравнивать слова при чтении по схеме. Закреплять понятия «схема, «модель». Упражнять в подборе слов с заданным звуком в словах. Продолжить обучение сочинению загадок по схеме: «Какой? – Что такое же?» | Игра «Кто больше?» | |
19 | Проведение звукового анализа | Учить проводить звуковой анализ слов, сравнивать слова по звуковой структуре. Развивать умение определять место звука в слове. Упражнять в подборе однокоренных слов к заданному. Развивать связанную объяснительную речь. Активизировать слова: берлога, нора, хатка, подземные ходы с норами. | Игра «Где чей дом ?» | |
20 | Проведение звукового анализа | Учить проводить звуковой анализ слов. Закреплять умение выделять при произношении заданные звуки, находить одинаковые звуки в словах. Способствовать самостоятельному подбору слов с заданным звуком. Расширять знания о профессиях. | Игра «Назови слово» | |
Декабрь | Проведение звукового анализа | Учить проводить звуковой анализ слов. Закреплять умение находить одинаковые звуки в словах. Упражнять в выделении в словах первого и последнего звуков. Познакомить с понятием «многозначные слова». Развивать произвольность действий. | Игра «Цепочка слов» | |
22 | Проведение звукового анализа | Учить проводить звуковой анализ слов. Закреплять умение в назывании звуков, парных по твердости-мягкости. Развивать умение сравнивать слова. способствовать усвоению нравственных ценностей. | Игра «Кто больше?» | |
23 | Проведение звукового анализа | Учить проводить звуковой анализ слов. Закреплять умение находить одинаковые звуки в словах, сравнивать звуки, близкие в артикуляционном и акустическом отношении. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. | Игра «Живые модели» | |
24 | Проведение звукового анализа | Учить проводить звуковой анализ слов. Закреплять умение подбирать слова, начинающиеся с мягких согласных звуков. Развивать внимание, быстроту реакции. Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения в целом. | Игра «Назови слово» | |
25 | Гласные звуки. | Ввести понятие «гласный звук». Познакомить с цветовым обозначением гласных звуков. Продолжать обучать детей звуковому анализу слов, находить гласные звуки в словах. Упражнять в самостоятельном выделении гласного звука в словах. Развивать умение выполнять игровые задания творческого характера. | Игра «Угадай слово» | |
26 | Звуковой анализ слов с фиксацией гласных звуков. | Продолжать учить детей соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов. Закреплять умение отличать гласные звуки от согласных. Способствовать активному использованию речи детей наиболее походящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств. | Игра «Скажи чем похожи» | |
27 | Твердые и мягкие согласные звуки. | Ввести понятия «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук». Познакомить детей с цветовым обозначением твердых и мягких звуков. Закреплять умение соотносить произносимые слова со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов. | Игра «Скажи по-другому» | |
28 | Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твердых и мягких согласных звуков. | Учить звуковому анализу слов, фиксируя в модели гласные, мягкие и твердые согласные звуки. Совершенствовать умение к звуку подбирать соответствующую фишку. Упражнять в названии слов по заданному звуку. Побуждать детей в своих высказываниях использовать литературно-выразительные обороты. | Игра «назови слово» | |
январь | Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твердых и мягких согласных звуков | Учить звуковому анализу слов, фиксируя в модели гласные, мягкие и твердые согласные звуки. Учить переделывать модель слова в соответствии с заданием. | Игра «хорошо – плохо» | |
30 | Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твердых и мягких согласных звуков | Учить звуковому анализу слов, фиксируя в модели гласные, мягкие и твердые согласные звуки. Закреплять умение переделывать модель слова в соответствии с заданием. Совершенствовать умение самостоятельно слова из первых звуков слов-названий картинок, подбирать слова с заданным звуком, осуществлять самопроверку. | Игра «Построим дом» | |
31 | Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твердых и мягких согласных звуков | Учить звуковому анализу слов, фиксируя в модели гласные, мягкие и твердые согласные звуки. Закреплять умение переделывать модель слова в соответствии с заданием. Упражнять в выделении в словах первого звука. Закреплять умение слово соотносить с его моделью, находить одинаковые звуки в словах. | Игра «Как меня зовут?» | |
32 | Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твердых и мягких согласных звуков. Подбор слов по заданной звуковой модели. | Учить детей звуковому анализу слов, фиксируя в модели твердые и мягкие согласные звуки. Учить соотносить звуковой состав слов с моделями, выбирать модель, соответствующую звуковому составу слова. | Беседа «Деревья, которые растут в моем дворе» | Игра «Назови слово» |
