«Роль активного слушания во всестороннем развитии детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по музыке
Именно слушание музыки является одним из наиболее развивающих видов музыкальной деятельности. В процессе знакомства с мировым музыкальным наследием дети учатся слушать и слышать музыку, анализировать её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Роль активного слушания во всестороннем развитии детей дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель: Гомина Елена Николаевна.
МАДОУ «Детский сад №26 г. Челябинска»
2024 год.
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Её ритмы «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая его душу, интеллект, личность. Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, настоящую музыку. И одной из важных задач музыкального воспитания детей в этих условиях является развитие музыкального восприятия.
Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности ребёнка: пении, музыкально- ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Наряду с этим, музыкальное восприятие выступает как самостоятельный вид музыкальной деятельности, который реализуется в музыкальном развитии дошкольников посредством раздела слушание музыки.
Именно слушание музыки является одним из наиболее развивающих видов музыкальной деятельности. В процессе знакомства с мировым музыкальным наследием дети учатся слушать и слышать музыку, анализировать её.
Мои наблюдения за детьми на музыкальных занятиях показали, что многие из них невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения.
И тогда передо мной встал вопрос - как же сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников? И тут на помощь пришла такая технология, как «активное слушание».
В чём же отличие активного слушания от просто СЛУШАНИЯ?
Пассивное слушание музыки, при котором дети определяют характер музыки, образы, какие-то элементы музыкального языка, необходимо для развития слуховых представлений, обогащения слухового опыта.
Для того, чтобы ребенок запомнил, проникся прослушанным произведением необходимо вызвать эмоциональный отклик, а эмоции у ребенка связаны с двигательной активностью.
Детям сложно показать эмоцию без практического действия. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, пережил свои впечатления, он должен выразить во внешних проявлениях свои переживания. Практические действия при активном слушании музыки помогают детям как бы «пропустить музыку через себя», что способствует наиболее полному восприятию музыкального произведения.
Таким образом процесс слушания музыки не может быть не активным.
Для достижения желаемого эффекта слышания музыки просто необходимо предоставить слушателю возможность включиться в этот процесс активно: прислушиваться, наблюдать, сравнивать, проговаривать, изображать, двигаться, рассуждать, фантазировать и т.д.
Ещё Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.).
В процессе активного слушания музыки дети учатся слушать и слышать музыку, анализировать её. Главной задачей педагога – направить внимание ребёнка на процесс восприятия музыкального произведения, поэтому движения, атрибутика должны выполнять лишь вспомогательную роль, помочь процесс восприятия сделать более близким, понятным, содержательным. В отличие от музыкально-двигательной деятельности, где педагог развивает и совершенствует навыки танцевальных движений, процесс активного восприятия должен быть импровизационным.
Задачи активного слушания:
- овладение навыками активного слушания и восприятия различных произведений классического репертуара;
- развитие творческого воображения, реализуемого в разных видах непосредственной музыкальной и игровой деятельности;
- проявление самостоятельности в выборе средств и самоконтроля при самовыражении в музыке (музыкальные движения, импровизационная музыкальная игра, музицирование на детских шумовых инструментах, творческое изображение);
- свободное владение устной описательной речью, с целью выразить свои впечатления, эмоции и чувства, связанные с тем или иным музыкальным произведением;
- создание мотивации и предпосылок к учебной деятельности (ознакомление с творчеством различных музыкантов-исполнителей, музыкальными инструментами, биографией композиторов, первичный анализ музыки, элементы нотной грамоты);
- развитие творческого самовыражения.
Методы:
- проблемный (поисковый) метод, в результате чего ребёнок начинает сам чувствовать потребность в получении новых знаний, начинает думать и находить пути решения поставленных перед ним задач. Ребёнок должен «сделать открытие»;
- экспериментальный метод. Главным образом это поиски различного звукоизвлечения, создание шумовых инструментов своими руками;
- практический метод (музицирование, пение, танец, игра);
- словесный метод (беседа, монолог, рассуждение) художественное слово;
- активная совместная деятельность с детьми
Использованные технологии:
- фонотека классических произведений;
- средства мультимедиа (портреты, репродукции, видео, мультфильмы);
- наличие детских шумовых инструментов;
- изобилие игровых и сказочных сюжетов, эмоциональный, доброжелательный подход к детям.
