РУССКИЕ ЛОЖКИ, КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по музыке (старшая, подготовительная группа)
Обучение детей игре на деревянных музыкальных инструментах нуждается в планомерной и систематической работе, направленной на создание условий, способствующих развитию музыкальных способностей детей.
В нашем детском саду игра на ложках – это средство взаимодействия с семьями воспитанников. Я активно использую такую эффективную практику в своей работе. Под моим руководством были созданы ансамбли ложкарей среди педагогов, воспитанников и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РУССКИЕ ЛОЖКИ, КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Медведева Мария Сергеевна,
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 458»
город Нижний Новгород
Деревянные ложки – с одной стороны, это музыкальный инструмент, относящийся к группе ударных шумовых инструментов, а с другой стороны достаточно подвижный инструмент, потому что при определенных умениях и навыках можно демонстрировать и виртуозные ритмические пассажи, и эффектную зрелищную игру.
Игра на ложках привлекательна для детей тем, что на освоение простейших приемов она не требует длительного времени и специальной подготовки. Достаточно взять в руки ложки за черенки, и ударяя ими друг о друга, получить яркий звук.
В учебно-методическом пособии Дмитрия Анатольевича Рытова «Русская ложка» (музыкально-игровая энциклопедия), раскрыты многосторонние возможности ложек в детской музыкальной и художественно-прикладной деятельности, представлены:
- методика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста игре на ложках и методика работы с детским ансамблем ложкарей,
- основные приемы игры на ложках,
- технология изготовления ложки и детских игрушек из ложек, а также возможности применения ложек в развитии эмоциональной сферы ребенка и использования их в качестве незаменимого средства для детского элементарного моделирования.
А в методическом пособии И. М. Каплуновой «Ансамбль ложкарей»
так же описаны способы и приемы игры на ложках. Даны разнообразные потешки и попевки с подыгрыванием на ложках, интересные упражнения, игровые приемы. Представлен обширный музыкальный нотный материал и аудиоприложение.
По мнению Ирины Михайловны Каплуновой и Ирины Арсентьевны Новоскольцевой:
«У дошкольников музыкальные способности достаточно легко формируются при обучении игре на детских музыкальных инструментах».
Николай Афанасьевич Метлов считал, что освоение приемов игры на ДМИ не требует от детей специальной подготовки и большого времени, которое нужно при обучении на инструменте в музыкальных школах… Но позволяет детям осуществить одно из самых заветных желаний - исполнять живую музыку.
Знакомить детей с ложками я начинаю со второй младшей группы.
В этом возрасте я даю детям одинарные ложки. Дети изучают, как появляется звук с помощью ложек, простукиваем простейший ритм под потешки.
В средней группе продолжаю развивать чувство ритма под потешки, попевки и логоритмики. Изучаем простейшие приемы на одинарных ложках.
Начинаю формировать простейшие ансамбли и шумовые оркестры.
В старшей группе продолжаем изучать приемы игры на одинарных ложках и знакомиться с двойными (спаренными) ложками.
Включаю в работу элементы бодиперкуссии.
Со старшего возраста стараюсь добиваться от детей синхронности при игре на различных видах ложек. А так же мне важно, чтобы дети запоминали последовательность ритмического рисунка и умели его самостоятельно продемонстрировать.
В подготовительной группе, дети продолжают изучать более сложные приемы игры на ложках, используя их в ансамбле и различных видах оркестра.
В работе с детьми я использую следующие методы - это:
Наглядный метод
- Рассматривание иллюстраций к музыкальным произведениям
- Показ приемов игры на музыкальных инструментах (так же с помощью иллюстраций)
- Дирижерский жест
Словесный метод
- Беседа о музыкальном произведении
- Рассказ о композиторе и истории создания музыкального произведения
- Объяснение приемов игры на музыкальных инструментах.
Практический метод
- Повторение и закрепление приёмов игры на различных музыкальных инструментах.
- Музыкальные дидактические игры.
- Элементы бодиперкуссии, логоритмики.
В результате систематизированной работы по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах у детей проявляются:
- осознанный интерес;
- исполнительское мастерство;
- музыкальные способности;
- способности к творческой импровизации;
- навыки сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.
В свою работу двойные (спаренные) ложки я включила в 2023 году, после обучения на курсах «Ложки по-немножку» Елены Валентиновны Чуриковой. После него у меня жизнь заиграла новыми красками! Так же мне удалось побывать у нее на курсах для взрослых и на курсах по бодиперкуссии.
Я тесно взаимодействую с педагогами (воспитателями), не только с помощью папок – передвижек, открытых показов, родительских собраний, но и консультаций, бесед и мастер–классов.
В 2024 году я создала ансамбль ложкарей «Рябинушка», в состав которого вошли педагоги нашего детского сада. Ансамбль выступал на мероприятиях районного и всероссийского уровня.
«Мои ложечки» так же не прошли мимо семей воспитанников.
Я с удовольствием приглашаю родителей поучаствовать в творческих номерах на праздниках и других мероприятиях. Они всегда охотно соглашаются, взамен получают позитив, бодрость, радость, переключаясь от различных забот.
Дети, глядя на родителей, всегда берут пример и еще задорнее «включаются в работу».
Наш детский сад стал героем выпуска новостей программы "Сегодня" на телеканале "НТВ". Такая интересная практика привлекла внимание СМИ, и наш детский посетили журналисты телекомпании "НТВ", которые предложили снять репортаж на тему «Русские ложки в детском саду».
Съемка происходила на празднике «День народного единства», где снимали, как дети поют гимн, небольшие элементы праздника, номер с ложками «Смоленский гусачок» и мастер – класс с родителями с номером «Кадриль». После завершения мастер – класса родителям задали несколько вопросов. В завершении я дала интервью и рассказала об особенностях использования практики игры на ложках в своей работе.
Подводя итоги проделанной работы, я пришла к выводу, что игра на детских музыкальных инструментах, в данном случае на ложках, является эффективным средством развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора
СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………….3 Глава I. Теорет...

«Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» (Опыт работы)
Почему я считаю проблему развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста актуальной в наши дни? Данная проблема приобретает все большее значение в настоя...

Статья на тему "Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
В статье раскрываются компоненты музыкальных способностей и даются рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр для старших дошкольников....
Программа по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста "Музыкальная шкатулка"
Данная программа разработана с целью развития музыкальных спосбностей старших дошкольников. Реализуется в процессе как музыкальных занятий,так и непосредственной игровой деятельности в группе, а также...
"Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности"
Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение,...

Сборник музыкально-игровых заданий для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Перед вами сборник, включающий в себя 17 игровых заданий, направленных на развитие музыкальных способностей старших дошкольников. Он был разработан для того, чтобы более полноценно...