"Лазорики"
проект по музыке (подготовительная группа)

Cластен Елена Владимировна

Проект для подготовительной группы по изучению фольклора "Лазорики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Лазорики"32.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Вишенка»

Педагогический проект

«Лазорики»

музыкальный руководитель Сластен Елена Владимировна

г Семикаракорск

  1. Аннотация

 Красоту, чистоту мы у старших берем.

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

 В прошлом, будущем и настоящем.

В. Высоцкий

         Изучая современные  технологии и программы по музыкальному воспитанию дошкольников, я пришла к выводу, что самые передовые, инновационные педтехнологии основаны на древнем русском фольклоре. И можно с огромной уверенностью сказать, что все новое – это хорошо забытое старое. Поэтому на протяжении всей своей педагогической деятельности, я, составляя перспективно-тематическое планирование, в основу всегда закладывала фольклор, русский, белорусский и украинский (очень близкий по языку), а также вековые  предания народов нашей необъятной России. В наш 21 век бешенных скоростей народные сказания – это тот остров, где дети, не зазубривая, учатся жить по законам природы, и не вторя педагогу,-учатся правильной, красивой речи, двигаясь, развиваются физически, дразнясь – развивают фантазию….   Сколько можно говорить о пользе фольклора!!! Давно доказано учеными, что только музыкально-игровая деятельность развивает абсолютно все отделы головного мозга, воспитывает коммуникативно - личностные, познавательно – речевые, художественно – эстетические и физические навыки ребенка. О том, что искусство лечит, знали в глубокой древности. Швейцарский этнограф О. Штель описал случаи, когда в древнем Хорезме табибы с помощью танцевальной музыки, звуков сурны, дойры, нагоры оживляли человека, считавшегося умершим. Они хорошо знали, звуки каких инструментов наиболее благоприятны при тех или иных болезнях. Знали, что медленная, спокойная по характеру музыка влияет на ритм сердца, снижает давление, а быстрая танцевальная — повышает его. Доказано, что звуки могут быть как созидательными, так и разрушительными. Известно, что человеческий голос может разбить вдребезги винный стакан — и не только, достаточно напомнить о библейском событии — разрушении стен города Иерихона, которые пали от звука труб (Книга Иисуса Навина, глава 6).

 Сейчас, когда мы говорим о необходимости духовного оздоровления общества, вспомним, в связи с музыкой, мысли великих философов древнего мира.

   Платон считал, что «музыкальное воспитание — более действенное средство, чем все другие, потому что ритм и гармония находят свой путь в глубину души». Пророческими, как откровение, для нас являются и другие слова Платона: «Нужно избегать введения нового рода музыки, — это подвергает опасности все государство, так как изменение музыкального стиля всегда сопровождается влиянием на важнейшие политические области». Неслучайно Китай сохраняет древние  («китайская опера») музыкальные традиции.

Аристотель утверждал, что «музыка обладает силой формировать характер».         

        По мнению ИбнСины (Авиценны) - «звуки и движения могут возносить   душу от слабости к силе и наоборот». Лучшим средством сохранения здоровья он считал движение и пение, созерцание природы и произведений великих мастеров живописи, скульптуры.

    Народные танцы и песни, игры и обряды являются мощным средством духовной и физической подзарядки. Коллективные танцы и хоровое пение повышают энергетику участников, создают доброжелательные взаимоотношения. Танец в сочетании с музыкой оздоравливает физически и духовно. Во время танца лечатся сердечно-сосудистые заболевания людей любого возраста, усиленно обогащаются кислородом все ткани организма, восстанавливается гибкость суставов, интенсивнее становится обмен веществ, накапливается жизненная энергия.

Закладывая традиции этнохудожественного воспитания в Донском регионе в начале 90-х годов, стало очевидным, что фольклорный праздник в детском дошкольном учреждении призван выступать в качестве кульминационного события, завершающего проживание детьми конкретного календарного цикла, открывающего двери новой природной поре, новому опыту, новым впечатлениям.

