"Музыкально-ритмические игры в ДОУ для младших и старших дошкольников"
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая группа)

Сапегина Дина Сергеевна

В данной авторской разработке представлены музыкально-ритмические игры и игры импровизации  для младших и старших дошкольников. В них можно играть как на музыкальных занятиях так и в группе или на улице в летний период. Игры направлены на развитие мулодического и ритмического слуха, развитие мелкой и крупной моторики, обогощение словарного запаса и эмоционального интелекта, коммуникацию детей.

автор Сапегина Дина Сергеевна

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Музыкально-ритмические игры в ДОУ для младших и старших дошкольников. Авторские игры Сапегиной Дины Сергеевны, музыкального руководителя  ГБДОУ №19 Кировского района СПб

Раннее детство – уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром. Недаром говорят, что до пяти лет закладываются основы личности. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими. Этот бурный  процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего детства. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются нейронные (синаптические) связи, тем самым развивается речь. Ребёнок становится более чутким к красоте в искусстве и жизни.

Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют к развитию как художественно-эстетические , так и интеллектуальные в способности, то есть талантливый в чем-то одном ребёнок творчески проявляет себя и во многом другом .Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребёнок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, - учите его музыке.

Всем давно известно, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является – игра, и музыкальные занятия не исключение. Музыкальная деятельность малышей – это различные способы, средства познания музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Основная форма занятий – игра, которая способствует развитию воображения, фантазии речевой активности ребенка раннего возраста. Игра – это свободная деятельность, в которой важен не  столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков. Короткие фразы, мелодия находится в пределах до-соль первой октавы, что отвечает педагогическим требованиям детей раннего возраста. В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками, мягкими игрушками. Простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры способствует эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению синхронно действовать с партнером - все это являются огромным развивающим потенциалом.

Одним из основных критериев при отборе игр и игровых упражнений является необходимость в процессе игры обращать внимание на развитие у детей различных видов деятельности: двигательной, коммуникативной, речевой, познавательной. В раннем возрасте у детей формируются игровые умения, сначала собственные, затем дети начинают испытывать потребность в общении (взаимодействии). Поэтому в основе активной деятельности детей лежат игры, в которых присутствует движение, игры, развивающие двигательные умения и навыки, стимулирующие ритмичность и темп выполнения. Все игры сопровождаются стихами формирующими пассивный и активный запас детей. Звук, ритмичные сочетания музыки и слов (стихи, потешки) задают динамику активности детей. Эта особенность важна для них, т. к. ребенок в данном возрасте ведом окружающей ситуацией. Игры чаще всего коллективные, они направлены на установление контакта детей с игрушками, другими детьми, взрослыми. Действия комментируются стихами, поэтому не требуют специального объяснения движений. В основе такой деятельности лежит общение, как тактильное, так и вербальное, движение, речевая активность, визуальный контакт с игрушкой, предметом.

Я хочу поделиться с вами некоторыми играми , которые я активно использую в своей работе с детьми раннего возраста на музыкальных занятиях.

Мишки и шишки  автор Сапегина Дина

1.Для чего медведям шишки?  Показываем в одной руке подняв руку наверх

Чтобы ёлку украшать!

А ещё удобно очень                     качаемся из стороны в сторону как мишки

Лапки ими почесать.

Припев:

Вот так, вот так,                           катаем шишку между ладошек

Мы катаем шишки.

Вот так, вот так,

Мишки – шалунишки.

2. Для чего медведям шишки?  Повторяем движения 1 куплета,но если ваши

Чтобы ёлку украшать!       Дети чистые зпр без рас и у.о. можно усложнить:

А ещё удобно очень          на 1 строчку пожимаем плечиками, на 2 показыва-

Брюшко ими почесать.      Ем шишку в одной руке (или в 2 ладошках) вперед

                родителям. 3 строчка качаемся как мишки, 4кружимся как мишки.                  

Припев:

Вот так, вот так,

Мы катаем шишки.

Вот так, вот так,

Мишки – шалунишки.

3. Для чего медведям шишки?    Повторение движений 1 куплета

Чтобы ёлку украшать!

А ещё удобно очень          поворачиваемся в 1 колонну друг за другом боком к зрителю

Спинку другу почесать     ставим руку на спинку соседа впереди стоящего

Припев:

Вот так, вот так,

Мы катаем шишки.

Вот так, вот так,

Мишки – шалунишки.

Вариант замены 3 куплета или 4 куплет как окончание.

Мы украсим ёлку нашу,
Шишечки повесим в ряд.
Возле ёлочки танцуют
Много бурых медвежат
припев:
Вот так, вот так
Подарили шишки,
Нашей ёлке
Мишки шалунишки!

Распевка – игра «Мартышки и книжки»

на развитие чувства ритма, ладового  чувства с использованием музыкальных инструментов.

Цель: развивать – ритмический слух старших дошкольников.

Задачи:

  • - сохранение здоровья старших дошкольников;
  • - укрепление голосового аппарата старших дошкольников;
  • - развитие певческого дыхания;
  • - развитие артикуляции;
  • - развитие музыкального слуха;
  • - развитие вокальных навыков.

Методические рекомендации:

Песенку - распевку можно исполнять с игрой на музыкальных инструментах. На слова «вжих» ( имитация перелистывания страницы) дети могут играть «глиссандо» на металлофоне , ксилофоне или на музыкальной подвеске чаймс бар. Также перелистывание страниц можно озвучить шумовыми приемами с помощью пакета/пленки или бумаги для запекания. Можно исполнить в виде театрализации.

Две маленьких мартышки

Читать любили книжки,

Они все буквы знали

И быстро всё читали!