Форма: сочинение сказки, представление образа. Озвучивание хлопками и притопами, элементарными шумовыми предметами и музыкальными инструментами.
Виды деятельности по активному слушанию музыки:
- Визуализация музыкальных образов
(делаем музыку зримой).
Этот прием подразумевает использование в процессе слушания музыки различных вспомогательных материалов, соответствующих образному содержанию музыкального произведения. Ими могут быть иллюстрации, видеоролики, игрушки и прочие атрибуты.
Визуальная картинка
Один из самых активных каналов восприятия информации у многих людей — это зрение. Поэтому использование визуальной картинки — ещё один способ слушать музыку, чтобы было интересно и ребенку и взрослому.
-Практика: показ иллюстраций к различным мелодиям.
2.Метод «пластического интонирования»- выражение музыки в жесте, один из методов активного слушания, воспитывающий музыкально эстетическое сознание дошкольника.
-Восходящая и нисходящая мелодия - поднимающиеся и опускающиеся руки;
Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
Часто мы наблюдаем, когда пластическое интонирование возникает у детей спонтанно (от “переизбытка” чувств)
Педагог должен побуждать детей воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.
Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают.
Поэтому лучше ограничиваться только намеками подсказками, способными помочь ребенку творить.
Такое исполнение музыки движением дает педагогу увидеть, как слышит музыку каждый ребенок, оно раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”.
(практика Пиццикатто» Делиба.)
«Пиццикато» Л.Делиба довольно часто используемое произведение в процессе активного слушания музыкальными руководителями. Каждый педагог использует свою версию для импровизации. Можно предложить детям соединять под музыку пальцы двух рук по очереди, сгибать и разгибать их соединёнными на протяжные звуки, отображая различные способы движения мелодии. Либо к пальчиковой игре добавить элементы массажа, когда пальцы будут «ходить» по собственному телу, отображая те же способы звуковедения, но хлопками обозначать акценты в конце музыкальных фраз).
3. СРАВНЕНИЕ, ИГРА В ПОИСК ОТЛИЧИЙ
(разгадываем музыку).
Данный прием направлен, прежде всего, на активизацию внутренних мыслительных процессов. Сравнивать наши юные слушатели могут не только музыкальные произведения, но и дополнительные, специально подобранные демонстрационные материалы.
Задача детей услышать изменения в музыке.
Можно сравнивать самые разные характеристики:
• громкая музыка и тихая
• высокий регистр и низкий
• мужской голос и женский
• звучание различных музыкальных инструментов и так далее
- Практика: «Мама и папа разговаривают».
Из данных музыкальных инструментов выбрать для мамы ( колокольчик) и для папы (барабан)
- Сравнить и найти отличия.
Слушание «У камелька» Чайковский, «Времена года. Зима 2 часть» Вивальди.
Камелёк – это камин, у которого зимой собиралась семья. Здесь музицировали, читали, беседовали или, как сказали бы сейчас, общались. Но иногда у камина просто сидели в размышлении, ведь известно, что огонь и вода всегда притягивают взгляд человека и побуждают к задумчивому созерцанию. Музыка этой пьесы элегичная, спокойная.
Вивальди. Вторая часть, в самом разгаре зимней радости. Эта часть необычайно популярна как самостоятельное совершенно законченное произведение, и так она часто и исполняется.
4. ОРКЕСТРОВКА. ЗВУКОВЫЕ РАСКРАСКИ
(УКРАШАЕМ МУЗЫКУ)
Оркестровка или элементарное музицирование под музыку.
Оркестровать произведение — значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Этот прием способствует выделению наиболее ярких, выразительных средств музыки: регистра, динамики, тембра, артикуляции, изобразительных моментов.