Выработанные в прошлом традиции организации внутринационального времяпрепровождения являют нам уникальный опыт сплочения людей во имя жизнеутверждающих начал и сохранения баланса существования человека в природе. Организация подобных событий обусловила в течение веков перевод всех составляющих праздника из позиции прикладного (жизненно важного) значения в эстетическое (красивого, ладного, благолепного).

Проектируя народный календарный праздник в дошкольном образовательном учреждении, стоит ориентироваться на его изначально интегративный характер и природу, где главными системообразующими факторами выступят субстанция (содержание), атрибутика (сакральность предметов), эмоционально-чувственная акцентуация, индивидуально-коллективные формы соучастия, природно-экологический контекст, художественно-эстетическая деятельность, нравственно-этическое ядро.

Таким образом, рассматривая фольклорный праздник в ДОУ, возможно выделить следующие его функции, придающие ему образовательно-воспитательный статус:

  • создание атмосферы эмоциональной комфортности, доверия, доверительности, открытости, всеобщего, соборного единения;
  • накопление опыта эмоционально-чувственных сопереживаний;
  • развитие мотивации к содеятельности; формирование банка историко-этнокультурных представлений образов, информации;
  • развитие эстетического отношения, вкуса, активности;
  • закрепление ценностных основ будничного и праздничного национального жизнедейства;
  • развитие творческой рефлексии;
  • организация межпоколенного поливозрастного диалога и сотворчества;
  • организация процессов творческого самовыражения и успеха;
  • развитие образа коллективного, соборного события;
  • становление досуговой культуры;
  • формирование Образа национальной культуры, культуросохранительная функция.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный

По содержанию: социально-педагогический

Участники проекта: дети подготовительных групп, родители, музыкальный руководитель, воспитатели подготовительных групп.

По времени проведения: 11 месяцев

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Цель: развитие гармоничной личности ребенка на основе русского фольклора.

Задачи:

  • Воспитывать интерес к родному искусству.
  • Обогащать музыкальными впечатлениями.
  • Развивать навыки во всех видах музыкальной  деятельности: в пении, слушании, музыкально - ритмических  движениях, игре на музыкальных инструментах.
  • Содействовать воспитанию и формированию  музыкального вкуса.
  • Оказывать влияние на всестороннее развитие  ребёнка, используя все виды музыкальной  деятельности.
  • Развитие социально – коммуникативных качеств: общения, соучастия, контактности, доброжелательности, взаимоуважения, выдержки.
  • Развивать творческую активность во всех  доступных детям видах музыкальной деятельности.  

Методы проекта:

  • «Гостиная»;
  • Праздники, досуги, развлечения с привлечением родителей;
  • Мониторинг.

Ожидаемый результат:

  • Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
  • У родителей сформируются представления о создании благоприятного и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
  • Имеет сформированную потребность к игре на народных шумовых инструментах, может самостоятельно организовать детей для совместной игры в оркестре;
  • Согласует движение и пение в играх, хороводах;
  • Сознательно контролирует произношение скороговорки в разных темпах.
  • Осознанно произносит  и пропевает выразительно текст с нужными интонациями.
  • Ориентируется в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
  • Имеет сформированное знание об основных народных календарных и обрядовых праздниках.

2. Содержание проектной деятельности.

Этап первый – подготовительный (16 августа – 30 сентября)

  • Изучение методической литературы, касающейся темы проекта.
  • Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность регионализации воспитания в ДОУ.
  • Анкетирование детей.
  • Разработка перспективного плана организации празднично-досуговых мероприятий и цикла тематических гостиных.

     Этап второй – практический (1октября – 1 июня)

  • Проведение цикла тематических гостиных.
  • Проведение праздников, развлечений, кукольных театров и досугов с родителями.
  • Организация просветительской и консультативной деятельности с родителями и педагогами по вопросам формирования национальной культуры.

    Этап третий – заключительный (1 июня – 18 июня)

  • Проведение фольклорного праздника «Троица»
  • Оформление продукта проекта
  • Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга.
  • Представление презентации проекта на родительском собрании и педагогическом совете.

3. Результаты реализации проекта

Продукт проекта:

Продуктом педагогического проекта «Развитие музыкальности дошкольников на основе русского фольклора» являются методические разработки (приложение1).

