Содействие формированию «патриотизма наследника» посредством создания уголка народных музыкальных инструментов.
материал по музыке (старшая, подготовительная группа)
Дается описание музыкального оформления мини-музея татаро-башкирской избы в ДОУ. Взяты популярные музыкальные инструменты, а также есть упоминание об этно- музыканте, земляке южно-уральце.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содействие формированию «патриотизма наследника» посредством создания уголка народных музыкальных инструментов.
Цель патриотического воспитания – содействовать формированию
у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры,
защитника Отечества и творца (созидателя),
ответственного за будущее своей страны. (ФОП ДО п.29.2.2.1.)
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) – нормативе, который определяет единые для Российской Федерации базовые объём и содержание дошкольного образования, делается большой акцент на воспитании дошкольников. Впервые в образовательную программу включена и программа воспитания, предусматривающая приобщение детей к традиционным ценностям российского общества.
В целевом разделе Федеральной рабочей программы воспитания определены цели, задачи и 7 основных направлений воспитания дошкольников. Патриотическое направление воспитания возглавляет этот список, так как является приоритетным, формирующим у ребёнка нравственное чувство, которое «вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций».
Приобщение к истории, культуре и традициям народа это обязательная составляющая музыкально-образовательной деятельности. Музыка способна оказывать на детей яркое, незабываемое впечатление, вызывать ни с чем не сравнимые чувства. А музыкальный руководитель должен тщательно отбирать материал, оставляющий наиболее яркие впечатления. Музыка, элементы наглядности, реальные, виртуальные, способ подачи информации – все это должно быть интересным, образным и запоминающимся.
Не малую роль в формировании чувств играет предметно-пространственная среда. И если в подаче музыкальной информации присутствует элемент событийности, или наоборот интересному событию сопутствует музыка воспитательный и обучающий эффект усиливается.
В нашем детском саду педагоги стремятся предоставить детям возможность прикоснуться к культуре с помощью создания музейных экспозиций. В 2023г. был разработан музейный мини-комплекс татаро-башкирская изба. В групповом помещении, где проводит занятия логопед, выделили место, воспроизводящее жилое деревенское помещение. Здесь собрали старинную утварь, национальные костюмы, элементы быта. В основном помещение используется для работы кружка дополнительного образования. Возникла идея о том, что в таком месте должна обязательно звучать музыка.
Организуя совместное занятие с учителем-логопедом, мы использовали фоновое музыкальное оформление, звучание курая и кубыза. Потом появилась мысль о том, что в избе могут быть музыкальные инструменты, на которых играли ее жители. Пока настоящих инструментов нет, но мы собрали их изображения и небольшую фонотеку их звучания. Нами были разработаны музыкальные встречи, посвященные национальным музыкальным инструментам тюркских народов. Предлагаем материал, который ложится в основу этих встреч.
Думбыра
Друзья, сегодня я расскажу вам о думбыре – это национальный башкирский музыкальный инструмент, который похож на скрипку. Он состоит из деревянного корпуса и натянутых на него трех струн. Чтобы играть на думбыре, нужно нажимать на струны разными пальцами и двигать рукой вдоль струн, а другой рукой одновременно дергать струны. Игра требует силы и ловкости пальцев, мастерство на этом инструменте приходит с опытом и тренировкой. Звук получается звонкий, поэтому инструмент часто используется в народных песнях и мелодиях.
В татарской, казахской культуре аналогом думбры является инструмент под названием домбра. Домбра – это также струнный инструмент с корпусом из дерева, но с более длинным грифом и другим количеством струн.
Думбыра также очень похожа на русский национальный инструмент домру. Только деревянный корпус более вытянут. Это пример того, как музыка может объединять разные культуры, нации и людей.
Курай
Курай является одним из символов башкирской культуры и народного искусства. Делается инструмент из растения курай. Его изображение есть даже на гербе Башкортостана. На стволе растения-трубочке вырезаются отверстия, нажимая на них и дуя в трубочку курая можно получить мелодичные красивые звуки различной высоты.
Курай также играет важную роль в татарской музыкальной традиции и часто можно услышать его звуки на татарских праздниках и концертах. Курай позволяют нам насладиться прекрасной музыкой и узнать больше о красивых народных мелодиях башкир и татар.