При организации активного слушания и восприятия музыки эффективен прием оркестровки музыкальных произведений, который заключается в использовании детьми шумовых музыкальных инструментов при повторном слушании музыки.
Этот прием применяется для развития творческих способностей детей и одновременно способствует приобретению навыков игры на шумовых музыкальных инструментах.
В ходе слушания музыки предлагается детям прохлопать ритмический рисунок произведения. Прием оркестровки применяется после того, как дети познакомятся с музыкальным произведением.
В последствии дети начинают активно играть на разных инструментах, экспериментируя со звуком.
Практика: «Цирковые лошадки» М.Красева. ( использовать палочки, бубенцы).
5. Образно-пластические этюды.
Цель: Ввести детей в процесс музыкального творчества средствами активного восприятия музыкального произведения путем воплощения образов с помощью образных, танцевальных движений, жестов.
Позволить детям использовать импровизацию в различных её видах
Основа этого способа в том, что музыкальное произведение — это не просто красивое сочетание звуков. Каждый композитор, когда пишет, закладывает в свое творение какую-то историю, эмоции и образы. С малышами лучше брать контрастные образы и придумывать интересный сюжет в соответствии с возрастом ребенка. Это не так просто сделать, как кажется. Нужно отпустить блоки, дать волю фантазии и воображению, но это навык, который можно постепенно нарабатывать. А вот малыши как раз очень легко включаются в такую игру.
Практика: «Гром и дождик» Т.Чудова. Изобразить испуг от раската грома и радость от дождика.
Важно знать, что время концентрированного слушания — это тоже навык, который нарабатывается.
С совсем маленькими детьми — это 20 секунд, а где-то к возрасту 5-ти лет может достигать 2-3-х минут (без остановок, но не более!
Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя».
Это производит неизгладимое впечатление на маленького слушателя, ему словно открывается дверь в иной мир, он ощущает себя посвященным в какую-то тайну, а имя этой тайны – Искусство.
Таким образом, восприятие музыки требует различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка.
Ограниченное время музыкального занятия не позволяет вести долгие беседы о музыке и продолжительное ее слушание.
Продолжением развития и активного восприятия музыки на занятиях могут быть тематические концерты, просмотр презентаций, музыкально-литературные вечера, посвящённые природным явлениям, календарным праздникам.
Активному восприятию музыку как искусства звуков способствуют разные игры со звуком: держим звук, ловим, ощущаем и т. д.Это способствует тому, что восприятие детьми музыкального произведения становится более полным, более детальным.
Для закрепления так же можно использовать и продуктивную деятельность. К ней можно приступить только тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные, двигательные впечатления. Использовать можно хлопки, шлепки и т. д.
Все вышеизложенные элементы методики активного слушания музыки дают прекрасные возможности для формирования интереса к музыкальной деятельности воспитанников и воспитания внимательного слушателя, умеющего понимать, оценивать и любить настоящее.
С помощью активного слушания музыка станет ближе и осязаемее. Это важно, ведь она – одна из форм познания мира.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль подвижных игр в формировании всестороннего развития детей дошкольного возраста
Игра является одной из основых видов деятельности. Благодаря игре ребенок развивается и получает все необходимые навыки для дальнейшего жизненного опыта. Дети любят играть, в э...
Значение мелкой моторики во всестороннем развитии детей дошкольного возраста
Данный материал полезен своим практическим опытом т.к. все методы успешно опробованы педагогами на практике и дают отличный результат....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/30/picture-250409-1367314289.jpg)
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-208438-1361380544.jpg)
Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/08/picture-1206760-1636391908.jpg)
Роль русских народных подвижных игр во всестороннем развитии детей дошкольного возраста
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/27/picture-857159-1485534868.jpg)
Статья «Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей дошкольного возраста»
С каждым годом все больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. К...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/12/picture-1477833-1726120580.jpg)
Значение подвижной игры для всестороннего развития детей дошкольного возраста с сохранным развитием, с ограниченными возможностями здоровья.
Значение подвижной игры для всестороннего развития детейдошкольного возраста с сохранным развитием, с ограниченнымивозможностями здоровья....