Февраль | Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твердых и мягких согласных звуков. Подбор слов по заданной звуковой модели | Учить детей звуковому анализу слов, фиксируя в модели твердые и мягкие согласные звуки. Учить соотносить звуковой состав слов с моделями, выбирать модель, соответствующую звуковому составу слова. | Игра «Живые модели» | |
34 | Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твердых и мягких согласных звуков. Подбор слов по заданной звуковой модели | Учить детей звуковому анализу слов, фиксируя в модели твердые и мягкие согласные звуки. Учить соотносить звуковой состав слов с моделями, выбирать модель, соответствующую звуковому составу слова. Формировать умение выполнять игровые задания творческого характера. | Игра «Назови слово по модели» | |
35 | Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твердых и мягких согласных звуков | Учить детей звуковому анализу слов, фиксируя в модели твердые и мягкие согласные звуки. Познакомить с мягким согласным (й). учить давать сравнительный анализ двух моделей слов. Закреплять умение подбирать слова, выделяя в конце слова заданный звук. | Игра «Я начну, а ты продолжи» | |
36 | Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твердых и мягких согласных звуков | Учить детей звуковому анализу слов, фиксируя в модели твердые и мягкие согласные звуки. Дать знания о звуке (й) в начале слова. | Игра «Назови слово» | |
37 | Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твердых и мягких согласных звуков | Учить детей звуковому анализу слов, фиксируя в модели твердые и мягкие согласные звуки. Закреплять умение определять место звука в начале и в середине слова. | Игра «Назови слово» | |
38 | Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твердых и мягких согласных звуков. | Учить детей звуковому анализу слов, фиксируя в модели твердые и мягкие согласные звуки. Упражнять в разборе модели слова и в её переделывании. | Игра «Назови слово» | |
39 | Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твердых и мягких согласных звуков | Учить детей звуковому анализу слов, фиксируя в модели твердые и мягкие согласные звуки. Закреплять умение сравнивать модели слов и их звуковой состав. Учить разгадывать ребусы. | ||
40 | Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твердых и мягких согласных звуков | Учить детей звуковому анализу слов, фиксируя в модели твердые и мягкие согласные звуки. учить подробно рассказывать о последовательности выполненных действий, выстраивать рассуждение, находить наиболее существенные доказательства. Развивать фонематический слух. | ||
март | Знакомство с буквой «А», «а». | Познакомить детей с буквой «а» и её местом в кассе букв. | Игра «Живые модели» | |
42 | Закрепление буквы «А», «а». | Закреплять связь звука со зрительным образом печатной буквы «а». Дать поэлементный анализ и синтез зрительного образа буквы, отрабатывать двигательный образ печатной буквы «а», умение четко следовать заданному на листе порядку движения руки. | Игра «Не так?» | |
43 | Знакомство с буквой «Я», «я» | Познакомить детей с буквой «Я», с правильным написанием гласных после мягких согласных звуков. Закреплять умение заменить фишку на букву в модели слова. | Игра «Живые модели» | |
44 | Закрепление буквы «Я», «я» | Закреплять связь звука со зрительным образом печатной буквы «я». Дать поэлементный анализ и синтез зрительного образа буквы, отрабатывать двигательный образ печатной буквы «я», умение четко следовать заданному на листе порядку движения руки. | ||
45 | Звуковой анализ слов. | Учить ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. Познакомить с правилом обозначения одной буквой сразу двух звуков. Закреплять знания о звуках, буквах | Игра «Цепочка слов» | |
46 | Знакомство с буквой «О», «о». | Закреплять связь звука со зрительным образом печатной буквы «о». Дать поэлементный анализ и синтез зрительного образа буквы, отрабатывать двигательный образ печатной буквы «о», умение четко следовать заданному на листе порядку движения руки. Закреплять умение определять место звука в словах. | ||
47 | Знакомство с буквой «Ё», «ё». | Закреплять связь звука со зрительным образом печатной буквы «ё». Дать поэлементный анализ и синтез зрительного образа буквы, отрабатывать двигательный образ печатной буквы «ё», умение четко следовать заданному на листе порядку движения руки. | ||
48 | Закрепление букв «о», «ё». | Учить ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. Закреплять связь звука со зрительным образом печатной буквы, правило обозначения одной буквой двух звуков. | Игра «Кто внимательный?» | |