  • Перспективный план организации культурно – досуговых мероприятий и цикл тематических гостиных  на основе русского народного  наследия.
  • Анкета для родителей «Что мы знаем о своем наследии».
  • Цикл тематических компьютерных презентаций по блокам проекта
  • Картотека пальчиковых игр на основе русских народных потешек, прибауток.
  • Картотека русских загадок, пословиц, прибауток.
  • Разработки сценариев фольклорных праздников: «Покров», «Святки», «Крещение», «Масленица», Пасха», «Троица» с привлечением родителей.
  • Просветительская работа и консультативная деятельность с родителями и педагогами: цикл консультаций для родителей и педагогов ДОУ.

Оформление продукта проекта (приложение 2):

  • Выставки детских рисунков: «Осенняя карусель», «Зимние фантазии», «Весенняя палитра».
  • Организация и оформление мини-музея народной музыкальной игрушки.
  • Творческий альбом совместных рассказов «Зимняя сказка».
  • Мультимедийная презентация проекта.

Заключение.

Вследствие реализации проекта обогатился социальный опыт дошкольников, расширился их кругозор, выработалась устойчивая мотивация к разучиванию различных фольклорных форм, включение их в повседневную жизнь. Участие родителей в досугах и праздниках наполнило общение новым содержанием, сформировались  представления о создании благоприятного и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка. Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад». Дети имеют сформированную потребность к игре на народных шумовых инструментах, могут самостоятельно организовать детей для совместной игры в оркестре; согласуют движение и пение в играх, хороводах; сознательно контролируют произношение скороговорки в разных темпах.  Осознанно произносят  и пропевают выразительно текст с нужными интонациями. Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь по площадке. Имеют сформированное знание об основных народных календарных и обрядовых праздниках. Согласно полученным данным анкетирования на предмет удовлетворенности родителей в использовании фольклора при взаимодействии  с ДОУ по формированию патриотизма и национальной культуры, детский сад имеет высокий рейтинг.

4. Перспективы развития проекта

Данный проект может быть использован и другими педагогами, как в полном объёме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы. Учитывая эффективность проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения с привлечением младших дошкольников и их родителей.

Для дальнейшей реализации проекта необходимо:

Разработать методическую базу для детей 3-4 лет (серию фольклорных праздников и досугов совместно с родителями, картотеку малых фольклорных форм)

Для игры в оркестре необходимо приобрести некоторые детские музыкальные инструменты

Обогатить необходимыми атрибутами для танцев и игр, костюмами  для детей и взрослых.

Проект составлен по блокам:

  • «Осенняя донская карусель»
  • «Зима – крсавица»
  • «Красна, ясна, пришла Весна»

Каждый блок представляет собой мини-проект и заканчивается праздничным гуляньем или развлечением. Блоки расписаны с учетом календарно – обрядовых празднований, включают в себя занятия – «гостиные» о предстоящем празднике и разучивание запланированного материала.

Проект предполагает изучение основных фольклорных жанров:

  • народная песня
  • народная сказка
  • хороводные игры
  • пляски
  • малые фольклорные формы (прибаутки, загадки, потешки, дразнилки, частушки, пальчиковые игры, пословицы и поговорки, заклички).
  • народные инструменты;
  • обрядовые и календарные праздники.

        

Перспективно – тематическое планирование        

Блок 1. Тема: «Осенняя донская карусель»

Народная  песня

«Как у Дона», «Вечор – матушка», «Рябинушка», «Осень», «Где березоньки шумят».

Народная  сказка

«Золотое веретено»

«Хаврошечка»

«Про филю»

Хороводные игры

«Дрёма»

«Прялица»

«Казачьи скачки»

Пляски

«Барыня»

«Варенька»

«Кадриль с балалайками»

Игра в оркестре

«Ах вы, сени»

Малые  фольклорные формы (прибаутки, загадки, потешки)

«Пришла матушка Осень – милости просим»,

«Батюшка Покров»

«Частушки»

Презентация

«Любимый город Семикаракорск»,  «Осенняя карусель родной природы», «Хлеб – всему голова».