Кубыз
Кубыз – язычковый народный музыкальный инструмент. Изготавливается из дерева (агас-кумыз) или металла (тимер-кумыз). Кубыз является одним из древнейших музыкальных инструментов, инструмент этого типа найден в археологических раскопках на Русском Севере, известен как музыкальный инструмент народов Алтая, тюркских народов Поволжья и Урала. Имеет очень простую конструкцию: пластинка из твердого дерева, длина – 17 см, ширина от 1,5 до 2 см, толщина – 2 мм. В середине пластинки вырезан язычок, к основанию которого узелком прикреплена суровая нить.
Представляет собой металлическую или деревянную дугу с язычком в центре. Исполнитель зажимает инструмент губами и придерживает левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывается пальцем правой руки, он приходит движение и при вибрации издает бурдонный звук, от которого при изменении положения губ и языка извлекаются разные звуки. Звук деревянного инструмента тихий, металлический.
Несмотря на кажущуюся простоту инструмента, добиться разнообразной и интересной игры непросто. Традиционное исполнительство задействует инструмент для имитации звуков природы (воды, топота лошадей, звуков животных), исполнения различных мелодий, аккомпанемента для пения и танца, а также для ансамбля с голосом исполнителя на кубызе (когда инструменталист получает возможность подыгрывать самому себе, периодически вводя голос в ткань музыкального наигрыша). Используется как сольный и как ансамблевый инструмент.
В сельской местности считался женским инструментом, позволяющим коротать досуг и сопровождать пение и танец несложным «подручным» инструментом. Кубыз доступен для изучения и освоения и очень распространен в настоящее время не только как национальный инструмент, но и как простой звучащий инструмент современной этно-музыки.
Шакиров Ильдар – талантливый музыкант и основатель уникальной этно-группы Йатаган.
В настоящее время в профессиональной музыкальной среде поддерживается обращение к национальным инструментам. Ярким примером музыканта, который отдает много сил популяризации национальных музыкальных инструментов является наш земляк, родившийся в Миньяре Ильдар Шакиров.
Шакиров Ильдар – талантливый музыкант и основатель уникальной этно-группы Йатаган. Родившийся в Миньяре, он с детства увлекался музыкой и традиционными инструментами народов мира.
Основав группу Йатаган, Ильдар стремился объединить различные музыкальные традиции и культуры, создавая новый звук, который создавал музыкальный образ, близкий людям в разных уголках мира. Его музыка – это смесь этно, фолка, рока. Она становится мостом, соединяющим души и сердца, наполняющим мир гармонией и красотой, которая заставляет слушателей погрузиться в удивительный мир звуков.
Шакиров Ильдар является не только талантливым музыкантом, но и бесконечным энтузиастом, стремящимся к совершенству и новым музыкальным высотам. С его помощью, группа Йатаган стала известной не только на территории России, но и за ее пределами, завоевывая сердца слушателей по всему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/26/picture-145949-1706289600.jpg)
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ « Развитие музыкальных способностей дошкольника посредством обучения игры на музыкальных инструментах»
Игра на музыкальных инструментах-один из видов детского исполнительства....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-517336-1415272432.jpg)
Проект по обогащению развивающей предметно- пространственной среды в группе посредством создания уголка уединения.
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным факт...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/17/picture-731600-1479379379.jpg)
Проект по обогащению развивающей предметно- пространственной среды в группе посредством создания уголка уединения.
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным факт...
Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »
Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....
Презентация Предметно-пространственная среда в ДОУ "Музыкальные уголки и музыкальные инструменты" (24.09.2021)
Консультация для педагогов ДОУ Предметно-пространственная среда в ДОУ. "Музыкальные уголки и музыкальные инструменты"...
"Музыкальные уголки и музыкальные инструменты" (03.11.2021)
Консультация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/13/picture-1406672-1652439138.jpg)
Предметно-пространственная среда в ДОУ . Консультация. " Музыкальные уголки и музыкальные инструменты".
Предметно-пространственная среда в ДОУ . Примеры музыкальных уголков в разных группах....