РУССКИЕ ЛОЖКИ, КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по музыке (старшая, подготовительная группа)

Медведева Мария Сергеевна

Обучение детей игре на деревянных музыкальных инструментах нуждается в планомерной и систематической работе, направленной на создание условий, способствующих развитию музыкальных способностей детей.

В нашем детском саду  игра на ложках – это средство взаимодействия с семьями воспитанников. Я активно использую такую эффективную практику в своей работе. Под моим руководством были созданы ансамбли ложкарей среди педагогов, воспитанников и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_medvedeva_m.s.docx59.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РУССКИЕ ЛОЖКИ, КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Медведева Мария Сергеевна,

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 458»

город Нижний Новгород

Деревянные ложки – с одной стороны, это музыкальный инструмент, относящийся к группе ударных шумовых инструментов, а с другой стороны достаточно подвижный инструмент, потому что при определенных умениях и навыках можно демонстрировать и виртуозные ритмические пассажи, и эффектную зрелищную игру.

Игра на ложках привлекательна для детей тем, что на освоение простейших приемов она не требует длительного времени и специальной подготовки. Достаточно взять в руки ложки за черенки, и ударяя ими друг о друга, получить яркий звук.

В учебно-методическом пособии Дмитрия Анатольевича Рытова «Русская ложка» (музыкально-игровая энциклопедия), раскрыты многосторонние возможности ложек в детской музыкальной и художественно-прикладной деятельности, представлены:

- методика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста игре на ложках и методика работы с детским ансамблем ложкарей,

- основные приемы игры на ложках,

- технология изготовления ложки и детских игрушек из ложек, а также возможности применения ложек в развитии эмоциональной сферы ребенка и использования их в качестве незаменимого средства для детского элементарного моделирования.

А в методическом пособии И. М. Каплуновой «Ансамбль ложкарей»
так же описаны способы и приемы игры на ложках. Даны разнообразные потешки и попевки с подыгрыванием на ложках, интересные упражнения, игровые приемы. Представлен обширный музыкальный нотный материал и аудиоприложение.

По мнению Ирины Михайловны Каплуновой и Ирины Арсентьевны Новоскольцевой:

«У дошкольников музыкальные способности достаточно легко формируются при обучении игре на детских музыкальных инструментах».

Николай Афанасьевич Метлов считал, что освоение приемов игры на ДМИ не требует от детей специальной подготовки и большого времени, которое нужно при обучении на инструменте в музыкальных школах… Но позволяет детям осуществить одно из самых заветных желаний - исполнять живую музыку.

Знакомить детей с ложками я начинаю со второй младшей группы.

В этом возрасте я даю детям одинарные ложки. Дети изучают, как появляется звук с помощью ложек, простукиваем простейший ритм под потешки.

В средней группе продолжаю развивать чувство ритма под потешки, попевки и логоритмики. Изучаем простейшие приемы на одинарных ложках.

Начинаю формировать простейшие ансамбли и шумовые оркестры.

В старшей группе продолжаем изучать приемы игры на одинарных ложках и знакомиться с двойными (спаренными) ложками.

Включаю в работу элементы бодиперкуссии.

Со старшего возраста стараюсь добиваться от детей синхронности при игре на различных видах ложек. А так же мне важно, чтобы дети запоминали последовательность ритмического рисунка и умели его самостоятельно продемонстрировать.

В подготовительной группе, дети продолжают изучать более сложные приемы игры на ложках, используя их в ансамбле и различных видах оркестра.

В работе с детьми я использую следующие методы - это:

Наглядный метод

- Рассматривание иллюстраций к музыкальным произведениям

- Показ приемов игры на музыкальных инструментах (так же с помощью иллюстраций)

- Дирижерский жест

Словесный метод

- Беседа о музыкальном произведении

- Рассказ о композиторе и истории создания музыкального произведения

- Объяснение приемов игры на музыкальных инструментах.

Практический метод

- Повторение и закрепление приёмов игры на различных музыкальных инструментах.

- Музыкальные дидактические игры.

- Элементы бодиперкуссии, логоритмики.

В результате систематизированной работы по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах у детей проявляются:

- осознанный интерес;

- исполнительское мастерство;

- музыкальные способности;

- способности к творческой импровизации;

- навыки сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.

В свою работу двойные (спаренные) ложки я включила в 2023 году, после обучения на курсах «Ложки по-немножку» Елены Валентиновны Чуриковой. После него у меня жизнь заиграла новыми красками! Так же мне удалось побывать у нее на курсах для взрослых и на курсах по бодиперкуссии.

Я тесно взаимодействую с педагогами (воспитателями), не только с помощью папок – передвижек, открытых показов, родительских собраний, но и консультаций, бесед и мастер–классов.

В 2024 году я создала ансамбль ложкарей «Рябинушка», в состав которого вошли педагоги нашего детского сада. Ансамбль выступал на мероприятиях районного и всероссийского уровня.

«Мои ложечки» так же не прошли мимо семей воспитанников.

Я с удовольствием приглашаю родителей поучаствовать в творческих номерах на праздниках и других мероприятиях. Они всегда охотно соглашаются, взамен получают позитив, бодрость, радость, переключаясь от различных забот.

Дети, глядя на родителей, всегда берут пример и еще задорнее «включаются в работу».

Наш детский сад стал героем выпуска новостей программы "Сегодня" на телеканале "НТВ". Такая интересная практика привлекла внимание СМИ, и наш детский посетили журналисты телекомпании "НТВ", которые предложили снять репортаж на тему «Русские ложки в детском саду».

Съемка происходила на празднике «День народного единства», где снимали, как дети поют гимн, небольшие элементы праздника, номер с ложками «Смоленский гусачок» и мастер – класс с родителями с номером «Кадриль». После завершения мастер – класса родителям задали несколько вопросов. В завершении я дала интервью и рассказала об особенностях использования практики игры на ложках в своей работе.

Подводя итоги проделанной работы, я пришла к выводу, что игра на детских музыкальных инструментах, в данном случае на ложках, является эффективным средством развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора

СОДЕРЖАНИЕ          Введение ………………………………………………………………….3      Глава         I. Теорет...

«Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» (Опыт работы)

 Почему я считаю проблему развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста актуальной в наши дни?     Данная проблема приобретает все большее значение в настоя...

Статья на тему "Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

В статье раскрываются компоненты музыкальных способностей и даются рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр для старших дошкольников....

Программа по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста "Музыкальная шкатулка"

Данная программа разработана с целью развития музыкальных спосбностей старших дошкольников. Реализуется в процессе как музыкальных занятий,так и непосредственной игровой деятельности в группе, а также...

"Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности"

Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение,...

Сборник музыкально-игровых заданий для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Перед вами сборник, включающий в себя 17 игровых заданий, направленных на развитие музыкальных способностей старших дошкольников. Он был разработан для того, чтобы более полноценно...