Гостиная

«К худой голове своего ума не приставишь», хлеб – всему голова», «Кузьма – Демьян»,

Кукольный театр

«Пых»

Обрядовые  и календарные праздники.

«Праздник бабушек и дедушек», «Покровские гулянья», «Гулянье на майдане», «При солнышке тепло – при матушке добро».

Блок 2. Тема: «Зима – красавица»

Народная  песня

«Коляда», «Мороз, мороз» (2); А мы масленицу дожидаем», «Блины», «Метелица» «Как на беленький снежок» «Уж как шла коляда»

Народная  сказка

«Морозко», «Снегурочка», «Два Мороза»

Хороводные игры

«Дед Мороз» (3, стр 115), «У Меланьи, у старушки», «Бабка ёжка», «В сову».

Пляски

«Чеботуха», «Краковяк».

Игра в оркестре

«Тимоня»

Малые  фольклорные формы (прибаутки, загадки, потешки)

«декабрь год кончает, зиму начинает», Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет», «Зима лодыря морозит», Зима – хранительница полей».

Презентация

«Русская зима», «Терем деда Мороза», «Масленица».

Гостиная

«Снегурочка – внучка деда Мороза», «Пришла коляда», «Масленица».

Кукольный театр

«Вертеп», Проделки бабы Яги»

Обрядовые  и календарные праздники.

«Васильев вечер», Крещение, Масленица.

Блок 3. Тема «Красна, ясна, пришла Весна».

Народная  песня

«Небылицы»

«Пошла млада за водой»

«Как у наших у ворот» «Солнечная песня»

«Пасхальная песня»

«Пасху весело встречаем» «Как у Дона»

«Казачата»

«Чубатые ребяты»

Народная  сказка

«Каша из топора», «Докучные сказки», «Семь Симеонов».

Хороводные игры

«Ворона» «Горшки» «Верба»

«Гори, солнце ярче» «Золотые ворота»

«Заря-заряница»

Пляски

«Кадриль», «Метелица», «Сударушка».

Игра в оркестре

«Светит месяц», «Утушка»

Малые  фольклорные формы (прибаутки, загадки, потешки)

«Весна, Весна, на чем пришла», заклички Весны, «Петушок и Машенька» (3, стр 100)

Презентация

«Весна на Дону», «Пасха», «Русский костюм», «Народная игрушка».

Гостиная

«Пасхальный перезвон», «Народная хороводная песня», «Песня – душа народа»

Кукольный театр

«Жихарка»,  

Обрядовые  и календарные праздники.

«Шутки шутить – весь мир смешить», «Пасха», «Праздник берёзки».

Библиография. 

  1. О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». С-Пб, «Детство-Пресс», 1999г.
  2. Л.И.Мельникова, А.Н.Зимина «Детский музыкальный фольклор» в ДОУ» Москва, 2000
  3. Г.П.Фёдорова «На златом крыльце сидели» С-Пб, «Детство-Пресс», 2000
  4. Г.М.Науменко «Народные праздники, обряды, и времена года в песнях и сказках» Москва, «Центрполиграф», 2001.
  5. Т.С.Есаян, Н.В.Корчаловская «Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении – перспективное направление модернизации образования»  часть I. Ростов-на-Дону, издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2010г.
  6. Т.С.Есаян, Н.В.Корчаловская «Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении – перспективное направление модернизации образования»  часть II. Ростов-на-Дону, издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий дня рождения детского сада" "Лазорику"- 1 год"

Сценарий дня рождения детского сада" "Лазорику"- 1 год"...

План работы клуба "Лазорик" для старших дошкольников

Создание условий для формирования познавательного интереса к истории родного края в процессе продуктивной деятельности....

Социальная акция "Цвети, Лазорик"

Социальная акция "Цвети, Лазорик"...

Отчёт по занятиям дистанционного обучения Гр "Лазорики"

Педагоги и родители – это те люди, которые формируют личность ребенка, его взгляды и мировоззрение, начиная с малых лет. Профессия педагога требует высокой самоотдачи, совершенствования, наличия специ...

План работы по формированию финансовой грамотности у детей разновозрастной группы "Лазорик"

Цель:формирование основ финансовой грамотности у дошкольников....