Вжих, вжих, вжих, вжих,

Вжих, вжих, вжих, вжих.

А зубастый крокодил,

Книжки вовсе не любил!

И читал он еле-еле

Две странички за неделю!

Вжих, вжих.

Если хочешь умным стать (быть)

Книжки должен ты читать (любить)

Вот!

Разминка – игра «Мы катаем мячик» автор Сапегина Дина

Цель:- Для закрепления лексических понятий и действий «вперед» и «назад».

Задачи:

-развивать чувство ритма,

- развивать мелкую и крупную моторику.

- формировать коммуникативные навыки

- обогощать эмоциональный интеллект детей

Методические рекомендации:

Упражнение можно выполнять сидя на полу или на стульчике, мяч держа в ладошках. Лучше брать массажные мячики «ёжики» но можно и обычные резиновые надувные.

1 куплет и припев, упражнение выполняется либо по ногам (катаем мячик) либо одной рукой по второй ладошке.

2 куплет и припев, мячик маленький мы прячем в ладошках у груди, если мяч большой надувной, прячем его за спиной.

Когда дети привыкнут к такому варианту исполнения, можно предложить катать маленький массажный мячик одной ногой вперед и назад.

Мы катаем мячик

назад, вперёд

а теперь продолжим,

но наоборот.

Припев:

Вперёд, назад, вперёд назад,

Катают мячик весело

Ладошки у ребят

Вперёд, назад, вперёд назад,

Катают мячик весело

Ладошки у ребят

 

А теперь подбросим

наш мячик вверх,

И в ладошках спрячем

Его от всех

Припев:

Летит он вверх, летит он вверх,

Потом в ладошках спрячется

Весёлый мяч от всех.

Летит он вверх, летит он вверх,

Потом в ладошках спрячется

Весёлый мяч от всех.

Музыкальная импровизация для детей от 5 лет

«Волшебная ночь новогодних игрушек»

Возможные варианты использования музыки: П.И.Чайковский «Танец пастушков», «Танец феи Драже» из балета Щелкунчик.

Д.Д.Шостакович «Танцы кукол» - «Романс» на вступление, «Вальс-шутка» - сам танец.

Автор Сапегина Д.С.

Всем конечно давно известно, что самый главный мастер новогодних игрушек – сам дедушка Мороз! В течение целого года дедушка Мороз и его помощники мастерят игрушки в подарок детям. Но, мало кто знает, что в ночь с 30 на 31 декабря дедушка Мороз дарит всем игрушкам одну волшебную ночь.   Осмотрев все игрушки последний раз, дедушка Мороз улыбнувшись, хлопает 3 раза в ладоши и игрушки начинают оживать. Довольный собой, дедушка, говорит  игрушкам – «Не шалить»! А сам уходит высыпаться перед самой трудной Новогодней ночью в году.

 Игрушки, начиная медленно двигаться, осматриваются по сторонам, с интересом разглядывая друг друга. Все их движения, по началу, кажутся неуклюжими. Еще бы, ведь так грустно целый год сидеть на полке, не шевелясь! Но постепенно, все движения игрушек становятся более плавными и легкими, они начинают кивать друг другу в знак приветствия и танцевать от радости.  И в этом танце они очень счастливы. Танец закружил каждую из игрушек, и не было ничего прекраснее для них в эту волшебную ночь. Солдаты подошли к куколкам и пригласили их потанцевать в паре. Вдоволь накружившись, они побежали парами по большому кругу. А потом, все куколки собрались в кружочек, а солдатики в свой кружочек. Куклы  стали рассказывать друг другу, о чем же они мечтали сидя на полках. Ну а солдатики,  вынашивали свой план сражения для будущих побед над мышиным королем. И вот так, незаметно прошла эта волшебная ночь, и засияли первые лучи утреннего солнца. Все игрушки , прощаясь с друг другом вернулись на свои места и застыли в своих позах, мечтая о том, что через год, дома у ребят которым их подарят, их снова сможет оживить дедушка Мороз на одну волшебную ночь, чтобы они опять закружились в танце с новыми друзьями.

Методические рекомендации.

Провести беседу с детьми по сказке «Щелкунчик». Подготовить элементы костюмов. Для мальчиков это могут быть накидки или кивер. Для девочек – бантики на обруче на голову.  Ранее разучить движения с девочками – качание на носках, кружение на носках, плавные махи руками вверх, вниз, в стороны. С мальчиками, приставной и маршевый шаг, прыжки на месте, приставной галоп и др. И движения в парах – «кружение» и шаг в парах. Важно для импровизации, объяснить детям чтобы они слушали текст и выполняли движения по тексту, и не боялись импровизировать.

Литература : 1. Белецкий С.В. Азбука музыки.

Авторские игры Сапегиной Д.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально – ритмические упражнения как средство развития представления о себе у дошкольников.

в статье раскрываются и проводится аналогия таких понятий как самооценка , представления о себе. раскрываются цели , задачи  применения музыкально - ритмических упражнений  у дошкольников. Т...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников.

Развитие творческих способностей детей на основе обучения языку движений - это принципиальное положение и  главное положение занятий с детьми. Работа нацелена  на развитие у детей, с одной с...

Музыкально – ритмические упражнения как средство развития представления о себе у дошкольников.

Применение музыкально – ритмических упражнений  в работе с детьми дошкольного возраста....

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников

     Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возраст...

18.05-22.05 младшая группа Музыкально-ритмический танец -игра "Побежали ножки"

Учимся слушать музыку и слова песни, действовать соответственно тексту. Совершенствуем основные движения. Смотреть видеоматериал ....