апрель | Звуковой анализ слов. | Закреплять умение разбирать звуковую структуру слова. познакомить с правилом обозначения одной буквой сразу двух звуков. Совершенствовать речь, как средство общения. | Игра «Живые модели» | |
50 | Знакомство с буквой «У», «у». | Познакомить детей с буквой «а» и её местом в кассе букв. Закрепить умение соотносить понятие «звук» и «буква». Упражнять детей в счете одинаковых звуков в тексте. | Игра «Эхо» | |
51 | Звуковой анализ слов. | Учить детей сравнивать слова по звуковому составу; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; подбирать слова определенной звуковой структуры. | Игра «Живые модели» | |
52 | Знакомство с буквой «Ю», «ю». | Дать поэлементный анализ и синтез зрительного образа буквы, отрабатывать двигательный образ печатной буквы «у». Познакомить детей с буквой «ю». закреплять правила написания гласных после мягких согласных звуков. | Игра «Живые модели» | |
53 | Закрепление буквы «Ю», «ю». | Учить ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. Закреплять умение составлять предложения из трех, четырех слов, называя их порядок. | Игра «День – ночь» | |
54 | Звуковой анализ слов. | Познакомить с правилом обозначения одной буквой сразу двух звуков. Дать поэлементный анализ и синтез зрительного образа буквы, отрабатывать двигательный образ печатной буквы «ю». формировать зрительно-моторную координацию. | Игра «Найди свой домик». | |
55 | Знакомство с буквой «Э», «э». | Познакомить детей с буквой «э» и её местом в кассе букв. Закрепить умение соотносить понятие «звук» и «буква». Продолжать учить проводить звуковой анализ слов. Фиксируя в модели гласные, твердые и мягкие согласные звуки. | Игра «Найди свой домик». | |
56 | Закрепление буквы «Э», «э». | Закреплять связь звука со зрительным образом печатной буквы «э». Дать поэлементный анализ и синтез зрительного образа буквы, отрабатывать двигательный образ печатной буквы «э». | Игра «Что за чем?» | |
май | Знакомство с буквой «Е», «е» | Познакомить детей с буквой «э» и её местом в кассе букв. Закреплять правила написания гласных после мягких согласных. | Игра «Кто внимательный» | |
58 | Закрепление буквы «Е», «е». | Учить проводить звуковой анализ слов различной сложности. Закреплять связь звука со зрительным образом печатной буквы «е». Дать поэлементный анализ и синтез зрительного образа буквы, отрабатывать двигательный образ печатной буквы «е». | ||
59 | Знакомство с буквой «ы» | Познакомить детей с буквой «ы» и её местом в кассе букв. Закрепить умение соотносить понятие «звук» и «буква». | Игра «Живые модели» | |
60 | Закрепление буквы «ы». | Закреплять связь звука со зрительным образом печатной буквы «е». Дать поэлементный анализ и синтез зрительного образа буквы, отрабатывать двигательный образ печатной буквы «ы». | Игра «Цепочка слов» | |
61 | Знакомство с буквой «И», «и». | Познакомить детей с буквой «э» и её местом в кассе букв. Закреплять правила написания гласных после мягких согласных. | Игра «Живые модели» | |
62 | Закрепление буквы «И», «и». | Закреплять связь звука со зрительным образом печатной буквы «и». Дать поэлементный анализ и синтез зрительного образа буквы, отрабатывать двигательный образ печатной буквы «и». | Игра «Цепочка слов» | |
63 | Словоизмениние. | Учить механизму чтения прямого слога до введения согласных букв. Повторить принцип обозначения гласными буквами твердости и мягкости согласных звуков. Отрабатывать умение ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. Способствовать осознанию детьми своих учебных действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Азбука здоровья дошкольника
Консультация для родителей....
Консультация для родителей "Азбука аппетита дошкольника"
Материал для выступления на родительском собрании о значениии правильного питания дошкольников, об организации питания в ДОО...
Статья "Дорожная азбука для дошкольников"
Статья "Дорожная азбука для дошкольников" по проведению недели безопасности в детском саду....
«Серия педагогических мероприятий валеологической направленности по познавательному развитию «Азбука здоровья дошкольника»
laquo;Серия педагогических мероприятий валеологической направленности по познавательному развитию...
Азбука общения дошкольников со сверстниками в старшей группе
Консультация для родителей «Азбука общения дошкольников со сверстниками» Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в резуль...
"Азбука здоровья дошкольников"
Консультация для родителей....
Азбука для дошкольников - Детский путеводитель по Ростовскому району (сокращенный вариант)
Данное пособие направленно на духовно-нравственное воспитание дошкольников, с учётом национального регионального компонентамуниципального дошкольного образовательного учрежд...